СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме «Буквы а–о в корне ­раст­ (­ращ­) – ­рос­». 5 КЛАСС

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка.5 класс

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме «Буквы а–о в корне ­раст­ (­ращ­) – ­рос­». 5 КЛАСС»

Технологическая карта урока русского языка по теме «Буквы а–о в корне ­раст­ (­ращ­) – ­рос­». 5 КЛАСС


Тип урока

Урок открытия нового знания


Цель урока:

Находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне ­раст­ (­ращ­) – ­рос­, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм, устанавливать общность условий выбора написания корней с чередованием.

Задачи урока.

  1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

  1. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; самостоятельно работать по плану; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму. (Познавательные УУД).

  1. Учебные задачи, напрвленные на достижение предметных результатов обучения:

Умение применять понятие «чередующиеся гласные», умение находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне ­раст­ (­ращ­) – ­рос­, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм.

Оборудование.

Учебник Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова «Русский язык. 5 класс» М.. «Просвещение» 2022г.

Раздаточный материал


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Цель

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Психологический настрой на урок.

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

-Здравствуйте, ребята!

Откройте тетради, запишите:

-Дата

- Классная работа.


Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, выявляет отсутствующих.

Мотивирует учащихся на работу.


Приветствуют учителя, размещают учеб­ные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Личностные УУД

Выражать положительное отношение к процессу познания, желанию узанть новое, проявлять внимание.

Регулятивные УУД

Нацеливать на успешную деятельность

  1. Актуализация знаний.

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала.


Повторить знания по изученным темам.

- Повторим изученный материал.

1. Орфографическая разминка

Буквенный диктант

Я продиктую вам 2 группы слов, ваша задача записать те буквы, которые соответствуют изученным нами орфограммам.

1.Бессмысленный, взмахнуть, возгордиться, расчёт.

2.Прилагать, предположение, слагаемое, положение


- Проверим. Зачитайте правильный ответ.

- На какие орфограммы были слова? Прокомментируйте свои ответы.

- В какой группе слов наблюдается чередование и в какой морфеме?

- Назовите основное условие выбора орфограммы и её опознавательный признак?

Проводить параллель с ранее изученным материалом.

Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение.


Определяют орфограммы, записывают в тетради буквенные ряды

1.сззс

2.аоао

Определяют виды орфограмм, объясняют, опираясь на теоретические знания.

- Отвечают на вопрос

(2 группа слов,

орфограмма в корне слова)

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Познавательные УУД

Развивать операции мышления (аналогия, обобщение)

3. Знакомство с темой урока. Постановка проблемы урока.

Организовать постановку познавательной цели урока учащимися.

Согласовать цель и тему урока.

Выявить индивидуальные затруднения.

-Я хочу рассказать вам историю. Послушайте историю, подумайте, с каким языковым явлением она связана.


Жили-били корни  Раст,  Ращ,  Рос. Все они были садовниками. Раст садил растения, Рос поливал их, Ращ выращивал. Однажды пошли корни лес. В лесу стояла избушка, около неё сидел дедушка и плакал. Братцы спросили: «Почему  ты плачешь?»  Дедушка ответил,   что   не может вырастить целебное дерево. Братья  сжалились  над  ним, они посадили росточек, полили его водой, и  скоро из этого росточка выросло волшебное дерево.  Так добрые братцы помогли дедушке.

- Кто является главным героем сказки?

-Кем были они?

- Какие слова с созвучными корнями использует автор текста для описания их труда?

- Запишите слова в тетрадь и на доску.

Выращивал, растения, вырастить, росточек, выросло


- Выделите корни в данных слова, поставьте ударение.

- Что «необычного» в корнях этих слов?

- Как называются подобные корни?

-Какие гласные буквы чередуются в корнях слов?

- Можно ли слова рост, росток считать проверочными для остальных? Почему? /Лексическое значение корня – рост-развитие, корень в ударной позиции/

Проблемный вопрос:

-В каких случаях в корне с чередованием пишется буква а, в каких – о?

- Попробуйте определить тему урока.

- Какова цель урока?

- Сформулируйте и запишите тему урока


Предлагать материал для наблюдений и формулировки проблемного вопроса с помощью презентации.

Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов, определения темы урока.


Приглашает 1 ученика к доске.







Участвовать в обсуждении проблемных вопросов.


Слушают учителя, воспринимают текст. Осмысливаают информацию, представленную в нем.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Оценивают правильность выполнения задания.

Отвечают на вопросы

- Корни

- Садовниками, они любили выращивать растения.

Они выращивают растения, высаживают росточки, выросло.

Выписывают слова в тетрадь, 1 человек оформляет запись на доске.

Устанавливают закономерность.

Оформляют запись в тетрадь

Регулятивные УУД

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать вопрос (проблему) урока.


Познавательные УУД

Решать вопросы проблемного характера.



Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.


Коммуникативные УУД

Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, строить монологическое высказывание на лингвистическую тему

4. Поиск решения. Открытие новых знаний.

Организовать усвоение учащимися нового вида орфограммы .

1.

- Давайте еще раз обратимся к нашим словам.

Выращивал, растения, вырастить, росточек, выросло.

- Проанализируйте корни слов

- Найдите закономерность в написании букв а–о в корне.

Корень -раст-(-ращ-) – - рос- называется корнем с чередованием.
Проверочное слово к нему подбирать нельзя!

- Какое слово кажется вам» «лишним»? Почему? (росточек)

-Составьте схему.

2.

Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника. (Стр.35, орф.№13)

– Совпали ли ваши выводы с правилом?

– Что нового узнали из правила? (О словах­исключениях.)

– Почему это исключения? Как это отмечается графически? (Указывается рядом со словом в скобках.)

- О напишем в корне – рос-: вырос, перерос, подрос.

Но не путай никогда: в – раст- и –ращ- напишем А.

Прочитайте шуточные стихотворения.

- В чем их особенность?

Чтение слов-исключений, записанных в стихотворной форме. /запись на доске

Корень РОС влюбился в О ,

Ему очень повезло.

Там, где есть СТ и Щ,

Пишем только букву А.

Ростовщик в Ростове жил

Ростиславом звали.

Он росток себе купил

Где-то на базаре.


Слова-исключения пишем с О,

Их запомнить нам легко!

Только отрасль одна

Не может жить без буквы А!

- Выпишите в тетрадь слова-исключения

– Приведите свои примеры слов на данное правило.

Предлагает материал для открытия новых знаний с помощью презентации.


Ищут пути решения проблемы.

Самостоятельно выводят закономерность

Анализируют языковой материал.

Составляют схему.


А= СТ//Щ

О = С


Читают правило.

Анализируют теоретический материал.





Осмысляют, анализируют, делают вывод













Выписывают слова-исключения

Регулятивные УУД

Искать пути решения проблемы.

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

Выделять главное, учатся графическому оформлению теоретической информации.



Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.


































5. Физминутка. Динамическая пауза из 3-4 несложных упражнений.

6. Первичное закрепление изученного материала.

Организовать выполнение учащимися заданий, направленных на различие сходных в звучании слов с разными орфограммами.

1. Неосложнённое выборочное списывание.

- Выпишите слова с орфограммой «Буквы а-о в корне -раст- (-ращ-) - -рос-». Объясните графически выбор букв в корне -раст- (-ращ-) - -рос-.


Заросли, растение, роспись, отрасль, роса, подрасти, заросший, водоросли, прорасти, росток, Ростов, приращение, обращение, роскошный, подрос.

Упражнение выполняется коллективно с комментированием,

1 ученик работает у доски.

- Объясните, какие слова не относятся к орфограмме 13, почему?





Развивать умение различать сходные в звучании слова с разными орфограммами, предупреждать ошибку, связанную с внешним сходством опознавательного признака разных орфограмм – звукосочетания [раст] и безударного положения гласного.








Различают сходные в звучании слова с разными орфограммами.
















Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему).

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

3. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

7. Включение нового знания в систему уже имеющихся знаний.

Организовать выполнение учащимися заданий, направленных на включение нового знания в систему уже имеющихся знаний.

1. Взаимодиктант.

– Поочерёдно в парах продиктуйте друг другу из предложений слова с чередующимися а-о в корне ­раст­ (­ращ­) – ­рос­, затем - слова с безударными гласными в корне, проверяемым ударением.

Проверьте написанное.

Нильс очень хотел выр..сти и снова стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти чрез множество приключений: опуститься в подводные зар..сли, потеряться в густых зар..слях р..стений. И только когда в душе мальчика появились р..стки добра, он выр..с и стал таким, как прежде.

- Кто не допустил ни одной ошибки?

-Почему некоторые допустили ошибки?

- Что нужно сделать, чтобы ошибок стало меньше?

Работа по осмыслению текста.

- Знаком ли вам герой текста?

- Определите главную мысль текста?

Если вы хотите узнать о Нильсе, найдите книгу в библиотеке, автор книги С. Лагерлеф.

/ возможный вариант вопросов: найдите книгу, узнайте информацию об авторе произведения/

2. Творческая работа. (2 ученика оформляют запись на закрытой доске)

– Замените развёрнутые определения синонимичными названиями, состоящими из одного слова. Обозначьте изученные орфограммы.

Молодой лес (поросль); отдельная область науки, деятельности, производства (отрасль); частый кустарник, которым заросло какое­нибудь место (заросли); дать ростки (прорасти); стать ветвистее, гуще, больше (разрастись).

- Сопоставьте свою запись с работой товарищей.

Оцените свою работу и соседа по парте по шкале:

0 ошибок – «5»,

1 ош.- «4»,

3 ош – «3»


4. Графический диктант/ на листочках// слова записаны на закрытой доске для проверки/

- Объясните название работы, что нам необходимо сделать?

- Кто не понял, как выполнять задание?

- Помоги другу по парте понять условие задания?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А

.



.

.

.



.


.


О


.

.




.

.


.


.

1.Предполагать 2.Изложение 3. Разрослась 4.Слагаемое

5.Возраст 6. Проращивать 7. Отросла 8. Росток 9.Отрасль

10. Ростов 11.Предлагать. 12.Ростовщик


Запишите код слов с буквой А на листочке/ 1456910/

Оцените свою работу по шкале:

0 ошибок – «5», 1-2 ош.- «4» 3 – 5 ош. – «3»,

более 5 ош.- «2»


-Передайте листочки на проверку.


Развивать умение видеть изучаемую орфограмму, а также разграничивать слова с чередующимися буквами а–о в корне и слова с проверяемыми буквами безударных гласных в корне.

Развивать умение включать слова с орфограммами-буквами а–о в корне ­раст­ (­ращ­) – ­рос­ в круг других орфограмм.

Организовать взаимопроверку; обеспечить контроль выполнения задания.

Организовать выполнение работы на новое знание в парах, группах.

Включить учащихся в обсуждение выполнения заданий.


Разграничивают слова с чередующимися буквами а–о в корне и слова с проверяемыми буквами безударных гласных в корне, графически объясняют условия выбора изучаемой орфограммы.





Включают слова с орфограммами-буквами а-о в корне ­раст­ (­ращ­) – ­рос­ в круг других орфограмм, правильно пишут слова с изученными орфограммами.

Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре, группе).

Участвуют в обсуждении выполнения заданий, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Выполняют задание


Регулятивные УУД

1. Уметь выполнять работу по предложенному плану.

2. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на осове его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

8. Рефлексия.

Дать эмоциональную оценку работы на уроке.

– Чему научились на уроке?

– С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке.

– По каким критериям будете оценивать себя?

Возможный вариант/ Методика «неоконченных предложений»/

-Заполните «Лист самооценки ученика»

1.Вы сегодня познакомились с правописанием _____________

2.Сегодня на уроке научились ____

3.Перед Щ и СТ пишется ______

4.Перед буквой С пишется _______

5.В корнях -раст- (-ращ-), -рос- исключения:

Организовать подведение итога проделанной на уроке работе.

Участвуют в подведении итога проделанной на уроке работе.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД

Преобразовывать информацию в монологическое высказывание.

9. Домашнее задание.


1. Выучить правило (стр. 35)

2. Упр. 451.

3. На «5»: допишите лингвистическую историю о добрых корнях Раст, Ращ, Рос. Дополните свои письменные ответы рисунками.



Регулятивные: соотносить свои возможности и результаты своей деятельности.


Приложение


Раздаточный материал

1.

Нильс очень хотел выр..сти и снова стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти чрез множество приключений: опуститься в подводные зар..сли, потеряться в густых зар..слях р..стений. И только когда в душе мальчика появились р..стки добра, он выр..с и стал таким, как прежде.


2.

Молодой лес; отдельная область науки, деятельности, производства; частый кустарник, которым заросло какое­нибудь место; дать ростки; стать ветвистее, гуще, больше.


3.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А













О














Оцените свою работу по шкале:

0 ошибок – «5», 1-2 ош.- «4» 3 – 5 ош. – «3», более 5 ош. .- «2»


4. «Лист самооценки ученика»

1.Вы сегодня познакомились с правописанием _____________

2.Сегодня на уроке научились ____

3.Перед Щ и СТ пишется ______

4.Перед буквой С пишется _______

5.В корнях -раст- (-ращ-), -рос- исключения: