Формы работы: | фронтальная, индивидуальная работа, групповая беседа, работа в парах |
Оборудование и материалы | Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Сатирические образы человека». Смартфон с программой считывания QR-кодов. Репродукции карикатуры, шаржа. Материалы: бумага белая, цветные графические материалы |
Освоение компетенций | ценностно-смысловая, ценностно-ориентированная, рефлексивная, коммуникативная, личностное саморазвитие |
Методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный, исследовательский, игровой |
Образовательные ресурсы | • Режим доступа: http://fcior.edu.ru • Режим доступа: http://www.artsait.ru |
Планируемые результаты |
Предметные УУД | Личностные УУД | Метапредметные УУД |
- научатся определять понятия, художественные термины; - знакомятся с приемами преувеличения, с известными карикатуристами нашей страны; - проявляют положительное отношение к юмору; - научатся приемам художественного преувеличения, отбирать детали, «обострять» образы | Личностные: - проявляют интерес к изучению нового материала; познавательную активность; - осознают свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражают; - понимают эмоциональное состояние других людей; идут на взаимные уступки в разных ситуациях, критически осмысливают свое поведение | Метапредметные: - научатся определять цель и проблему учебной деятельности; - научатся соблюдать нормы коллективного общения, планированию деятельности в учебной ситуации; - научатся определять проблему художественного преувеличения, способы достижения цели: - научатся осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; - учатся поддерживать товарища, выдвигать версии, работать по плану |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формируемые умения |
1.Организационный (этап мотивации) | 1. Проверка готовности учащихся к уроку. - Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас. А какое у Вас настроение? Ответы учащихся - Когда мы смотрим в зеркало, что мы видим? Ответы учащихся - Конечно, мы видим радостные, печальные, задумчивые лица людей каждый день. А кто мне назовет жанр изобразительного искусства, посвященный непосредственно человеку? Ответы учащихся - Предлагаю вам проверить ваш ответ при помощи QR-кода. Для этого воспользуйтесь вашими телефонами и наведите камеру на код. Что вы видите на экране? (Приложение 1) Ответы учащихся | Проверка готовности рабочего места. Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. Сканируют QR-код | Метапредметные УУД: регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - умение брать на себя ответственность и инициативу Познавательные УУД: - действия исследования, поиска, отбора необходимой информации, моделирование изучаемого материала; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера |
2. Актуализация опорных знаний и умений | - Предлагаю вам немного вспомнить, что вы уже знаете о портрете с прошлых уроков. Для этого воспользуемся таблицами, которые лежат у вас на столах. (Приложение 2) Заполните пустые ячейки правильными ответами. - Я думаю, что с этим заданием вы справитесь легко. На работу вам одна минута. - Время вышло. А теперь проверим правильные ответы при помощи ваших смартфонов. Наведите камеры на QR-код. Оцените вашу работу. - Поднимите руки те, кто полностью правильно ответил на все вопросы. Молодцы! - Остальные не расстраивайтесь. - Все вышеперечисленные виды портрета представляют реалистическое изображение, в котором художник достаточно точно передает сходство с внешним обликом человека. Но существуют и другие формы изображения, где сходство, как внешнее, так и внутреннее, передается более остро, и тогда возникают новые образы | Заполняют таблицу. Сверяют правильность заполнения при помощи QR-кода. Оценивают работу одноклассников | Метапредметные УУД: регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - обсуждать задание |
3.Постановка учебной проблемы | - Тема нашего урока тесно связана с жанром портрета, поскольку речь идёт об изображении человека. А чтобы вы точно определи тему, наведите камеру телефона на QR-код. (Приложение 3, 3.1) Ответы учащихся - Вам предстоит узнать о новых формах изображения человека, существующих в изобразительном искусстве. - Тема известна. Попытайтесь сформулировать цель нашего урока. - Сегодня будем знакомиться с сатирическим жанром, его видами, возможностями и своеобразием | При помощи QR-кода узнают тему урока. Формулируют цель урока совместно с учителем | Познавательные УУД - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации - Метапредметные УУД регулятивные: - умение самостоятельно извлекать нужную информацию познавательные: - осуществлять анализ учебного материала; предметные: - правильно владеть художественными терминами; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - умение грамотно (точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли с помощью разговорной речи во время ответов |
4.Формулирование учебной проблемы, планирование действий | - Может, кто-то из вас знает, когда появился сатирический рисунок? Ответы учащихся - Сатирический рисунок появился еще в эпоху Возрождения. - Перед вами рисунок Леонардо да Винчи «Скарамуччья». Он делал эти рисунки с натуры, исследуя характер, изучая возможности убедительного изображения эмоций человека. Все любят рассматривать сатирические рисунки. И сегодня карикатура не утратила своей актуальности | Отвечают на вопросы учителя | регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке Личностные УУД - осознание необходимости самосовершенствования |
5.Открытие нового знания | - А вы хотите раскрыть секрет сатирического рисунка? Ответы учащихся - Для этого воспользуемся нашим лучшим помощником – учебником. Откройте, пожалуйста, учебник на стр. 116. Чтобы вам было проще раскрыть секрет, предлагаю вам поработать в парах. - Ознакомьтесь с текстом. На работу вам отводится две минуты. Время пошло. -Что является самым главным при выполнении сатирического рисунка? Ответы учащихся - Перед вами три карточки с QR-кодами со словесным описанием портрета мальчика. - Как вы думаете, что вам нужно будет сделать? Ответы учащихся - Конечно, из трех описаний вам нужно найти сатирическое. - И немного усложним вашу задачу. Вам нужно будет нарисовать сатирический рисунок со словесного портрета, описание которого дано в карточке. На выполнение задания вам отводится три минуты. (Приложение 4) (Правильный вариант. Мальчик имел круглое лицо с рыжими кудрявыми волосами, узкие глаза и длинный каплевидный нос. Пухлые губы и широко расставленные уши придавали смешной вид лицу. Малыш был маленьким и неказистым. Носил ботинки на 3 размера больше его обычного.) - Отлично, покажите свои работы. Вы отлично справились! - Давайте поаплодируем друг другу. Вы все большие молодцы! | Отвечают на вопросы учителя. Работают с учебником в парах. Обмен мнениями с соседом по парте. Определяют задание. Сканируют QR-код карточек, находят правильное описание. Выполняют творческое задание по описанию в карточке в парах. Демонстрируют получившиеся работы. Оценивают работу одноклассников | познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определение границ знания-незнания); - смысловое чтение; - определение основной и второстепенной информации коммуникативные: - инициативное сотрудничество в парах в поиске и сборе информации регулятивные: - умение сохранять заданную цель - уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя Предметные: - умение владеть художественными терминами Личностные УУД: - осознание, исследование и принятие ценностей и смыслов |
6. Физминутка | С какой легкостью и интересом вы выполняете задание! - Я вижу, что вы немного устали. Отдохнем? Выберите удобную позу, сядьте ровно. «Нам радостно, нам весело! Смеемся мы с утра. Но вот пришло мгновенье, Серьезным быть пора. Глазки прикрыли, ручки сложили, Головки опустили, ротик закрыли. И затихли на минутку, Чтоб не слышать даже шутку, Чтоб не видеть никого, А себя лишь одного!» - Отдохнули? | Выполняют задание вместе с учителем | |
6.Применение полученных новых знаний | - Попробуем свои силы в сатирическом рисунке, нарисуем соседа по парте. - Приготовьте свои сканеры. Давайте посмотрим, что же скрывается за этим QR-кодом? (Приложение 5) - Правильно, памятка. Она вам поможет при выполнении задания. - Нарушение пропорций вызывает смех! - Асимметрия не повредит карикатуре! - Изменяя одну часть лица, изменяйте и другую! - Расстояние между глаз слишком большое или слишком маленькое – это тоже смешно! - Объедините нос с глазами ниточкой, получится буква «Т», растяните ее в стороны или по вертикали – это весело! - Одежда велика или мала, так и надо! - Голова больше туловища? Здорово! - Ноги короче рук, тоже неплохо! - Предметы вокруг героев карикатуры кривые, непропорциональные – замечательно! - На эту работу вам отводится семь минут. Желаю удачи! - Итак, время вышло. Представьте ваши работы на доске. Учащиеся вывешивают свои работы на доске | Осмысляют и закрепляют полученные новые знания и умения на практике над выполнением сатирического рисунка. Отличают особенности черт лица и фигуры, делают их выразительнее при работе опираются на памятку. Демонстрируют свои работы на доске | регулятивные: - умение поэтапно регулировать свою деятельность при выполнении творческой работы; - умение предвосхищать результаты, увидеть то, что будет целью; - анализировать правильность выполнения задания; - осуществлять самоконтроль; -умение грамотно вносить необходимые изменения предметные: - владение художественными материалами и художественными средствами рисунка для выражения своего замысла познавательные: - проводить анализ своей творческой деятельности; -проводить сравнение, объясняя его критерии; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера коммуникативные: -умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками Личностные УУД: - профессиональное самоопределение - творческое самовыражение |
7. Рефлексия | - Каждая работа требует оценки. Предлагаю вам оценить свою работу. У вас на столах лежат критерии: аккуратность работы; завершенность рисунка; соответствие работы теме урока; оцените свою работу во время всего урока. Поставьте плюс, если этот критерий выполнен в вашей работе. Можно оценивать работы вместе. - Мне приятно было убедиться в том, что вы умеете подшучивать над другими по-доброму, безобидно. И эти шутки выглядят на ваших рисунках добродушно-ироничными. В своих работах вы сумели добиться портретного сходства. Но в то же время при этом выделили наиболее характерные черты модели, юмористически заострив их. - Подведём итог нашей работы. - Скажите: то, что вы хотели узнать по данной теме, вы узнали? - С какими ещё интересными сведениями и фактами вы познакомились? - Для чего вам нужен материал, изученный сегодня? Ответы учащихся | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою работу и работу одноклассника. Подводят итог урока | Личностные УУД - способность отстаивать свою нравственную позицию в искусстве Метапредметные УУД регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке (совместно с учителем и одноклассниками); - установление связи между целью деятельности и её результатом коммуникативные: - уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли; - умение вести диалог |
8. Домашнее задание | 1. Подобрать иллюстрации из газет и журналов с изображением сатирических образов, описать их, придумать к ним текст соответствующего содержания. 2. Подготовить сообщение о творчестве одного из карикатуристов. 3. Нарисовать шарж на любого известного человека | Осознание смысла выполнения домашнего задания | Личностные УУД: - умение осознавать и объяснять мудрость изображения карикатуры и шаржа; - умение эмоционально настроится на выполнение задания; - умение осмысленно увязать учебные задачи с реальными жизненными целями |