Тема | Повторение изученных орфограмм. Моделирование речевых ситуаций. Работа со словарем |
Педагогические цели | Создать условия для актуализации знаний обучающихся по повторению изученных орфограмм, для моделирования речевых ситуаций с использованием вежливых слов. Формировать и развивать функциональную грамотность |
Тип урока | Урок повторения и обобщения знаний |
Планируемые результаты (предметные) | Повторить изученные орфограммы, научиться писать поздравительные открытки на основе алгоритма, учиться применять вежливые слова в определенных речевых ситуаций, формировать функциональную грамотность обучающихся |
Личностные результаты | Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности по моделированию речевых ситуаций, формирование интереса к изучению русского языка, развитие умения признавать важность учёбы и познания нового, проводить самооценку на основе критерия успешности; |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию слов по определенным признакам, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находят необходимую информацию в учебнике, делать выводы на основе обобщения, ориентироваться в системе знаний, отличать новое от раннее изученного, перерабатывать полученную информацию; Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия, планируют свои действия для решения задачи, действуют в соответствии с планом, учитывают правило в планировании способа решения. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
Образовательные ресурсы | Учебник русского языка 2 класс 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий УМК «Школа России», издательство «Просвещение» 2022 года. |
Материально- техническое обеспечение | мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайд – презентация, учебник для 2 класса, карточки с заданиями, шаблон человечка и лесенка знаний для рефлексии. |
Этап урока | Содержание заданий (для учащихся) | Виды деятельности, формы организации работы | Планируемые результаты |
Предметные | Личностные, метапредметные (формирование УУД) |
1. Самоопределение к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. -Откройте тетради, встаньте те, кто получил пятерки. - Молодцы, мы берем с вас пример. Ваши тетради поместим на стенд. - Я желаю вам сегодня на уроке удачи, хорошего настроения и успешной работы. - Пожелайте и вы её друг другу. | Учащиеся участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при настрое на урок Учащиеся осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме при настрое на урок | Знать: написание слов. Уметь: записывать без ошибок число, классная работа | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при настрое на урок - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при настрое на урок Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при настрое на урок Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при настрое на урок Логические УУД: - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при настрое на урок Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при настрое на урок |
2. Актуализация знаний | 1. Минутка чистописания Ребус. 2. Словарная работа Спасибо, пенал, пожалуйста, здравствуйте, до свидания - Какое слово лишнее? -Как назвать одним словом оставшиеся слова? -В каких случаях мы их употребляем? - Поднимите руку, кто часто употребляет данные слова? - Как называют таких детей? 3.Работа с текстом К нам в класс пришло письмо. Прочитаем его. Дорогой чебуражка! Поздравляю тебя с днем рождения. Желаю тебе здаровя, радосного настроения. Мне подарки покажи свои. Обещаю вести этикет. Шапокляк. -Каких правил не знала Шапокляк? - Какие речевые ошибки совершила? Какое слово неправильно употребила старушка.? | Учащиеся по лексическому значению определяют лишнее слово, определяют общее название оставшихся слов ( групповая работа) | Знать: написание и лексическое значение словарных слов, Уметь: применять алгоритм определения лишнего слова по лексическому значению | Личностные УУД: - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельности при написании и классификации словарных слов - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при написании и классификации словарных слов Регулятивные УУД: - осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при написании и классификации словарных слов - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при написании и классификации словарных слов Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение структурировать знания при написании и классификации словарных слов Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при при написании и классификации словарных слов Коммуникативные УУД: - определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при написании и классификации словарных слов -учет разных мнений и умение обосновать собственное при написании и классификации словарных слов |
3. Постановка учебной задачи | 1.Работа с текстом К нам в класс пришло письмо. Прочитаем его. чебуражка! Паздравляю тебя с днем рождения. Жилаю тебе здаровья, радосного настроения. Пусть уши будут меньше. Обещаю вести этикет. Шапокляк. -Каких правил не знала Шапокляк? - Какие речевые ошибки совершила? Какое слово неправильно употребила старушка.? -Кто попробует назвать тему нашего урока? - Что нам надо сделать? - Какие задачи поставим перед собой? | Осуществляют постановку и формулирование проблемы - участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при определении темы и задач урока. (фронтальная работа) | Знать: орфограммы написания корня, правила употребления слов. Уметь: уметь применять правила написания орфограмм, уметь подбирать проверочные слова. | Личностные УУД: - понимать и оценивать свой вклад при постановке и формулировании проблемы; - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками при орфограммы написания корня, правила употребления слов. Регулятивные УУД: - высказывать своё предположение (версию) при постановке и формулировании проблемы; -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение структурировать знания орфограммы написания корня, правила употребления слов, постановке и формулировании проблемы; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при определении темы и цели урока. Логические УУД: - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при определении орфограммы написания корня, правила употребления слов, постановке и формулировании проблемы; Коммуникативные УУД: - умение обосновать собственное мнение, аргументировать свою точку зрения. |
4.Построение проекта выхода из затруднения | -Сегодня на уроке мы повторим изученные орфограммы, поможем Шапокляк, будем учиться правильно употреблять слова в речи, будем моделировать речевые ситуации. -Как мы будем помогать старушке? -Будем находить слова с ошибками, определять, какие это орфограммы, проговаривать правила проверки орфограмм, исправлять ошибки, приводить примеры | - выдвигают и обсуждают орфограммы, способы их проверки (фронтальная работа ) | Знать: способы определения проверки данных орфограмм Уметь: Определять неверные написания,правильно употреблять слова в речи, участвовать в диалоге | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом при проверке данных орфограмм . Регулятивные УУД: - составление алгоритма определения рода прилагательных совместно с одноклассниками и учителем; - оценивание успешности выполнения задания при проверке данных орфограмм Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - выбор наиболее эффективных способов решения задач при проверке данных орфограмм Логические УУД: - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при выборе способа решения проблемы. Коммуникативные УУД: - понимание возможности различных позиций и точек зрения при проверке данных орфограмм. учет разных мнений и умение обосновать собственное при проверке данных орфограмм. умение договариваться, находить общее решение при проверке данных орфограмм. |
5.Решение учебной задачи (Реализация построенного проекта) | Обсуждение орфограмм, способов проверки орфограмм, приводим примеры. Безударные гласные Определяем фронтально, приводим примеры Парные согласные в корне слова. Работаем в группе, подбираем проверочные слова и вставляем пропущенные согласные. Непроизносимые согласные в корне слова Работаем в парах, вставляем пропущенные буквы. Имена собственные Упражнение 99. Работа с толковым словарем. (что означает слово этикет, как его правильно употреблять) На доске запись: Старушка Шапокляк соблюдает этикет. Слова с непроверяемыми написаниями. В орфографических словарях ищем написание слов поздравляю, желаю. | Обсуждают подготовленные в группах алгоритмы проверки орфограмм На слайде – письмо Шапокляк (Фронтальная работа) | Знать: понятие безударная гласная, парный согласный, непроизносимая согласная, имена собственные, толковый словарь, орфографический словарь Уметь: проверять изученные орфограммы, приводить примеры, пользоваться толковым и орфографическим словарями | Личностные УУД: - ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности при составлении алгоритма проверки орфограмм; - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию проверки орфограмм Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителем при составлении алгоритма проверки орфограмм; - осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по алгоритму при составлении алгоритма проверки орфограмм; Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - поиск и выделение необходимой информации в учебнике при определении орфограммы и способа проверки - умение структурировать знания при определении орфограммы и способа проверки Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при определении орфограммы и способа проверки - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при определении орфограммы и способа проверки Коммуникативные УУД: - умение договариваться, находить общее решение при определении орфограммы и способа проверки - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при определении орфограммы и способа проверки |
6. Физминутка | | | | |
7. Первичное закрепление с проговариванием в внешней речи | 1.Моделирование речевых ситуаций( повторяем, как поздравлять, что желать, не говорить о недостатках, использовать вежливые слова) 2 пары детей поздравляют друг друга с днем рождения. | - Проговаривают, как правильно поздравлять, каких правил придерживаться -Получив коробочку с подарком, пара детей проигрывают поздравление с днем рождения. ( работа в парах) | Знать: правила этикета Уметь: применять правила этикета | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при моделировании речевой ситуации. Регулятивные УУД: - осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при моделировании речевой ситуации. - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем и при моделировании речевой ситуации. Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - построение знаково-символических моделей при моделировании речевой ситуации. - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание при моделировании речевой ситуации. Логические УУД: - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при моделировании речевой ситуации. Коммуникативные УУД: - умение контролировать собственные действия при моделировании речевой ситуации. - понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору при моделировании речевой ситуации.; |
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Работа в группах. Написать поздравление с днем рождения одному из сказочных героев ( по выбору) Используем все правила, которые мы повторили. Можно пользоваться словарями. | Ребята выбирают пару сказочных героев. Получают лист для написания открытки( ключевые слова там написаны) (работа в группах) | Знать: алгоритм написания поздравительной открытки. Уметь: применять алгоритм написания поздравительной открытки. | Личностные УУД: - осознание успеха от проделанной работы, самооценка своей работы при написании поздравительной открытки Регулятивные УУД: - определение цели самостоятельной деятельности при написании поздравительной открытки; - осуществление самоконтроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при написании поздравительной открытки Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение структурировать знания при написании поздравительной открытки - выбор наиболее эффективных способов решения задач при написании поздравительной открытки. Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификация при написании поздравительной открытки; - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при написании поздравительной открытки Коммуникативные УУД: - умение контролировать собственные действия при написании поздравительной открытки - рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при написании поздравительной открытки |
9.Включение в систему знаний и повторение | Каждая группа зачитывает перед классом текст поздравления. Весь класс оценивает, исправляет ошибки. ( фронтальная работа) | - Анализируют выполненную работу -Оценивают выполнение групповой работы | Знать: требования к написанию поздравительной открытки существительных. Уметь: анализировать выполненную работу, сравнивать с образцом | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержанию при написании поздравительной открытки; - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности при написании поздравительной открытки. Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно при написании поздравительной открытки; Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение структурировать знания при написании поздравительной открытки; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при написании поздравительной открытки. Логические УУД: - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при написании поздравительной открытки. Коммуникативные УУД: - способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания при написании поздравительной открытки. |
10.Рефлексия учебной деятельности | -Чему мы учились на уроке? - С какими затруднениями столкнулись на уроке? Смогли преодолеть их? - Где вы сможете применять полученные знания? - Что из изученного вам может пригодиться в жизни? Оцените свою работу на уроке с помощью лесенки знаний. Поставьте человечка ( то есть себя) на ту ступеньку лесенки, на которой вы сейчас находитесь по нашей сегодняшней теме. - Посмотрите на нашу лесенку знаний и скажите, кто из вас смог подняться на самую высокую ступеньку? - Урок окончен. Всем спасибо за работу. Молодцы! - Домашнее задание : написать поздравление с днем рождения кому-то из родственников. | Отвечают на вопросы. Показывают с помощь лесенки знаний усвоение новой темы: На листе ватмана нарисована лесенка. Первая ступенька лесенки – я не понял, мне нужна помощь Вторая ступенька – я понял, но не уверен в своих силах; Третья ступенька – я понял, могу помочь другим. (Фронтальная работа) | Знать: алгоритм написания поздравительной открытки. Уметь: применять алгоритм написания поздравительной открытки | Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить. - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при написании поздравительной открытки Коммуникативные УУД: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли при самооценке собственной деятельности. |