СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок открытия новых знаний. УМК "Школа России". Мини - проект.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка по теме "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Дроновская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза

Ильи Кирилловича Хахерина

(Карачевский район, Брянская область)











Конкурсное задание «Урок»

II тура (муниципального)

конкурса «Учитель года России» в 2019 году









Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена

существительные»

3 класс







Жичкина Светлана Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ Дроновская СОШ

им. И.К. Хахерина







2019 г.

Тема

Одушевленные и неодушевленные имена существительные


Авторы УМК

Учебник «Русский язык», В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, Москва «Просвещение», 2013 год

Тип урока

Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи

Образовательная цель

Создать условия для формирования умения различать одушевленные и неодушевленные имена существительные, закрепить представление об имени существительном как части речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты

Знать лексико-грамматические признаки имён существительных – одушевлённость и неодушевлённость. Наблюдать за лексическими признаками одушевлённости и неодушевлённости. Научатся образовывать имена существительные одушевлённые от неодушевлённых и одушевленных, распределять имена существительные на группы одушевлённых и неодушевлённых предметов писать имена существительные одушевленные и неодушевленные, используя правило, строить предложения с именами существительными одушевленными и неодушевленными.

Метапредметные УУД

Познавательные: анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель урока; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель деятельности до получения её результата; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого.

Личностные результаты

Проявлять интерес к новому учебному материалу, высказывать свою точку зрения, выражать положительное отношение к процессу познания: уметь проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, стремиться к достижению успехов в учебной деятельности.

Оборудование:

презентация, листы самооценки, карточки для парной и индивидуальной работы, «Паучок-понятий».







Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

  1. Организационный момент.

Самоопределение к деятельности

Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.



Приветствие учащихся.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Эмоционально настраивает на работу. Создает условия для рабочей установки на урок.

-Здравствуйте, дети, гости, члены жюри.

Давайте знакомиться. Меня зовут Светлана Ивановна. Я проведу урок русского языка

- Ребята, я желаю вам, чтобы сегодняшний урок был для вас интересным, полезным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка.

- Запишите число, классная работа.

Знакомит учащихся с листом достижений, в котором ученики оценивают свои знания.

-У каждого из вас есть лист индивидуальных достижений – «Паровозик знаний» с этапами урока – «окошечками».

-На этом листочке укажите фамилию, имя. 

-В нашем уроке 4 этапа. На каждом этапе вы будете оценить вашу работу по принципу трёх цветов: зелёный – всё хорошо, легко; жёлтый – немного затрудняюсь, есть ошибки; красный – трудно, нужна помощь.

-В конце урока поставите себе оценку за урок.

-Итак, первый этап нашего урока.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей






Эмоционально настраиваются на работу.













Принимают установку на урок.


Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.


  1. Актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.


Цель: Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала.















1. Чистописание.













2.Мини-проект «Паучок - понятий».

Мотивирует учащихся к изучению темы. Стимулирует желание красило и грамотно писать.


1 слайд.

- Внимательно рассмотрите записанные на слайде буквы, используя их, выполните следующие задания и ответьте на вопросы:

т л ю а л ь н д ы п а ш н;

п в и а ш у к н я;

с о ш и с н ш а к а.

-вытащите из букета садовый и лесной цветок (Тюльпан, ландыш)

-из какой ягоды варенье досталось кому-то на съеденье (Вишня, паук) Назовите ягоду, спрятавшуюся в этом слове и кто съел варенье, сваренное из этой ягоды.

-отделите плод от растения (Сосна, шишка)

- Ваша задача – красиво, правильно, аккуратно записать эти слова в тетрадь. Минутка чистописания. Посмотрите на доску. Помните о правилах соединения букв.

На обратной стороне доски записаны слова для чистописания (тюльпан, ландыш, вишня, паук, сосна, шишка).

– Что объединяет эти слова? (это имена существительные).

2 слайд.

-Ребята, у вас на столах лежит схематический рисунок «Паучок-понятий». Предлагаю выполнить мини-проект.

- С помощью этого «паучка», мы выясним, что вы уже знаете об имени существительном. Каждая ножка «паучка», это характеристика понятия.

Впишем эти понятия на «ножках» паука.

– Что такое имя существительное?



















- Молодцы, вы уже многое знаете об имени существительном, но посмотрите есть «ножки паучка» незаполненные. Изучая имя существительное дальше, вы узнаете еще много интересного про эту часть речи.

цените первый этап нашего урока.

Принимают учебную задачу

Мотивирует учащихся к изучению темы.






Отвечают на вопросы.














Выполняют письмо по образцу, вырабатывают каллиграфический почерк.

Выделяют и формулируют то, что уже усвоено. Формулируют, принимают и удерживают учебную задачу.








Делают вывод:

    1. Имена существительные это часть речи.

    2. Имена существительные обозначают предмет.

    3. Имена существительные которые отвечают на вопрос кто? Называют (одушевлённые предметы)

    4. Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? Называют (неодушевлённые предметы)

    5. Имена существительные имеют род, число.

Оценивают свои достижения при выполнении задания №1

Коммуникативные-

умение слушать и говорить,

Личностные- самоопредление, оценивание.

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; 

-выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы.

 -обобщать и классифицировать по признакам.

Регулятивные:

- составление плана и

последовательности действий.

-развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 -прогнозировать предстоящую работу (составлять план).


  1. Постановка учебной задачи.


Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения.

2) Организовать подводящий или  побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.

3) Соотнесение нового знания с правилом  в учебнике.

Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока.

– А теперь внимательно посмотрите на записанные ранее слова и найдите лишнее слово.

1 слайд.

- Почему оно лишнее?

- К каким именам существительным ставится вопрос кто? Как называются такие имена существительные?





На какой вопрос отвечают остальные имена существительные? Как называются такие имена существительные?





- Давайте проверим правильность нашего вывода с учебником на с. 12 (вверху)

- Какая же тема нашего сегодняшнего урока?

-Теперь поставим цель урока.

-Сформулировать её вам поможет опорная схема

3 слайд.

Продолжите утверждение

- учиться различать…

- учиться правильно писать…

Формулируют под руководством учителя тему, цель и принимают учебные задачи урока.

паук – одушевленное имя существительное

Делают вывод:

Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.

Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.

Сравнивают свои выводы с формулировкой в учебнике

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные


Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; 

-выявлять сущность, особенности объектов на основе анализа объектов делать выводы.

 -обобщать и классифицировать по признакам.

  1. Построение проекта выхода из затруднения


Цель: 1)Организовать уточнение и согласование  темы урока.

2)Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса  задач с их проговариванием во внешней речи:

1. Наблюдение над языковым материалом.

Аттракцион « Пора по парам. Расшифруй слова». Парная работа.







2. Работа над формулировкой правила.

























Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

Проведем аттракцион « Пора по парам. Расшифруй слова». У вас на столе лежит карточка №1.

- Даны цепочки слов, у каждого слова вам необходимо выделить первые слоги, из них составить новое слово. Можно советоваться. Договоритесь, кто будет записывать, а кто отвечать.


4 слайд.

Карточка 1

  • бабушка+ринза=…(барин)

  • услуга+тарелка=…(уста)

  • мышцы+катер=….(мышка)

  • рога+забор=…(роза)

  • сова+баня+капуста=…(собака)

  • коза+лето+сова=…(колесо)

Получившиеся слова, записанные на карточках и фиксируются на слайде: барин, уста, мышка, роза, собака, колесо.

Первый вариант  запишите одушевлённые существительные в тетрадь, а  второй вариант запишите неодушевлённые существительные в тетрадь.

-Ребята, проговорим последовательность (алгоритм) действия.

5 слайд.

1.Читаем слово.

2.Ставим вопрос

3.Кто? Одушевлённое имя существительное

Что? Неодушевлённое имя существительное


Работа выполняется самостоятельно.



- Какие слова выписал I вариант? Почему?

- Какие слова выписал II вариант? Почему?

- А теперь сверим свои ответы. 


6 слайд.

Одушевл. Неодушевл.

барин уста

мышка мышка

Роза роза

собака колесо


- Что заметили? Что не так по сравнению с вашими ответами? (Слова мышка и роза записаны в 1 и во 2 столбиках)

Как вы думаете, почему?

- В первом столбике, какое значение имеет слово мышка? А во втором? (в 1 столбике - животное, во 2 столбике - компьютерная мышка)



- Как мы называем такие слова, как слово «мышка»?

- А как же тогда не запутаться в таких словах и правильно определить одушевленное существительное или неодушевленное?

- Составьте предложение, чтобы слово «мышка» было одушевленным.

- Составьте предложение, чтобы слово «мышка» было неодушевленным.












- А слово роза? (в 1 столбике – девочка Роза, а во втором – цветок роза)

-Ребята, обратите внимание на слова барин и уста. Объясните лексическое значение этих слов.

-Почему вы затруднились определить лексическое значение этих слов? Часто ли мы слышим эти слова в нашей речи?

Что о них вы можете сказать?

- Кто знает, как называются такие слова?

Обратимся к учебнику. Стр. 12 (внизу)

- Оцените второй этап нашего урока.














Формулируют проблему, находят и объясняют решение проблемы






















Составляют алгоритм:

1.Читаем слово.

2.Ставим вопрос

3.Кто? одушевлённое имя существительное

Что? Неодушевлённое имя существительное



Объясняют, как распределили слова.











-Слова мышка и роза записаны в 1 и во 2 столбиках.


- Слово «мышка» может отвечать на вопрос что?, если это компьютерная мышка, и на вопрос кто?, если это зверек.


- Многозначные.


- Необходимо прочитать предложение с этим словом.


- Мышка живет в норке. Кошка поймала мышку и т.д.

- Мы купили коврик для компьютерной мышки.

Делают вывод: В русском языке много таких слов, которые бывают одушевлённые и неодушевлённые. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Такие слова имеют определённое название – многозначные.

Работают самостоятельно.





-Эти слова не употребляются в современной речи.




Чтение вывода в учебнике.

Оценивают свои достижения при выполнении задания №2

Регулятивные:

 - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше,

- знание основных моральных норм работы в группе(справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

- постановка вопросов;

- умение слушать и вступать в диалог.


Физкультминутка.


А теперь я предлагаю немного отдохнуть.

Поиграем в группы слов,

Кто из вас играть готов?

- Сейчас будут звучать слова, обозначающие предметы, услышав слово, отвечающее на вопрос кто? вы поднимете руки вверх, если услышите слово, отвечающее на вопрос что? сядьте ровно и не двигайтесь.

Окно, узор, снегирь, сугроб, олень, санки, красивый, воробей, шуба, валенки, водитель, ласточка, стакан, Мурка, льдина, тюлень.

Выполняют задание учителя, определяя, какое действие необходимо выполнить


Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья.


  1. Первичное закрепление нового знания.

Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач  с их проговариванием во внешней речи:

  1. Игра «Добрый волшебник Имя Существительное».
















Организует работу в парах, выслушивает мнения, подводит итог.

- Ребята, а вам нравится волшебство? А хотите побыть волшебниками? Поиграем в доброго волшебника «Имя Существительное». Работаем в парах. Возьмите карточку №2. Договоритесь, кто будет записывать, а кто отвечать.

- Сейчас мы с вами будем превращать слова неодушевленные в одушевленные, изменяя только одну букву. Начинаем волшебство.

7 слайд.

Карточка 2

  • коса;

  • мак;

  • рот;

  • капля;

  • сон.



Фронтальная проверка.





- Ребята, волшебник «Имя Существительное» говорит вам спасибо за умное волшебство.

-Оцените третий этап нашего урока.

Работая в парах, находят слова. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.






  • коза;

  • рак;

  • кот;

  • цапля;

  • сом


Пара зачитывает свой ответ по одному слову, остальные хлопают в ладоши, если согласны с ответом. Также открывается на слайде ответ


Оценивают свои достижения

Регулятивные:

 - умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений.

  1. Самостоятельная дифференцированная работа

Организует самостоятельную работу учащихся. Комментирует задание. Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения самостоятельной работы.

– А теперь предлагается вам последнее задание, при помощи которого  я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.

– У вас на столах карточка с разными уровнями заданий, вам необходимо выбрать задание по силам.

Карточка №3

1 уровень - базовый

Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.

2 уровень - высокий

Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, Олен…ка, птен(?)чик,  д…рога, п…нал, с…ница, ч…йник, к…тенок.

3 уровень – повышенной сложности

Поставьте, где нужно запятую. Сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).

Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит

Чей-то дом хвостом виляет

Песик из ружья стреляет

Мальчик чуть не слопал мышку

Кот в очках читает книжку

Старый дед влетел в окно

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

- Вот что значит запятая!



– Возьмите карточку №3, подпишите, выберите уровень и приступайте к работе

-Проверим правильность выполненной работы. Посмотрите на слад и проверьте свой уровень

8 слайд.



-Оцените четвертый этап нашего урока.

Работают самостоятельно, находят и распределяют слова.











1 уровень - базовый

Одушевленные: скворец, Оля, тигр, ученик, водитель, гусь, грибник.

Неодушевленные: дом, кровать, ведро, машина, окно, цветы, телевизор.



2 уровень - высокий

Одушевленные: жираф, дочка, Оленька, птенчик,  синица, котенок.

Неодушевленные:

пружина, вода, мороз, чайник, дорога, пенал.




3 уровень – повышенной сложности

Очень-очень странный вид:

Речка за окном, горит

Чей-то дом, хвостом виляет

Песик, из ружья стреляет

Мальчик, чуть не слопал мышку

Кот, в очках читает книжку

Старый дед, влетел в окно

Воробей, схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

- Вот что значит запятая!





Оценивают свои достижения при выполнении задания №4

Регулятивные: умение адекватно воспринимать оценки; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено.

Познавательные:

- построение логической цепи рассуждений;

Личностные:

- формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки;

Коммуникативные:

- владение монологической и диалогической формами речи.


  1. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

-Вернёмся к нашему паучку.

9 слайд.

-Ребята, что мы можем дописать на ножках паучка об имени существительном? Ножки у паучка ещё не все заполнены, а это значит, что остались не раскрытые тайны об имени существительном. Это вы сделаете на следующих уроках.

Понравился ли урок?

-Кто доволен своей работой на уроке?

-Кто считает, что мог работать лучше?

-Может кто-то остался недоволен собой? Какие причины недовольства? Что посоветуете сами себе?

Оцените свою работу за весь урок на листах достижения.

-Первый ряд поднимите свои листы достижений вверх. Я посмотрю на ваши успехи.

Даю комментарий (У вас много зеленых окошек, значит, вы усвоили материал на отлично. У некоторых из вас я вижу больше желтых окошек, значит, вы допустили незначительные ошибки, и стоит доработать тему сегодняшнего урока. Те, у кого много красных окошек, не огорчайтесь. У вас есть возможность ещё раз поработать по данной теме. Я уверена, у вас всё получиться.

Если есть желание, можете продемонстрировать свои достижения всему классу и гостям.

(Аналогично со 2 и 3 рядами).



Самыми активными на уроке были..

Самыми смекалистыми были…

Самые оригинальные ответы, на мой взгляд были..

А вот ответы … меня удивили.


Одушевленные и неодушевленные









Оценивают свою работу на уроке






Регулятивные: оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями, осуществлять итоговый контроль

Познавательные: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные: умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, проявлять активность.

  1. Домашнее задание

Комментирует задание. Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

-Откроем дневники и запишем домашнее задание.

Выполнить упр. 20 на странице 14.

-Прочитаем задание к упражнению. Есть ли у вас вопросы по домашнему заданию?

По желанию можно поработать с устаревшими словами из упр.16 на стр. 12

10 слайд.

Работу мы с вами сделали в срок.

Спасибо, ребята, вам за урок!

Записывают домашнее задание






3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!