Тип урока | Урок открытия нового знания |
Цель урока: | Находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне раст (ращ) – рос, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм, устанавливать общность условий выбора написания корней с чередованием. |
Задачи урока. | Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Уметь определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; самостоятельно работать по плану; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм), свёртывать информацию до ключевых слов; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму. (Познавательные УУД). Учебные задачи, напрвленные на достижение предметных результатов обучения: Умение применять понятие «чередующиеся гласные», умение находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне раст (ращ) – рос, правильно писать слова с названной орфограммой, графически обозначать условия выбора орфограмм. |
Оборудование. | Учебник Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова «Русский язык. 5 класс» М.. «Просвещение» 2022г. Раздаточный материал |
Ход урока. |
Организационный момент. |
Цель | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
Психологический настрой на урок. Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | - Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Друг на друга посмотрели, Улыбнулись, тихо сели. -Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите: -Дата - Классная работа. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой на занятие, выявляет отсутствующих. Мотивирует учащихся на работу. | Приветствуют учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | Личностные УУД Выражать положительное отношение к процессу познания, желанию узанть новое, проявлять внимание. Регулятивные УУД Нацеливать на успешную деятельность |
Актуализация знаний. |
Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала. Повторить знания по изученным темам. | - Повторим изученный материал. 1. Орфографическая разминка Буквенный диктант Я продиктую вам 2 группы слов, ваша задача записать те буквы, которые соответствуют изученным нами орфограммам. 1.Бессмысленный, взмахнуть, возгордиться, расчёт. 2.Прилагать, предположение, слагаемое, положение - Проверим. Зачитайте правильный ответ. - На какие орфограммы были слова? Прокомментируйте свои ответы. - В какой группе слов наблюдается чередование и в какой морфеме? - Назовите основное условие выбора орфограммы и её опознавательный признак? | Проводить параллель с ранее изученным материалом. Актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. | Определяют орфограммы, записывают в тетради буквенные ряды 1.сззс 2.аоао Определяют виды орфограмм, объясняют, опираясь на теоретические знания. - Отвечают на вопрос (2 группа слов, орфограмма в корне слова) | Коммуникативные УУД Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Познавательные УУД Развивать операции мышления (аналогия, обобщение) |
3. Знакомство с темой урока. Постановка проблемы урока. |
Организовать постановку познавательной цели урока учащимися. Согласовать цель и тему урока. Выявить индивидуальные затруднения. | -Я хочу рассказать вам историю. Послушайте историю, подумайте, с каким языковым явлением она связана. Жили-били корни Раст, Ращ, Рос. Все они были садовниками. Раст садил растения, Рос поливал их, Ращ выращивал. Однажды пошли корни лес. В лесу стояла избушка, около неё сидел дедушка и плакал. Братцы спросили: «Почему ты плачешь?» Дедушка ответил, что не может вырастить целебное дерево. Братья сжалились над ним, они посадили росточек, полили его водой, и скоро из этого росточка выросло волшебное дерево. Так добрые братцы помогли дедушке. - Кто является главным героем сказки? -Кем были они? - Какие слова с созвучными корнями использует автор текста для описания их труда? - Запишите слова в тетрадь и на доску. Выращивал, растения, вырастить, росточек, выросло - Выделите корни в данных слова, поставьте ударение. - Что «необычного» в корнях этих слов? - Как называются подобные корни? -Какие гласные буквы чередуются в корнях слов? - Можно ли слова рост, росток считать проверочными для остальных? Почему? /Лексическое значение корня – рост-развитие, корень в ударной позиции/ Проблемный вопрос: -В каких случаях в корне с чередованием пишется буква а, в каких – о? - Попробуйте определить тему урока. - Какова цель урока? - Сформулируйте и запишите тему урока | Предлагать материал для наблюдений и формулировки проблемного вопроса с помощью презентации. Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов, определения темы урока. Приглашает 1 ученика к доске. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов. | Слушают учителя, воспринимают текст. Осмысливаают информацию, представленную в нем. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Оценивают правильность выполнения задания. Отвечают на вопросы - Корни - Садовниками, они любили выращивать растения. Они выращивают растения, высаживают росточки, выросло. Выписывают слова в тетрадь, 1 человек оформляет запись на доске. Устанавливают закономерность. Оформляют запись в тетрадь | Регулятивные УУД Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать вопрос (проблему) урока. Познавательные УУД Решать вопросы проблемного характера. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. Коммуникативные УУД Уметь оформлять мысли в устной и письменной форме, строить монологическое высказывание на лингвистическую тему |
4. Поиск решения. Открытие новых знаний. |
Организовать усвоение учащимися нового вида орфограммы . | 1. - Давайте еще раз обратимся к нашим словам. Выращивал, растения, вырастить, росточек, выросло. - Проанализируйте корни слов - Найдите закономерность в написании букв а–о в корне. Корень -раст-(-ращ-) – - рос- называется корнем с чередованием. Проверочное слово к нему подбирать нельзя! - Какое слово кажется вам» «лишним»? Почему? (росточек) -Составьте схему. 2. Чтение правила по учебнику, сравнение формулировки учащихся с формулировкой учебника. (Стр.35, орф.№13) – Совпали ли ваши выводы с правилом? – Что нового узнали из правила? (О словахисключениях.) – Почему это исключения? Как это отмечается графически? (Указывается рядом со словом в скобках.) - О напишем в корне – рос-: вырос, перерос, подрос. Но не путай никогда: в – раст- и –ращ- напишем А. Прочитайте шуточные стихотворения. - В чем их особенность? Чтение слов-исключений, записанных в стихотворной форме. /запись на доске Корень РОС влюбился в О , Ему очень повезло. Там, где есть СТ и Щ, Пишем только букву А. Ростовщик в Ростове жил Ростиславом звали. Он росток себе купил Где-то на базаре. Слова-исключения пишем с О, Их запомнить нам легко! Только отрасль одна Не может жить без буквы А! - Выпишите в тетрадь слова-исключения – Приведите свои примеры слов на данное правило. | Предлагает материал для открытия новых знаний с помощью презентации. | Ищут пути решения проблемы. Самостоятельно выводят закономерность Анализируют языковой материал. Составляют схему. А= СТ//Щ О = С Читают правило. Анализируют теоретический материал. Осмысляют, анализируют, делают вывод Выписывают слова-исключения | Регулятивные УУД Искать пути решения проблемы. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД Выделять главное, учатся графическому оформлению теоретической информации. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. |
5. Физминутка. Динамическая пауза из 3-4 несложных упражнений. |
6. Первичное закрепление изученного материала. |
Организовать выполнение учащимися заданий, направленных на различие сходных в звучании слов с разными орфограммами. | 1. Неосложнённое выборочное списывание. - Выпишите слова с орфограммой «Буквы а-о в корне -раст- (-ращ-) - -рос-». Объясните графически выбор букв в корне -раст- (-ращ-) - -рос-. Заросли, растение, роспись, отрасль, роса, подрасти, заросший, водоросли, прорасти, росток, Ростов, приращение, обращение, роскошный, подрос. Упражнение выполняется коллективно с комментированием, 1 ученик работает у доски. - Объясните, какие слова не относятся к орфограмме 13, почему? | Развивать умение различать сходные в звучании слова с разными орфограммами, предупреждать ошибку, связанную с внешним сходством опознавательного признака разных орфограмм – звукосочетания [раст] и безударного положения гласного. | Различают сходные в звучании слова с разными орфограммами. | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм на основе правила и действовать по нему). 2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 3. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. |
7. Включение нового знания в систему уже имеющихся знаний. |
Организовать выполнение учащимися заданий, направленных на включение нового знания в систему уже имеющихся знаний. | 1. Взаимодиктант. – Поочерёдно в парах продиктуйте друг другу из предложений слова с чередующимися а-о в корне раст (ращ) – рос, затем - слова с безударными гласными в корне, проверяемым ударением. Проверьте написанное. Нильс очень хотел выр..сти и снова стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти чрез множество приключений: опуститься в подводные зар..сли, потеряться в густых зар..слях р..стений. И только когда в душе мальчика появились р..стки добра, он выр..с и стал таким, как прежде. - Кто не допустил ни одной ошибки? -Почему некоторые допустили ошибки? - Что нужно сделать, чтобы ошибок стало меньше? Работа по осмыслению текста. - Знаком ли вам герой текста? - Определите главную мысль текста? Если вы хотите узнать о Нильсе, найдите книгу в библиотеке, автор книги С. Лагерлеф. / возможный вариант вопросов: найдите книгу, узнайте информацию об авторе произведения/ 2. Творческая работа. (2 ученика оформляют запись на закрытой доске) – Замените развёрнутые определения синонимичными названиями, состоящими из одного слова. Обозначьте изученные орфограммы. Молодой лес (поросль); отдельная область науки, деятельности, производства (отрасль); частый кустарник, которым заросло какоенибудь место (заросли); дать ростки (прорасти); стать ветвистее, гуще, больше (разрастись). - Сопоставьте свою запись с работой товарищей. Оцените свою работу и соседа по парте по шкале: 0 ошибок – «5», 1 ош.- «4», 3 ош – «3» 4. Графический диктант/ на листочках// слова записаны на закрытой доске для проверки/ - Объясните название работы, что нам необходимо сделать? - Кто не понял, как выполнять задание? - Помоги другу по парте понять условие задания? | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | А | . | | | . | . | . | | | . | | . | | О | | . | . | | | | . | . | | . | | . | 1.Предполагать 2.Изложение 3. Разрослась 4.Слагаемое 5.Возраст 6. Проращивать 7. Отросла 8. Росток 9.Отрасль 10. Ростов 11.Предлагать. 12.Ростовщик Запишите код слов с буквой А на листочке/ 1456910/ Оцените свою работу по шкале: 0 ошибок – «5», 1-2 ош.- «4» 3 – 5 ош. – «3», более 5 ош.- «2» -Передайте листочки на проверку. | Развивать умение видеть изучаемую орфограмму, а также разграничивать слова с чередующимися буквами а–о в корне и слова с проверяемыми буквами безударных гласных в корне. Развивать умение включать слова с орфограммами-буквами а–о в корне раст (ращ) – рос в круг других орфограмм. Организовать взаимопроверку; обеспечить контроль выполнения задания. Организовать выполнение работы на новое знание в парах, группах. Включить учащихся в обсуждение выполнения заданий. | Разграничивают слова с чередующимися буквами а–о в корне и слова с проверяемыми буквами безударных гласных в корне, графически объясняют условия выбора изучаемой орфограммы. Включают слова с орфограммами-буквами а-о в корне раст (ращ) – рос в круг других орфограмм, правильно пишут слова с изученными орфограммами. Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре, группе). Участвуют в обсуждении выполнения заданий, формулируют собственное мнение и аргументируют его. Выполняют задание | Регулятивные УУД 1. Уметь выполнять работу по предложенному плану. 2. Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на осове его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Личностные УУД Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
8. Рефлексия. |
Дать эмоциональную оценку работы на уроке. | – Чему научились на уроке? – С какими трудностями столкнулись? С чем это связано? – Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем? – Оцените свою работу на уроке. – По каким критериям будете оценивать себя? Возможный вариант/ Методика «неоконченных предложений»/ -Заполните «Лист самооценки ученика» 1.Вы сегодня познакомились с правописанием _____________ 2.Сегодня на уроке научились ____ 3.Перед Щ и СТ пишется ______ 4.Перед буквой С пишется _______ 5.В корнях -раст- (-ращ-), -рос- исключения: | Организовать подведение итога проделанной на уроке работе. | Участвуют в подведении итога проделанной на уроке работе. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Познавательные УУД Преобразовывать информацию в монологическое высказывание. |
9. Домашнее задание. |
| 1. Выучить правило (стр. 35) 2. Упр. 451. 3. На «5»: допишите лингвистическую историю о добрых корнях Раст, Ращ, Рос. Дополните свои письменные ответы рисунками. | | | Регулятивные: соотносить свои возможности и результаты своей деятельности. |
Нильс очень хотел выр..сти и снова стать обычным мальчишкой. Но для этого ему пришлось пройти чрез множество приключений: опуститься в подводные зар..сли, потеряться в густых зар..слях р..стений. И только когда в душе мальчика появились р..стки добра, он выр..с и стал таким, как прежде.
Молодой лес; отдельная область науки, деятельности, производства; частый кустарник, которым заросло какоенибудь место; дать ростки; стать ветвистее, гуще, больше.
0 ошибок – «5», 1-2 ош.- «4» 3 – 5 ош. – «3», более 5 ош. .- «2»
4. «Лист самооценки ученика»