I. Организационный момент. Самоопределение деятельности | Приветствует учащихся. Здравствуйте. Повернитесь, посмотрите, сколько к нам на урок пришло гостей. Улыбнитесь гостям. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов. Повернитесь ко мне, давайте будем работать дружно, активно, помогать друг другу и покажем, какие мы с вами молодцы. Тихонечко садитесь и давайте начнем работать. | Приветствуют учителя и гостей. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Л – устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом. Р- целеполагание |
II. Актуализация знаний | 1. Минутка чистописания (слайд1) – Посмотрите на доску. Здесь у нас таблица с буквами. какая буква повторяется в каждом ряду только один раз? Я пропишу на доске, а вы определите закономерность. Кк, Ккк, Кккк, … - Прописываем строчку соединений букв. (показ на доске) 2. Работа в парах У вас на партах карточки ______ цвета. Смотрим, какие задания у нас. Прочитайте Продиктуйте их по очереди друг другу Взаимопроверка Оценка при помощи смайлика. 3. Повторение -Вспомните, какой раздел вы начали изучать на предыдущих уроках? (Состав слова). Ребята, предлагаю вам, отправится в город, который называется «Части слова». А какие жильцы могут жить в этом городе? Корень, приставка, суффикс, окончание. (Учитель выставляет домики.) - Вспомним все, что знаем о них (повторение по плану) 1. Что такое приставка? 2. Что такое корень? 3. Что такое окончание? - Как вы думаете, а все ли части слова мы изучили? (Нет) - Так чем же мы с вами будем заниматься сегодня? (Знакомиться с новой частью слова). 4. Подготовительная работа к введению в тему (работа в группах) Название нового жителя в нашем городе, вы узнаете, разгадав кроссворд. . Кто разгадал кроссворд, положили ручки. Проверяем (учащиеся дают ответы) | Проверяют правильность нахождения в тексте глаголов с приставками и обозначения приставок. Оценивают работу соседа по парте с помощью знаков: «!» - правильно, без ошибок, отлично; «+» - 1-2 ошибки, хорошо; «-» - 3-5 ошибок, надо лучше работать. Составляют кластер «Состав слова». Называют изученные части слов и их основные признаки. Проводят разбор по составу слов дорога, (в) полёте, подруга, книга, лимончики. - Нет. - Лимончики. В этом слове есть часть слова, которую ещё не изучали. - После корня. | Р – осуществлять взаимопроверку, контролировать работу партнёра; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать способы преодоления трудностей. К – аргументировать своё мнение и позицию в коммуникации; учитывать мнение партнёров. Пр. – знать изученные части слов и их признаки, уметь выделять их в словах. П – овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач. |
III. Постановка учебной задачи | Как вы думаете, какая у нас тема урока? Сформулируйте тему урока в вопросительной форме. (ответы детей) Какие цели себе поставим? - Цели нашего урока: узнать, что такое суффикс, местоположение суффикса в слове, для чего он служит и графическое обозначение (по плану) | - Как называется эта часть слова? - Какое она имеет значение? - Как обозначается? | К – учитывать разные мнения и интересы, высказывать своё собственное мнение, аргументировать его. Р – принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. |
IV. Первичное усвоение новых знаний V. Первичная проверка понимания | Чтобы суффикс мог поселиться в городе предлагаю заполнить для него паспорт. У вас на партах лежат карточки_________цвета. Что уже можем записать? (название). (Записывают, обратить внимание на удв.согл) - Слово суффикс образовано от латинского слова «суффиксус» что значит «подставленный»! Его подставляют к слову после корня, чтобы получить новые слова, и придать им новое значение. - Давайте и мы с вами попробуем, образовать новые слова. - Запишем первое слово - гномы. (Кто такие гномы? – Это сказочные существа маленького роста), а если они совсем маленькие? (гномики) - Как называются эти слова? (Однокоренные) Назовите окончание, корень. Какая часть слова между окончанием и корнем? (Суффикс). - Что мы образовали с помощью суффикса? (Новое слово) А где стоит суффикс? (После корня) Хорошо! Можем продолжить заполнение паспорта? - Посмотрите ребята на шапки гномиков и на крышу домика. Что у них общего, как вы думаете? (форма) А какая форма? (треугольная). А что такое треугольник? Вот так и суффиксы выделяются уголком. - Выделите, пожалуйста, суффикс в слове гномики, и заполните последнюю графу в паспорте. Чтобы наша речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Суффикс хоть и маленькая часть слова, но имеет своё лицо. И многое может рассказать. От него зависит значение слова. – Прочитайте стихотворение из упр. 164 учебника. Найдите и выпишите однокоренные слова, выполните их разбор по составу. – С помощью какой части слова образовались слова ёжик, ежиха? – Выделите эти части слов знаком. – Где они находятся: перед корнем или после корня - Образуйте еще слова с этим корнем: ёж, ёжик, ежиха, ежонок, ежата, ежовый. - Попробуйте найти в них суффиксы и ответьте на вопросы: - Где находится суффикс? - Для чего служит суффикс? - Как мы можем проверить свои выводы? - Прочитайте определение суффикса (учебник, с. 89). - Вернёмся к нашей группе слов. Легко ли было находить в этих словах суффикс? - Какие знания вам помогли? - Я предлагаю вам поработать в группах и построить алгоритм выделения суффикса. Восстановите алгоритм выделения приставки и дополните нужными шагами. (Приложение 3) Организует проверку работы в группах. Слайд 6 | Высказывают свои предположения. - С суффиксом. - Что такое суффикс? Анализируют предложенные слова. Называют основные признаки суффикса: стоит после корня, служит для образования новых слов. Называют источники информации. Читают определение суффикса. Алгоритм выделения приставки. Восстанавливают алгоритм нахождения приставки и дополняют ещё одним шагом для нахождения суффикса. Рассказывают о результатах работы в группах. По необходимости вносят коррективы. Оценивают работу своей группы. | П – осуществлять анализ, синтез, сравнение и обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям. К – участвовать в диалоге, общей беседе. Пр. – знать определение суффикса, алгоритм его нахождения в слове. |
V. Первичное закрепление во внешней речи | Учитель организует работу на применение на практике нового знания (нахождение суффиксов в словах по алгоритму). Слайд 7 Работа в паре: - Выпишите из стихотворения слова к данным на карточках схемам. Взял Тимошка утюжок: - Ну-ка, грейся, мой дружок! Выглажу братишке Куртку и штанишки. (Приложение 4) Организует самопроверку по эталону. Слайд 8 | Разбирают слова по составу, проговаривая каждый шаг. (Тетрадь, с.48, упр.118). Работают в парах, выписывают слова, соответствующие данным схемам. Осуществляют самопроверку по эталону. Оценивают работу в паре. | Пр. – осуществлять разбор слова по составу, следуя алгоритму. Р – выполнять действия по намеченному плану. К – ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой | Учитель организует работу на применение на практике нового знания (нахождение суффиксов в словах по алгоритму). Предлагает для самостоятельной работы задания, дифференцированные по уровню сложности и объёму. 1). Составить слова по моделям-рисункам. 2) Списать слова, выделить суффиксы (Упр.165 1или 2 столбик) Слайд 9 | Выбирают уровень сложности самостоятельной работы. Осуществляют самопроверку работы по образцу, анализируют (вслух по желанию) свою работу. Осуществляют самооценку своей работы. | Пр.- подбирать слова с заданной морфемой, соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями. Р – овладевать способами решения учебной задачи. П. – использовать знаково-символические средства. |