Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Морфология. Части речи"»
Технологическая карта урока русского языка
«Морфология. Части речи»
Тема урока: Морфология. Части речи.
ОУ: ГБПОУ РХ «У(Т)ОР» г. Абакан, Республика Хакасия
Преподаватель: Пинясова Елена Викторовна
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал, дидактический материал
УМК: Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2012 г.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен овладевать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.
Цель: Обобщение и систематизация материала по теме занятия.
Задачи для студентов | Задачи для преподавателя |
Обучающие: 1.Углубление представлений о морфологии, самостоятельных и служебных частях речи. 2.Закрепление умения определять части речи в тексте и доказывать свою точку зрения. 3.Совершенствование умения выполнять морфологический разбор разных частей речи. Развивающие: 1.Развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса. 2. Развитие навыков определения грамматических признаков разных частей речи. 3. Развитие навыков правильного произношения слов. Воспитывающие: 1.Воспитание уважения к русскому языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности. 2. Воспитание любви к своему краю. 3. Воспитание гордости за выбранную профессию 4.Воспитание толерантных отношений работы в команде. | Образовательные: 1.Создание условий для углубления представлений студентов о грамматических признаках частях речи. 2. Создание условий для совершенствования студентами умений выполнять морфологический разбор разных частей речи Развивающие: Создание мотивационной основы для восприятия учебного материала, развития устной и письменной речи студентов, мышления, формирования практических умений и навыков Воспитательные: 1.Воспитание бережного отношения к слову. 2. Воспитание любви к своему краю, к родине. 3. Воспитание гордости за выбранную профессию. 4.Воспитание толерантных отношений работы в команде. |
Тип урока: Комбинированный | Форма урока Традиционная |
Опорные понятия, термины: Морфология, самостоятельные части речи, служебные части речи, междометие, грамматические признаки, морфологиче-ский разбор | Методы и приемы: Дидактическая игра, проблемный, эвристическая беседа, создание эмоционально-нравственных ситуаций, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков. |
Формы контроля: Самоконтроль. Фронтальный опрос. Монологический ответ. Проверка создан-ного текста (индивидуальный контроль) | Формы организации деятельности: Индивидуальная, командная, фронтальная |
Этапы урока | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Планируемые результаты УУД |
1. Мотивация к деятельности Цель этапа: включение студентов в деятельность. | Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Включение в деловой ритм. | Подготовка группы к работе. Группа делится на команды Заполняют лист самооценки (Приложение 2) | Личностные результаты Самоопределение (Л) Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К) |
2.Актуализация и пробное учебное действие Цель этапа: подготовка мышления обучающихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Организует повторение знаний, закрепление умений. Обращается к эпиграфу урока (стихотворение О.Высоцкой о частях речи), предлагает прочитать выразительно и подумать, о чем данный текст (Приложение 1) | Выполняют задание, определяя основную мысль текста | Метапредметные результаты Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические) |
3.Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | Выслушивает ответы Создает проблемную ситуацию: - Какой раздел науки изучает части речи? - По каким признакам все слова в русском языке разделены на группы? - Как вы сумели это определить? Что вызвало затруднение? Сформулируйте проблемный вопрос, определите тему и цель урока | Ставят цели, формулируют проблему и тему урока. | Метапредметные результаты Целеполагание (Р) Постановка вопросов (К) Предметные результваты Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.) Формулирование проблемы (П – лог.) |
4.Выявление места и причины затруднения Цель этапа: постановка целей учебной деятельности | Создает проблемную ситуацию: На какие три группы делятся части речи? Дидактическая игра «Грамматическое лото» Предлагает работу в командах: заполнить пустые клеточки на игровом поле карточками с ответами (Приложение 3) | Составляют схему частей речи, каждая команда представляет свою схему. Команды по очереди зачитывают карточки и вставляют их в пустую клетку, которой соответствует материал в карточке. | Метапредметные результаты Планирование (Р) Прогнозирование (Р) Сотрудничество в поиске и выборе информации (К) Предметные результаты Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование) |
5. Первичное закрепление Цель этапа: усвоение знаний по определению разных частей речи в данном предложении | Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение. Диктует предложение для записи и работы с ним. Создает проблемную ситуацию: Какую проблему можно выделить, опираясь на данное предложение? | 1.Работают с предложением – записывают предложение под диктовку, расставляют знаки препинания, определяют тип сложного предложения. 2.Самостоятельная работа: определяют части речи всех слов в данном предложении. | Метапредметные результаты Контроль (Р) Оценка (Р) Коррекция (Р) Управление поведением партнера (К) Выражение своих мыслей с достаточ-ной полнотой и точностью(К) Предметные результаты Действие по аналогии (П) Умение структури-ровать знания, выбор наиболее эффектив-ных способов решения задач (П – общеуч.) |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой Цель этапа: самооценка студентами результатов своей учебной деятель-ности | Организует деятельность по применению полученных знаний. Предлагает работу с текстом (Приложение 4) Создает проблему: 1. Озаглавить текст 2. Какие синтаксические конструкции использует автор для описания полета журавлей? | Находят загаданное преподавателем слово, делают морфологический разбор по образцу | Метапредметные результаты Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р) Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р) Личностные результаты Самоопределение (Л) |
7.Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание студентами своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. | Организует рефлексию, организует самооценку результатов студентов. | Осуществляют оценку урока и самооценку, заполняя оценочные листы, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Отвечают на вопросы: Какую цель ставили на занятии? Удалось достичь поставленной цели? Какое задание вам далось легко? Какие задания показались сложными? Где можно применить новые знания? Называют ключевые слова темы. Заполняют лист самооценки. | Метапредметные результаты Умение выражать свои мысли (К) Предметные результаты Рефлексия (П) Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Личностные результаты Самооценка на основе успешности (Л) Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л) |
Приложение 1
Эпиграф
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни – у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья: ох и ах!
А потом у тёплой печи
Повторяем части речи
!
Высоцкая Ольга
Приложение 2
Дидактический материал № 1.
Задание: Протестируй сам себя. Знаками +, - отметь степень освоения лингвистических понятий: + знаю и могу объяснить; - не знаю, не могу объяснить.
Индивидуальная карточка
Понятия по теме «Морфология. Части речи» | Оцените в начале урока | Оцените в конце урока |
1.Морфология | | |
2.Части речи | | |
3.Морфологические признаки существительного | | |
4. Морфологические признаки прилагательного | | |
5. Морфологические признаки числительного | | |
6. Морфологические признаки местоимения | | |
7. Морфологические признаки глагола | | |
8. Морфологические признаки причастия | | |
9. Морфологические признаки деепричастия | | |
10. Морфологические признаки наречия | | |
Дидактический материал № 2.
Лист оценивания команды №
№ | Ф.И. студента | Начало урока | Ответы на вопрос | Дидактическая игра | Работа с предложением | Морфологический разбор слов | Итог |
1 | | | | | | | |
2 | | | | | | | |
3 | | | | | | | |
4 | | | | | | | |
5 | | | | | | | |
Часть речи | Вопрос | Общее значение | Морфологические признаки Приложение 3
части речи | Пример |
Имя существительное | КТО? ЧТО? | ПРЕДМЕТ | РОД, СОБСТВЕННОЕ/НАРИЦАТ-Е, ОДУШЕВЛЕННОН/НЕОДУШ., СКЛОНЕНИЕ, ЧИСЛО, ПАДЕЖ | УЧЕНИК ШКОЛА |
Имя прилагательное | КАКОЙ? ЧЕЙ? КАКОВ? | ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА | РАЗРЯД (КАЧЕСТВЕННОЕ, ОТНОСИТЕЛЬНОЕ, ПРИТЯЖАТЕЛЬНОЕ), ПОЛНАЯ/ КРАТКАЯ ФОРМА, РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ | КРАСИВЫЙ МАМИН ДОБР |
Имя числительное | КОТОРЫЙ? СКОЛЬКО? | КОЛИЧЕСТВО И ПОРЯДОК ПРЕДМЕТОВ ПРИ СЧЕТЕ | ПРОСТОЕ/СОСТАВНОЕ, КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ИЛИ ПОРЯДКОВОЕ, РОД, ЧИСЛО ПАДЕЖ | ОДИН ПЕРВЫЙ ОБА |
Местоимение | КТО? ЧТО? КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? | УКАЗЫВАЕТ НА ПРЕДМЕТ, ЕГО ПРИЗНАК И КОЛИЧЕСТВО, НО НЕ НАЗЫВАЕТ ИХ | РАЗРЯД, ЛИЦО (У ЛИЧНЫХ), ПАДЕЖ, ЧИСЛО, РОД (ЕСЛИ ЕСТЬ) | Я, ТЫ, МЫ, СЕБЯ, НАШ, МОЙ, КАЖДЫЙ, НИКТО, ВСЯКИЙ |
Глагол | ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? | ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА | ВИД, ПЕРЕХОДНЫЙ/ НЕПЕРЕХОД., СПРЯЖЕНИЕ, ВОЗВРАТНЫЙ/НЕВОЗВРАТНЫЙ, ВРЕМЯ, НАКЛОНЕНИЕ, ЛИЦО, ЧИСЛО, РОД | ЧИТАТЬ ПРОЧИТАТЬ |
Причастие | КАКОЙ? ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ? | ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ | ВИД, ВРЕМЯ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ИЛИ СТРАДАТЕЛЬНОЕ, ПОЛНАЯ ИЛИ КРАТКАЯ ФОРМА, РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ | ЧИТАЮЩИЙ ПРОЧИТАННЫЙ |
Деепричастие | КАК? ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ? | ДОБАВОЧНОЕ ДЕЙСТВИЕ | ВИД, НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ | ЧИТАЯ ПРОЧИТАВ |
Наречие | ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? КАК? КОГДА? ЗАЧЕМ? | ПРИЗНАК ДЕЙСТВИЯ ИЛИ ПРИЗНАК ДРУГОГО ПРИЗНАКА | РАЗРЯД ПО ЗНАЧЕНИЮ, СТЕПЕНЬ СРАВНЕНИЯ, НЕИМЕНЯЕМОСТЬ | СВЕЖО ВЧЕРА СЛЕВА |
ЧАСТЬ РЕЧИ | ОБЩЕЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ | МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ | ПРИМЕРЫ |
ПРЕДЛОГ | ВЫРАЖАЕТ ЗАВИСИМОСТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ, МЕСТОИМЕНИЙ ОТ ДРУГИХ СЛОВ | ПРОИЗВОДНЫЕ ИЛИ НЕПРОИЗВОДНЫЕ; НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ | БЛАГОДАРЯ, В ТЕЧЕНИЕ ОТ, У, НАД, В И ДР. |
СОЮЗ | СВЯЗЫВАЕТ ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СОСТАВЕ СЛОЖНОГО | СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ ИЛИ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ; ПРОСТЫЕ ИЛИ СОСТАВНЫЕ; НЕИМЕНЯЕМОСТЬ | И, А, НО, ИЛИ, ЗАТО ЧТО, ЧТОБЫ, ГДЕ, ЛИБО, И, А, ЧТО, ГДЕ ПОТОМУ ЧТО |
ЧАСТИЦА | ВНОСИТ РАЗЛИЧНЫЕ ОТТЕНКИ ЗНАЧЕНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ СЛУЖИТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ФОРМ СЛОВА | РАЗРЯДЫ ПО ЗНАЧЕНИЮ (ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ, ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ, МОДАЛЬНЫЕ); НЕИЗМЕНЯЕМОСТЬ | БЫ, Б, ПУСТЬ, ДАВАЙ НЕ, НИ ЛИ, РАЗВЕ, ЧТО ЗА, ЛИШЬ |
Приложение 4
Текст
Сегодня в прозрачном московском небе проплыл первый треугольник журавлей. Проплыл медленно, на ходу выравнивая строй, как-то несмело набирая высоту, отряхивая с крыльев последние песчинки и роняя легкие пушистые перья. Вожак, не мигая, смотрит только вперед, за дымку горизонта, остальные, тоже не мигая, - вниз, окидывая долгим пристальным взглядом, может быть, в последний раз проплывающую под крыльями родную землю. Поэтому-то и плывет так медленно!
(По В. Тельпугову)
5