Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гусинская средняя школа
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Мотива-ция (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. Приветствие | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронта-льная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции | |
2.Актуали-зация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, обсуждение результатов работы по заданию | Заполнение таблицы «Продолжи ответ» Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи. Гласные звуки бывают ударные и безударные и состоят только из голоса. Согласные бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Не имеют парных звуков твёрдые согласные ж,ш,ц и мягкие согласные щ,й,ч. | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательная: осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивная: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы. Выполнение заданий |
3. Выявление места и причины затруднения | Обсуждение результатов работы по заданиям | Создаёт проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя). - Какую характеристику согласных звуков нам осталось подробно рассмотреть ( звуки звонкие и глухие) - Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий | Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы | Вопросы для уточнения информации |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Работа с учебником | Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя. - Правильно, ребята. Согласные звуки бывают звонкими и глухими. Вот о них и пойдет сегодня разговор. - Так какая же у нас сегодня тема урока? Сформулируйте её. Запишите - А что же мы сегодня узнаем на уроке? Чему научимся? А для чего нам это? - Я хочу рассказать вам одну сказку. В стране «Фонетика» разнёсся слух, что на Волшебной горе будут раздавать волшебные колокольчики, которые делают любой звук очень звонким и весёлым. Услышав это, согласные изо всех сил помчались к Волшебной горе, но, к сожалению, колокольчиков на всех не хватило. Распределите строчки со звуками на горе: Звуки [л], [л*], [м], [м*], [н], [н*], [р], [р*], [й*] прибежали первыми и им достались самые звонкие колокольчики! Эти звуки стали навсегда звонкими, их называют сонорные, значит звучные. - А каким ещё звукам достались колокольчики? (слайд №5) Ответы учащихся: Это звуки: [б], [б*], [в], [в*], [г], [г*], [д], [д*], [ж], [з],[з*]. - А те звуки, которым не досталось колокольчиков, совсем приуныли и опустили головы. Назовите их! (слайд №6) Ответы учащихся: - Это звуки: [п], [п*], [ф], [ф*], [к], [к*], [т], [т*], [ш], [с], [с*]. Учитель: - Да, особенно обидно было согласным звукам [х], [х*], [ц], [ч*], [щ*] ведь они не имеют даже и звонкой пары. Им суждено было навсегда остаться глухими. Вот такая история произошла со звонкими и глухими согласными. - Давайте познакомимся поближе с нашими героями при помощи учебника. Стр 130 Работа в парах. Рассказывают правило друг другу. Проблемная ситуация: - Хорошо, дети, а теперь давайте подумаем, а как на самом деле отличить звонкий согласный от глухого? Ответы детей: (Звонкий согласный должен звенеть). - А как это узнать? Звенит звук или нет? (Ответы учащихся). Учитель:- Для того чтобы решить эту проблему, надо провести эксперимент Словарная работа. Записать слово на доске, в тетрадях. Узнаём значение этого слова | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Работают с заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя работают с текстом учебника | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Вопросы для уточнения информации |
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обучающая игра. Лингвистический эксперимент | - Итак, теперь мы с вами участники эксперимента, нам необходимо провести опыты. Опыт № 1. Попробуйте покричать, используя только глухие к, ф, ш. - Не получилось? Почему? Ответы учащихся: (У глухих нет голоса, только шум). Сделаем вывод: Для крика нужен голос, а его-то и нет у глухих согласных. - Теперь проводим второй опыт: Приложим пальцы к гортани и произнесём поочерёдно звуки [б], [в], [г], [з]. Что чувствуете? Ответы учащихся: (Вибрацию голосовых связок). - А теперь произносим звуки [п], [ф], [к]. Что чувствуем? Ответы учащихся: (Вибрации голосовых связок нет). - Какой вывод можно сделать? Ответы учащихся: При образовании звонких согласных голосовые связки работают, а при образовании глухих – нет. И ещё один опыт – третий: есть такой способ: узнать звонкий или глухой звук перед вами, произнести его, закрыв уши ладонями. Давайте попробуем. Произнесём поочерёдно: [б] – [п], [в] – [ф], [з] – [с]. - Что слышится при произнесении звуков [б], [в], [з]? Ответы учащихся: (при произнесении этих звуков в ушах чуть-чуть звенит). - Сделаем вывод из наших опытов: Ответы учащихся: если для образования согласного используется только шум, то перед нами глухой согласный, если шум и голос, то это – звонкий согласный. Учитель: Молодцы ребята, всё правильно, закончен наш эксперимент, и теперь вы уже точно никогда не перепутаете звонкие и глухие согласные. А чтобы вам легче было запомнить глухие согласные, волшебные человечки - звуки речи предлагают вам записать вот такое волшебное предложение: Фока, хочешь поесть щец? Запишите в тетрадь предложение. Теперь зачеркните в нём все гласные и мягкий знак. Что осталось? Ответы учащихся: Остались только глухие согласные. - Вот такое предложение поможет вам запомнить глухие звуки. Да, большую работу мы провели, устали, пора и отдохнуть. | Принимают участие в обучающей игре, эксперименте, применяют правила | Индивидуальная, групповая | Познавательные: читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи | Устные ответы |
| Физминутка | Физминутка. Глазки крепко закрываем Дружно до пяти считаем, Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | | | | |
6. Первичное закрепление с комментированием | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа по теме урока | - Какие вы молодцы, ребята! Сколько мы нового узнали сегодня. Теперь мы с вами сможем дать характеристику любого согласного звука. Что это значит? Рассказать о звуке, всё, что знаете! Сейчас выполним упражнение 285, где будем учиться характеризовать согласные звуки (разбираем 2 слова у доски, остальные в тетради). Учитель контролирует работу учащихся. | Записывают в таблицу глухие и звонкие согласные. Работают с заданиями. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Индивидуальная, групповая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Устные ответы |
| | - Предлагаю немного поиграть с нашими звуками. Незнайка не умел писать слова правильно. Он писал их так, как слышал. Какие из слов: 1) счастье, 2)пощада, 3) помощник, 4) рассчитывать – он напишет с буквой щ? А) 1, 2, 3; Б) 1, 2, 4; В) 2, 3; Г) 1, 4; Д) все. | | | | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Выполнение разноуровневых обучающих упражнений | - А теперь, дети, покажите, чему вы научились, побывав в гостях у согласных человечков-звуков речи. Они передали вам карточки с заданиями разного уровня сложности. Посмотрите и выберите для себя задания того уровня, с которым, как вы считаете, справитесь 1 уровень Изменив в слове 1 букву, образуйте новое, использовав парные звонкие и глухие согласные: Бочка - ….., гора - …., пруд - …. . 2 уровень Отгадай метаграмму: Со звуком [с] я не вкусна, но в пище каждому нужна.(С… ) Со звуком [м] я съем и шубу, и пальто. (М… ) 3 уровень Составьте слово из звуков: Глухая пара [з] – Глухая пара [д] – Гласный [о] под ударением – Звонкая пара [к] – - Кто уже готов? Называйте № задания, по которому работал, объясни, как выполнил. | Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, самостоятельно выполняют упражнения | Индивидуальная, групповая | Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. Познавательные: приобретают умения использовать знания в практической деятельности. Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки, оценивают свою работу. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения | Самостоятельная работа |
| | А сейчас я прочитаю вам стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза», а вы следите за звуками. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. - Какой звук часто повторялся- (р), (гр) - Какое настроение передают эти звуки? (звучание громовых раскатов, образ начинающейся грозы.) Такой художественный прием называется звукопись. Автор намеренно повторяет звуки, стремясь изобразить с их помощью то, о чем он пишет. Запишите себе в тетрадь, что же такое «звукопись» | | | | |
| | Загадки. Ответы запишите в тетради. На каждую загадку у вас должно получиться два слова в ответе. С глухим согласным наливаюсь в поле, Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос). С глухим — траву она срезает, Со звонким — листья объедает. (Коса — коза). С «м» — приятен, золотист, очень сладок и душист. С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд — лёд). С глухим шипящим кругл, как мячик, Со звонким — как огонь горячий. ( Шар — жар). Молодцы, ребята! Звуки – человечки очень довольны вами. | | | | |
8.Включение в систему знаний и повторение | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание, домашнее задание. | Чтобы знанья были впрок, Кратко повторим урок! - Что мы сегодня узнали на уроке? - Из чего состоят звонкие согласные? Глухие? - Почему нам важно это знать? Я для вас приготовила шараду. Корень мой находится в цене, В очерке найди приставку мне, Суффикс мой в тетрадке все встречают, Вся же в дневнике я и в журнале. - Какое получилось слово? Это значит, что пришло время выставить отметки за урок. Домашнее задание. Параграф 56, упражнение 286 наизусть | Отвечают на вопросы. Оценивают работу товарищей и свою. Записывают домашнее задание | Фронтальная | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу и объясняют ошибки | Оценивание работы учащихся на уроке |
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке | Индивидуальная, групповая | Познавательная: устанавливает взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания | Листы обратной связи |