Тема | Значение и употребление имён прилагательных в речи |
Цель: | Познакомить с именем прилагательным и его ролью в речи. |
Задачи: | Обучающие: систематизировать знания учащихся об имени прилагательном; Развивающие: развивать каллиграфические навыки; прививать основы орфографической грамотности; развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род и число, умение формулировать вопросы к заданию, умение анализировать, развивать устную речь учащихся, развивать навыки самооценки; Воспитательные: способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья; формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни; воспитание сознательного отношения к учёбе и интереса к изучению русского языка, доброжелательности, воспитывать уважение к одноклассникам, воспитывать волевые качества (терпение, умение выполнить работу до конца). |
Формируемые УУД | Личностные: проявлять интерес к изучаемому материалу по русскому языку; определять правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); развитие навыков сотрудничества; Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; учиться работать по предложенному плану, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным, извлекать информацию, представленную в разных формах, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему, пользоваться словарями, осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы. |
Основные понятия | Имя прилагательное, часть речи, постоянные признаки, непостоянные признаки имени прилагательного, безударные гласные в окончаниях имён прилагательных, антонимы, синонимы |
Ресурсы: - основные - дополнительные | Русский язык. Учебник для 3 класса 2 часть. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Дидактический материал. Интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах и группах. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I. Самоопределение к деятельности. Цели: - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; | Настраиваются на урок. Предлагают свои окончания предложенной учителем фразы: -я сам определяю тему, - я сам ставлю цель урока, - я сам выполняю задания, - я сам проверяю и оцениваю выполненную работу и др. | Мотивирует, нацеливает учащихся на урок: - Девизом сегодняшнего урока станет фраза: «Я сам…», Дополните начало этой фразы, что каждый из вас сможет сделать на уроке. | | | Понимать учебную задачу и активно включаться в деятельность; (Регулятивные УУД) |
II. Актуализация знаний Зарядка для ума | Повторение морфологических признаков имени прилагательного. | На листочках напечатаны понятия, касающиеся различных частей речи. Необходимо выбрать только те морфологические и синтаксические признаки, которые соответствуют имени прилагательному. Ученики работают в парах, выбирают нужное, составляют визитную карточку | Зарядка для ума Сформулируйте задание… Найдите лишнее слово по определённым признакам. Аргументируйте свой ответ. | Умение находить прилагательные среди других частей речи. Умение выделять признаки имени прилагательного | Уметь находить нужную информацию. (Познавательные УУД) Уметь проводить сравнение, классификации Наблюдать, делать выводы осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно- следственные связи, строить рассуждения (Познавательные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, (Коммуникативные УУД). |
III Формулирование темы урока, постановка цели, определение критерий оценивания. Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели , задач урока учащимися, познакомить с критериями оценивания и предполагаемым результатом урока. | Формулируют тему, определяют цель урока, ставят задачи, выделяют ключевые слова темы «Имя прилагательное» | Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю нашу речь, Меня вам надо знать, беречь! Слова какой части речи украшают нашу речь? Сформулируйте тему урока. | Что объединяет все слова в зарядке для ума. Сформулируйте тему урока, опираясь на свои наблюдения. Тема нашего урока «Значение и употребление имён прилагательных в речи» Исходя из формулировки темы какая будет главная цель урока? - Назовите ключевые слова темы. Ключевые слова: Имя прилагательное Часть речи Какая? Какое? Какой? Признак предмета Род: мужской, женский, средний Число: единственное, множественное ( | | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
IV. Минутка чистописания Цель: объяснить правильное написание соединений букв. | Вспоминают , что такое имя прилагательное. Прописывают соединения букв Решают учебную ситуацию со словом «столовая», высказывают свои предположения, доказывают свою точку зрения. Проверяют написание соединений по образцу, делают самооценку. | Организует минутку чистописания. Объясняет правописание элементов букв, соединение букв. Диктует слова (разные части речи). Создаёт проблемную ситуацию со словом «столовая», т.к. оно может быть как именем существительным, так и именем прилагательным. Организует проверку, самопроверку. Учитель следит за положением тетради при письме и осанке учащихся (на протяжении всего урока) | Пропишите, пожалуйста, соединения букв. Я буду называть слова – разные части речи. Если вы услышите имя прилагательное, то прописываете в тетради соединение - Вспомните, что такое имя прилагательное Проверьте написанные соединения по образцу. Какое слово вызвало затруднение, вопрос? Выполните самооценку . Оцените свою работу. | Умение правильно писать буквы, соединение букв Умение находить прилагательные среди других частей речи. | Преобразование информации из одной формы в другую (Познавательные УУД Определение степени успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев (Регулятивные УУД). Высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, (Коммуникативные УУД |
V. Работа по теме урока Цель: развитие умения писать по памяти VI. Физминутка | Индивидуальная работа Самостоятельная работа учащихся – письмо по памяти. Делают самооценку Работа с учебником. Учащиеся выполняют физминутку. | Организует парную работу над словом «лестный» по плану. Организует самопроверку. Упр. 109 (с. 64). — Прочитайте стихотворение. О чём в нём идёт речь? — Какой вы представили берёзу? — В какое время года автор описывает берёзу? — Какую роль выполняют имена прилагательные? — Подготовьтесь к письму по памяти. — Прочитайте ниже сведения о языке. — Что обозначают имена прилагательные? (Признаки предметов.) — На какие вопросы отвечают имена прилагательные? — С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении? — Приведите примеры. Игра «Узнай» • Серый, хищный, жадный... • Рыжая, хищная, ловкая... • Косой, слабый, трусливый... • Большой, косолапый... • Солнечный, весёлый... • Ясная, холодная... • Серая, хмурая... — Что обозначают слова, благодаря которым вы догадались, о ком или о чём идёт речь? — Какой частью речи они являются? — С какой целью употребляются в речи имена прилагательные? «Какой? Какая? И какое?», Дружно хором повторяем. Мы вопросы эти знаем. И на них мы отвечаем: «Какой?» - классный наш урок, «Какая?» - классная доска, «Какое?» - классное настроение У меня, и у тебя. Прилагательные знаем, Хором дружно повторяем: «Не забудем никогда Эти классные слова! Гимнастика для глаз. Прикрыли глаза и мысленно сказали: “Я внимательный, сосредоточенный и сообразительный, я уверенный в себе”. Гм | Письмо по памяти. Самопроверка. Нахождение прилагательных в тексте. Работа по учебнику. Учащиеся отвечают на вопросы. Фронтальная работа. Осуществляют профилактику утомления. Гимнастику для глаз | Умение находить прилагательные по признакам. Умение писать по памяти. | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД) Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
VII. Повторение и закрепление изученного материала Цели: - Систематизировать, обобщить знания и умения по теме. | Самостоятельная работа. Самопроверка. Учащиеся объясняют свой ответ и доказывают свою точку зрения. | Упр. 110 (с. 64-65). (Самостоятельное выполнение. Проверка.) — Прочитайте, что у вас получилось. — К какой части речи относятся слова, которые вы вставили? — Как изменился текст с именами прилагательными? — Какую роль выполняют имена прилагательные? (Делают речь более полной, точной, яркой, красочной.) Упр. 111 (с. 65). — Прочитайте слова. К какой части речи они относятся? Докажите. — Выполните письменные задания к упражнению. — Прочитайте словосочетания. — Назовите окончания имён прилагательных. | - Какова роль имён прилагательных в речи? 2) Соедини имя прилагательное с подходящим по смыслу именем существительным. Выполни самопроверку: Как изменяются имена прилагательные в единственном числе? (По родам) В табличке раскрасьте вопрос и окончания женского рода красным цветом, мужского- синим, среднего- зелёным. Проверим на интерактивной доске: Выполните самопроверку Группой представьте схему по теме «Имя прилагательное как часть речи» | Умение находить имена прилагательные по признакам. Умение определять постоянные и непостоянные признаки имени прилагательного. | Умение чувствовать красоту и выразительность речи (Личностные УУД). Уметь работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД). Учиться перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Познавательные УУД) Способность к самооценке (Личностные УУД). |