СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в 6 классе "Существительные общего рода"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 6 классе "Существительные общего рода"»

Технологическая карта урока по русскому языку, 6 А класс

Тема учебного занятия: «Имена существительные общего рода»

Дата проведения: 17.12.2021

Класс: 6 А Учитель: Хлескина Екатерина Сергеевна Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания

Цель учебного занятия:

- дать понятие существительное общего рода; учить различать имена существительные общего рода и употреблять в речи; развивать познавательный интерес.

Задачи учебного занятия:

обучающие: организовать деятельность учащихся по осмыслению и усвоению понятия существительные общего рода.

развивающие: создать содержательные и организационные условия для развития умений, анализировать и сравнивать познавательные объекты, обеспечить закрепление понятия общий род существительных и умения находить существительные общего рода в тексте, анализировать факты.

воспитывающие: создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнёрства (ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-коллектив).

Прогнозируемые результаты учебного занятия: Предметные: Научатся: находить имена существительные общего рода в тексте, согласовывать их с опорными словами. Метапредметные:

познавательные: учащиеся смогут самостоятельно формулировать проблему, выделять и анализировать необходимую информацию из текста;

регулятивные: вырабатывают алгоритм согласования имен существительных общего рода с именами прилагательными и местоимениями;

коммуникативные: участие в коллективном диалоге, работа в группе; способность обосновывать собственное мнение; уважение к иной точке зрения.

Личностные:

сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; вы­ражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятель­ности, формировать нравственную культуру.


Используемая технология: проблемно-диалоговая, самостоятельная работа, работа с учебником, работа у доски, работа в парах, шестиугольная технология , ИКТ-ресурсы.


Использованная литература.

1. Егорова Н.В. "Поурочные разработки по русскому языку в 6 классе", М.: "Просвещение", 2014г.

2. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программы по русскому языку. Программы для

общеобразовательных учреждений. Русский язык.5-9 классы.-М.:Просвещение,2012 г.

3. Ладыженская Т. А., Баранов М.Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6класс. М. : «Просвещение». 2014г.

4. Контрольно – измерительные материалы по русскому языку. М.: «Вако»,2014г.



Технологическая карта урока по русскому языку в 6б классе по теме «Имена существительные общего рода»

Этапы урока

Задачи

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности

Включение в учебную деятельность.

Приветствует учащихся. Обращаем внимание на слайд с цитатой из произведения «Питер Пэн».

Открывают тетради, записывают число и классная работа.

На доске – «Сундук знаний». Сообщаю, что все те мысли и идеи, которые появятся на нашем уроке, будем крепить рядом с сундуком.

На слайде – интеллект-карта «Имя существительное».



Что вы заметили?







Предположите, почему?





Вам интересно узнать? Тогда вперёд!













Отвечают на вопросы.




Рассуждают, дополняют пропуски.



Один прямоугольник в категории рода пустой




Предстоит сделать открытие и узнать что-то новое о роде имени существительного






Личностные УУД

( мотив к познавательной деятельности)


Регулятивные УУД УУД( целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии).

Познавательные УУД (умение самостоя тельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии).

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Осознание проблемы

1.Итак, род - один из постоянных признаков имени существительного, т.е. такой, который дается раз и навсегда.

На слайде появляется картинка с мальчиком и девочкой, между ними знак вопроса.

Материал для наблюдения.

- Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях? Можно ли определить к кому относятся эти слова? Почему?

«Умница!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка.

Сравните!

«Умница, дочка!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка.

- А сейчас вы можете определить, о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли определить род этих существительных?

- Определите род существительных умница, непоседа.

А так можно сказать?

«Умница, сынок!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка.

- Определите род существительных умница, непоседа.





Какое противоречие вы заметили?

- Что вам помогло определить род существительных?

- Как вы считаете можно ли их род назвать общим?

- Как будут называться такие существительные? (Существительные общего рода)

Сформулируем и запишем тему урока: «Имена существительные общего рода».




Чтобы двигаться дальше, нам нужно поставить цели урока. Давайте их сформулируем. Я вам буду говорить опорные слова, а вы дополните их.

- познакомиться ….

- выучить ….

- научиться определять ….

- правильно употреблять …












Ученики высказывают свое мнение: одни считают, что мужского рода, другие-женского рода (возникновение проблемной ситуации).











Учащиеся высказывают своё мнение. Первое сущ. – женского рода, второе – мужского.






Учащиеся высказывают своё мнение. Первое сущ. – мужского рода, второе – женского.






Учащиеся формулируют проблему.

Почему некоторые имена существительные могут быть как мужского, так и женского рода? Как они называются? (учебная проблема как вопрос)









Об­суждают тему урока, обсуж­дают цель урока и пытаются самостоятельно её сформулировать.


- познакомиться с понятием «общий род»;

- выучить определение нового понятия;

- определять род имени существительного в тексте;

- употреблять имена существительные общего рода в речи.


Познавательные УУД

(выделение проблемы).

Коммуникативные УУД

(потребность в общении, умение находить общее решение, высказывают собствен­ное мнение; слушают друг друга, строят по­нятные речевые выска­зывания).




























Регулятивные УУД (самостоятельно формули­руют цели урока после предварительного об­суждения)

Личностные УУД

(умение выделить нравственный аспект поведения).



3.Выявление места и причины затруднения

Самостоятельная постановка учебной задачи с помощью учителя.

Как определять род таких существительных?

Вывод. Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обозначают лица мужского пола и относятся к женскому роду, если обозначают лица женского пола.

(обращаются к схеме)

род

пол


мужской женский

Работа в тетрадях, один ученик – возле доски.

Задание: подчеркните существительные общего рода и то слово, которое помогает определить род, укажите род существительных общего рода.

1. Плох неряха в строю, а еще хуже — в бою.

2. Белоручка не работник.

3.Без хозяина земля – круглая сирота.

Вывод: что помогает определить род существительных общего рода?




Ребята, что представляют собой записанные предложения?


По опорным словам.











Записывают схему в тетрадь.








Записывают

Предложения, подчеркивают существительные общего рода и опорные слова.













Делаем вывод: прилагательные, существительные, краткие прилагательные.


Пословицы. В пословицах народ выразил свое отношение к жизни, к качествам человека.


Личностные

УУД( выража­ют внутреннюю пози­цию обучающегося на уровне положитель­ного отношения к обучению).

Регулятивные

УУД( плани­руют свои действия в соответствии с по­ставленной задачей и условиями её реали­зации).

4.Построение проекта выхода из затруднения

«Включение» в целенаправленную деятельность

Чтобы понять, какие еще существительные будут относиться к существительным общего рода, мы с вами выполним задание на рабочих листах.

Перед вами характеристики людей. Назовите их одним словом, используя существительные общего рода.

Безобидный, тихий, смирный человек - тихоня

  • Тот, кто любит сладости - сладкоежка, сластёна

  • Кто владеет левой рукой лучше, чем правой - левша

  • Тот, кто назойливо выпрашивает что-нибудь - попрошайка

  • Хвастливый человек - хвастунишка

  • Тот, кто подлизывается к кому-то - подлиза

  • Человек, который ябедничает - ябеда

  • Человек, который выдвигая себя, стремится выслужиться - выскочка

  • Сонливый, любящий много спать - соня

  • Неаккуратный, лишённый опрятности – неряха


Есть ли что-то общее у этих существительных? 

- Что обозначают данные слова? 


Сделаем вывод: какие же имена существительные будут относиться к общему роду?








Сейчас предлагаю вам вспомнить историю Белоснежки. Помните, что Королева хотела избавиться от принцессы и отравить ее. С помощью чего?

Представим, что у Белоснежки был выбор, и Королева к ней пришла с корзиной яблок и предложила выбрать одно. Поможем Белоснежке найти не отравленное яблоко.

Одно из яблок не отравлено, потому что там все существительные общего рода.







Рас­суждают, выска­зывают собст­венное мнение, совместно с учителем вырабатывают алгоритм.

Проверяем каждую характеристику на слайде.

















Окончания –а, -я



Качества людей, лица мужского и женского пола.



Имена существительные с окончанием –а, -я, которые относятся и к мужскому, и к женскому роду называются существительными ОБЩЕГО рода.



С помощью отравленного яблока.






Смотрят на слайд, рассуждают, отравлено яблоко или нет.

Познавательные УУД (умение подводить под понятие, применять новые знания на практике). Регулятивные УУД (умение запоминать и удерживать правило, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу).


5.Динамическая пауза

Формирование ответственного отношения к своему здоровью


Определите, к какому виду деятельности нам предстоит перейти сейчас?

Я буду называть словосочетания и небольшие предложения, если имя существительное в них мужского рода – поднимаете руки вверх, если существительное женского рода – хлопаете.

Большой неряха (вверх),

маленькая плакса (хлопок),

холеная неженка (хлопок),

трехлетний непоседа (вверх),

страшная злюка (хлопок),

высокий попрошайка (вверх),

бестолковый зевака (вверх),

веселая умница (хлопок);

Обжора съел (вверх),

тихоня проснулась (хлопок),

невежда не выучила (хлопок),

невежа ругался (вверх),

недоучка ленилась (хлопок) 

Молодцы!



Выполняют движения под руководством учителя


Коммуникативные УУД.

Личностные УУД.

6.Реализация построенного проекта

Самостоятельное открытие новых знаний

С какой стороны характеризуют человека эти существительные общего рода?

- А всегда ли с отрицательной? Приведите примеры положительной характеристики человека.

-Какой вывод мы можем сделать? Употребляются ли эти слова и положительные, и отрицательные в научной речи, публицистической?









Хорошо, молодцы. Это только часть того, что мы узнали об общем роде имен существительных. Особую группу занимают слова-названия профессий, рода деятельности.

Посмотрите на эту запись.

Врач Иванов

Врач Иванова

Что вы заметили?

Это существительные общего рода?



Какого рода существительное врач?

Прочитаем о таких существительных в учебнике на стр. 146.





Вывод: эти существительные мужского рода.

Глагол-сказуемое в прошедшем времени при таком подлежащем-существительном ставится в мужском роде, если речь идёт о мужчине, и в женском роде, если речь идёт о женщине.


Определение-прилагательное с таким существительным употребляется только в мужском роде.


Нельзя говорить «хорошая доктор», «дежурная врач» при обозначении лиц женского пола

С отрицательной.





Умница, молодчина, знайка, работяга, симпатяга



ВЫВОД: Существительные общего рода имеют либо положительную, либо отрицательную характеристику, употребляются, главным образом, в разговорной речи.










Наблюдают, высказывают свое мнение.


Нет, окончание нулевое.


Мужского




Самостоятельно работают. Наблюдают, обсуждают, читают, ищут информацию. Выделяют в правиле главное.


Коммуникативные УУД

(формулируют собственное мнение и позицию, позитивное отношение к процессу сотрудничества, умение договариваться, находить общее решение).

Познавательное УУД

(исследование, синтез, сравнение).

7.Закрепление с проговариванием во внешней речи

«Включение» в тренировочную деятельность

На ваших рабочих листах есть еще одно задание. У вас есть минута, чтобы выполнить его. ОБЯЗАТЕЛЬНО смотрим, чтобы в предложении была указана фамилия.

Употребите опорные слова в предложениях в нужном роде.

Биолог Ишемгулов сделал (а) многое для продвижения бренда «Башкирский мёд».

Известный (ая) археолог Мажитов родился (ась) в Гафурийском районе.

Искусствовед Казанская стояла у истоков музейного дела в Башкортостане.

Председатель Центробанка России Э. Набиуллина выступил (-а) о внедрении цифрового рубля для улучшения финансовой системы страны.



Вывод: нужно учитывать фамилию человека.

 









Самостоятельно выполняют, анализирует. Сверяются с учителем.

Коммуникативные УУД

(устная речь, диалог).

Личностные УУД

(развитие познавательных интересов).

Регулятивные УУД

(волевая саморегуляция, контроль).

8. Парная работа с самопроверкой по эталону

Освоение нового знания

Консультирует, предлагает парам выполнить задания с сотами.

Нужно сложить мозаику по образцу, чтобы получились соты. В конце проверяем правильность выполнения по слайду.


Работают в парах, консультируются, составляют мозаику.


Познавательные УУД

(парно осуществля­ют поиск необходимой информации).

Коммуникативные УУД.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

.

Итоги и выводы

Скажите, какую задачу мы поставили в начале урока? Чему мы должны были научиться? Что нового узнали?

 










Вы молодцы. На партах у вас лежит изображение части острова Неверлэнд, туда когда-то попал Питер Пэн. Рядом с этим островом у вас лежат звезды, они символизируют свет и знания. Попрошу вас написать ваши впечатления об уроке и прикрепить на остров воображений. Возможно, вы зажжете своими знаниями этот остров.

Домашнее задание по уровням лежат на партах.

Спасибо за урок!

Оценка результатов деятельности.

Должны были научиться определять имена существительные общего рода. Узнали,  по каким признакам будем находить имена существительные общего рода.



Оставляют свои впечатления на островах.

Регулятивные УУД.

Личностные УУД.























4