- образовательные: формировать определения однокоренных слов и корня слов, подбирать примеры однокоренных слов;
- развивающие: развивать речь; развивать внимание и мышление, развивать коммуникативные умения;
- воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка.
* познавательные (П): осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме (П1); строить несложные рассуждения (П2); делать выводы, формулировать их (П3).
* регулятивные (Р): планировать свои действия (Р1); работать в соответствие с планом (Р2); принимать и сохранять учебную задачу (Р3).
* коммуникативные (К): формировать умение работать в парах(К1); аргументировано доказывать своё мнение(К2).
- личностные (Л): формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу(Л1); способствовать к оценке своей учебной деятельности(Л2).
Структура занятия | Этапы | Образовательная задача этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ФОУД | ПР |
Актуализация знаний. | Подготовка обуч-ся к учебной деятельности на уроке. | Повторить материал, необходимый для «ОНЗ». | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Ангелина Сергеевна и сегодня урок русского языка проведу у вас я. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я хочу, чтобы такое настроение у вас оставалось на протяжении всего урока. - Садитесь на свои места, ребята. Проверьте, всё ли у вас лежит на партах? - Ребята, мы с вами уже изучили несколько тем русского языка, давайте их повторим. -Предлагаю вам поиграть в игру «Узнай меня». - Я называю слова-подсказки, а вы отгадываете, о чем идёт речь. - Из чего состоит текст? - А из чего состоят предложения? - Слова состоят из…. - Звуки бывают… Ребята, какие вы все молодцы! 1. Минутка чистописания - Наш урок мы начнём с минутки чистописания. Но для начала запишем число и классная работа. (Запись есть на доске) - Предлагаю вам записать фразеологизм: ушки на макушке. - А как вы понимаете значение фразеологизма? - Для того, чтобы урок прошел не зря, предлагаю вам всем сегодня держать ушки на макушке. 2. Словарно-орфографическая работа - Ребята, давайте вспомним, как правильно писать некоторые словарные слова. Слова: автобус, алфавит, ворона, бассейн, столица. - А теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверим написание слов. (Открыт слайд с правильно написанными словами). | Приветствуют. - Из предложений. - Из слов, словосочетаний. - Букв, слогов, звуков, частей. - Гласные и согласные. Пишут фразеологизм. - Быть внимательным и готовым. Меняются, проверяют. | Ф | Л2 |
Открытие новых знаний. | Мотивационный этап. | Показать необходимость/значимость изучения материала. | -Ребята, послушайте пословицу и скажите, как вы её понимаете?): «Знания собираются по капельке. - Правильно, каждый день вы узнаете что-то новое, и ваши знания по капельке собираются в огромное море знаний. | Ответы детей. | Ф | Л1 |
Постановка учебной задачи. | Сформулировать тему урока, поставить цель, спланировать деятельность. | - Чтобы продолжить наш урок, нам нужно разгадать ребус. Работаете в группах по 4 человека. Как будете готовы покажите знак группы. - Отлично, а у чего есть корень? - Да, правильно, давайте откроем страницу учебника 74. -Так какая тема нашего урока? - А какую цель урока мы поставим? - Отлично, мы идем дальше, давайте составим план урока. - Для того, чтобы нам с вами ничего не забыть, я предлагаю вам составить план нашей работы. Вам нужно расставить этапы в правильной последовательности. У вас на столе лежит карточка под номером 1. Переверните ее. Запишите в таблицу этапы нашего урока. Работаете в парах, как будете готовы покажите знак готовности. - Что мы уже сделали? 1. Минутка чистописания. 2. Словарная работа. 3. Открытие темы. 4. Изучение правила. 5. Выполнение упражнений. 6. Подведение итогов. - К чему сейчас тогда с вами перейдем? - Зачем нам нужен план урока? | - Корень - У зуба, дерева, слова. - Корень слова. - Минутку чистописания. - Словарную работу. - К открытию темы. | Г П | К2 Пр1 Р1 К2 |
Учебное действие. | Познакомить с существенными признаками изучаемого понятия. | 3. Открытие темы. 5. Выполнение упражнения -Чтобы было легче понять давайте представим дерево с корнями. Например, корень у дерева лес. Дерево выросло и от общего корня появились слова: Так много слов и все они появились от одного слова «лес». - Ребята, эти слова какие? -Молодцы! -Итак, у вас уже открыта страница 74, давайте выполним упражнение 130. -Давайте прочитаем задание, которое дает нам автор учебника. - Найдите однокоренные слова, выпишите их и выделите в них корень. - Отлично, Маша, выйди к доске, а вы записываете у себя в тетради. -Итак, так где здесь однокоренные слова? -Спасибо, Маша, садись. - Ребята, попробуйте сами сформулировать правило, что такое однокоренные слова. -Молодцы, давайте обратим внимание на правило, которое написано на странице 74. - Однокоренные слова- это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением. -Как нам пригодится данное правило? | -Однокоренные. -Корень слов «осин». Однокоренные слова: осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики. -Ответы детей. -Изучение правила и выполнение упражнений. | | Р 2 Пр1 Р3 П3 |
Применение знаний. | Действия контроля. | Выявить уровень первичного усвоения учебного материала. | 4. Изучение правила. -Хорошо, чтоб лучше понять, что же все таки такое корень слова, обратим внимание на упражнение 131. -Давайте прочитаем задание. Найдите однокоренные слова, выпишите и выделите в них корень. - Саша, Даша, выйдите к доске, Саша работает с первым и вторым предложением, Даша, с третьим и четвертым предложением. А вы записываете у себя в тетрадях. - Саша, так где здесь однокоренные слова? - Выдели корень. -Хорошо, спасибо, присаживайся. -Даша, а где в твоих предложениях однокоренные слова? -Хорошо, выдели в них корень. - Молодец, присаживайся. -Ребята, мы с вами уже выполнили целых два упражнения, так что же такое корень слова? -Молодцы, давайте посмотрим на значок «сова» и прочитаем правило, которое дает нам автор учебника. - Корень слова - это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. -Вижу вы немного устали. Давайте проведем физ.минутку. Встаем. -Мы устали чуточку отдохнем минуточку, поворот, наклон, прыжок, улыбнись давай, дружок. И еще попрыгай, раз, два, три на соседа посмотри. Руки верх и тут же вниз и за парту вновь садись. | Работают у доски, в тетрадях. -Лес, лесок. Корень «лес». -Лес, лесник, лесистые. - Корень «лес». Ответы детей. Встают на физминутку. | | Р2 П3 |
Действие самоконтроля. | Развивать способности к оценочным действиям. | - Ребята, чтобы еще лучше разобраться в этой теме, я предлагаю взять на ваших столах карточки. Посмотрите под каждым деревом написан корень слова, а снизу даны слова, вам нужно подобрать такие слова, которые подходили бы к корню слов. Берете один листик, думаете куда он подходит и прикладываете к дереву. -Это задание выполните со своим соседом по парте, но Маша пойдет и сядет за мой компьютер, решит это задание на образовательной программе ленинг эпс https://learningapps.org/display?v=pbcrtkx0n21 А потом мы все вместе проверим и ее и вас, проверка ваших работ будет по рядам. Время выполнения 2 минуты. - Хорошо, ребята, заканчиваем. Итак, первый ряд какие слова подходят к корню «лес»? - Хорошо, ребята, заканчиваем. Итак, первый ряд какие слова подходят к корню «лес»? - Отлично, а кто из вас объяснит лексическое значение этих слов? - Молодцы, второй ряд, какие листики вы приложили к корню «ход»? -Отлично, составьте с этими словами словосочетание. - Озвучьте, что у вас получилось. - Молодцы! Третий ряд, какие слова вы подобрали к корню «стар»? -Хорошо, а какой части речи относятся эти слова? -Молодцы! | -Лес, лесок, лесочек. Отвечают. - Поход, ходить, ходячий. Составляют словосочетание. - Старик, старый, старушка. - Старик-сущ., старый-прил., старушка-сущ. | П И | Пр1 К2 |
Подведение итогов. | Действия оценки. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обуч-ся. | 6. Подведение итогов. - Ребята, а как вы считаете достигли мы сегодня цель нашего урока? - А где пригодятся нам эти знания? - Какая тема урока сегодня была? - Что такое корень слова? | Ответы детей. | Ф | Р2 |
Рефлексия. | Действия самооценки. | Формировать умение оценивать результаты своей деятельности. | - Ребята, какие вы сегодня все молодцы, мне было с вами очень приятно. - У вас на столе лежит светофор. Если сегодня у вас все получилось и вы готовы идти дальше, то положите пальчик на зеленый цвет. Если пока затрудняетесь, то на желтый. Если были сегодня ошибки, вы плохо поняли тему, то на красный. - Ребята, я тоже положу палец на зеленый цвет, мне было с вами очень приятно! До свидания! | | Ф | Л2 |
ФОУД (формы организации учебной деятельности: И - индивидуальная, Г- групповая, П - работа в паре, Ф - фронтальная).