Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Тема | Синонимы.- 1 час |
Цель | Сообщить, что такое синонимы; познакомить со словарем синонимов; учить использовать синонимы в речи. |
Планируемый результат | Предметные умения | Формировать УУД |
Знать понятие «синонимы», отличия синонимов друг от друга; знать о связи синонимов и многозначных слов; функции синонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправданного повторения слов). Уметь определять общее лексическое значение синонимов; подбирать синонимы к данным словам; определять смысловые и стилистические отличия друг от друга слов-синонимов; определять цель использования синонимов в тексте; употреблять нужный синоним в зависимости от разных целей; преодолевать неоправданное повторение одного и того же слова с помощью синонимов. | Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные |
Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язы.; осознавать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств | Уметь определять и формулировать цель на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; осуществлять самоконтроль за произношением отдельных слов и звуков в потоке речи. | Правильно и точно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме, строить продуктивное речевое взаимодействие в группе. | Вычитывать разные виды информации (фактуальную, концептуальную), преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему). |
Основные понятия | Лексика, лексическое значение, синонимы. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, речь и культура речи, литература |
Ресурсы: | Методическое пособие, наглядный материал, учебник презентация |
Тип урока | Урок развития умений. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, групповая |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I. Оргмомент. Цель. Включение в деят-ть | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | Включаются в деятельность | Включение в учебный процесс |
II. Языковая разминка. Цель: проверка орфографических навыков | Запись предложения из стихотворения А. Шибаева: Но,рка вылезла из норки и пошла к знакомой норке. 1. – Вспомните, на чём основана игра слов в предложении. (На использовании омонимов.) – Какие слова в предложении помогают понять, в каком значении употреблено слово норка? – В каком случае сохраняется двусмысленность? (Норка пошла (к кому? или к чему? куда?) – к знакомой норке.) 2. Синтаксический разбор, составление схемы. [ – = и = ]. 3. Объяснить графически орфограммы – буквы гласных в окончаниях существительных: 1 с. Р.п. 1 с. Д.п. из но,рк и ; к но,рк е . Дети могут объяснить также с помощью словпомощников (этот приём предлагался в начальной школе): из но,рк и (1е скл., из земл и, ), к но,рк е (1е скл., к земл е, ). | Записывают предложение Пытаются предположить значение слова Сверяем значение со значение слова в толковым словаре Выполняют синтаксический разбор, объясняют орфограммы | Личностные результаты Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности. Познавательные УУД Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему). Коммуникативные УУД Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
III. Актуализация. Цель: повторение и проверка изученных знаний | 1. Блицопрос. – Выберите нужный вариант ответа. (Ученики записывают только букву выбранного варианта). 1) Лексикология изучает а) строение слов; б) произношение слов; в) словарный состав языка. 2) Метафора – это а) прямое значение слова; б) переносное значение слова; в) многозначное слово. 3) У словомонимов а) нет смысловой связи; б) есть смысловая связь; в) нет ничего общего. Правильные ответы (их для самопроверки можно вывести на доску): в, б, а. 2. Проверка домашнего задания. 1) устно – чтение словосочетаний и предложений с омонимами (домашнее упр. 156,157), обсуждение; 2) Представление схем (образов) определения омонимов |
| Познавательные УУД Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему). Коммуникативные УУД Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. |
IV. Введение в тему урока. Цель – соотнесение понятий – омонимы и синонимы | Учитель анализирует записанное на доске слово омонимы. – А знаете ли вы, что слово омоним – греческого происхождения, оно состоит из двух корней: омо (homos) – одинаковый и оним (onyma) – имя, что буквально значит – одинакового (одного) имени (названия). – А какие ещё слова с корнем оним (имя) вам известны? (Синонимы, антонимы.) – Сегодня мы рассмотрим ещё одну группу слов, которую вы назовёте после выполнения небольшого задания. Учитель читает фрагмент текста из повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» И малопомалу пропасть, нас разделявшая, становилась шире и глубже. Он всё более убеждался, что я – дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым, эгоистическим сердцем… Порой, спрятавшись в кустах, я наблюдал за ним; я видел, как он шагал по аллеям, всё ускоряя свою походку, и глухо стонал от нестерпимой душевной муки. Тогда сердце моё загоралось жалостью и сочувствием. – Сформулируйте тему урока. (Синонимы.) – Назовите синонимы в прослушанном (прочитанном) тексте. | Высказывают предположения по теме Называют синонимы, доказывают | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. |
V. Повторение и углубление изученного. Цель: развитие учебноязыковых и речевых умений | 1. Чтение текстов упр. 359 (задание к упражнению дети не читают) – развивается умение устанавливать признаки синонимов – смысловую близость при наличии разных оттенков значений. Слова бежать и нестись отличаются степенью проявления признака (нестись – бежать очень быстро), жестокий и злой – качеством признака (жестокий – очень злой, безжалостный). – Сделайте вывод по аналогии со словамиомонимами: какими признаками должны обладать синонимы? 2. Чтение и анализ текста о синонимах СТР. 161-162 3. Упр. 360, 361 – работа со словарными статьями из словаря синонимов. – Какую информацию можно получить о слове из словаря синонимов и чем она отличается от информации о слове в толковом словаре? – Как вы будете определять, являются ли слова синонимами? П. – Сравните словаомонимы и синонимы: что сходного у них и чем они отличаются? (Одна и та же часть речи, но омонимы – одно слово, а значения совершенно разные, синонимы – одно (близкое) значение, а слова совершенно разные.) | Отвечают на вопросы, доказывают принадлежность к синонимам
Сравнивают омонимы и синонимы | Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения. 2. Пользоваться словарями разных типов. |
VI. Закрепление Цель : развитие умений. | 1. Упр. 367 – развивается умение находить синонимы в тексте и определять их функцию в художественной речи. 2. Упр. 366 – развивается умение подбирать синонимы к словам, выявлять оттенки значений (употребления в речи). Выполняется самостоятельно (по рядам) с последующей самопроверкой. Формулирование вывода. У разных значений многозначного слова разные синонимы. | Выполняют упражнения – работа самостоятельная, групповая | Коммуникативные УУД 1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. |
V. Итог урока. Рефлексия Цель – зафиксировать новое содержание | – Какую новую информацию о синонимах получили? – Как можно убедиться, являются ли слова синонимами? (Определить значения (можно с помощью словаря), сравнить их, установить, что они обозначают одно и то же, сделать вывод; в случае сомнения обратиться к специальному словарю синонимов.) – Прочитайте ключевые слова тем. Почему среди них встречаются слова, называющие такие качества речи, как точность и выразительность? – Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки. | Отвечают на поставленные вопросы | Регулятивные УУД: 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
VI. Домашнее задание. | 1. Составить схему определения синонимов (можно с помощью презентаций). 2. Упр. 368. | | |