Тема | Тире между подлежащим и сказуемым |
Тип урока, его место в системе уроков | Урок усвоения новых знаний |
Цели | Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым. Развивать умение находить грамматическую основу предложения, определять, чем выражены главные члены предложения, правильно пунктуационно оформлять предложение с подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже. Воспитание уважения к русскому языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры. |
Термины и понятия | Грамматическая основа: подлежащее, сказуемое, тире, имя существительное, Им.п. |
Планируемые результаты |
Личностные: проявлять интерес к изучению русского языка: воспринимать речь учителя и одноклассников; выражатьположительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать; оцениватьсобственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правиладелового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлятьустойчивый познавательный интерес к изучению русского языка. | Метапредметные: Познавательные: формировать способность создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; учить давать определение понятиям; формировать способность устанавливать причинно-следственные связи; формировать способность строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить наблюдение над языковыми единицами под руководством учителя. Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью; соотносить учебные действия с известным алгоритмом; самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Коммуникативные: формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога; согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; | Предметные: опознавать и характеризовать признаки предложения; использовать признаки предложения при решении практических задач; различные способы выражения сказуемого и вопросы, на которые оно отвечает; разрешать проблемные ситуации в процессе опознавания подлежащего и сказуемого; выделять грамматические основы простого предложения. |
|
Этапы урока | Форма работы | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный этап. | фронтальная самостоятельная работа в тетради | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Здравствуйте, дети! Желаю вам хорошего настроения, активной работы на нашем уроке. Откроем тетради, запишем число, классная работа, оставим место для нашей темы и начнем урок с орфографической разминки. | Выбирает эффективный способ концентрации внимания. Мотивирует обучающихся на активную деятельность. Организует обучающихся на начало работы. | Настраиваются на плодотворную работу. Оформляют начало работы. |
II. Постановка цели и задач урока. III. Мотивация учебной деятельности. IV. Актуализация знаний. | действие по цепочке словарный диктант | Упражнение “Корректор” По вине неграмотного наборщика произошла неприятность. Определим, кто из вас самый внимательный и быстро работающий “корректор”. ( Работа на доске) Слова разминки: вакзал, солют, варотник, рокета, плонета, гирой, римень, тренир, гаризонт, партер вокзал, салют, воротник, ракета, планета, герой, ремень, тренер, горизонт, партер | Диктует слова, контролирует правильность записи на доске. | Ученик выходит к доске, записывает слова, если он ошибается в слове, садится на место, к доске выходит другой. Остальные записывают слова в тетрадь, контролируют правильность записи на доске. |
фронтальная | Какая орфограмма объединяет эти слова? (орфограмма – безударная гласная в корне слова). | Организует мыслительную деятельность обучающихся. | Анализируют языковой материал, делают вывод. |
беседа самостоятельная работа в тетради | Значение какого слова вам непонятно? (Партер). Где, от кого можно узнать значение этого слова? (словарь, учитель, сеть интернет). Откроем толковый словарь и запишем, что же значит это слово, оформляя запись одним предложением. (Один ученик работает у доски). Партер – нижний этаж зрительного зала с местами для публики. Как называется запись в тетради? (Предложение). Без чего невозможно предложение? (Без грамматической основы). Что входит в грамматическую основу? (Подлежащее и сказуемое). Выпишем, грамматическую основу, определим, чем она выражена. Партер – это этаж | Организует диалог. Подводит обучающихся к правильному выводу. Актуализирует у обучающихся имеющие теоретические знаний для последующего использования их в усвоении нового знания. | Вступают в диалог. Делают умозаключения. Вспоминают терминологию, необходимую для усвоения новых знаний. |
фронтальная | Прочитайте предложение выразительно. В предложении мы делаем паузу. Значит, паузу на письме надо выделить знаком препинания. Каким? | Сообщает дополнительные исторические сведения о пунктуационном знаке «тире». | Упражняются в выразительном чтении предложения. Воспринимают информацию учителя. |
фронтальная самостоятельная работа в тетради | А теперь пришло время сформулировать тему нашего урока и его цели. Тема: «Тире между сказуемым и подлежащим». 1 мин Цель вам помогут определить слова на доске: Где …….? Когда …….? Дети сообщают цель: Понять: Где ставится тире в предложении? Когда оно ставится между подлежащим и сказуемым? Учитель рассказывает сказку о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Сказка Поссорились как-то Подлежащее со Сказуемым. — Ты одеваешь часто мою маску,— сказало Подлежащее,— а мне это не нравится. Сказуемое обиделось: — Откуда ты взял? Когда это бывает? — Когда и ты существительное, и я существительное. Попробуй разобраться, кто есть кто, а я не хочу быть тобой. — Зачем мне твоя маска существительного? Я и само существительное. Долго бы ссорились Подлежащее со Сказуемым, и вдруг появился разделительный знак по имени Тире. — Я помирю вас,— сказал он,— встану между вами, и никто уже вас не спутает. Задача к сказке. Чтобы «помирить» Подлежащее со Сказуемым, необходимо поставить там, где нужно, тире. 5 мин | Организует диалог. Координирует мыслительную деятельность обучающихся, помогает сформулировать тему и цель урока. | Вступают в диалог. Высказывают своё мнение. Формулируют тему и цель урока. Записывают тему урока в тетради. |
III. Первичное усвоение новых знаний. | фронтальная самостоятельная работа в тетради | Ребята, возникает вопрос, когда и где ставится тире между подлежащим и сказуемым? Сформулировать правило нам поможет таблица с предложениями. 1. В лесу живут разные птицы. 2.Их красота восхищает поэтов, художников. 3.А внезапное появление и исчезновение в определенное время года поражает учёных. | 4. Снегири – гости зимние. 5. Грачи – это друзья весны. 6.Воробьи – наши постоянные соседи. 7. Птицы – это наши пернатые друзья. | -Чем различаются предложения 1-го столбика от предложений 2-го столбика - Тире - Выпишите грамматические основы из 2 столбика, подчеркнув их. (Далее озвучиваются основы и появляются записи.) снегири | гости | грачи | друзья | воробьи | соседи | птицы | это друзья | - В каких же случаях ставится тире в предложении? Для того, чтобы ответить на этот вопрос поработаем в парах. Я предлагаю вам провести исследование самостоятельно или с помощью подготовленных мною вопросов –подсказок. (карточки-подсказки) Учащиеся работают в парах. 1 шаг – подсказка - Определи грамматическую основу предложения (найди подлежащее и сказуемое) 2 шаг – подсказка – Выясни, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое 3 шаг – подсказка – Сделай вывод: «Если подлежащее и сказуемое выражены ___________________, то между ними ставится ____________». Обратимся ещё раз к грамм. основам. Чем они выражены? Появляется запись: с ущ.И.п. -сущ. И.п.( на доске) Когда ставится тире между главными членами предложения? ( когда оба главных члена выражены сущ. В И.п.) Продолжение сказки И с того времени стоит господин Тире между подлежащим-существительным и сказуемым- существительным, если между ними нет связки. Ребята, не путайте эти два понятия тире и дефис. Тире – это знак пунктуации. А о дефисе мы поговорим с вами позже, когда будем изучать орфографию. 10 мин | Демонстрирует презентацию Подводит обучающихся к самостоятельному выводу по теме урока. Подводит обучающихся к созданию схемы пунктограммы. Группы высказывают свои предположения по проблемному вопросу. | Преобразуют сложные предложения в простые предложения с грамматической основой, выраженной двумя им.сущ. в Им.п. Записывают предложения в тетрадь, выделяют грамматическую основу, определяют способ выражения главных членов предложения. Анализируют языковой материал, делают вывод. Составляют схему пунктограммы. |
физкультминутка | Бабочка Спал цветок (закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки). И вдруг проснулся (поморгать глазами). Больше спать не захотел (руки поднять вверх, вдох, посмотреть на руки). Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны, выдох). Взвился вверх и улетел (потрясти кистями, посмотреть вправо-влево). | Показывает движения. | Повторяют за учителем. |
IV.Первичная проверка понимания. | самостоятельная работа в тетради работа в паре взаимопроверка по образцу | Выполнение упр. 234 Дается на выполнение 5 минут. Проверим. Правильно выполненное задание выводится на экран. Дети проверяют друг друга в паре.Слайд № 6 Дуб – теплолюбивое и светолюбивое дерево. Можжевельник – очень крепкое и сильное деревце. Лось – сильное, осторожное и умное животное. Норки – хищные и прожорливые зверьки. Если два предложения выполнены правильно и главные члены предложения подчеркнуты, пишем в тетради карандашом «Молодец!» Вывод: Ответим на вопросы, которые мы задали в начале урока. 5 мин | Оказывает индивидуальную помощь обучающимся во время самостоятельной работы. Организует взаимопроверку, проводит инструктаж. Подводит обучающихся к самостоятельному выводу по теме урока. | Выполняют задание учебника самостоятельно. Обмениваются тетрадями в паре, проверяют работу соседа по образцу. Высказывают своё мнение. |
V. Рефлексия | групповая работа | Поработаем в группах. Творческое задание.Cлайд №7 . Рассмотрите внимательно картину И.Левитана "Золотая осень". Придумайте три предложения с тире между подлежащим и сказуемым. (Коллективная проверка вместе с учителем.) 7 мин | Организует работу малых групп. | Выполняют творческое задание |
| работа в парах | 7. Проверочный тест. 1.Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире? А) Осенняя пора прекрасна! Б) Осень пора грибов. В) Осенние пейзажи радуют душу Г) В чистом воздухе витают осенние запахи. 2.В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? А) Мчатся по небу хмурые тучи. Б) Люблю дымок спалённой жнивы. В) Птицы жители леса. Г) Луг и озеро окутал густой туман. 3. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире. А) Мой отец капитан дальнего плаванья. Б) Сказка мечта человека о прекрасном. В) Моя мама шьет одежду. Г) Октябрь второй месяц осени. 3мин | | |
VI. Итог | фронтальная | Молодцы! Поработали сегодня отлично. | Создает условия для анализа деятельности обучающихся на уроке. Получает обратную связь. | Дают оценку собственной деятельности по её результатам. Осуществляют обратную связь. |
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | дифференциация по уровню сложности | Запишем домашнее задание. Базовый уровень. Выучить правило стр.28теория и выполнить упражнение №237 Повышенный уровень. Выполнить задание на выбор. Выписать из произведений В.И.Даля 5-6 пословиц на данную пунктограмму. Графически обозначить постановку знаков препинания. 1 мин | Консультирует обучающихся по выполнению домашнего задания. | Анализируют задание учебника, выясняют возможные затруднения в ходе выполнения задания. Выбирают уровень выполнения домашнего задания. |
1 шаг – подсказка - Определи грамматическую основу предложения (найди подлежащее и сказуемое)
«Если подлежащее и сказуемое выражены ___________________, то между ними ставится ____________».
Речка – (мутное, серое, блестящее)зеркало, в котором отражаются берега.
Березки –( кривые, тонкие, стройные) красавицы.
Наряд деревьев – (темное, белое, светлое) золото.
Небо – (синий, черный, прозрачный) купол.
Облака – (легкие белые, тяжелые) перышки.
Трава – (желто-зеленый мягкий, жесткий) ковер.
Листья на кустарниках – ( ярко- зеленые, ярко-красные) пятна.
Осень – ( бледная, нарядная) красавица.
Речка – (мутное, серое, блестящее) зеркало, в котором отражаются берега.
Березки –( кривые, тонкие, стройные) красавицы.
Наряд деревьев – (темное, белое, светлое) золото.
Небо – (синий, черный, прозрачный) купол.
Облака – (легкие белые, тяжелые) перышки.
Трава – (желто-зеленый мягкий, жесткий) ковер.
Листья на кустарниках – ( ярко- зеленые, ярко-красные) пятна.
Осень – ( бледная, нарядная) красавица.