СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Собственные и нарицательные имена существительные" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с одной из категорий имени существительного

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Собственные и нарицательные имена существительные" 5 класс»

Учебный предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

Имена существительные собственные и нарицательные.

Тип урока

Урок объяснения

Цель урока

Предметные: познакомить учащихся с такими лексико- грамматическими разрядами, как собственные и нарицательные имена существительные ; выработать умения и навыки различать собственные и нарицательные имена существительные.

Метапредметные: развивать логическое мышление, воспитывать любовь к родному языку, природа.

Личностные: развивать в учащихся умение анализировать языковой материал, рассуждать; развивать навык устной и письменной речи.

Основные термины

и понятия

Собственные и нарицательные ИС.

Образовательные

ресурсы

  1. Учебник Русский язык. 5 кл./ Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; под. ред. Н.М.Шанского. – М.: Просвещение, 2010

  2. Беляева, О.В., Даценко, О.А. Поурочные разработки по русскому языку для 5 класса/ О.В.Беляева, О.А.Доценко, - Москва «ВАКО», 2009

  3. Презентация к уроку .

4. Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.



Планируемые результаты

Предметные результаты

1.Усвоение знаний о собственных и нарицательных именах существительных.

2. Освоение орфографических норм, совершенствование навыков правописания собственных и нарицательных имен существительных.

3. Культура письменной речи.



Личностные результаты

Осознание роли языка в развитии интеллектуальных способностей, его эстетической ценности.

Увеличение объема словарного запаса.

Усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения.

Метапредметные результаты

Способность определять цели учебной деятельности.

Овладение приемами отбора и систематизации материала по теме. Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни.






Формирование

конкретного образова-тельного результата

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

Виды и формы организации деятельности учащихся

Этап 1. Организация урока – 3 мин.

Умение ставить перед собой цели, организовывать свою деятельность.



-Здравствуйте, ребята! Открываем тетради, записываем число, классная работа. Оставляем строчку для темы .

-Все готовы к уроку? Кто отсутствует?

Сегодня мы продолжим изучать такую часть речи как ИС.

Осмысление целей и задач;

подготовка к восприятию темы.

Этап 2. Актуализация знаний – 7 мин.

Совершенствование знаний, умений, навыков;

Умение логично излагать и аргументировать свои мысли

-Начнем наш урок с записи предложения и найдем в нем имена существительные. Записываем предложение:

Выполнение задания на интерактивной доске.

Живу я в глубине России, в краю озер и рудных скал.(Слайд №2)

-Находим ИС.( в глубине, России, в краю, озер, скал)

-Как определили, что это существительное?


-Какие признаки существительного мы с вами знаем?


- Определим род, склонение , падеж и число у этих ИС.



-А какими членами предложения могут являться ИС?



- Сделаем синтаксический анализ данного предложения. (Один человек у доски, остальные в тетради)

-Какие признаки мы с вами не назвали?



- Назовите все одушевленные ИС в данном предложении.


-А теперь назовите мне собственные ИС в данном тексте.


-Рассмотрим и сравним 2 существительных: Россия и озер. В отличие этих слов? Правильно.


-Ребята, посмотрите, а изменяется ли слово «Россия» по числам?
-Правильно, собственные ИС не изменяются по числам, имеют какую-то одну форму числа: либо мн.ч., либо ед.ч. Запомните это.


-И тема нашего урока «Имена существительные собственные и нарицательные». (Слайд №3)

Сегодня мы узнаем :

-какие существительные называются собственными и нарицательными;

-чем они отличаются;

-как пишутся имена собственные и как нарицательные.



-Живу я в глубине России, в краю озер и рудных скал. (записывают)

-В глубине, России, в краю, озер, скал

- Данные слова отвечают на вопрос «что?», обозначают предмет.


-Род, число, падеж, склонение, одушевленность/ неодушевленность, собственные/нарицательные ИС.


-В глубине- ж.р.,1скл., П.п., ед.ч.; России – ж.р., 1 скл., Р.п., ед ч.; в краю – м.р., 2 скл., П.п., ед.ч.; озер – ср.р., 2 скл., Р.п., мн.ч.; скал – ж.р., 1 скл., Р.п., мн.ч.


-В предложении И являются подлежащим, дополнением , определением, обстоятельством, сказуемым.


- Живу я в глубине России, в краю озер и рудных скал. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, осложнено однородными обстоятельствами).


- Одушевленность/неодушевленность, собственные/нарицательные.


- В данном предложении нет одушевленных ИС.


- Россия.



- Россия пишется с прописной буквы , а озер со строчной. Россия- это собственное ИС, а озер- нарицательное.


-Нет, не изменяется.


- Записывают в тетрадь тему урока.

Этап 3. Объяснение нового материала – 15 мин.

Усвоение основных знаний о правописании –собственных и нарицательных ИС.

Умение извлекать необходимую информацию из услышанного.


Слово учителя.

-Вокруг нас огромное множество предметов: людей, городов, книг, животных. Так, словом книга мы называем любую книгу, хотя они могут отличаться содержанием и размерами. Словом стол называются все столы, какие бы они ни были: и письменный, и обеденный, и кухонный, и операционный. Такие ИС, которые называют однородные предметы, называются?
Правильно, нарицательными.(слад №4)
-Приведите примеры нарицательных ИС 


-Чтобы из всей группы однородных предметов выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название. Каждый из нас имеет своё собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, чтобы выделить нас из массы людей. 
Так же и с другими предметами. Например, чтобы из всех рек, впадающих в Азовское море, выделить самую большую реку, её назвали Дон. А самая большая река в европейской части нашей страны называется Волга. 
Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы являются именами ? (Слайд №5)
Имена собственные могут состоять из одного слова (Волгоград, Москва) или из нескольких слов (Нижний Новгород, Ростов-на-Дону). Тогда в предложении такие сочетания выступают как один член предложения. 
Какие существительные мы отнесём к именам собственным? (слад 6)


-А какие ИС , помимо ,ФИО являются собственными ? приведем примеры.


-Как же пишутся имена собственные? 

Работа с учебником.

-Откроем учебник на стр. 52 , прочитаем правило. Все ли мы учли?

Выполним упр 489 устно

Выполним упр 497



Наблюдение над языковым материалом

- Еще одной важной особенностью собственных ИС является заключение их в кавычки. Когда это происходит?


-Приведите примеры. Запишем примеры в тетрадь.

Выполним упр 500


Выполнение задания на презентации

-А сейчас найдем ошибки на слайде (Слайд №7)

Зачем Герасим утопил «Му-Му».
Папа читает молодой ленинец.
Все знают Каштанку А.П. Чехова.


- Посмотрим на листы календаря. (Слайд №8,9) В названиях праздничных дат месяц пишется с заглавной буквы. В названиях самих праздников с прописной пишется первое слово и входящее в название имя собственное. Хотя в названиях некоторых праздников традиционно сложилось написание всех слов с заглавной буквы. 23 февраля –День защитника Отечества, 8 марта- Международный женский день, 9 мая –День Победы
Посмотрите как пишутся имена собственные. Давайте попробуем составить предложения, используя названия праздников. 
Запишите 1 предложение. 


Работа с учебником

- Прочитаем правило на стр. 56 и посмотрим , все ли мы учли?



-Нарицательными.



-Стол, стул, парта, ручка, доска, тетрадь и др.



-Собственными.





-Вася, Москва, Пушок, Шарик, Мурзик и др.



- Клички (Мурзик, Шарик)
Географические названия (Москва, Волга, Россия)
Названия книг( «Му-Му», «Кавказский пленник»), фильмов(«Властелин колец»), картин («Грачи прилетели»), предприятий (магазин – «Василек»)
Названия исторических событий. (Октябрь, Возрождение), астрономические названия (Юпитер, Сатурн, Земля).

- С заглавной буквы.


- Читают правило несколько человек. Все учли.



- Выполняют упр.


-Собственные ИС заключаются в кавычки , если это- заглавия книг, журналов, газет , картин , кинофильмы.


- Журнал «Мурзилка», газета «Правда», «Молодой ленинец», картины «Вратарь», «Опять двойка», кинофильм «Властелин колец»



- Выполняют упр.



- Зачем Герасим утопил Му-Му(кличка животного, поэтому в кавычки не заключаем).

Папа читает «Молодой ленинец» (название газеты).

Все знают «Каштанку» А.П. Чехова (название произведения).


- Скоро 8 марта- Международный женский день. В День защитника Отечества я подарю папе поделку.


-Читают правило несколько человек.

Этап 4. Закрепление изученного – 8 мин.

Умение применять знания по теме на практике;

-умение выявлять условия употребления собственных и нарицательных имен существительных.

Творческая работа

-Мы уже говорили о способности перехода ИС собственных в нарицательные и наоборот. Кто вспомнит примеры таких переходов? Правильно, молодцы.



Выполнение задания на презентации

-Но в зависимости от того, как их написать, меняется и смысл сказанного. Рассмотрим это на примере слов луна, земля и солнце. (Слайд №10)
Слова луна, солнце, земля тоже пишутся по-разному, и с большой, и с маленькой буквы. 
Посмотрите на слад и подумаем, когда?
Взошло солнце.
В окно светит луна.
Незнайка был на луне.
Планета земля вращается вокруг солнца.
Ослик хотел увидеть край земли.
Подумали? Выпишите только те предложения в которых слова ЛУНА, ЗЕМЛЯ, СОЛНЦЕ нужно писать с заглавной буквы. Сколько предложений вы выписали? 
Проверим. Почему в этих предложениях с большой буквы?


Пирожное и торт наполеон получили такое название по имени французского императора Наполеона Бонапарта. Названия единиц физических величин образованы от от имен ученых - ампер, вольт, паскаль, рентген. Названия принадлежностей туалета жилет, панталоны, френч, галифе, макинтош, боливар связаны тоже с собственными именами.
Имя нарицательное может приобрести значение собственного: запад - страна света, Запад-страны Западной Европы. Нарицательные имена вера, надежда, любовь перешли в собственные имена Вера, Надежда, Любовь. Собака Шарик тоже носит имя обычного шарика.

-Переход собственных в нарицательные. Макинтош – непромокаемый плащ, названный по фамилии химика Чарльза Макинтоша, который создал это плащ.
Переход нарицательных в собственные: Шарик, Пастернак (фамилия поэта, образована от названия овощной культуры).


- Незнайка был на Луне.
Планета Земля вращается вокруг Солнца.


- Потому что это астрономические названия. 


Этап 5. Задание на дом – 3 мин.

Умение осуществлять самоконтроль за собственной деятельностью, самостоятельно организовывать деятельность.

- Ребята, на дом вы возьмете упр. 494. Здесь вам нужно вставить подходящие по смыслу слова, выбрав их из скобок. И упр. 495., где нужно ответить на вопросы. И не забывайте про правило на стр.1197 и 199.

Слушают задание, записывают в дневник, принимают к сведению, планируют свои способности выполнения задания. Уточняют, задают вопросы.

Этап 6. Подведение итогов. Рефлексия. – 4 мин.

Умение осуществлять самоконтроль и самокоррекцию,

совершенствование умения обобщать изученный материал.

1.Ребята, ответим на следующий вопросы:(Слайд №11)
-Какие же имена существительные мы называем собственными , а какие нарицательными? Примеры.


-Какие тематические группы выделяют среди имен собственных? Примеры.





-А какие собственные ИС мы заключаем в кавычки?



-Изменяются ли собственные ИС по числам?


2.Оценивание работы класса в целом и индивидуально конкретных учеников с комментариями оценок.

На этом наш урок закончен. Спасибо за работу!


-
Имена нарицательные - такие , которые называют однородные предметы (стол, стул)
Имена собственные-существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы(Москва, Ваня).

- ФИО (Иван Иванович Иванов);
-клички животных- Мурзик, Пушок;
-географические названия- Москва, Пенза, Волга;
-названия исторических событий – Бородинское сражение;
-названия худ. произведений, газет, журналов – «Мурзилка», «Пензенская правда» .

- Заглавия книг, журналов, газет , картин , кинофильмы мы заключаем в кавычки
- Журнал «Мурзилка», газета «Сурская правда», «Молодой ленинец», картины «Грачи прилетели», кинофильм «Властелин колец»

-Нет, не изменяются.


2. Анализируют свою деятельность и выявляют причины того, что получилось, а что нет.