СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Сложение и вычитание десятичных дробей»»

Технологическая карта урока

Тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей», 5 класс

Дата проведения: 20.03.2023 г.

Учитель математики – Натарова Маргарита Александровна

Оборудование: проектор, компьютер.

Ресурсы: Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений Виленкин Н.Я.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интерес к учению; ясно и точно излагать свои мысли в устной речи; в процессе рефлексии проводить оценку и самооценку.

Метапредметные:

Познавательные: развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать полученную информацию, выделять главную мысль, выделять и формулировать проблему, решать задачу/проблему разными способами, выполнять задания по аналогии;

Коммуникативные: формирование навыка конструктивного общения в сотрудничестве со сверстниками, работать в группе; вносить свой вклад в совместные действия;

Регулятивные: умение определять цель урока, формировать алгоритм выполнения задания; находить рациональные способы работы; развивать у учащихся умение планировать и контролировать свою деятельность; учить способам самопроверки.

Предметные: умение складывать и вычитать десятичные дроби, использование алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей

Цели:

Образовательные: сформулировать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей и уметь его применять.

Развивающие: развивать умение работать по алгоритму и осуществлять контроль своей деятельности.

Воспитательные: формировать устойчивую мотивацию и интерес к учению; излагать свои мысли в устной речи.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль

Опорные понятия, термины: обыкновенная и десятичная дроби, запись и чтение десятичных дробей, сравнение десятичных дробей, сокращение дробей, перевод обыкновенной дроби в десятичную и наоборот.

Новые понятия: правило сложения и вычитания десятичных дробей


Методы обучения: игровая технология, ИКТ, проблемное обучение.

Домашнее задание: № 1255, №1260

Ход урока:

Технология проведения

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

Универсальные учебные действия (УУД)

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

-актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

-создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки;

-уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности.

Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность (создание проблемной ситуации).

Установка тематических рамок.

Организует уточнение типа урока и называет шаги учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Чтобы настроиться на хорошую работу, давайте с вами проведём умственную разминку и немного посчитаем. Посмотрите на экран и восстановите цепочку вычислений. (Слайд 1) А теперь вспомним тему прошлых уроков. Внимание на экран.

(Слайд 2,3). Давайте подумаем, чему мы сегодня будем учиться на уроке? Разбейтесь на группы. Перед вами карточки с десятичными дробями, если вы их расставите в возрастающем порядке, то прочтёте тему урока. (Работа в группах)

Правильно, тема нашего урока «Сложение и вычитание десятичных дробей» (слайд 4). Какие действия мы уже умеем выполнять с десятичными дробями? Мы сегодня научимся их складывать и вычитать.


Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Проговаривают тему урока и шаги учебной деятельности.


Знание, что такое десятичные дроби, умение

их записывать и читать.

Коммуникативные: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.

Цель:

-обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

-выявить место индивидуального затруднения;

-фиксировать во внешней речи причину затруднения

Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний.

Ребята! Давайте попробуем вычислить:

1,03 + 42,52 = ?

42,52 – 11,03 = ? (слайд 5)

Давайте подумаем, как можно это сделать? (нужно перевести десятичные дроби в обыкновенные)

Обратив эти дроби в обыкновенные, получим

(слайд 6)

(Посмотрите, мы сложили целые части отдельно, а дробные отдельно, т.е. сложили по разрядам.)

А может можно выполнить это действие проще?



Отвечают на вопросы учителя. Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.

Знание правило перевода десятичных дробей в смешанные числа и наоборот.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую).

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию.

Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.

3. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать постановку цели урока, составление плана действий по реализации цели достижения поставленной цели.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий.

-Давайте еще раз проговорим тему урока. «Сложение вычитание десятичных дробей»

-Скажите, какую цель мы перед собой должны поставить, чтобы изучить эту тему?

-Давайте составим план действий, по которому мы будем изучать эту тему.



С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план действий для достижения цели.



Умение работать с текстом учебника. Составить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Регулятивные: умение формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

4. Реализация построенного проекта.

Цели:

-реализовать построенный проект в соответствии с планом;

-закрепить новые знания в речи и знаках;

-зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках.

Вернёмся к нашим дробям. Мы выполнили с ними действия, представив их в виде обыкновенных дробей, но можно поступить проще (на доске)

Посмотрите, ребята! Мы можем получить такой же ответ, выполнив сложение в столбик.

Можно ли выполнить сложение, не переводя десятичные дроби в обыкновенные? (можно)

А как? (можно выполнить действие в столбик)

А можно ли выполнить вычитание десятичных дробей, не переводя их в обыкновенные? (можно)

А как? (так же, как и сложение – в столбик)

Посмотрите на алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. (слайд 7) Прочитаем его вслух.

Задание 1:

Выполните сложение десятичных дробей устно (слайд 8, 9)

Задание 2:

Найди ошибку в вычислениях (слайд 10, 11). С проговариванием во внешней речи


Физкультминутка для глаз

Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя.

Фиксируют новое знание в речи и знаках

Умение применять алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Познавательные: умение добывать новые знания.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: умение работать по коллективному плану.

5. Первичное закрепление темы.

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Работа с учебником:

№ 1257

С комментариями у доски.

Взаимопроверка



Физкультминутка

Выполняют задания на доске и в тетрадях.

Умение применять алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цели:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-обеспечить самопроверку по эталону, самооценку;

-организовать выявление места и причину затруднений, работу над ошибками.

организовывает выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-обеспечивает самопроверку по эталону, самооценку;

-организовывает выявление места и причину затруднений, работу над ошибками.

Самостоятельно № 1256 с самопроверкой.



Выполняют задание самостоятельно в тетради, осуществляют самопроверку. Называют с помощью учителя места своего затруднения, причину, исправляют ошибки.


Регулятивные: умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки.

Познавательные: использование знаково-символические средства.

Личностные: умение осуществлять самооценку.

7. Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

-зафиксировать новое содержание урока;

-организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование нового содержания урока;

рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- Подведем итоги работы на уроке.

-Какую цель мы ставили? (научиться складывать и вычитать десятичные дроби)

-Назовите тему урока (сложение и вычитание десятичных дробей)

-Скажите, что нового вы узнали на уроке?

Оцените свою деятельность на уроке:

«» - я всё понял, у меня всё получилось;

«» - не всё получилось, но я доволен своей работой;

«» - я хорошо знаю теоретический материал, но на практике у меня не всё получилось;

«?» - мне было очень сложно

-Оценки за урок.

Домашнее задание: №1255, №1260

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают, что узнали нового на уроке.

Записывают домашнее задание.


Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий.

Личностные: умение осуществлять самооценку.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!