СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи"/5 класс/

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок с применением технологии смыслового чтения. Предусмотрено составление кластера т выполнение теста. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи"/5 класс/»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Класс: 5 класс

УМК: Русский язык 5 класс М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов

Тип урока: комбинированный

Тема урока: Глагол как часть речи

Цели урока:

деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить её из одной формы в другую, находить ключевые слова, ставить вопросы, определять главную мысль, структурировать материал с помощью кластера, обобщать, делать выводы, опираясь на основную информацию текста), проблемной и коммуникативной (работать в парах, фронтально, индивидуально); содержательная: развитие речевых способностей обучающихся; составление словосочетаний и предложений, чтобы одни и те же слова были разными частями речи; знакомство с разными значениями глагола; образование глаголов, обозначающих процессы труда; повторение материала о самостоятельных и служебных частях речи, их роли в предложениях, текстах; подбор существительных к глаголу; актуализация знаний о морфологических признаках глагола, его синтаксической роли; повторение омонимов

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формирующиеся на данном этапе

  1. Оргмомент.

Цель: создание условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.


Психологический настрой.

Приветствуют учителя, друг друга; проверяют готовность к уроку; психологически настраиваются на урок.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция.

Личностные:

- смыслообразование.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками

  1. Проверка домашнего задания. Подготовка к работе на основном этапе. Постановка целей и задач урока. Мотивация к учебной деятельности.


Цель: повторить материал о самостоятельных и служебных частях речи, их роли в предложениях, текстах; способствовать развитию речи обучающихся; актуализировать мыслительные операции: сравнение, выделение главного, анализ; развивать умение определять цели и задачи урока в зависимости от темы.



Проверяем домашнее задание.

1. Расскажите о частях речи, используя кластер, составленный на прошлом уроке.

2. Эвристическая беседа:

- Для чего служит предлог? Приведите примеры.

- Какую роль в языке выполняет союз? Приведите примеры.

- Какую роль в языке выполняет частица? Приведите примеры. 3. - упр 585 (проверяем и объясняем)

- р/р Придумайте предложения или словосочетания с любыми из этих слов.

Определение темы урока

- Учитель записывает на доске слова (лучше заранее):

Рисую, пишу, знаю, рассказывать .

Задаёт вопросы:

- Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить сегодня на уроке?

- Какова цель нашего урока?

- Ваша задача?

Объявляет:

Дата

Классная работа

Что обозначает глагол

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

Проверяют домашнее задание: рассказывают о самостоятельных и служебных частях речи, пользуясь кластером, составленным на прошлом уроке, и п.70, объясняют, как выполнили упр 585, исправляют ошибки.

Дают устные ответы на поставленные учителем вопросы.

р/р Придумывают предложения или словосочетания с любыми из этих слов.

Определяют тему, цель и задачи урока

Ученик записывает на доске тему урока.


Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

Учащиеся пишут в тетрадях : Дата

Классная работа

Что обозначает глагол

Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи;

- контроль и оценка прогнозирования.


  1. Актуализация знаний. Усвоение новых знаний и способов действия.


Приёмы: мозговой штурм, постановка вопросов

Стратегия: кластер


Цель: научиться работать с учебным текстом: находить нужную информацию, формулировать вопросы, определять ключевые слова, переводить информацию из одной формы в другую, структурировать, связно рассказывать по кластеру, обобщать материал, делать выводы.



- Открыли учебник. П. 71 (стр 211)

- Прочитаем его.

- Работа в парах: ученик, сидящий на 1 варианте, ставит вопросы к частям текста; ученик, сидящий на 2 варианте, находит и записывает ключевые слова.

Вопросы на доске записывает учитель.

Составляем кластер.

(Смотри приложение 1)

ВСПОМИНАЕМ:

- Что вы ещё знаете о глаголе?

- Допишите, пожалуйста, в кластер другим цветом морфологические признаки, начальную форму и синтаксическую роль глагола (сведения, уже знакомые вам с младших классов)

- Для чего мы составили кластер? В чём он может нам помочь?

р/р Расскажите, используя кластер, о глаголе как части речи.

Ученики читают п. 71 стр 211

Работа в парах: ученик, сидящий на 1 варианте, ставит вопросы к частям текста; ученик, сидящий на 2 варианте, находит и записывает ключевые слова.

Ключевые слова на доске записывает ученик.

Ученик у доски составляет кластер.

(Смотри приложение 1)

Дописывают в кластер другим цветом морфологические признаки, начальную форму и синтаксическую роль глагола (сведения, уже знакомые с младших классов)

Отвечают на вопросы учителя, обобщают материал, делают выводы.

р/р Рассказывают у доски, используя кластер, о глаголе как части речи.

Регулятивные:

- планирование;

-прогнозирование.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации,

- смысловое чтение,

- построение логической цепи рассуждения,

- общеучебные умения структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Общеучебные:

- моделирование,

- освоение систематических знаний.

Коммуникативные:

Работа в парах

  1. Первичное усвоение новых знаний



Цель: развитие речи обучающихся, углубление их представлений о

значении глагола; проверка понимания материала п. 71, выявление затруднений

- Выполняем тест

  1. Какой глагол обозначает действие, связанное с состоянием человека?

а) идти б) листать в)болеть

2. Какой глагол обозначает действие, связанное с определённым свойством человека, а не просто движением?

а) хромать б) лежать в)танцевать

3. Какой глагол обозначает действие, связанное с определённым отношением человека к кому-либо?

а) петь б) размешивать в)уважать

4. Какой глагол обозначает действие, связанное с проявлением у предмета какого-либо признака?

а) переходить б) чернеться в)распилить

5. Какой глагол обозначает действие, которое происходит один раз, в один момент?

а) крикнуть б) сверкать в)стучать

6. Какой глагол обозначает действие, связанное с различными звуковыми явлениями?

а) молчать б) мычать в)думать

Даёт критерии оценки теста и ответы, фиксирует оценки за тесты, поставленные учениками в ходе взаимопроверки.

Выполняют тест



ОТВЕТЫ:

1.в) ; 2. а); 3.в); 4.б); 5.а); 6.б)






Выполняют взаимопроверку. Работа в парах. Оценивают выполнение теста одноклассником.





Коммуникативные:

- сотрудничество с учителем и сверстниками.

Общеучебные:

- работа с учебником, со словарями.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации,

- построение логической цепи рассуждения,

- общеучебные умения структурировать знания, .

Личностные:

- нравственно-этическая ориентация

  1. Закрепление


Цель: потренировать в образовании глаголов, обозначающих процессы труда; подборе существительных к глаголам; составлении словосочетаний и предложений, чтобы одни и те же слова были разными частями речи; в нахождении глаголов среди других частей речи; выявить затруднения.

  1. Выполнить упр 592 (стр 211).

  2. Выполнить упр 593 (стр 211).

  3. В это время индивидуальное задание выполняют ученики на компьютере. Диск ФГОС 5 класс. Русский язык. Определить глаголы в предложениях.

4) Самостоятельная работа.

Данные слова в контексте могут быть существительными и глаголами. Придумайте с ними такие словосочетания (предложения), чтобы эти слова были разными частями речи.

1 ряд – белила, дали, жгут;

2 ряд – припас, стекло, печь;

  1. ряд – лай, попугай, течь.

  1. Игровое задание.

- Как, добавляя к словам одну и ту же букву, превратить существит. в глаголы? Что у вас получилось? Как такое явление называется в лексикологии?

Штукатур (ь), клич, прищур, быт, трон, плач, брат, жар и др.

Один человек у доски выполняет упр 592. Класс помогает.

Два человека у доски выполняют упр 593. Класс помогает.

Слабые ученики работают на компьютере.


Выполняют самостоятельную

работу.


Личностные:

смыслообразование.

Общеучебные:

- выбор наиболее эффективных способов выполнения задания.

Коммуникативные:

- сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция,

- контроль.

Познавательные:

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания,


  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


  1. П. 71, рассказ о глаголе по кластеру.

  2. Упр 594 или 590

(по выбору учащегося)

Записывают домашнее задание, слушают инструктаж по его выполнению. Задают вопросы.

Познавательные:

- умения структурировать знания,

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания,

-умение давать оценку процессам и результатам деятельности.

Регулятивные:

- волевая саморегуляция,

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

  1. Рефлексия

  1. Оценки за урок

( с объяснением);

  1. О чём говорили сегодня на уроке?

  2. Что повторили?

  3. В чём потренировались?

5. Какие приёмы, стратегии, способы действия использовали?

6.Что понравилось на уроке?

Собрать рабочие тетради, раздать проверенные.

Отвечают на вопросы учителя, обобщают материал, делают выводы.








Собирают и раздают тетради.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли,

- оценивание качества своей и общей учебной деятельности.







Приложение 1 к уроку русского языка в 5 классе по теме: «Что обозначает глагол»



Кластер


Взаимоотношения людей

Процесс речи и мысли

Звуковые явления

Действие

Состояние

Движение

обозначает

Проявление и изменение признака

Время

Спряжение

Род

Лицо

Число

Вид

Что делать?

Что сделать?

Морфологические признаки

Инфинитив

Синтаксическая роль

Самостоятельная часть речи

Глагол




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!