- показать практическое применение теоремы Пифагора в жизни.
культуру поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.
Понимать, что такое «теорема Пифагора». Знать, как найти неизвестную сторону прямоугольного треугольника при помощи теоремы Пифагора.
Этапы урока | Время | Деятельность учителя Содержание урока | Деятельность ученика | Формирование УУД |
1.Организационный момент | 1 мин. | Приветствие, проверка готовности к уроку | Проверяют готовность своего рабочего места | |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | 5мин | Слайд2. Реши задачи Учитель слушает ответы учащихся. Слайд 3. Создание проблемной ситуации Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты? Слушает высказывания учащихся… Анализирует высказывания, корректирует. -Не решается задача? -Как найти гипотенузу? | Устно решают задачи Анализируют задачу ,делают чертёж, возникает вопрос как найти гипотенузу. Предлагают свои версии решения задачи. Ученики проговаривают проблему. «Как найти гипотенузу по двум катетам» Записывают в тетрадь. | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Выдвижение гипотез и их обоснование Владение монологической и диалогической формами речи |
3.Изучение новых знаний и способов деятельности | 10мин. | Организует практическую работу. Раздает разноцветные фигуры по группам (прямоугольный треугольник со сторонами a,b.c. и три квадрата со сторонами а,b, c,квадраты разбиты на единичные квадраты. Попробуйте установить связь между гипотенузой и катетами, пользуясь моделями и сравнивая площади Можно ли увидеть закономерность между длинами катетов и гипотенузы? Слушает выводы у каждой группы. При необходимости задаёт вопросы. Слайд4. Зависимость, которую мы с вами установили, в геометрии называют теоремой Пифагора. Сообщает обучающимся тему и цели урока, а также формы организации последующей деятельности. Устное разрешение проблемной задачи (слайд3) А теперь попытаемся доказать теорему Пифагора. Учитель слушает предположения… Слайд4. Из истории теоремы. О Пифагоре.(слайды6,7,8) | Анализируют, работают с моделями, сравнивают площади квадратов . Ученики предлагают свои версии разрешения проблемы. Делают вывод. Проговаривают. Записывают в тетради тему урока, теорему . .Проговаривают цель урока Вычисляют длину гипотенузы. Выдвигают свои предположения Записывают доказательство в тетрадь. | Анализ с целью выделения признаков Преобразование модели с целью выявления общих законов Построение логической цепи рассуждений Формулирование познавательной цели Построение логической цепи рассуждений Установление причинно-следственных связей |
З. Закрепление полученных знаний | 10мин | Слайд9. Решение задач: 1.Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника по данным катетам: а=5,в=6. 2.В прямоугольном треугольнике найдите катет в, если с=13,а=12. Проверка решения. Записать формулы на доске. Давайте составим алгоритм решения задач на применение теоремы Пифагора. Прочитать задачу. Рассмотреть прямоугольный треугольник. Выяснить,что дано,что известно. Выбрать правильную формулу. Слайд10. Решим задачу№483(г)по учебнику.. | Работают в парах, записывают решение в тетрадь. Работа в парах. Проговаривание алгоритма. Один ученик работает у доски, проговаривая алгоритм.. | Выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Построение логической цепи рассуждений |
4.Решение задач на применение теоремы. | 10 мин | Организует решение задач по учебнику №488(а,б). Организует обсуждение полученных результатов | Работают в парах. Анализируют задачу .,при необходимости общаются с учителем. Решение записывают в тетрадях. Ученик проговаривает алгоритм решения. | Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий; |
5.Физкульт пауза. | 0,5 мин. | Учитель включает музыку Слайд13 | Ученики выполняют упражнения | Контроль за своим физическим состоянием |
6.Информация о домашнем задании | 0,5 мин. | Слайд11 Выучить формулировку и доказательство теоремы Пифагора (параграф 3, п.54 Найдите ещё одно доказательство теоремы Пифагора № 484(б,г), №485,№487. | Записывают домашнее задание в дневниках | Планирование своей домашней работы |
7.Систематизация знаний | 5мин | Раздаёт карточки. Организует решение задач по готовым чертежам карточки на2 вариантам Организует проверку | Индивидуальное решение, самопроверка в парах | выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий; |
8. Подведение итогов учебного занятия | 1 мин | Подведём итог нашей работы на уроке. - Вспомним, какую цель мы с вами ставили? - Достигли цели? Слайд12. Прочитаем стих для лучшего запоминания теоремы. | Отвечают на вопросы учителя. | Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
9.Рефлексия учебной деятельности | 1мин | Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. Продолжите фразы «Сегодня на уроке я повторил…» «Сегодня на уроке я узнал…» «Сегодня на уроке я научился…» | Делают самооценку | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; |