СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока. Тема: И.А. Крылов. Басни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока - викторины. Обобщающий урок. Закреплеие знаний.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Тема: И.А. Крылов. Басни.»

Урок литературного чтения

по теме: Басни И.А. Крылова «Обобщение».

Тип урока: урок обобщения и закрепления изученного материала

Цель: совершенствование умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в современные условия.

Планируемые образовательные результаты: обобщить и систематизировать знания учащихся о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова; актуализировать умения и навыки, необходимые для творческого применения знаний; научиться применять обобщенные знания, умения и навыки в новых условиях.

Личностные результаты

Развивать внимательное, уважительное отношение к наследию русской литературы; стремится к речевому самосовершенствованию,

формированию навыков развернутого анализа, умение применять полученные знания на практике; совершенствовать умение обобщать и систематизировать знания и способы деятельности; умение работать с источниками знаний; работать над выразительным чтением учащихся.

Метапредметные результаты

Вовлекать в активную деятельность; формировать культуру, гуманные качества личности учащихся; воспитывать любовь к родной литературе, искусству, чувство ответственности при работе в коллективе, прослеживать связь с окружающей действительностью.

Регулятивные УУД

Предвидеть возможности получения конкретного результата; адекватно воспринимать предложения учителя, одноклассников; уметь рационально организовывать самостоятельную деятельность.

Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение

пользоваться дополнительной, справочной литературой; уметь доказывать, анализировать, делать выводы; проявлять активность в решении творческой задачи.

Коммуникативные УУД

Уметь достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения; планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; учиться работать в паре, группе, выполнять различные роли.

Технологическая карта урока

1. Вхождение в тему урока и создание условий для осуществления переноса знаний, умений, навыков учащихся в новые условия.

(Психологический настрой детей на урок.)

Учитель: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые!

Посмотрите в глаза своему соседу по парте и мысленно, пожелай ему успеха на уроке, улыбнитесь ему, учителю и гостям. Садитесь пожалуста.

Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке и получить удовольствие от работы.

Учитель:

Как разумно устроен мир! Каждый человек, сам выбирает: каким ему быть – добрым или злым, правдивым или лживым, самоотверженным или трусливым. Каждый из нас сам решает, какой дорогой ему идти, какие поступки совершать, какие дела творить – хорошие или плохие, полезные или вредные, добрые или злые.

Ребята, мы много говорили о творчестве И.А. Крылова.

Чему учат нас, его басни?

(Честности, благородству, доброте, совести, бескорыстию, справедливости, следить за своими поступками, любить Родину, что мы все несем ответственность… не только за себя, но и за всех, с кем связаны, кто живет среди нас)

Учитель: Да, ребята, мудрые басни Ивана Андреевича Крылова учат нас быть правдивыми, добрыми, бескорыстными, благородными, совестливыми, справедливыми. Они призывают нас не ставить себя выше других, совершать добрые поступки, полезные дела, любить Родину. Перелистаем страницы басен и сделаем для себя выводы на всю жизнь…

Предлагаю разделиться на группы и пройти интерактивную викторину по басням И.А. Крылова, проверим свои знания.

Интерактивная викторина

(проводится на компьютерах как проверка домашнего задания)

Молодцы!

2. Мотивация к учебной деятельности

Проблемный вопрос:

- Что общего у всех басен Крылова и чем они различаются?

(все басни высмеивают пороки и плохие поступки, различаются сюжеты персонажи)

- А какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки?

Медведь? Обезьяна? Петух? Собака? Слон? Волк? Лиса? Осёл?

- А в какой басне?

- Как в литературе называется высмеивание пороков? (Аллегория)

Правильно, на аллегории построены все басни И.А. Крылова, когда определённые лица или явления изображаются под видом животных.

Экскурсия

Сегодня мы совершим с вами виртуальную экскурсию в удивительный мир басен И.А. Крылова.

Целью нашей экскурсии будет научиться разбираться в людях, отличать добро от зла?

Недаром И.А.Крылов говорил:

Люблю, где случай есть пороки пощипать.

И.А. Крылов

3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего повторения и обобщения учебного материала.

1 этап «Собери мозаику» (работа в группе 6 комплектов текстов басен, маски героев басен)

Собрать мозаику картинки по басням Крылова (назвать басню, найти нужный текст басни, инсценировать)

Время на выполнение 5 минут

ОЦЕНИТЕ РАБОТУ ГРУППЫ (памятки для оценивания)

2 этап нашей виртуальной экскурсии называется «Подбери антонимы»

(Работа в парах. Исследовательская работа. Практикум.)

У вас на столах листочки, где записаны слова, к которым нужно подобрать и записать антонимы. (Даны слова для выбора)

Время на выполнение 2 минуты

  • доброта - жестокость

  • патриотизм - безразличие, нелюбовь к Родине

  • трудолюбие - лень, безделье

  • скромность - гордость, высокомерие.

  • честность - лживость, враньё, хитрость

  • вежливость - грубость, неучтивость

  • ответственность - беззаботность, беспечность

  • жадность - щедрость.

  • смелость - трусость, робость

  • отзывчивость - равнодушие, безразличие

  • ум - глупость

  • дружелюбие - вражда.

ПРОВЕРИМ, как получилось. Молодцы!

3 этап виртуальной экскурсии «Блиц-опрос»

Вопросы на засыпку (за 1 минуту дать правильный ответ.)

  1. Сколько очков купила Мартышка? (с полдюжины, т.е. 6)

  2. От кого Ворона получила сыр? (от Бога)

  3. Как далеко находился Ягнёнок от Волка? (ниже по ручью от Светлости его шагов я на сто пью)

  4. На чём играла Мартышка в квартете? ( я - прима; 1-ая скрипка)

  5. Что съел Васька у Повара? (пирог, курёнка, жаркое)

  6. Сколько тарелок с ухой съел Фока? (4)

  7. На каком дереве сидела Ворона? (ель)

  8. Каков возраст Ягнёнка? (мне отроду нет году)

  9. Кто была соседкой Моськи? (Шавка)

  10. Сколько времени добиралась Лисица до винограда? (Пробившись попусту час целый)

(если не ответили на какой-то вопрос акцентировать на этом внимание)

Физкультминутка (Игра «Если весело живётся»)

Активно выполняют физические упражнения имитация движений животных

Как бы это делала обезьяна? Медведь?

4 этап «Волшебный мешочек»

На этом этапе мне понадобятся помощники 2 человека (выбрать)

Задание: в мешке предметы, из басен, выбрать любой на ощупь и объяснить, какому герою (из какой басни) он принадлежит, что делал с ним герой.

  1. Очки - Мартышка ("Мартышка и очки")

  2. Ноты - Мартышка, Осёл, Козёл, Мишка ("Квартет")

  3. Ларец (шкатулка с замочком) - Механик ("Ларчик")

  4. Сыр - Ворона ("Ворона и Лисица")

  5. Виноград - Лисица ("Лисица и виноград")

  6. Тарелка с ухой - Демьян ("Демьянова уха")

  7. Зеркало – («Зеркало и обезьяна»)

Как вы думаете, мои помощники, кто дал более точный и развёрнутый ответ?

Мы ему поставим ______ Молодцы!

5 этап «Крылатые выражения»

Я рада что вы знаете строки из басен И.А. Крылова которые стали крылатыми выражениями, как правило, они выходцы из морали басни.

-А что такое мораль басни? (поучение, в ней заложена главная мысль произведения)

- Как вы думаете, зачем мы в речи употребляем крылатые выражения?

(Найдите пару)

Задание: прочитав начало одного выражения, отыскать его продолжение.

  1. Чтоб музыкантом быть: :так надобно уменье

  2. Знать, она сильна: :что лает на слона

  3. Оглянуться не успела: :как зима катит в глаза

  4. Чем кумушек считать трудиться: :не лучше ль на себя, кума, оборотиться

  5. А Васька слушает: :да ест

  6. А вы, друзья, как ни садитесь: :всё в музыканты не годитесь

  7. Когда в товарищах согласья нет: :на лад их дело не пойдет

ВЫВОД: Как вы думаете, почему Крылов в каждую басню включает мораль?

(Он хотел, чтобы читатели обдумывали все свои поступки, и старались не быть похожими на смешных героев из басен, ведь мораль – это нравоучение)


Экскурсия наша закончилась, но у меня возникла идея. Пусть это будет вашим домашним заданием. Попробуйте себя в роли баснописца. А на следующем уроке мы послушаем, что у вас получилось. (Записывают задания в дневники.)

Д\З « Творческий конкурс»

Сочинить басню, героями которых станут предметы:

1\2 класса

Веник и перо

1\2 класса

Тряпка и мел

Дифференцированное д\з

Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали из басен И.А. Крылова.


4. Подведение итогов. Самооценка работы на уроке

Итак, наш урок подошёл к концу.

- Как вы оцениваете свою работу на уроке? (оценки учителя - озвучить)

Анализ работы учащихся.

Рефлексия

Что удалось нам сегодня на уроке? В чём испытывали затруднения? Чем запомнился этот урок?

Итоговый комментарий.

Да, ребята, уже на протяжении трёх веков мы восхищаемся творчеством И.А. Крылова. И сегодня его басни очень актуальны, в любое время они учат добру, справедливости, благородству, призывают любить свою Родину.

Хотелось бы обратить ваше внимание вот на эти замечательные слова:

Пусть басни друзьями заходят в дома,

Учитесь у них! Набирайтесь ума!

Л.И.Денисова


Для выставки рисунков (иллюстрирование басни по выбору – рисуют все)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя