СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка»



Нефёдова Т.В.,

учитель начальных классов МОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

город Железногорск Курская область

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-ем классе

на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»





Тип урока:

Урок открытия новых знаний.

Авторы УМК:

Виноградова Н.Ф., Иванов С.В., Кузнецова М.И., Журова Л.Е.. Евдокимова А.О., Ефросинина Л.А. и др.

Цели урока:

Организовать исследовательскую деятельность учащихся, ввести новые понятия об именах собственных, развивать умения классифицировать, решать проблемные задачи.

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные: формировать положительное отношение к учёбе, познавательный интерес.

Метапредметные:

Регулятивные - умение определять и формулировать цель, планировать свою деятельность, проводить контроль и самоконтроль.

Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответы на проблемные вопросы, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение работать в паре, группе.

Предметные: уточнить представления об именах существительных, собственных и нарицательных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных, познакомить с понятием единичных и не единичных собственных имён существительных, с несклоняемыми собственными именами существительными

Оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал для групповой работы.

Образовательные ресурсы:

Учебник « Русский язык» 3 класс С.В.Иванов, М.И.Кузнецова и др., презентация.






Этап урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивация.

Учитель читает стихотворение (сл. 1).

–Всё ли на месте?

-Всё ли в порядке?

-Посмотрите друг на друга, пожелайте удачи в работе.

-Я надеюсь на вашу активную работу. Нарисуйте на полях солнышко или тучку в зависимости от вашего настроения.

-Девиз урока (сл.2)

Приветствие учителя. Проверяет готовность к уроку. Настраивает на предстоящую деятельность.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, выражают своё настроение, изображая на полях рабочей тетради солнышко или тучку.

Личностные: выражают положительное отношение к познавательному процессу.

Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать учителя.

Актуализация и затруднения фиксация.

-Вы нарисовали солнышко и тучку. К какой части речи относятся слова, называющие эти предметы? Вспомним, что мы знаем об этой части речи.

Блиц-опрос: (в тетради «да» или «нет» обозначать + или - )

-имя существительное - служебная часть речи?

-самостоятельная часть речи?

-обозначает предмет?

-отвечает на вопросы что делать? что сделать?

-изменяется по числам?

-может относиться к мужскому, женскому или среднему роду?

-изменяется по родам?

-одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что?

-одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто?

-все имена существительные склоняются?

-все существительные пишутся с заглавной буквы?

Как вы думаете, всё ли мы знаем об имени существительном?

Словарная работа.

(Распределять слова в два столбика.)

Загадка.

В два ряда дома стоят-

Десять, двадцать, сто подряд,

И квадратными глазами

Друг на друга глядят. (улица - записать в 1-й столбик)

-Как называется улица, на которой находится наша школа? (Курская)

-Будет ли отличаться написание этого слова от предыдущего? Почему?

-В какой столбик запишем это слово?

-Как называется место, где расположена наша улица? (город)

(Далее распределять по столбикам)

Как называется наш город? (Железногорск)

-Как вы думаете, о чём я могу спросить дальше? Где находится наш город, как называется эта территория? (страна)

-Как она называется? (Россия)

-Какой город является столицей России? Распределите последние слова в соответствующие столбики.

-Проверка (сл.3)

-Чем отличается написание слов в этих столбиках? Почему различается их написание?

-Как называются существительные 1-го столбика? 2-го столбика?

-Что вы знаете об именах существительных собственных и нарицательных?

-Можете сформулировать тему нашего урока? (сл.4)

Организует диалог с учащимися, задаёт вопросы, в ходе которых дети вспоминают сведения, полученные ранее об имени существительном.

Организует работу, которая подводит к формулировке темы урока.

Отвечают на вопросы, применяя знания, полученные ранее, выбирают правильный ответ, ставят в тетрадях + или – в зависимости от ответа.

В ходе словарной работы делят слова на две группы, объясняют причину написания слов с заглавной буквы. Формулируют тему урока.

Личностные: умение внимательно слушать, проводить самооценку.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе уже имеющихся знаний.

Познавательные: анализируют, аргументируют свою точку зрения

Коммуникативные: умение вести диалог, быстро отвечать на вопросы учителя, умение ясно и чётко излагать свои мысли.

Место и причина затруднения.

Работа с пословицей (сл.5)

-Соберите пословицу, объясните её смысл.

Проверка (сл. 5)

-Какое слово записано с заглавной буквы? Почему?

-Как вы думаете, это слово обозначает единичный предмет или не единичный?

-Как вы это понимаете?

-Достаточно вам знаний об именах собственных, чтобы ответить на этот вопрос?

-Какую цель поставим сегодня?

Организует диалог, в ходе которого подводит к постановке задач.

Собирают пословицу, объясняют её смысл, в ходе диалога выясняют причину затруднения и формулируют цели.

Личностные: стремление познавать новое.

Регулятивные: постановка учебных задач

Познавательные: стремление решать проблемные задачи

Коммуникативные: умение вести диалог, высказывать своё мнение.

Проекта выхода.

Реализация проекта.

Повторение правил работы в группах (сл.6)

Класс разбивается на три группы. Каждой группе выдаются карточки с заданиями.

1 группа.

Поставить имена существительные в множественное число (если можно), разбить на группы:

Курск-

подарок-

книга-

А.С.Пушкин-

Волга-

Конфета-

2 группа.

Просклонять существительные:

Москва Тбилиси

3 группа.

Определить род имён существительных собственных:

Краснодар

Осло (город)

Волга

Россия

Миссисипи (река)

Каждой группе сделать выводы.

Проверка работы групп.

-Что узнали?

-Какие выводы сделали?

-Какие тайны языка открыли?

Выводы каждой группы (сл.7)

Сравнение с выводами учебника.

Дополнить ответы учащихся информацией на слайде (сл 8).

.



Организация работы в группах, постановка задач, оказание помощи группам (если требуется). Направляет на постановку правильных выводов, дополняет ответы учащихся.

Вспоминают правила работы в группах, обсуждают, делают выводы в ходе работы. Сравнивают с выводами учебника, открывают тайны языка.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: умение планировать свою деятельность, следовать этому плану, умение предлагать решения проблемы.

Познавательные: выбор и поиск правильных способов решения проблемы, умение выделять необходимую информацию, классифицировать, сравнивать, анализировать, строить рассуждения, делать выводы.

Коммуникативные: проявлять умение работать в группе, слушать других, уважать их мнение, высказывать своё, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Первичное закрепление.

Работа по учебнику.

(Работа у доски с комментированием)

Выписать, распределяя в три столбика собственные имена существительные, обозначающие фамилии людей, названия рек, названия городов (по два слова в каждый столбик).

-Можно ли поставить слова в множественное число?

-Единичные или не единичные предметы они обозначают?

Организует коллективную работу, уточняет правило.

Читают текст упражнения, находят слова, выписывают их на доске и в тетрадях, объясняют, делают вывод.

Личностные: готовность к сотрудничеству.

Регулятивные: формирование установки на поиск нужной информации.

Познавательные: поиск необходимой информации, обсуждение правильности выбора

Коммуникативные: умение слушать установку учителя, ответы своих товарищей.

Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения 2 из учебника.

Работа в парах.

-Выписать выделенные имена существительные, определить род. Проверка работы.

Разъясняет задание, организует работу в парах, обеспечивает контроль над выполнением задания, проверяет правильность выполненной работы.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют в паре задание по образцу.

Личностные: проявлять внимание, понимать необходимость сотрудничества с одноклассниками, стремиться к взаимопониманию.

Регулятивные: умение планировать свою деятельность и оценивать результат своей работы.

Познавательные: умение применять полученные знания.

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству, оказанию помощи.


Включение в систему знаний.

На слайде дана запись (сл. 9)

-Что надо сделать, чтобы фраза стала понятной?

-Какие имена собственные встретились?

Какие предметы- единичные или не единичные называют имена собственные?

-Какие известные вам орфограммы есть в словах этого предложения?

Запись предложения под диктовку.

Взаимопроверка работы, сравнение с образцом (сл. 9)

Организует диалог, повторяет с учащимися то, что было изучено ранее, диктует фразу, организует проверку.

Отвечают на вопросы учителя, пишут фразу под диктовку, выполняют проверку, сверяя с образцом на слайде.

Личностные: понимание необходимости сотрудничества с учителем.

Регулятивные: контроль в форме сравнения выполненного действия с образцом.

Познавательные: умение применять полученные действия на практике, понимание необходимости товарищеского сотрудничества.

Коммуникативные: умение слушать, вступать в диалог.

Рефлексия

На слайде фразы, которые надо завершить (сл.10)

Учитель читает каждую фразу, дети завершают.

-Если урок понравился - дорисуйте у солнышка лучики, если не всё получалось - солнышко прячется за тучкой. (сл.11)

Спасибо за урок! (Сл.12)

Учитель читает начало каждой фразы на слайде, обеспечивает положительный настрой от урока.

Дети заканчивают фразы, начатые учителем.

Оценивают собственную деятельность, причины неудач, высказываются о своих впечатлениях от урока.

Личностные: умение оценивать собственную деятельность, причины неудач.

Регулятивные: оценка качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями, умение осуществлять итоговый контроль.

Коммуникативные: умение строить продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками.




Приложение



Слайд 1





Слайд 2








Слайд 3






Слайд 4











Слайд 5







Слайд 6








Слайд 7







Слайд 8







Слайд 9








Слайд 10








Слайд 11






Слайд12







Слайд 13