СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме "Лексическое значение слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме "Лексическое значение слова"»

Задание для итоговой аттестации


Мини-проект

«Технологическая карта урока»


Цель проекта: создать технологическую карту урока.


Методические рекомендации по подготовке мини-проекта.

Задание выполняется индивидуально. Учебный предмет, класс и тему урока слушатель выбирает самостоятельно. Этапы урока должны соответствовать типу урока (см. классификацию уроков Л.Г. Петерсон или Н.Ф.Виноградовой).


Информационные ресурсы проекта:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/

  2. Федеральная образовательная программа начального общего образования. https://edsoo.ru/normativnye-dokumenty/

  3. Федеральные рабочие программы. https://edsoo.ru/rabochie-programmy/

  4. Универсальные кодификаторы для процедур оценки качества образования. Начальное общее образование https://fipi.ru/metodicheskaya-kopilka/univers-kodifikatory-oko


Для предоставления результата необходимо использовать шаблон «Технологическая карта урока».










ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Учебный предмет

Русский язык. 2 класс

Учитель

Луговенко Инна Борисовна

Школа, класс

МБОУ СОШ № 3 город Троицк Челябинская область

Раздел программы

Тема урока

Лексика.

Слово и его значение.

Тип урока

Лексическое значение слова (общее представление).

Цель изучения (целевые установки урока):

Познакомить обучающихся с понятием «словарная статья». Учить находить и уточнять значение слова с помощью толкового словаря.

Содержание обучения на уроке

Планируемые результаты

Программное содержание

Формируемые УУД

Личностные

Метапредметные

Предметные

Слово как единство звучания и значения.

с помощью учителя формулировать цель работы;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (сравнения); Пользоваться правилами при поиске информации о значении слова.

Списывать без ошибок текст с учебника.

активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании русского языка,

Познавательные:

пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника


Определение значения слова с помощью толкового словаря. Понятие «Словарная статья».


Коммуникативные:

проявлять уважительное отношение к собеседнику; «уметь слушать»;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;


Регулятивные:

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения; находить орфографическую ошибку, используя словарь учебника; формулировать выводы.


Материально-техническое обеспечение урока.


Учебно-методическая литература

Учебник Русский язык. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Толковые и орфографические словари.

ЦОР

Ход урока:

Этап 1. (подготовительный, мотивирующий)

Содержание

Игровой приём «Всего одна буква»

  1. Закричал охотник: Ой!

Двери гонятся за мной»


  1. Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей.














На экране сюжетные картинки к словам

ЛЕЗ И ЛЕС

(слова не написаны)



Постановка цели урока.

Деятельность учителя


Задание. Прочитайте предложение 1, 2.

Найдите в каждом предложении слова, в которых нужно поменять всего одну букву, чтобы изменилось высказывание.









Что изменилось в словах при замене всего одной буквы?








Откроем сегодня ещё один секрет письма без ошибок «Слово и его значение».

Деятельность ученика



Дети заменяют в слове двери букву Д на З.

Дети заменяют в слове врачей букву В на Г.

Обучающиеся записывают пары слов в тетрадь и подчёркивают буквы, которыми различаются слова.

зверь – дверь, врач-грач




Образовательный результат



Выводы:

Из- за одной буквы может измениться смысл высказывания.













Из- за одной буквы может измениться значение слова.



Из- за одного звука может измениться значение слова.




Этап 2. Актуализация знаний. Организация восприятия.

Содержание

Задание «Что это?»


Книга, в которой слова записаны в алфавитном порядке и объясняется

их значение или правописание, называется - ____________.








Работа с толковым словарем. Составление предложений с использованием словарной статьи по образцу.

_________ - это ___________ .

Деятельность учителя

Задание. Прослушайте высказывание. Кто знает каким словом нужно закончить это высказывание?

Предлагает записать слово. (текст значения слова открывается на слайде).

Показывает толковый словарь (или несколько).

На слайде словарная статья из словаря. В ней точно и правильно объясняется значение слова.

Задание. Найдём в толковом словаре учебника (с. 138-140) значение слов: АЭРОПЛАН ЗЕЛЁНЫЙ ЭСКАЛАТОР




Деятельность ученика

Дети самостоятельно или с помощью учителя дополняют высказывание словом СЛОВАРЬ.



Дети работают в тетради.





Обучающиеся записывают значение данных слов в тетрадь. На доске показательная работа сильного учащегося.

Для индивидуальных заданий можно использовать другие словари.

Образовательный результат

Вывод.

Правильное значение слова можно найти в толковом словаре.









Вывод.

В толковом словаре необходимо уточнять значение неизвестных слов.


Этап 3. Осмысление и применение знаний.

Содержание

Работа с правилом.







Игра «Объясняли»

По материалу упражнения 52.


Деятельность учителя

Задание. Прочитайте правило в учебнике на с. 43

Что нового ещё узнали о значении слова?

Знакомство с лексическим значением слова БЕРЁЗА


Учитель называет лексическое значение, а дети отгадывают слово.


Деятельность ученика

Обучающиеся дополняют понятие о значении слова словом ЛЕКСИЧЕСКОЕ




Дети отгадывают устно или записывают в тетрадь слова: сентябрь, ученик, яблоко, ёж

Образовательный результат

Вывод.

То, что означает слово – его лексическое значение.





Вывод.

Можно знать лексическое значение слова, но не знать, как оно пишется. В этом поможет словарь и толковый, и орфографический.

Этап систематизации знаний. Анализ деятельности учащихся.

Содержание


«Для любознательных»




Текст на слайде.

На небе сияли крупные звёзды.

Ребята вырезали из бумаги звёзды.



Творческое задание для домашней работы для игры «Обьяснялки».

Деятельность учителя

Задание. Объясните слова.

Что значит ложка?

Что значит эклер?

Это их лексические точные значения?

Задание.


*Что значит звезда??



Задание. Запомнить лексическое значение 1-2 слов из толкового словаря, для проведения игры в паре, в группе или с классом




Деятельность ученика

Дети самостоятельно строят высказывания.



Наблюдают за многозначностью – темой следующего урока.

Образовательный результат



Вывод.

Трудно сформулировать лексическое значение.


Вывод. Есть слова, у которых не одно значение!!!!




После выполнения задания направить только заполненный шаблон технологической карты.