СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (5 класс)

Учебник Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 5 класс»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»

Технологическая карта урока
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ
(5 класс)

Тип урока

Повторение и обобщение

Цели деятельности
педагога

Создать условия:

– для освоения основных понятий «синтаксис и пунктуация», «словосочетание»;

– развития умений составлять предложения;

– развития навыков анализа текстов с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений
в тексте, с точки зрения роли в них знаков препинания;

– применения изученных свойств при решении учебных и практических задач;

– воспитания информационной культуры

Образовательные
источники и ресурсы

Учебник Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык. 5 класс».

Мультимедийная презентация, видео, толковые словари

методы и формы
обучения

Методы: устного контроля и самоконтроля (фронтальный и индивидуальный опрос); стимулирования интереса к обучению; по способу передачи информации – наглядный и словесный, по степени самостоятельности мышления – репродуктивный и частично-поисковый, по степени управления учебной работой – под руководством учителя и самостоятельная работа.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Предложение, словосочетание, синтаксис

Планируемые результаты

Предметные УУД

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся:

– овладевать основными понятиями синтаксиса;

– осознавать значение знаков препинания для понимания текста;

– осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли

– ориентироваться в различных источниках информации;

– анализировать языковой материал;

– ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

– продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности;

– самостоятельно определять цели и составлять планы деятельности;

– самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность

- Осознавать роль слова
в формировании и выражении мыслей и чувств


Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные
действия

Мобилизующий этап

Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует учащихся

Озвучивает эпиграф урока: «Берегите знаки препинания!» (А. Каневский.)

Задает вопросы, мотивирующие внутреннюю потребность включения в учебный процесс

Проверяют свою готовность к уроку.

Приветствуют учителя и друг друга

Отвечают на вопросы.

Настраиваются на работу

Коммуникативные: строить устный монологический ответ

Подведение
к формулированию темы
и цели урока

Подводит учащихся к формулированию темы
урока

Подводит учащихся к цели урока

Предлагает учащимся составить план действий, направленных на достижение поставленной цели (Приложение 1)

Отвечают на вопросы учителя.

С помощью наводящих вопросов учителя формулируют тему «Синтаксис
и пунктуация» и цель урока.

Составляют план действий совместно с учителем

Регулятивные: осуществлять целеполагание; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Подготовка
к обобщению
понятий, правил

Даёт задание: (Приложение 2)

Актуализирует знания учащихся по теме урока. Организует работу в парах по заполнению первого столбика таблицы

Организует проверку выполненного задания: просит одну пару учащихся зачитать заполненный столбик. Организует работу по заполнению второго столбика таблицы «Хочу узнать». Спрашивает учащихся, что бы они еще хотели узнать о синтаксисе и пунктуации (ответы учащихся записывает во второй столбик)

Самостоятельно выполняют в тетрадях предложенное учителем задание.

(Работа с толковыми словарями, в том числе при наличии Интернета
с онлайн-словарями.)

Проверяют правильность выполнения задания, зачитывая записи вслух.

Работают в парах.

Заполняют первый столбик таблицы «Знаю».

Проверяют выполненную работу.

Отвечают на вопрос учителя, вместе
заполняют второй столбик «Хочу узнать»: перечисляют, что хотели бы узнать

Познавательные: структурировать знания, извлекать информацию из разных источников.

Коммуникативные: строить устный монологический ответ, обеспечивать бесконфликтную работу в паре.

Регулятивные: прогнозировать, выделять и осознавать то, что усвоено, что ещё подлежит усвоить

Обобщение
понятий и правил темы
и определение их роли в речи

Организует работу по выполнению задания 1.

Проводит проверку. Предлагает образец выполненного задания. Выборочно спрашивает орфограмму.

Предлагает учащимся решить лингвистическую
задачку.

Предлагает учащимся посмотреть видеофильм «Истории о знаках препинания».

Организует обсуждение после видеофильма.

Приложение 3.


Выполняют задание 1.

Списывают, раскрывая скобки и соблюдая принятые в русском языке законы связи слов.

Расставляют недостающие запятые.

Сверяют работу с предложенным образцом. Объясняют орфограммы. Анализируют ошибки.

Решают лингвистическую задачку. Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод, что отсутствие запятой
может привести к непониманию
и даже серьезным недоразумениям.

Поэтому так важно знать правила пунктуации, знаки препинания «работают» в соответствии с пунктуационными правилами.

 Смотрят видеофильм «Истории
о знаках препинания»4.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания, предложенные автором фильма, в парах. Проверяют
задания

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные: анализировать языковой материал, структурировать знания, строить логическую цепочку рассуждений.

Коммуникативные: строить устный монологический ответ, аргументированно доказывать свою точку зрения, слушать и слышать друг друга

Физкультминутка

Предлагает выполнить гимнастику для глаз

Выполняют гимнастику для глаз


Самостоятельная работа

Организует самостоятельную работу

Приложение 4.


Отвечают на вопросы учителя.

– Выполнить самостоятельную работу.

– Каждый самостоятельно.

– По эталону.

Самостоятельно выполняют типовые задания на закрепление нового способа действия.

Выполняют самопроверку по эталону.
(Двое учащихся работают у доски, их работа скрыта от всего класса, учитель проверяет выполнение каждым учеником у доски заданий своего варианта, потом доска открывается.)

Выявляют причины ошибок и исправляют их

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные: анализировать языковой материал, структурировать знания


Подведение итогов работы

Дает задание на закрепление, задает вопросы.

Озвучивает оценки за работу в классе (по усмотрению учителя) Приложение 5.


Фиксируют границы нового знания.

Отвечают на вопросы учителя.


Коммуникативные: строить устный монологический ответ

Рефлексия

Организует рефлексию учебной деятельности
на уроке; намечает цели дальнейшей деятельности и определяет задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности).

Просит учащихся отметить ту ступеньку, на которой они находятся в момент окончания урока.

Спрашивает учащихся, что надо предпринять ребятам, которые сделали отметку на нижней ступени / на средней ступени / на верхней ступени? Просит пояснить свою точку зрения

Приложение 6.


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Намечают перспективу последующей работы.


Рисуют «Лестницу достижений», отмечают своё «положение» на ней.


Отвечают на вопросы учителя.


Поясняют свои слова

Коммуникативные: строить устный монологический ответ.

Регулятивные: выделять
и осознавать то, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Домашнее
задание

Предлагает и комментирует домашнее задание:

написать мини-сочинение о пользе знаков препинания

Записывают домашнее задание в дневники, задают возникшие вопросы





Приложения:


Приложение 1.

– Верная постановка знаков препинания требует хорошего знания правил важных разделов науки о языке. Тему урока вы можете сформулировать сами, если вспомните, как называются раздел грамматики, в котором изучаются знаки препинания и связанный с ним раздел правописания?

– Сформулируйте, чему вы хотели бы научиться на уроке.


Приложение 2.

– Используя словари или Интернет, найдите толкование значений этих двух разделов.

Самостоятельно в тетрадях выполните следующее задание: Допишите фразы:

Синтаксис – это ________

Пунктуация изучает_____________


Работа в парах по заполнению первого столбика таблицы

Знаю

Хочу узнать




Приложение3.

Задание 1

Я люблю осень, даже (самая поздняя), но не ту, которую любят все, я люблю не (морозный, ветреный) дни; я люблю (теплый, серый, тихий и, пожалуй, дождливый) дни.

Осень, (глубокий) осень! (Серый) небо (ни..кий,
тяжелый, влажный) обл..ка; (гол и прозрачен) ст..новятся сады, рощи и л..са. Всё видно насквозь в самой (глухой древесный) чащ.., куда летом (не)проникал глаз ч..ловеческий.

(С. Аксаков.)

Образец правильно выполненного задания:


Лингвистическая задачка.

– Внимательно прочитайте эти два предложения. Чем они отличаются? Что повлияло на различие в смысле фраз?

1. Около дома Максим встретил бабушку, сестру, брата, своего друга.

2. Около дома Максим встретил бабушку, сестру, брата своего друга.

- Почему во втором предложении стало меньше людей?

– Приведите свои примеры, где очень важна правильная расстановка знаков препинания.

– Какой вывод вы можете сделать?


Видеофильм «Истории о знаках препинания».

Вопросы для обсуждения:

– Сколько знаков препинания существует в русском языке?

– Какой знак можно считать родоначальником всех знаков препинания? Почему?

– Чем отличается точка сегодня от точки в древнейшие времена?

– Какой знак раньше употреблялся и как «знак вопроса»?

– Какой знак называли «удивительным»?

– Зачем в русском языке знаки препинания?

– Выполните задание, предложенное автором фильма, а затем сверьте его с образцом.


Приложение 4.

Вопросы перед самостоятельной работой:

– Как проверить, достигли ли вы поставленной цели?

– Как вы будете выполнять задания?

– Как будете проверять правильность выполнения заданий?


Задания для самостоятельной работы:

Составьте предложение из данных слов.


Самостоятельная работа. Задание 1.

В, воробьи, домов, и, прятались, сырую, под, сараев, навесами, погоду, крышами.


Самостоятельная работа. Задание 2.

Расставьте необходимые знаки препинания:

1. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее

2. Не забудьте взять с собой лопаты экскаваторы вёдра совки грузовики

Образец выполнения заданий.


Самостоятельная работа 1. Задание 1.

В сырую погоду воробьи прятались под навесами, крышами домов
и сараев.

Самостоятельная работа. Задание 2.

1. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

2. Не забудьте взять с собой лопаты, экскаваторы, вёдра, совки и грузовики.



Приложение 5.

Задание на закрепление:

Дополните предложения, вставляя недостающие слова.

В синтаксисе изучаются словосочетания…

Правильно употреблять знаки препинания учит…

– Как вы думаете, где могут пригодиться открытые вами на уроке знания?

Ответы детей: В синтаксисе изучаются словосочетания, предложения, текст и правила их построения.

Правильно применять знаки препинания учит пунктуация


Приложение 6.

Приём «Лестница достижений».

1 – учебный материал понятен, самостоятельную работу выполнил без ошибок.

2 – учебный материал понятен, в самостоятельной работе допустил 1 ошибку.

3 – учебный материал не очень понятен, в самостоятельной работе допустил более 2 ошибок.