Планируемые результаты: Личностные: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интерес к учению; ясно и точно излагать свои мысли в устной речи; в процессе рефлексии проводить оценку и самооценку. Метапредметные: Познавательные: развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать полученную информацию, выделять главную мысль, выделять и формулировать проблему, решать задачу/проблему разными способами, выполнять задания по аналогии; Коммуникативные: формирование навыка конструктивного общения в сотрудничестве со сверстниками, работать в группе; вносить свой вклад в совместные действия; Регулятивные: умение определять цель урока, формировать алгоритм выполнения задания; находить рациональные способы работы; развивать у учащихся умение планировать и контролировать свою деятельность; учить способам самопроверки. Предметные: умение складывать и вычитать десятичные дроби, использование алгоритма сложения и вычитания десятичных дробей | Цели: Образовательные: сформулировать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей и уметь его применять. Развивающие: развивать умение работать по алгоритму и осуществлять контроль своей деятельности. Воспитательные: формировать устойчивую мотивацию и интерес к учению; излагать свои мысли в устной речи. |
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний. | Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль |
Опорные понятия, термины: обыкновенная и десятичная дроби, запись и чтение десятичных дробей, сравнение десятичных дробей, сокращение дробей, перевод обыкновенной дроби в десятичную и наоборот. | Новые понятия: правило сложения и вычитания десятичных дробей |
Методы обучения: игровая технология, ИКТ, проблемное обучение. | Домашнее задание: № 1255, №1260 |
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
Предметные | Универсальные учебные действия (УУД) |
1. Мотивация к учебной деятельности. Цели: -актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; -создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки; -уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности | Организует актуализацию требований к ученику с позиций учебной деятельности. Создает условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность (создание проблемной ситуации). Установка тематических рамок. Организует уточнение типа урока и называет шаги учебной деятельности. | Здравствуйте, ребята! Чтобы настроиться на хорошую работу, давайте с вами проведём умственную разминку и немного посчитаем. Посмотрите на экран и восстановите цепочку вычислений. (Слайд 1) А теперь вспомним тему прошлых уроков. Внимание на экран. (Слайд 2,3). Давайте подумаем, чему мы сегодня будем учиться на уроке? Разбейтесь на группы. Перед вами карточки с десятичными дробями, если вы их расставите в возрастающем порядке, то прочтёте тему урока. (Работа в группах) Правильно, тема нашего урока «Сложение и вычитание десятичных дробей» (слайд 4). Какие действия мы уже умеем выполнять с десятичными дробями? Мы сегодня научимся их складывать и вычитать. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Проговаривают тему урока и шаги учебной деятельности. | Знание, что такое десятичные дроби, умение их записывать и читать. | Коммуникативные: умение совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии. Цель: -обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; -выявить место индивидуального затруднения; -фиксировать во внешней речи причину затруднения | Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний. | Ребята! Давайте попробуем вычислить: 1,03 + 42,52 = ? 42,52 – 11,03 = ? (слайд 5) Давайте подумаем, как можно это сделать? (нужно перевести десятичные дроби в обыкновенные) Обратив эти дроби в обыкновенные, получим (слайд 6) (Посмотрите, мы сложили целые части отдельно, а дробные отдельно, т.е. сложили по разрядам.) А может можно выполнить это действие проще? | Отвечают на вопросы учителя. Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. | Знание правило перевода десятичных дробей в смешанные числа и наоборот. | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую). Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме, аргументировать свое мнение и позицию. Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии. |
3. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: организовать постановку цели урока, составление плана действий по реализации цели достижения поставленной цели. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий. | -Давайте еще раз проговорим тему урока. «Сложение вычитание десятичных дробей» -Скажите, какую цель мы перед собой должны поставить, чтобы изучить эту тему? -Давайте составим план действий, по которому мы будем изучать эту тему. | С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план действий для достижения цели. | Умение работать с текстом учебника. Составить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. | Регулятивные: умение формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
4. Реализация построенного проекта. Цели: -реализовать построенный проект в соответствии с планом; -закрепить новые знания в речи и знаках; -зафиксировать преодоление возникшего затруднения. | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках. | Вернёмся к нашим дробям. Мы выполнили с ними действия, представив их в виде обыкновенных дробей, но можно поступить проще (на доске) Посмотрите, ребята! Мы можем получить такой же ответ, выполнив сложение в столбик. Можно ли выполнить сложение, не переводя десятичные дроби в обыкновенные? (можно) А как? (можно выполнить действие в столбик) А можно ли выполнить вычитание десятичных дробей, не переводя их в обыкновенные? (можно) А как? (так же, как и сложение – в столбик) Посмотрите на алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. (слайд 7) Прочитаем его вслух. Задание 1: Выполните сложение десятичных дробей устно (слайд 8, 9) Задание 2: Найди ошибку в вычислениях (слайд 10, 11). С проговариванием во внешней речи Физкультминутка для глаз | Под руководством учителя выполняют составленный план действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи и знаках | Умение применять алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. | Познавательные: умение добывать новые знания. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: умение работать по коллективному плану. |
5. Первичное закрепление темы. Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Работа с учебником: № 1257 С комментариями у доски. Взаимопроверка Физкультминутка | Выполняют задания на доске и в тетрадях. | Умение применять алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. | Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -обеспечить самопроверку по эталону, самооценку; -организовать выявление места и причину затруднений, работу над ошибками. | организовывает выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -обеспечивает самопроверку по эталону, самооценку; -организовывает выявление места и причину затруднений, работу над ошибками. | Самостоятельно № 1256 с самопроверкой. | Выполняют задание самостоятельно в тетради, осуществляют самопроверку. Называют с помощью учителя места своего затруднения, причину, исправляют ошибки. | | Регулятивные: умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. Познавательные: использование знаково-символические средства. Личностные: умение осуществлять самооценку. |
7. Рефлексия учебной деятельности. Цель: -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование нового содержания урока; рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | - Подведем итоги работы на уроке. -Какую цель мы ставили? (научиться складывать и вычитать десятичные дроби) -Назовите тему урока (сложение и вычитание десятичных дробей) -Скажите, что нового вы узнали на уроке? Оцените свою деятельность на уроке: «» - я всё понял, у меня всё получилось; «» - не всё получилось, но я доволен своей работой; «» - я хорошо знаю теоретический материал, но на практике у меня не всё получилось; «?» - мне было очень сложно -Оценки за урок. Домашнее задание: №1255, №1260 | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали нового на уроке. Записывают домашнее задание. | | Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий. Личностные: умение осуществлять самооценку. |