- продолжить формирование регулятивных универсальных учебных действий: прогнозирования, целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, коррекции и самооценки;
- продолжить формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирование и аргументация собственного мнения, умение вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;
- продолжить формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, осуществления операций анализа, классификации, построения умозаключения и логического рассуждения, включающего установление причинно-следственных связей;
- поддерживать устойчивый познавательный интерес к предмету, осознание эстетической ценности русского языка;
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Оргмомент | Эмоциональный вход в урок: Добрый день, ребята! Я очень рада встретиться с вами на этом уроке. Чтобы этот день прошёл для нас всех счастливо, давайте улыбнёмся друг другу, ведь улыбка – прекрасный способ поднять настроение и сделать этот мир чуточку лучше! | - записывают в тетрадях число, классная работа; |
Актуализация знаний | Для начала давайте проведем небольшую разминку: на слайде вы видите предложения, слова в которых перепутались и теперь не могут найти свои места. Вам нужно помочь этим предложениям собраться снова. Просыпается, весной, природа весной просыпается природа Юга, возвращаются, с, птицы с юга возвращаются птицы Время, нравится, года, всем, это всем нравится это время года | - включаются в учебную деятельность; |
Мотивационный этап | Вы отлично справились с этой задачей. А теперь попробуем составить предложения из других слов: Длинный, далёкий, поля, деревья, ты, красивый, много Высоко, дорога, небо, синий, птицы, незнакомый, школа Можно ли составить предложения только из этих слов? Почему в предыдущем случае предложения получились? Чего не хватает этой группе слов, чтобы и из них можно было составить предложение? (В предыдущих предложениях слова связывались по смыслу + основное содержание предложений заключалось в грамматической основе) | - сталкиваются с учебной проблемой; |
Целеполагание | Правильно. Грамматическая основа – «фундамент» предложения. Подумайте, может ли даже маленький домик существовать без фундамента? (Нет). Так же и в языке: без грамматической основы невозможно составить предложение, «оно не удержится без своей основы». Так как вы думаете, какова тема нашего урока? (Г.О. предложения). Какие цели вы могли бы поставить перед собой сегодня: - Вспомнить, что такое Г.О. - Как выделяется Г.О. в предложении - Как отличить Г.О. от словосочетания | - прогнозируют и формулируют цели своей учебной деятельности; |
Изучение нового материала | Вы уже знаете, что Г.О. обычно состоит из подлежащего и сказуемого и что синтаксический разбор предложения начинается именно с них. Сегодня мы вспомним, как это делать. Запишем: Красивая девочка поливает цветы в палисаднике. Является ли написанное предложением? (Да, потому что слова связаны друг с другом по смыслу и грамматически). Докажем это, выделив члены предложения. Теперь попробуем изменить предложение, не добавляя новых слов: Красивая девочка поливают цветы в палисаднике. Слова остались теми же, но то же ли это предложение? И является ли оно теперь предложением? (Нет, потому что между подлежащим и сказуемым нарушена связь, девочка – ед.ч, поливают – мн.ч.). Это значит, что Г.О. – это не просто подлежащее и сказуемое, стоящие рядом, а такие, которые связаны м/д собой грамматической связью. Теперь попробуем записать иначе: Красивой девочке поливает цветы в палисаднике Скажите, что изменилось теперь? (Им.п. Д.п. у сущ.). Можно ли считать «девочке поливает» Г.О.? (Нет, т.к. м/д ними нарушена связь) Давайте подумаем, может ли вообще существительное не в Им.п. быть подлежащим? (Нет, т.к. подлежащее и сказуемое, образующие Г.О. равноправны. Но стоит нам поставить существительное в другой падеж, как сказуемое «тянется им управлять» и «делает существительное зависимым». Поэтому подлежащее всегда стоит только в Им.п.) Особенно это заметно в предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены сущ. Например Алексей – талантливый врач. Лето – самое тёплое время года. Подлежащее и сказуемое здесь выражены сущ. в Им.п. Теперь давайте попробуем устно составить Г.О. на тему того, что сейчас происходит в классе: Парты стоят Матвей слушает Мел лежит Компьютер работает Учитель объясняет А теперь составим на эту же тему словосочетания: Отвечать у доски Записывать в тетрадь Слушать учителя Открыть дневник Получить пятёрку | - анализируют языковой материал; - устанавливают причинно-следственные связи; - выстраивают логическое рассуждение; |
Первичное закрепление материала | Теперь давайте потренируемся находить Г.О. в предложении. Поработаем у доски. (Об-ся работают у доски, записывают предложение под диктовку, выделяют Г.О. и второстепенные члены предложения) Русский язык – язык русской нации. Все жители нашей страны свободно владеют этим языком. Русский язык – язык нашей культуры. Мы читаем книги на русском языке, смотрим фильмы и мультики. Русский язык – функциональный язык Российской Федерации. Он обслуживает разные сферы деятельности людей. Его используют в документах и отчётах. Этот язык изучается на специальных уроках в школе. Русский язык объединяет жителей из разных стран. На русском языке говорят представители многих национальностей. Язык – сокровище каждого человека! Как вы думаете, какое слово чаще всего повторяется в этом тексте? (Язык, 11 раз) Пусть каждый запишет в тетради звуко-буквенный разбор этого слова. Язык - [й а з ы к] Я [й] – согл., мягк., непарн., зв., непарн.; [а] – глас., безуд.; З [з] – согл., тв., парн., зв., парн.; Ы [ы] – гл., ударн.; К [к] – согл., тв., парн., глух., парн.; 4 буквы, 5 звуков | - проверяют полноту усвоения новых знаний и способов действий; - выявляют пробелы в первичном осмыслении изученного материала; - устраняют неясности в осмыслении изученного материала; |
Динамическая пауза (физкультминутка) | А теперь физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.) Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой.) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты) | - разгружаются психологически и физически; |
Закрепление изученного материала | А сейчас мы проверим, умеете ли вы отличать Г.О. от словосочетаний. Разделите рабочий лист на две половинки. Я буду называть разные сочетания, а вы записывайте их в колонку с Г.О. или со словосочетаниями. Собрать табурет, учитель диктует, зацвела ромашка, пушистый снег, строить домик, кошка охотится, наступили каникулы, книги на столе, собака – друг, держать в руке. (Самопроверка) А в какой столбик вы бы записали сочетания «в лесу», «аккуратный и прилежный» (ни в какой, т.к. существительные с предлогом и однородные члены предложения не являются ни Г.О., ни словосочетаниями) | - отрабатывают изученные знания и способы действий посредством их применения в ситуациях по образцу и в измененных ситуациях; - отрабатывают логику алгоритма изученных правил; |
Подведение итогов урока | Вот и подошёл к концу наш урок. Скажите, что нового вы узнали сегодня? Какой материал был уже знаком вам? Всех ли поставленных целей вам удалось достичь сегодня? | - обобщают и систематизируют полученные знания; - соотносят полученный результат с заданными целями урока; |
Рефлексия | Что больше всего вам запомнилось на этом уроке? Какие задания были наиболее интересными? Как бы вы оценили свою работу на уроке? | - эмоционально и психологически разгружаются; - дают оценку своей деятельности на уроке; |
Задание на дом | Упр.479, работа со словарными словами | Получают: - информацию о д/з - мотивирование выполнения д/з - инструктаж по выполнению д/з |