- содействовать усвоению знаний обучающихся о порядке расположения букв в алфавите;
- развивать познавательные процессы – память, внимание, мышление, воображение, речь;
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Методы обучения, КРР |
1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Упражнение на развитие внимания Дыхательная гимнастика | Приветствует обучающихся, организует их к учебной деятельности. - Здравствуйте ребята, меня зовут Виктория Анатольевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Начинает урок с ввода в занятие сказочного героя. - У нас с вами необычный урок. К нам пришёл гость, но чтобы узнать, кто это, предлагаю вам отгадать загадку. Жил в коморке с папой Карло, Знал о жизни очень мало. Всюду нос совал он длинный, Кто же это? - Верно! И сегодня нашим гостем на уроке будет Буратино! - РРебята, Буратино приготовил для вас игру. Посмотрите внимательно на доску и назовите только те предметы, которые начинаются на букву «А», отвечаем только по поднятой руке. (солнце, собака, арбуз, кошка, аист, автобус). - Ребята, вы отлично справились с заданием! - Чтобы на уроке мы работали активно, Буратино предлагает вместе выполнить дыхательную гимнастику. Упражнение «Вырасти большой» Нужно вдохнуть воздух и на выдохе произнести «а-а-а-х». На выдохе произнести «у-у-у-х»! Смотрите на меня, повторяйте со мной! (Повторить 4-5 раз) - Ребята, вы отлично справились с заданием. | Приветствуют учителя. Принимают установку учителя. Отгадывают загадку. - Буратино Выполняют упражнение на развитие внимания. - арбуз, аист, автобус Слушают учителя. Выполняют дыхательную гимнастику. | Л1- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к урокам обучения грамоте Р1 - принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; | Формирование положительного отношения к деятельности Художественное слово Наглядный метод Игровой метод Упражнение (на развитие внимания) Упражнение (дыхательная гимнастика) |
2. Актуализация опорных знаний (умений) Артикуляционная гимнастика Пальчиковая гимнастика | Организует выполнение артикуляционной гимнастики Перед началом нашей работы, предлагаю сделать нам вместе с Буратино артикуляционную гимнастику: 1. Сложите губы в «трубочку», вытянув их вперед. Широко улыбнитесь и держите такое положение несколько секунд, а затем снова округлите губы в «трубочку». Выполняйте упражнение 5 раз. 2. Как можно сильнее втяните щеки на 15 секунд, затем сразу надуйте их на 15 секунд. Выполняйте упражнение 5 раз. 3. «Непослушный язычок» Улыбнуться, слегка покусывая кончик широкого языка. Организует актуализацию знаний. - На какие 2 группы делятся буквы? - Какие буквы называют гласными? - Как мы их произносим? - А какие буквы называют согласными? - Правильно! - Буратино предлагает вам выполнить задание на карточке. Послушайте внимательно, что нужно сделать. У вас на карточке написаны буквы, ваша задача обвести красным карандашом букву, если она гласная, и синим карандашом – если согласная. Если задание вам понятно, можете приступать к работе. Проводит пальчиковую гимнастику. - Ребята, перед тем, как мы с вами выполним минутку чистописания Буратино предлагает нам выполнить вместе с ним пальчиковую гимнастику. Пальчик к пальчику приходит Друга он себе находит Будут пальчики дружить В гости часто приходить Повторяет 2 -3 раза. Организует минутку чистописания. - Сегодня на уроке мы пропишем с вами букву А большую и маленькую в чередовании. Откройте свои рабочие тетради, запишите число и классную работу. Начинаем писать с новой строки большую и маленькую буку А, как показано на доске. - Молодцы! Вы отлично справились с выполнением минутки чистописания. | Слушают объяснения учителя. Выполняют артикуляционные упражнения вместе с учителем. Отвечают на вопросы учителя: - Согласные и гласные - Это те буквы, которые можно петь и голос не встречает преграды. - Они голосовые, голос льется свободно, их можно петь, голос не встречает преграды. - Это буквы, которые встречают преграду при произношении. (губы, зубы, язык) Слушают объяснение учителя. Выполняют задание на карточке. Выполняют минутку чистописания. | К1 - выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли) РУУД: Принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя РУУД: Целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу | Упражнение (артикуляционная гимнастика) Повторение Практический метод Упражнение (пальчиковая гимнастика) Объяснение Пояснение |
3.Организация познавательной деятельности. 3.1. Целеполагание | Подводит к теме урока. - Ребята, чтобы узнать тему нашего урока Буратино предлагает вам отгадать загадку. Буквы – значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд, Каждый в условленном месте стоит И называется он … - Кто догадался, какая наша тема урока? - Ребята, а что вы хотели бы узнать на уроке об алфавите? - С чем мы сегодня познакомимся? Чему научимся? | - Алфавит - Тема урока: «Алфавит» Высказывают свои предположения. | К1 - выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения | Художественное слово Подводящий диалог |
3.2. Открытие нового знания Физминутка для глаз | Организует работу по теме урока. - Ребята, Буратино очень интересно узнать, что такое «алфавит»? - Откройте учебники на с. 52, посмотрите на правило, которое предлагает нам Совушка: Алфавит – это все буквы русского алфавита, расположенные в определённом порядке. Каждая буква в алфавите имеет своё строго определённое место и своё название. - Сколько всего букв в русском языке? - Сколько гласных букв? - А сколько согласных? - Сколько букв не обозначают звука? - Назовите эти буквы. - Кто знает, как образовалось это слово алфавит? - Слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Оно образовано от названий первых двух букв греческой азбуки: «альфа» и «вита». - А, кто может назвать все буквы в алфавитном порядке? Давайте повторим. - Буратино интересуется, а что же такое «азбука»? Слова «азбука» и «алфавит» обозначают одно и то же. Слово «азбука» пришло к нам из старославянского языка. Оно образовано от названий первых двух букв старославянского алфавита: «аз» и «буки». Проводит гимнастику для глаз. - Ваши глазки устали и Буратино предлагает нам выполнить физминутку для глаз. Сядьте ровно, выполняя упражнения для глаз, только головой не крутим. Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза) Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (Продолжают стоять с закрытыми глазами) А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост) Нарисуем букву «О», получается легко (Глазами рисуют букву «О») Вверх поднимем, глянем вниз (Глаза поднимают вверх, опускают вниз) Вправо, влево повернем (Глазами двигают вправо-влево) Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх-вниз) | Высказывают свои предположения. Слушают учителя. - 33 - 10 - 21 - 2 - ъ, ь - Не знаем Слушают объяснение учителя. Вместе с учителем повторяют алфавит. Высказывают свои предположения. Слушают объяснения учителя. Выполняют физминутку для глаз. | РУУД: Принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя РУУД: Целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; ЛУУД: Интереса к языковой и речевой деятельности; | Словесный метод (беседа) Работа с учебником Словесный метод (беседа) Рассказ Повторение Рассказ Упражнение (гимнастика для глаз) |
3.3. Первичное закрепление Физминутка | Проводит игру «Да – Нет». - Ребята, Буратино предлагает вам поиграть в игру «Да – нет». Я буду называть утверждения – если оно верное, то вы хлопаете и говорите «да», а если неверное – топаете и говорите «нет». 1. Я – первая буква в алфавите. 2. В русском алфавите 35 букв. 3. В русском алфавите 21 букв, обозначающих согласные звуки. 4. В русском алфавите 3 буквы не имеют звука. 5. В русском алфавите 10 букв, обозначающих гласные звуки. 6. Алфавит – это буквы, расположенные в определенном порядке. - Буратино устал и предлагает вам вместе с ним выполнить физминутку. Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись) Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. (наклоны – раз, два, три) Руки в сторону развел, (развели руки в стороны) Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. (встали на носочки) | Слушают объяснения учителя. - Нет (топают) - Нет (топают) - Да (хлопают) - Нет (топают) - Да (хлопают) - Да (хлопают) Выполняют физминутку. | РУУД: Принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя РУУД: Целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; ЛУУД: Интереса к языковой и речевой деятельности; | Объяснение Игровой метод Упражнение |
3.4. Самостоятельная работа | Организует выполнение упражнения на коррекцию оптической дисграфии. -У Буратино есть еще одно упражнение для вас. -У вас на столах лежат карточки, посмотрите на них внимательно, вам нужно обвести (прописать) буквы по пунктиру и назвать их. Организует самостоятельную работу детей в паре. - Теперь Буратино предлагает вам поработать самостоятельно в паре. У вас на парте лежит карточка с заданием. Вам необходимо вставить пропущенные буквы согласно порядку алфавита. Если задание вам понятно, можете приступать к его выполнению. - Сколько букв пропущено? - Какие буквы были пропущены? - Проверьте правильно ли вы вставили буквы. | Слушают объяснение учителя. Выполняют задания на карточках Выполняют задание на карточке самостоятельно в парах. - 10 - б,г,е,ж,и,к,м,о,р,т Сверяют свои ответы с эталоном учителя. | РУУД: Целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; | Объяснение Самостоятельная работа Работа в парах Педагогическая оценка |
3.5. Повторение и включение в систему знаний | Организует повторение - Ребята, предлагаю вам напомнить Буратино тему нашего урока, кто помнит? - Что такое алфавит? - Сколько букв в русском алфавите? - Давайте ещё раз вспомним и проговорим весь алфавит. | - Азбука - Буквы, которые стоят в определённом порядке. - 33 буквы Проговаривают алфавит. | КУУД: Задавать вопросы, отвечать на вопросы других; ЛУУД: Интереса к языковой и речевой деятельности; | Объяснение Практическая работа Обобщающая беседа |
4. Рефлексия учебной деятельности | Организует подведение итогов и оценку деятельности обучающихся на уроке с использованием «Совушек». - Предлагаю оценить свою работу с помощью закладок - совушек. Если вы активно работали на уроке и вам было все понятно, поднимите красную совушку, если были затруднения – фиолетовую. - Спасибо за урок! До свидания! | Оценивают свою деятельность на уроке. Прощаются с учителем. | РУУД: Целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; | Самооценка |