СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка "Что такое суффикс?" 3 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена технологическая карта урока русского языка по теме "Что такое суффикс?" 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Что такое суффикс?" 3 кл»

Урок русского языка в 3 классе

Что такое суффикс?


Педагогическая цель

Создать условия для формирования представления учащихся о суффиксе как значимой части слова, умения находить суффиксы в словах по алгоритму

Тип урока

Открытие нового знания

Технология построения урока

Технология деятельностного метода обучения

Планируемые результаты

(предметные)

Находят в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс; наблюдают над способами образования слов при помощи суффиксов, применяют полученные знания на практике, в самостоятельной работе, участвуют в устном общении на уроке

Личностные результаты

Проявляют интерес к познанию русского языка; вырабатывают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза; овладевают общими способами решения конкретных лингвистических задач.

Регулятивные: учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения, овладевают способами решения учебной задачи, открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке, оценивают свои достижения, определяют трудности, осознают способы преодоления трудностей, осуществляют взаимопроверку.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи, учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение, аргументируют его.

Основное содержание темы, понятия и термины

Суффикс как значимая часть слова; способ нахождения суффикса; разбор слова по составу

Образовательные ресурсы


  1. Учебник, рабочая тетрадь.

  2. Презентация


Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Осуществляемые

действия

Формируемые умения

I. Организационный момент. Самоопределение деятельности

Приветствует учащихся.

Здравствуйте. Повернитесь, посмотрите, сколько к нам на урок пришло гостей. Улыбнитесь гостям. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов. Повернитесь ко мне, давайте будем работать дружно, активно, помогать друг другу и покажем, какие мы с вами молодцы. Тихонечко садитесь и давайте начнем работать.

Приветствуют учителя и гостей. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе








Л – устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом.

Р- целеполагание

II. Актуализация знаний

1. Минутка чистописания (слайд1)

– Посмотрите на доску. Здесь у нас таблица с буквами. какая буква повторяется в каждом ряду только один раз?

Я пропишу на доске, а вы определите закономерность.

Кк, Ккк, Кккк, …

- Прописываем строчку соединений букв. (показ на доске)


2. Работа в парах

У вас на партах карточки ______ цвета. Смотрим, какие задания у нас.

  1. Прочитайте

  2. Продиктуйте их по очереди друг другу

  3. Взаимопроверка

  4. Оценка при помощи смайлика.



3. Повторение

-Вспомните, какой раздел вы начали изучать на предыдущих уроках? (Состав слова).

Ребята, предлагаю вам, отправится в город, который называется «Части слова». А какие жильцы могут жить в этом городе?

Корень, приставка, суффикс, окончание. (Учитель выставляет домики.)

- Вспомним все, что знаем о них (повторение по плану)

1. Что такое приставка?

2. Что такое корень?

3. Что такое окончание?

- Как вы думаете, а все ли части слова мы изучили? (Нет)

- Так чем же мы с вами будем заниматься сегодня? (Знакомиться с новой частью слова).


4. Подготовительная работа к введению в тему (работа в группах)

Название нового жителя в нашем городе, вы узнаете, разгадав кроссворд.

. Кто разгадал кроссворд, положили ручки. Проверяем (учащиеся дают ответы)




Проверяют правильность нахождения в тексте глаголов с приставками и обозначения приставок.

Оценивают работу соседа по парте с помощью знаков:

«!» - правильно, без ошибок, отлично;

«+» - 1-2 ошибки, хорошо;

«-» - 3-5 ошибок, надо лучше работать.



Составляют кластер «Состав слова».





Называют изученные части слов и их основные признаки.



Проводят разбор по составу слов дорога, (в) полёте, подруга, книга, лимончики.


- Нет.


- Лимончики. В этом слове есть часть слова, которую ещё не изучали.

- После корня.


Р – осуществлять взаимопроверку, контролировать работу партнёра; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать способы преодоления трудностей.

К – аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации; учитывать мнение партнёров.

Пр. – знать изученные части слов и их признаки, уметь выделять их в словах.

П – овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач.

III. Постановка учебной задачи

Как вы думаете, какая у нас тема урока?

Сформулируйте тему урока в вопросительной форме. (ответы детей)

Какие цели себе поставим?

- Цели нашего урока: узнать, что такое суффикс, местоположение суффикса в слове, для чего он служит и графическое обозначение (по плану)





- Как называется эта часть слова?

- Какое она имеет значение?

- Как обозначается?


К – учитывать разные мнения и интересы, высказывать своё собственное мнение, аргументировать его.

Р – принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

IV. Первичное усвоение новых знаний









































V. Первичная проверка понимания

Чтобы суффикс мог поселиться в городе предлагаю заполнить для него паспорт. У вас на партах лежат карточки_________цвета. Что уже можем записать? (название). (Записывают, обратить внимание на удв.согл)

- Слово суффикс образовано от латинского слова «суффиксус» что значит «подставленный»! Его подставляют к слову после корня, чтобы получить новые слова, и придать им новое значение.

- Давайте и мы с вами попробуем, образовать новые слова.

- Запишем первое слово - гномы. (Кто такие гномы? – Это сказочные существа маленького роста), а если они совсем маленькие? (гномики)


- Как называются эти слова? (Однокоренные) Назовите окончание, корень. Какая часть слова между окончанием и корнем? (Суффикс).

- Что мы образовали с помощью суффикса? (Новое слово) А где стоит суффикс? (После корня) Хорошо! Можем продолжить заполнение паспорта?


- Посмотрите ребята на шапки гномиков и на крышу домика. Что у них общего, как вы думаете? (форма) А какая форма? (треугольная). А что такое треугольник? Вот так и суффиксы выделяются уголком. - Выделите, пожалуйста, суффикс в слове гномики, и заполните последнюю графу в паспорте.



Чтобы наша речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет своё лицо. И многое может рассказать. От него зависит значение слова.

– Прочитайте стихотворение из упр. 164 учебника. Найдите и выпишите однокоренные слова, выполните их разбор по составу.

– С помощью какой части слова образовались слова ёжикежиха?

– Выделите эти части слов знаком.      

– Где они находятся: перед корнем или после корня


- Образуйте еще слова с этим корнем:

ёж, ёжик, ежиха, ежонок, ежата, ежовый.

- Попробуйте найти в них суффиксы и ответьте на вопросы:

- Где находится суффикс?

- Для чего служит суффикс?


- Как мы можем проверить свои выводы?


- Прочитайте определение суффикса (учебник, с. 89).

- Вернёмся к нашей группе слов. Легко ли было находить в этих словах суффикс?

- Какие знания вам помогли?


- Я предлагаю вам поработать в группах и построить алгоритм выделения суффикса. Восстановите алгоритм выделения приставки и дополните нужными шагами. (Приложение 3)


Организует проверку работы в группах. Слайд 6



Высказывают свои предположения.




- С суффиксом.




- Что такое суффикс?





Анализируют предложенные слова.





Называют основные признаки суффикса: стоит после корня, служит для образования новых слов.



Называют источники информации.



Читают определение суффикса.





Алгоритм выделения приставки.


Восстанавливают алгоритм нахождения приставки и дополняют ещё одним шагом для нахождения суффикса.





Рассказывают о результатах работы в группах. По необходимости вносят коррективы.

Оценивают работу своей группы.

П – осуществлять анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям.

К – участвовать в диалоге, общей беседе.

Пр. – знать определение суффикса, алгоритм его нахождения в слове.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Учитель организует работу на применение на практике нового знания (нахождение суффиксов в словах по алгоритму).

Слайд 7

Работа в паре:

- Выпишите из стихотворения слова к данным на карточках схемам.

Взял Тимошка утюжок:

- Ну-ка, грейся, мой дружок!

Выглажу братишке

Куртку и штанишки.


(Приложение 4)


Организует самопроверку по эталону. Слайд 8

Разбирают слова по составу, проговаривая каждый шаг. (Тетрадь, с.48, упр.118).





Работают в парах, выписывают слова, соответствующие данным схемам.








Осуществляют самопроверку по эталону. Оценивают работу в паре.

Пр. – осуществлять разбор слова по составу, следуя алгоритму.

Р – выполнять действия по намеченному плану.

К – ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Физкультминутка


Выполняют движения вместе с героем физкультминутки.

Л – осуществлять профилактику утомления, ориентироваться на здоровый образ жизни.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Учитель организует работу на применение на практике нового знания (нахождение суффиксов в словах по алгоритму).



Предлагает для самостоятельной работы задания, дифференцированные по уровню сложности и объёму.

1). Составить слова по моделям-рисункам.

2) Списать слова, выделить суффиксы (Упр.165 1или 2 столбик) Слайд 9




Выбирают уровень сложности самостоятельной работы.







Осуществляют самопроверку работы по образцу, анализируют (вслух по желанию) свою работу.

Осуществляют самооценку своей работы.

Пр.- подбирать слова с заданной морфемой, соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями.

Р – овладевать способами решения учебной задачи.

П. – использовать знаково-символические средства.

Домашнее задание

Даёт домашнее задание по выбору: выполнить упражнение 115 из тетради или задание творческого характера: придумать задание по теме урока для одноклассников.

Слушают учителя, делают записи в дневниках.

Р- принимать цель, содержание и способы выполнения задания.

IIX. Рефлексия деятельности

- Ответьте на вопросы:

- Что было самым важным на уроке?

- Зачем мы сегодня на уроке…?

- Что для тебя было легко (трудно)?

- Доволен ли ты своей работой?


Работают в группах.

Р – открыто осмысливать и оценивать свою деятельность на уроке.







Состав слова

Приложение 1.






















































Приложение 2.



дорога (в) полёте подруга книга лимончики



Приложение 3.

Алгоритм разбора слова по составу


Измени слово, чтобы выделить окончание.


Подбери однокоренные слова и выдели корень слова.



Прочитай и объясни смысл слова. Определи, к какой части речи оно относится. Изменяется слово или нет?



Найди в слове приставку (если она есть), подобрав однокоренные слова без приставки или с другой приставкой). Выдели приставку.



Назови все части слова.




Приложение 4.





ишк







ок





ошк







Приложение 5.



Метапредметные

Личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах, в группах;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- учить планировать свою деятельность на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- моделировать информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.