СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока Сатирические образы человека

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока Сатирические образы человека»



Технологическая карта урока изобразительного искусства

Учитель: Кузнецова Анастасия Викторовна

Тема: «Сатирические образы человека»

Тип урока: комбинированный

Образовательная технология: QR-код

Класс: 6

Продолжительность занятия: 40 минут

Цель: создать условие для духовно-нравственного развития личности, формирования умений планировать творческую деятельность, содействовать эстетическому воспитанию учащихся, знакомить учащихся с переплетением понятий «правда жизни и языка искусства», приемов художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительного искусства – сатирическим рисунком

Задачи:

Образовательные:

  • формирование знаний о видах сатирического жанра: карикатура и шарж;

  • формирование навыков и умений в создании сатирических образов человека;

  • повторение и закрепление знаний по жанру портрета;

Развивающие:

  • развитие искусствоведческих знаний и творческих способностей, развивитие познавательных потребностей, интересов и склонностей;

  • развитие пространственных представлений, совершенствование умений последовательного ведения работы;

Воспитательные:

  • воспитание интереса к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства;

  • воспитание у учащихся самостоятельности в учебной работе, усидчивости, аккуратности;

  • развитие способности выражать в творческой работе свое отношение к образу человека;

  • развитие способности самостоятельно усваивать новые знания;

  • развитие коммуникативных качеств


Формы работы:


фронтальная, индивидуальная работа, групповая беседа, работа в парах

Оборудование

и материалы

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Сатирические образы человека». Смартфон с программой считывания QR-кодов. Репродукции карикатуры, шаржа. Материалы: бумага белая, цветные графические материалы

Освоение компетенций

ценностно-смысловая, ценностно-ориентированная, рефлексивная, коммуникативная, личностное саморазвитие

Методы и формы обучения

объяснительно-иллюстративный, исследовательский, игровой

Образовательные ресурсы

• Режим доступа: http://fcior.edu.ru

• Режим доступа: http://www.artsait.ru

Планируемые результаты

Предметные УУД

Личностные УУД

Метапредметные УУД

 - научатся определять понятия, художественные термины;

- знакомятся с приемами преувеличения,

с известными карикатуристами нашей страны;

- проявляют положительное отношение

к юмору;

- научатся приемам художественного преувеличения, отбирать детали, «обострять» образы


Личностные:

- проявляют интерес к изучению нового материала; познавательную активность;

- осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают;

- понимают эмоциональное состояние других людей; идут на взаимные уступки в разных ситуациях, критически осмысливают свое поведение


Метапредметные:

- научатся определять цель и проблему учебной деятельности;

- научатся соблюдать нормы коллективного общения, планированию деятельности

в учебной ситуации;

- научатся определять проблему художественного преувеличения, способы достижения цели:

- научатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;

- учатся поддерживать товарища, выдвигать версии, работать по плану



Описание этапов урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Формируемые умения

1.Организационный

(этап мотивации)

1. Проверка готовности учащихся

к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас. А какое у Вас настроение? Ответы учащихся

- Когда мы смотрим в зеркало, что мы видим? Ответы учащихся

- Конечно, мы видим радостные, печальные, задумчивые лица людей каждый день. А кто мне назовет жанр изобразительного искусства, посвященный непосредственно человеку? Ответы учащихся

- Предлагаю вам проверить ваш ответ при помощи QR-кода. Для этого воспользуйтесь вашими телефонами и наведите камеру

на код. Что вы видите на экране? (Приложение 1) Ответы учащихся

Проверка готовности рабочего места.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Сканируют QR-код

Метапредметные УУД:

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- умение брать на себя ответственность и инициативу

Познавательные УУД:

- действия исследования, поиска, отбора необходимой информации,

моделирование изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

2. Актуализация опорных знаний

и умений

- Предлагаю вам немного вспомнить, что вы уже знаете

о портрете с прошлых уроков. Для этого воспользуемся таблицами, которые лежат у вас на столах. (Приложение 2)

Заполните пустые ячейки правильными ответами.

- Я думаю, что с этим заданием вы справитесь легко. На работу вам одна минута.

- Время вышло. А теперь проверим правильные ответы при помощи ваших смартфонов. Наведите камеры на QR-код. Оцените вашу работу.

- Поднимите руки те, кто полностью правильно ответил на все вопросы. Молодцы!

- Остальные не расстраивайтесь.

- Все вышеперечисленные виды портрета представляют реалистическое изображение,

в котором художник достаточно точно передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают новые образы

Заполняют таблицу.

Сверяют правильность заполнения при помощи QR-кода.

Оценивают работу одноклассников

Метапредметные УУД:

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- обсуждать задание




3.Постановка учебной проблемы

- Тема нашего урока тесно связана

с жанром портрета, поскольку речь идёт об изображении человека. А чтобы вы точно определи тему, наведите камеру телефона на QR-код. (Приложение 3, 3.1) Ответы учащихся

- Вам предстоит узнать о новых формах изображения человека, существующих в изобразительном искусстве.

- Тема известна. Попытайтесь сформулировать цель нашего урока.

- Сегодня будем знакомиться

с сатирическим жанром, его видами, возможностями

и своеобразием

При помощи QR-кода узнают тему урока.

Формулируют цель урока совместно с учителем

Познавательные УУД - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации

- Метапредметные УУД

регулятивные:

- умение самостоятельно извлекать нужную информацию

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

предметные:

- правильно владеть художественными терминами;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение грамотно (точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи во время ответов

4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий

- Может, кто-то из вас знает, когда появился сатирический рисунок? Ответы учащихся

- Сатирический рисунок появился еще в эпоху Возрождения.

- Перед вами рисунок Леонардо да Винчи «Скарамуччья». Он делал эти рисунки с натуры, исследуя характер, изучая возможности убедительного изображения эмоций человека. Все любят рассматривать сатирические рисунки. И сегодня карикатура не утратила своей актуальности

Отвечают на вопросы учителя

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке

Личностные УУД

- осознание необходимости самосовершенствования

5.Открытие нового знания

- А вы хотите раскрыть секрет сатирического рисунка? Ответы учащихся

- Для этого воспользуемся нашим лучшим помощником – учебником. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 116. Чтобы вам было проще раскрыть секрет, предлагаю вам поработать в парах.

- Ознакомьтесь с текстом. На работу вам отводится две минуты. Время пошло.

-Что является самым главным при выполнении сатирического рисунка? Ответы учащихся

- Перед вами три карточки с QR-кодами со словесным описанием портрета мальчика.

- Как вы думаете, что вам нужно будет сделать? Ответы учащихся

- Конечно, из трех описаний вам нужно найти сатирическое.

- И немного усложним вашу задачу. Вам нужно будет нарисовать сатирический рисунок со словесного портрета, описание которого дано в карточке. На выполнение задания вам отводится три минуты. (Приложение 4)

(Правильный вариант. Мальчик имел круглое лицо с рыжими кудрявыми волосами, узкие глаза и длинный каплевидный нос. Пухлые губы и широко расставленные уши придавали смешной вид лицу. Малыш был маленьким и неказистым. Носил ботинки на 3 размера больше его обычного.)

- Отлично, покажите свои работы. Вы отлично справились!

- Давайте поаплодируем друг другу. Вы все большие молодцы!

Отвечают на вопросы учителя.

Работают с учебником

в парах.

Обмен мнениями с соседом по парте.

Определяют задание.

Сканируют QR-код карточек, находят правильное описание.

Выполняют творческое задание по описанию

в карточке в парах.

Демонстрируют получившиеся работы.

Оценивают работу одноклассников

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определение границ знания-незнания);

- смысловое чтение;

- определение основной и второстепенной информации

коммуникативные:

- инициативное сотрудничество в парах в поиске и сборе информации

регулятивные:

- умение сохранять заданную цель

- уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя

Предметные:

- умение владеть художественными терминами

Личностные УУД:

- осознание, исследование и принятие ценностей и смыслов



6. Физминутка

С какой легкостью и интересом вы выполняете задание!

- Я вижу, что вы немного устали. Отдохнем?

Выберите удобную позу, сядьте ровно.

«Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого,

А себя лишь одного!»

- Отдохнули?

Выполняют задание вместе

с учителем


6.Применение полученных новых знаний

- Попробуем свои силы

в сатирическом рисунке, нарисуем соседа по парте.

- Приготовьте свои сканеры. Давайте посмотрим, что же скрывается за этим QR-кодом? (Приложение 5)

- Правильно, памятка. Она вам поможет при выполнении задания.

- Нарушение пропорций вызывает смех!

- Асимметрия не повредит карикатуре!

- Изменяя одну часть лица, изменяйте и другую!

- Расстояние между глаз слишком большое или слишком маленькое – это тоже смешно!

- Объедините нос с глазами ниточкой, получится буква «Т», растяните ее в стороны или по вертикали – это весело!

- Одежда велика или мала, так и надо!

- Голова больше туловища? Здорово!

- Ноги короче рук, тоже неплохо!

- Предметы вокруг героев карикатуры кривые, непропорциональные – замечательно!

- На эту работу вам отводится семь минут. Желаю удачи!

- Итак, время вышло. Представьте ваши работы на доске.

Учащиеся вывешивают свои работы на доске

Осмысляют и закрепляют полученные новые знания

и умения на практике над выполнением сатирического рисунка.

Отличают особенности черт лица и фигуры, делают их выразительнее при работе опираются на памятку.

Демонстрируют свои работы на доске



























регулятивные:

- умение поэтапно регулировать свою деятельность при выполнении творческой работы;

- умение предвосхищать результаты, увидеть то, что будет целью;

- анализировать правильность выполнения задания;

- осуществлять самоконтроль;

-умение грамотно вносить необходимые изменения

предметные:

- владение художественными материалами

и художественными средствами рисунка для выражения своего замысла

познавательные:

- проводить анализ своей творческой деятельности;

-проводить сравнение, объясняя его критерии;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

коммуникативные:

-умение планировать учебное сотрудничество

с учителем, сверстниками

Личностные УУД:

- профессиональное самоопределение

- творческое самовыражение

7. Рефлексия

- Каждая работа требует оценки. Предлагаю вам оценить свою работу. У вас на столах лежат критерии: аккуратность работы; завершенность рисунка; соответствие работы теме урока; оцените свою работу во время всего урока. Поставьте плюс, если этот критерий выполнен в вашей работе. Можно оценивать работы вместе.

- Мне приятно было убедиться

в том, что вы умеете подшучивать над другими по-доброму, безобидно. И эти шутки выглядят на ваших рисунках добродушно-ироничными. В своих работах вы сумели добиться портретного сходства. Но в то же время при этом выделили наиболее характерные черты модели, юмористически заострив их.

- Подведём итог нашей работы.

- Скажите: то, что вы хотели узнать по данной теме, вы узнали?

- С какими ещё интересными сведениями и фактами вы познакомились?

- Для чего вам нужен материал, изученный сегодня?

Ответы учащихся

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу

и работу одноклассника.

Подводят итог урока

Личностные УУД

- способность отстаивать свою нравственную позицию в искусстве

Метапредметные УУД

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке

(совместно с учителем и одноклассниками);

- установление связи между целью деятельности и её результатом

коммуникативные:

- уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли;

- умение вести диалог

8. Домашнее задание

1. Подобрать иллюстрации из газет и журналов с изображением сатирических образов, описать их, придумать к ним текст соответствующего содержания.

2. Подготовить сообщение

о творчестве одного из карикатуристов.

3. Нарисовать шарж на любого известного человека

Осознание смысла выполнения домашнего задания

Личностные УУД:

- умение осознавать и объяснять мудрость изображения карикатуры и шаржа;

- умение эмоционально настроится

на выполнение задания;

- умение осмысленно увязать учебные задачи

с реальными жизненными целями


























Приложение 1

















Приложение 2

Вопрос

Варианты ответа

1.Портрет - это:

а) изображение облика какого-либо человека, его индивидуальности;

б) изображение одного человека или группы людей;

в) образ определённого реального человека;

г) все варианты верны.

2. В каких видах изобразительного искусства создаются портреты?

1______________________________________

2______________________________________

3______________________________________

4______________________________________

5______________________________________


3. По назначению, на какие группы было принято делить портреты:

а) парадный;

б) силуэтный;

в) камерный;

г) праздничный.




















Приложение 3















Приложение 4

Приложение 4.1

Приложение 4.2

Приложение 4.3






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!