Совершенствование знаний, умений, навыков; Умение логично излагать и аргументировать свои мысли | -Начнем наш урок с записи предложения и найдем в нем имена существительные. Записываем предложение: Выполнение задания на интерактивной доске. Живу я в глубине России, в краю озер и рудных скал.(Слайд №2)
-Находим ИС.( в глубине, России, в краю, озер, скал) -Как определили, что это существительное? -Какие признаки существительного мы с вами знаем? - Определим род, склонение , падеж и число у этих ИС. -А какими членами предложения могут являться ИС? - Сделаем синтаксический анализ данного предложения. (Один человек у доски, остальные в тетради)
-Какие признаки мы с вами не назвали? - Назовите все одушевленные ИС в данном предложении. -А теперь назовите мне собственные ИС в данном тексте. -Рассмотрим и сравним 2 существительных: Россия и озер. В отличие этих слов? Правильно. -Ребята, посмотрите, а изменяется ли слово «Россия» по числам? -Правильно, собственные ИС не изменяются по числам, имеют какую-то одну форму числа: либо мн.ч., либо ед.ч. Запомните это. -И тема нашего урока «Имена существительные собственные и нарицательные». (Слайд №3) Сегодня мы узнаем : -какие существительные называются собственными и нарицательными; -чем они отличаются; -как пишутся имена собственные и как нарицательные. | -Живу я в глубине России, в краю озер и рудных скал. (записывают) -В глубине, России, в краю, озер, скал - Данные слова отвечают на вопрос «что?», обозначают предмет. -Род, число, падеж, склонение, одушевленность/ неодушевленность, собственные/нарицательные ИС. -В глубине- ж.р.,1скл., П.п., ед.ч.; России – ж.р., 1 скл., Р.п., ед ч.; в краю – м.р., 2 скл., П.п., ед.ч.; озер – ср.р., 2 скл., Р.п., мн.ч.; скал – ж.р., 1 скл., Р.п., мн.ч. -В предложении И являются подлежащим, дополнением , определением, обстоятельством, сказуемым. - Живу я в глубине России, в краю озер и рудных скал. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, осложнено однородными обстоятельствами). - Одушевленность/неодушевленность, собственные/нарицательные. - В данном предложении нет одушевленных ИС. - Россия. - Россия пишется с прописной буквы , а озер со строчной. Россия- это собственное ИС, а озер- нарицательное. -Нет, не изменяется. - Записывают в тетрадь тему урока. |
Усвоение основных знаний о правописании –собственных и нарицательных ИС. Умение извлекать необходимую информацию из услышанного. | Слово учителя. -Вокруг нас огромное множество предметов: людей, городов, книг, животных. Так, словом книга мы называем любую книгу, хотя они могут отличаться содержанием и размерами. Словом стол называются все столы, какие бы они ни были: и письменный, и обеденный, и кухонный, и операционный. Такие ИС, которые называют однородные предметы, называются? Правильно, нарицательными.(слад №4) -Приведите примеры нарицательных ИС -Чтобы из всей группы однородных предметов выделить какой-то отдельный предмет, ему дают специальное название. Каждый из нас имеет своё собственное имя, отчество и фамилию, которые служат для того, чтобы выделить нас из массы людей. Так же и с другими предметами. Например, чтобы из всех рек, впадающих в Азовское море, выделить самую большую реку, её назвали Дон. А самая большая река в европейской части нашей страны называется Волга. Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы являются именами ? (Слайд №5) Имена собственные могут состоять из одного слова (Волгоград, Москва) или из нескольких слов (Нижний Новгород, Ростов-на-Дону). Тогда в предложении такие сочетания выступают как один член предложения. Какие существительные мы отнесём к именам собственным? (слад 6) -А какие ИС , помимо ,ФИО являются собственными ? приведем примеры. -Как же пишутся имена собственные?
Работа с учебником. -Откроем учебник на стр. 52 , прочитаем правило. Все ли мы учли? Выполним упр 489 устно Выполним упр 497 Наблюдение над языковым материалом - Еще одной важной особенностью собственных ИС является заключение их в кавычки. Когда это происходит? -Приведите примеры. Запишем примеры в тетрадь. Выполним упр 500 Выполнение задания на презентации -А сейчас найдем ошибки на слайде (Слайд №7) Зачем Герасим утопил «Му-Му». Папа читает молодой ленинец. Все знают Каштанку А.П. Чехова. - Посмотрим на листы календаря. (Слайд №8,9) В названиях праздничных дат месяц пишется с заглавной буквы. В названиях самих праздников с прописной пишется первое слово и входящее в название имя собственное. Хотя в названиях некоторых праздников традиционно сложилось написание всех слов с заглавной буквы. 23 февраля –День защитника Отечества, 8 марта- Международный женский день, 9 мая –День Победы Посмотрите как пишутся имена собственные. Давайте попробуем составить предложения, используя названия праздников. Запишите 1 предложение. Работа с учебником - Прочитаем правило на стр. 56 и посмотрим , все ли мы учли? | -Нарицательными. -Стол, стул, парта, ручка, доска, тетрадь и др. -Собственными. -Вася, Москва, Пушок, Шарик, Мурзик и др. - Клички (Мурзик, Шарик) Географические названия (Москва, Волга, Россия) Названия книг( «Му-Му», «Кавказский пленник»), фильмов(«Властелин колец»), картин («Грачи прилетели»), предприятий (магазин – «Василек») Названия исторических событий. (Октябрь, Возрождение), астрономические названия (Юпитер, Сатурн, Земля). - С заглавной буквы. - Читают правило несколько человек. Все учли. - Выполняют упр. -Собственные ИС заключаются в кавычки , если это- заглавия книг, журналов, газет , картин , кинофильмы. - Журнал «Мурзилка», газета «Правда», «Молодой ленинец», картины «Вратарь», «Опять двойка», кинофильм «Властелин колец» - Выполняют упр. - Зачем Герасим утопил Му-Му(кличка животного, поэтому в кавычки не заключаем). Папа читает «Молодой ленинец» (название газеты). Все знают «Каштанку» А.П. Чехова (название произведения). - Скоро 8 марта- Международный женский день. В День защитника Отечества я подарю папе поделку. -Читают правило несколько человек. |
Умение применять знания по теме на практике; -умение выявлять условия употребления собственных и нарицательных имен существительных. | Творческая работа -Мы уже говорили о способности перехода ИС собственных в нарицательные и наоборот. Кто вспомнит примеры таких переходов? Правильно, молодцы. Выполнение задания на презентации -Но в зависимости от того, как их написать, меняется и смысл сказанного. Рассмотрим это на примере слов луна, земля и солнце. (Слайд №10) Слова луна, солнце, земля тоже пишутся по-разному, и с большой, и с маленькой буквы. Посмотрите на слад и подумаем, когда? Взошло солнце. В окно светит луна. Незнайка был на луне. Планета земля вращается вокруг солнца. Ослик хотел увидеть край земли. Подумали? Выпишите только те предложения в которых слова ЛУНА, ЗЕМЛЯ, СОЛНЦЕ нужно писать с заглавной буквы. Сколько предложений вы выписали? Проверим. Почему в этих предложениях с большой буквы?
| Пирожное и торт наполеон получили такое название по имени французского императора Наполеона Бонапарта. Названия единиц физических величин образованы от от имен ученых - ампер, вольт, паскаль, рентген. Названия принадлежностей туалета жилет, панталоны, френч, галифе, макинтош, боливар связаны тоже с собственными именами. Имя нарицательное может приобрести значение собственного: запад - страна света, Запад-страны Западной Европы. Нарицательные имена вера, надежда, любовь перешли в собственные имена Вера, Надежда, Любовь. Собака Шарик тоже носит имя обычного шарика. -Переход собственных в нарицательные. Макинтош – непромокаемый плащ, названный по фамилии химика Чарльза Макинтоша, который создал это плащ. Переход нарицательных в собственные: Шарик, Пастернак (фамилия поэта, образована от названия овощной культуры). - Незнайка был на Луне. Планета Земля вращается вокруг Солнца. - Потому что это астрономические названия. |
Умение осуществлять самоконтроль и самокоррекцию, совершенствование умения обобщать изученный материал. | 1.Ребята, ответим на следующий вопросы:(Слайд №11) -Какие же имена существительные мы называем собственными , а какие нарицательными? Примеры. -Какие тематические группы выделяют среди имен собственных? Примеры. -А какие собственные ИС мы заключаем в кавычки? -Изменяются ли собственные ИС по числам? 2.Оценивание работы класса в целом и индивидуально конкретных учеников с комментариями оценок. На этом наш урок закончен. Спасибо за работу! | -Имена нарицательные - такие , которые называют однородные предметы (стол, стул) Имена собственные-существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы(Москва, Ваня). - ФИО (Иван Иванович Иванов); -клички животных- Мурзик, Пушок; -географические названия- Москва, Пенза, Волга; -названия исторических событий – Бородинское сражение; -названия худ. произведений, газет, журналов – «Мурзилка», «Пензенская правда» . - Заглавия книг, журналов, газет , картин , кинофильмы мы заключаем в кавычки - Журнал «Мурзилка», газета «Сурская правда», «Молодой ленинец», картины «Грачи прилетели», кинофильм «Властелин колец» -Нет, не изменяются. 2. Анализируют свою деятельность и выявляют причины того, что получилось, а что нет. |