Технологическая карта урока по русскому языку, 6 А класс
Класс: 6 А Учитель: Хлескина Екатерина Сергеевна Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания
- дать понятие существительное общего рода; учить различать имена существительные общего рода и употреблять в речи; развивать познавательный интерес.
обучающие: организовать деятельность учащихся по осмыслению и усвоению понятия существительные общего рода.
развивающие: создать содержательные и организационные условия для развития умений, анализировать и сравнивать познавательные объекты, обеспечить закрепление понятия общий род существительных и умения находить существительные общего рода в тексте, анализировать факты.
воспитывающие: создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнёрства (ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-коллектив).
находить имена существительные общего рода в тексте, согласовывать их с опорными словами.
сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности, формировать нравственную культуру.
Используемая технология: проблемно-диалоговая, самостоятельная работа, работа с учебником, работа у доски, работа в парах, шестиугольная технология , ИКТ-ресурсы.
1. Егорова Н.В. "Поурочные разработки по русскому языку в 6 классе", М.: "Просвещение", 2014г.
2. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программы по русскому языку. Программы для
общеобразовательных учреждений. Русский язык.5-9 классы.-М.:Просвещение,2012 г.
3. Ладыженская Т. А., Баранов М.Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6класс. М. : «Просвещение». 2014г.
4. Контрольно – измерительные материалы по русскому языку. М.: «Вако»,2014г.
Этапы урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности | Включение в учебную деятельность. | Приветствует учащихся. Обращаем внимание на слайд с цитатой из произведения «Питер Пэн». Открывают тетради, записывают число и классная работа. На доске – «Сундук знаний». Сообщаю, что все те мысли и идеи, которые появятся на нашем уроке, будем крепить рядом с сундуком. На слайде – интеллект-карта «Имя существительное». Что вы заметили? Предположите, почему? Вам интересно узнать? Тогда вперёд! | Отвечают на вопросы. Рассуждают, дополняют пропуски. Один прямоугольник в категории рода пустой Предстоит сделать открытие и узнать что-то новое о роде имени существительного | Личностные УУД ( мотив к познавательной деятельности) Регулятивные УУД УУД( целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии). Познавательные УУД (умение самостоя тельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии). |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Осознание проблемы | 1.Итак, род - один из постоянных признаков имени существительного, т.е. такой, который дается раз и навсегда. На слайде появляется картинка с мальчиком и девочкой, между ними знак вопроса. Материал для наблюдения. - Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях? Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему? «Умница!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка. Сравните! «Умница, дочка!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка. - А сейчас вы можете определить, о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных? - Определите род существительных умница, непоседа. А так можно сказать? «Умница, сынок!» – сказала мама. «Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка. - Определите род существительных умница, непоседа. Какое противоречие вы заметили? - Что вам помогло определить род существительных? - Как вы считаете можно ли их род назвать общим? - Как будут называться такие существительные? (Существительные общего рода) Сформулируем и запишем тему урока: «Имена существительные общего рода». Чтобы двигаться дальше, нам нужно поставить цели урока. Давайте их сформулируем. Я вам буду говорить опорные слова, а вы дополните их. - познакомиться …. - выучить …. - научиться определять …. - правильно употреблять … | Ученики высказывают свое мнение: одни считают, что мужского рода, другие-женского рода (возникновение проблемной ситуации). Учащиеся высказывают своё мнение. Первое сущ. – женского рода, второе – мужского. Учащиеся высказывают своё мнение. Первое сущ. – мужского рода, второе – женского. Учащиеся формулируют проблему. Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода? Как они называются? (учебная проблема как вопрос) Обсуждают тему урока, обсуждают цель урока и пытаются самостоятельно её сформулировать. - познакомиться с понятием «общий род»; - выучить определение нового понятия; - определять род имени существительного в тексте; - употреблять имена существительные общего рода в речи. | Познавательные УУД (выделение проблемы). Коммуникативные УУД (потребность в общении, умение находить общее решение, высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания). Регулятивные УУД (самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения) Личностные УУД (умение выделить нравственный аспект поведения). |
3.Выявление места и причины затруднения | Самостоятельная постановка учебной задачи с помощью учителя. | Как определять род таких существительных? Вывод. Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского пола и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского пола. (обращаются к схеме) род пол мужской женский Работа в тетрадях, один ученик – возле доски. Задание: подчеркните существительные общего рода и то слово, которое помогает определить род, укажите род существительных общего рода. 1. Плох неряха в строю, а еще хуже — в бою. 2. Белоручка не работник. 3.Без хозяина земля – круглая сирота. Вывод: что помогает определить род существительных общего рода? Ребята, что представляют собой записанные предложения? | По опорным словам. Записывают схему в тетрадь. Записывают Предложения, подчеркивают существительные общего рода и опорные слова. Делаем вывод: прилагательные, существительные, краткие прилагательные. Пословицы. В пословицах народ выразил свое отношение к жизни, к качествам человека. | Личностные УУД( выражают внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к обучению). Регулятивные УУД( планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации). |
4.Построение проекта выхода из затруднения | «Включение» в целенаправленную деятельность | Чтобы понять, какие еще существительные будут относиться к существительным общего рода, мы с вами выполним задание на рабочих листах. Перед вами характеристики людей. Назовите их одним словом, используя существительные общего рода. Безобидный, тихий, смирный человек - тихоня Тот, кто любит сладости - сладкоежка, сластёна Кто владеет левой рукой лучше, чем правой - левша Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь - попрошайка Хвастливый человек - хвастунишка Тот, кто подлизывается к кому-то - подлиза Человек, который ябедничает - ябеда Человек, который выдвигая себя, стремится выслужиться - выскочка Сонливый, любящий много спать - соня Неаккуратный, лишённый опрятности – неряха Есть ли что-то общее у этих существительных? - Что обозначают данные слова? Сделаем вывод: какие же имена существительные будут относиться к общему роду? Сейчас предлагаю вам вспомнить историю Белоснежки. Помните, что Королева хотела избавиться от принцессы и отравить ее. С помощью чего? Представим, что у Белоснежки был выбор, и Королева к ней пришла с корзиной яблок и предложила выбрать одно. Поможем Белоснежке найти не отравленное яблоко. Одно из яблок не отравлено, потому что там все существительные общего рода. | Рассуждают, высказывают собственное мнение, совместно с учителем вырабатывают алгоритм. Проверяем каждую характеристику на слайде. Окончания –а, -я Качества людей, лица мужского и женского пола. Имена существительные с окончанием –а, -я, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду называются существительными ОБЩЕГО рода. С помощью отравленного яблока. Смотрят на слайд, рассуждают, отравлено яблоко или нет. | Познавательные УУД (умение подводить под понятие, применять новые знания на практике). Регулятивные УУД (умение запоминать и удерживать правило, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу). |
5.Динамическая пауза | Формирование ответственного отношения к своему здоровью | Определите, к какому виду деятельности нам предстоит перейти сейчас? Я буду называть словосочетания и небольшие предложения, если имя существительное в них мужского рода – поднимаете руки вверх, если существительное женского рода – хлопаете. Большой неряха (вверх), маленькая плакса (хлопок), холеная неженка (хлопок), трехлетний непоседа (вверх), страшная злюка (хлопок), высокий попрошайка (вверх), бестолковый зевака (вверх), веселая умница (хлопок); Обжора съел (вверх), тихоня проснулась (хлопок), невежда не выучила (хлопок), невежа ругался (вверх), недоучка ленилась (хлопок) Молодцы! | Выполняют движения под руководством учителя | Коммуникативные УУД. Личностные УУД. |
6.Реализация построенного проекта | Самостоятельное открытие новых знаний | С какой стороны характеризуют человека эти существительные общего рода? - А всегда ли с отрицательной? Приведите примеры положительной характеристики человека. -Какой вывод мы можем сделать? Употребляются ли эти слова и положительные, и отрицательные в научной речи, публицистической? Хорошо, молодцы. Это только часть того, что мы узнали об общем роде имен существительных. Особую группу занимают слова-названия профессий, рода деятельности. Посмотрите на эту запись. Врач Иванов Врач Иванова - Что вы заметили? Это существительные общего рода? Какого рода существительное врач? Прочитаем о таких существительных в учебнике на стр. 146. Вывод: эти существительные мужского рода. Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем-существительном ставится в мужском роде, если речь идёт о мужчине, и в женском роде, если речь идёт о женщине. Определение-прилагательное с таким существительным употребляется только в мужском роде. Нельзя говорить «хорошая доктор», «дежурная врач» при обозначении лиц женского пола | С отрицательной. Умница, молодчина, знайка, работяга, симпатяга ВЫВОД: Существительные общего рода имеют либо положительную, либо отрицательную характеристику, употребляются, главным образом, в разговорной речи. Наблюдают, высказывают свое мнение. Нет, окончание нулевое. Мужского Самостоятельно работают. Наблюдают, обсуждают, читают, ищут информацию. Выделяют в правиле главное. | Коммуникативные УУД (формулируют собственное мнение и позицию, позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение договариваться, находить общее решение). Познавательное УУД (исследование, синтез, сравнение). |
7.Закрепление с проговариванием во внешней речи | «Включение» в тренировочную деятельность | На ваших рабочих листах есть еще одно задание. У вас есть минута, чтобы выполнить его. ОБЯЗАТЕЛЬНО смотрим, чтобы в предложении была указана фамилия. Употребите опорные слова в предложениях в нужном роде. Биолог Ишемгулов сделал (а) многое для продвижения бренда «Башкирский мёд». Известный (ая) археолог Мажитов родился (ась) в Гафурийском районе. Искусствовед Казанская стояла у истоков музейного дела в Башкортостане. Председатель Центробанка России Э. Набиуллина выступил (-а) о внедрении цифрового рубля для улучшения финансовой системы страны. Вывод: нужно учитывать фамилию человека. | Самостоятельно выполняют, анализирует. Сверяются с учителем. | Коммуникативные УУД (устная речь, диалог). Личностные УУД (развитие познавательных интересов). Регулятивные УУД (волевая саморегуляция, контроль). |
8. Парная работа с самопроверкой по эталону | Освоение нового знания | Консультирует, предлагает парам выполнить задания с сотами. Нужно сложить мозаику по образцу, чтобы получились соты. В конце проверяем правильность выполнения по слайду. | Работают в парах, консультируются, составляют мозаику. | Познавательные УУД (парно осуществляют поиск необходимой информации). Коммуникативные УУД. |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | . Итоги и выводы | Скажите, какую задачу мы поставили в начале урока? Чему мы должны были научиться? Что нового узнали? Вы молодцы. На партах у вас лежит изображение части острова Неверлэнд, туда когда-то попал Питер Пэн. Рядом с этим островом у вас лежат звезды, они символизируют свет и знания. Попрошу вас написать ваши впечатления об уроке и прикрепить на остров воображений. Возможно, вы зажжете своими знаниями этот остров. Домашнее задание по уровням лежат на партах. Спасибо за урок! | Оценка результатов деятельности. Должны были научиться определять имена существительные общего рода. Узнали, по каким признакам будем находить имена существительные общего рода. Оставляют свои впечатления на островах. | Регулятивные УУД. Личностные УУД. |