Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД, формирующиеся на данном этапе |
Оргмомент. Цель: создание условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность | Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. | Приветствуют учителя, друг друга; проверяют готовность к уроку; психологически настраиваются на урок. | Регулятивные: - волевая саморегуляция. Личностные: - смыслообразование. Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками |
Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе. Постановка целей и задач урока. Мотивация к учебной деятельности. Цель: повторить материал о самостоятельных и служебных частях речи, их роли в предложениях, текстах; способствовать развитию речи обучающихся; актуализировать мыслительные операции: сравнение, выделение главного, анализ; развивать умение определять цели и задачи урока в зависимости от темы. | Проверяем домашнее задание. 1. Расскажите о частях речи, используя кластер, составленный на прошлом уроке. 2. Эвристическая беседа: - Для чего служит предлог? Приведите примеры. - Какую роль в языке выполняет союз? Приведите примеры. - Какую роль в языке выполняет частица? Приведите примеры. 3. - упр 585 (проверяем и объясняем) - р/р Придумайте предложения или словосочетания с любыми из этих слов. Определение темы урока - Учитель записывает на доске слова (лучше заранее): Рисую, пишу, знаю, рассказывать . Задаёт вопросы: - Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке? - Какова цель нашего урока? - Ваша задача? Объявляет: Дата Классная работа Что обозначает глагол | Фронтальная работа. Индивидуальная работа. Проверяют домашнее задание: рассказывают о самостоятельных и служебных частях речи, пользуясь кластером, составленным на прошлом уроке, и п.70, объясняют, как выполнили упр 585, исправляют ошибки. Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы. р/р Придумывают предложения или словосочетания с любыми из этих слов. Определяют тему, цель и задачи урока Ученик записывает на доске тему урока. Учащиеся формулируют цели и задачи урока. Учащиеся пишут в тетрадях : Дата Классная работа Что обозначает глагол | Познавательные: - общеучебные умения структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Логические: - анализ, сравнение, синтез. Регулятивные: - целеполагание как постановка учебной задачи; - контроль и оценка прогнозирования. |
Актуализация знаний. Усвоение новых знаний и способов действия. Приёмы: мозговой штурм, постановка вопросов Стратегия: кластер Цель: научиться работать с учебным текстом: находить нужную информацию, формулировать вопросы, определять ключевые слова, переводить информацию из одной формы в другую, структурировать, связно рассказывать по кластеру, обобщать материал, делать выводы. | - Открыли учебник. П. 71 (стр 211) - Прочитаем его. - Работа в парах: ученик, сидящий на 1 варианте, ставит вопросы к частям текста; ученик, сидящий на 2 варианте, находит и записывает ключевые слова. Вопросы на доске записывает учитель. Составляем кластер. (Смотри приложение 1) ВСПОМИНАЕМ: - Что вы ещё знаете о глаголе? - Допишите, пожалуйста, в кластер другим цветом морфологические признаки, начальную форму и синтаксическую роль глагола (сведения, уже знакомые вам с младших классов) - Для чего мы составили кластер? В чём он может нам помочь? р/р Расскажите, используя кластер, о глаголе как части речи. | Ученики читают п. 71 стр 211 Работа в парах: ученик, сидящий на 1 варианте, ставит вопросы к частям текста; ученик, сидящий на 2 варианте, находит и записывает ключевые слова. Ключевые слова на доске записывает ученик. Ученик у доски составляет кластер. (Смотри приложение 1) Дописывают в кластер другим цветом морфологические признаки, начальную форму и синтаксическую роль глагола (сведения, уже знакомые с младших классов) Отвечают на вопросы учителя, обобщают материал, делают выводы. р/р Рассказывают у доски, используя кластер, о глаголе как части речи. | Регулятивные: - планирование; -прогнозирование. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, - смысловое чтение, - построение логической цепи рассуждения, - общеучебные умения структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Общеучебные: - моделирование, - освоение систематических знаний. Коммуникативные: Работа в парах |
Первичное усвоение новых знаний Цель: развитие речи обучающихся, углубление их представлений о значении глагола; проверка понимания материала п. 71, выявление затруднений | - Выполняем тест Какой глагол обозначает действие, связанное с состоянием человека? а) идти б) листать в)болеть 2. Какой глагол обозначает действие, связанное с определённым свойством человека, а не просто движением? а) хромать б) лежать в)танцевать 3. Какой глагол обозначает действие, связанное с определённым отношением человека к кому-либо? а) петь б) размешивать в)уважать 4. Какой глагол обозначает действие, связанное с проявлением у предмета какого-либо признака? а) переходить б) чернеться в)распилить 5. Какой глагол обозначает действие, которое происходит один раз, в один момент? а) крикнуть б) сверкать в)стучать 6. Какой глагол обозначает действие, связанное с различными звуковыми явлениями? а) молчать б) мычать в)думать Даёт критерии оценки теста и ответы, фиксирует оценки за тесты, поставленные учениками в ходе взаимопроверки. | Выполняют тест ОТВЕТЫ: 1.в) ; 2. а); 3.в); 4.б); 5.а); 6.б) Выполняют взаимопроверку. Работа в парах. Оценивают выполнение теста одноклассником. | Коммуникативные: - сотрудничество с учителем и сверстниками. Общеучебные: - работа с учебником, со словарями. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, - построение логической цепи рассуждения, - общеучебные умения структурировать знания, . Личностные: - нравственно-этическая ориентация |
Закрепление Цель: потренировать в образовании глаголов, обозначающих процессы труда; подборе существительных к глаголам; составлении словосочетаний и предложений, чтобы одни и те же слова были разными частями речи; в нахождении глаголов среди других частей речи; выявить затруднения. | Выполнить упр 592 (стр 211). Выполнить упр 593 (стр 211). В это время индивидуальное задание выполняют ученики на компьютере. Диск ФГОС 5 класс. Русский язык. Определить глаголы в предложениях. 4) Самостоятельная работа. Данные слова в контексте могут быть существительными и глаголами. Придумайте с ними такие словосочетания (предложения), чтобы эти слова были разными частями речи. 1 ряд – белила, дали, жгут; 2 ряд – припас, стекло, печь; ряд – лай, попугай, течь. Игровое задание. - Как, добавляя к словам одну и ту же букву, превратить существит. в глаголы? Что у вас получилось? Как такое явление называется в лексикологии? Штукатур (ь), клич, прищур, быт, трон, плач, брат, жар и др. | Один человек у доски выполняет упр 592. Класс помогает. Два человека у доски выполняют упр 593. Класс помогает. Слабые ученики работают на компьютере. Выполняют самостоятельную работу. | Личностные: смыслообразование. Общеучебные: - выбор наиболее эффективных способов выполнения задания. Коммуникативные: - сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: - волевая саморегуляция, - контроль. Познавательные: - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | П. 71, рассказ о глаголе по кластеру. Упр 594 или 590 (по выбору учащегося) | Записывают домашнее задание, слушают инструктаж по его выполнению. Задают вопросы. | Познавательные: - умения структурировать знания, - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, -умение давать оценку процессам и результатам деятельности. Регулятивные: - волевая саморегуляция, - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. |
Рефлексия | Оценки за урок ( с объяснением); О чём говорили сегодня на уроке? Что повторили? В чём потренировались? 5. Какие приёмы, стратегии, способы действия использовали? 6.Что понравилось на уроке? Собрать рабочие тетради, раздать проверенные. | Отвечают на вопросы учителя, обобщают материал, делают выводы. Собирают и раздают тетради. | Коммуникативные: - умение выражать свои мысли, - оценивание качества своей и общей учебной деятельности. |