Технологическая карта урока №4
Ф.И.О. учителя- Байкова Г.Н.
Класс: 5В
Дата: 10.12.15
Предмет: русский язык
Тема урока: Антонимы
Место и роль урока в изучаемой теме:
данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является 72-ым в изучении материала и 6-ым уроком в разделе «Лексика. Культура речи». Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки. Урок построен с учетом психологических особенностей детей. На протяжении всего урока работа строилась с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Цель урока: сформировать понятие об антонимах
Задачи урока:
Образовательные: знакомство с новым лексическим понятием «антонимы»;
определение значения термина «антонимы» и их роли в тексте.
развивающие: умение подбирать антонимы к указанным словам;
развитие умения группировать их по общему смысловому признаку;
развитие навыка пользования словарем антонимов;
использование антонимов как средства выразительности в своей речи;
умение находить антонимы в тексте.
воспитательные: воспитание любви к родному языку, желание изучать изобразительно-выразительные средства русского языка.
деятельностные: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия,
создание условий для усвоения темы,
развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности,
развитие мыслительных операций школьников,
умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы;
развитие навыков самоконтроля.
Характеристика этапов урока
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Эпиграф: Ученье-свет, а неученье- тьма. Корень учения горек, а плоды его -сладки. Как вы понимаете смысл данных пословиц? | Метод мотивации учебно-познавательной деятельности. Беседа. | Фронтальная | Приветствие учащихся. Предлагает эпиграф. Задает вопрос. | Читают пословицу. Высказывают своё мнение. |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. | Как вы думаете, какие ключевые слова нам помогают понять смысл пословиц? Какой частью речи они являются? На какие вопросы отвечают? Как вы думаете, в чём её особенность употребления данных слов в пословице? Предположите, какая тема урока у нас сегодня? | Деятельностный метод. Диалог. Коллективная работа. | Фронтальная | Задает вопросы.
Запишите ответ. Как вы думаете, в чём её особенность употребления данных слов в пословице? Предположите, какая тема урока у нас сегодня? | Находят ключевые слова. Записывают. Один ученик работает у доски. Корень-плод (суш.), ученье-неученье (сущ), свет-тьма (сущ.), горек-сладок(прилаг.) Записывают ответы. Отвечают на вопрос.
Делают свои предположения.
|
Выявление места и причины затруднения | Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем), применение нового знания в типовых заданиях. Познавательные: подведение под понятие. Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. Личностные: учебно-познавательный интерес | Где можно встретить антонимы? Зачем они нужны? | Прием подводящего диалога. Диалог. | Фронтальная | Задает вопросы. | Отвечают на вопросы. |
Построение проекта выхода из затруднения | Обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем), применение нового знания в типовых заданиях. Регулятивные: целеполагание, прогнозирование. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное формулирование цели, проблемы, сравнение, создание способов решения проблем. | Подберите в пропорции нужные слова: радостный + веселый =… … + отважный= трусливый. Придумайте свои примеры пропорций: 1 ряд с существительными, 2 ряд с прилагательными, 3 ряд с глаголами. Вопросы классу: -Какой группе было сложнее? Как вы думаете, почему? | Поисковый метод. Нестандартное задание. Работа в группах. | Индивидуальная | Предлагает работу с пропорцией. Просит придумать свою пропорцию. Дает задание классу по рядам. Задает вопросы. Какой группе было сложнее? Почему? | Решают пропорцию. Придумывают собственные пропорции. Отвечают на поставленный вопрос, выдвигают предположение. |
Реализация построения проекта | Самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. Познавательные: действие по аналогии. Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнера, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. | Задание: заполнить пробелы в тексте. По … лесу гулял … человечек. Он был … роста, с … ушами и … глазами. Малыш … пел … песни, а … ему подпевали. Природа вместе с … человечком… . Задание по выбору: 1- вставить подходящие по смыслу слова (3балла), 2- вставить подходящие по смыслу слова, дополнить своими предложениями (4 балла), 3-- вставить подходящие по смыслу слова, дополнить своими предложениями, озаглавить текст (5 баллов) | Поисковый метод.
Задание по выбору. | Индивидуальная | Предлагает заполнить пробелы в тексте.
Дает задание по выбору. | Работают по заданию, читают полученный текст, оценивают работу одноклассников |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Самопроверка умения применять новые знания в типовых условиях. Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, поиск разнообразных способов решения задач. Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Регулятивные: контроль, коррекция. | Работа по учебнику –упражнение 359 | Метод закрепления изучаемого материала. Частично-поисковый. Работа с учебником. | Индивидуальная | Задает упражнение из учебника, просит комментировать ответы. | Работают по учебнику, комментируя подобранные ответы. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; 2) организовать самостоятельное соотнесение работы с эталоном для самопроверки. Познавательные: анализ, сравнение; использование общих приемов решения задач. Регулятивные: самостоятельный учет выделенных ориентиров действия в новом учебном материале; волевая саморегуляция; познавательная инициатива; осуществление самоконтроля по результату и по способу действия. Личностные: развитие этических чувств и регуляторов морального поведения | Герасим был хороший, а барыня жестокая. Эта речка не широкая, а мелкая. Царевна была добрая, а царица плохая. | Метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала. Прием самоконтроля. | Индивидуальная | Просит исправить лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся, а затем проверить с готовыми предложениями (на экране). | Самостоятельно выполняют задание, исправляют недочеты в предложениях, затем проверяют правильные ответы с готового текста на экране. Корректируют свои ошибки. |
Физкультминутка | Снятие утомляемости у учащихся. Личностные: освоение правил здорового и безлопастного образа жизни. Коммуникативные: управление своими эмоциями, проявление культуры общения и взаимодействия в процессе физических занятий и игровой деятельности. | Слова в стихотворении не произносим, а «показываем» руками. Летит по небу шарик, По небу шар летит. Но знаем мы: До неба шар Никак не долетит. («летит» – машем руками; «небо» - показываем руками тучки; «шар» – круговые движения руками; « никак» – качаем головой). | Игровой прием. | Фронтальная | Организует динамическую физкультминутку. | Выполняют физическое упражнение |
Включение в систему знаний и повторение | Повторение и закрепление ранее изученного. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного. Личностные: самоопределение. | Задание: найти антонимы из группы слов: Родина, тропинка, молодость, дремать, черный, небо, добрый, старость, белый, золотой, злой. - Определите, какие слова не имеют антонимичной пары, почему? - Сделайте вывод о роли антонимов в речи.
| Метод закрепления и повторения материала, изученного ранее. Исследовательский. Наглядный. Работа с карточками.
| Индивидуальная | Раздает карточки. Предлагает задание. Задает вопрос. Определите, какие слова не имеют антонимичной пары, почему? Просит сделать вывод о роли антонимов в речи. | Находят антонимичные пары.
Отвечают на вопрос.
Делают вывод о роли антонимов в речи. |
Рефлексия учебной деятельности | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности. Личностные: внутренняя позиция школьника. | Задание: закончите предложения: Сегодня я узнал … Мне было трудно … Теперь я могу … Я приобрёл … Я научился … Домашнее задание: упражнение 360.
| Прием незаконченного предложения | Индивидуальная | Использует приём незаконченного предложения. Объясняет домашнее задание и просит записать в дневники. | Выполняют рефлексию.
Записывают домашнее задание |
Дополнительная информация | |
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС | Урок “Антонимы” содействует реализации новых ФГОС, так как учитель продумал цели урока как результат ученика, организовал работу по мотивации обучающихся. Ученики самостоятельно определили тему урока как собственную учебную задачу, сами проверяли свои умения при применении новых знаний в типовых условиях и сами оценивали результаты своей работы. Структура урока была выстроена с позиции системно-деятельностного подхода. Именно ученики стали главными “действующими героями” на уроке. Я считаю, что их деятельность на уроке была осмыслена и значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал. |
|
|
Ресурсы, оборудование и материалы | Учебник, словари, карточки, иллюстративный материал, мультимедийный проектор. |
|
Список учебной и дополнительной литературы | «Рабочая программа. Русский язык. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы» (М.: Просвещение, 2011г. УМК: учебник: (ФГОС) Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012 Контрольно-измерительные материалы: (ФГОС) Русский язык: 5 класс/ сост.Н. В. Егорова. – М.: Вако, 2012г. С.И.Львова. Русский язык. За страницами школьного учебника. М. Дрофа, 2002 Г.П.Лазаренко. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки. М. Дрофа, 2004 Коноваленко В.С., Коноваленко С.С. Антонимы. – М.: Гном и Д., 2003. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2002. |
|
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | http://www.gramota.ru/slovari/info/lv http://fb.ru/article/120229/v-pomosch-shkolniku-opredelenie-vidyi-i-primeryi-antonimov- pedsovet.edu.ru www.openclass.ru www.rusedu.ru |
|
Дидактическое обеспечение урока ССЫЛКИ | Приложение 1,2,3 |
|
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | технология деятельностного метода обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов). метод частично – поисковый, проблемный, практический прием самоконтроля, диалог, беседа, игровой прием, нестандартное задание, работа в группах, прием незаконченного предложения |
|
Ограничения на использование ресурса (да, нет), описание ограничений | нет |
|
Дополнительная необходимая информация | нет |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Текст на экране.
Задание: подберите в пропорции нужные слова:
радостный + веселый =…
… + отважный= трусливый.
Придумайте свои примеры пропорций:
1 ряд с существительными,
2 ряд с прилагательными,
3 ряд с глаголами.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Карточки
Задание: заполнить пробелы в тексте.
По … лесу гулял … человечек. Он был … роста, с … ушами и … глазами.
Малыш … пел … песни, а … ему подпевали. Природа вместе с … человечком… .
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Карточки
Задание: найти антонимы из группы слов:
Родина, тропинка, молодость, дремать, черный, небо, добрый, старость, белый, золотой, злой.
- Определите, какие слова не имеют антонимичной пары, почему?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Текст на экране.
Задание: исправить лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся,
а затем проверить с готовыми предложениями (на экране).
Герасим был хороший, а барыня жестокая.
Эта речка не широкая, а мелкая.
Царевна была добрая, а царица плохая.