Тема урока | Ткани человека. |
Цель урока | Сформировать у учащихся знания об особенностях строения и функций разных тканей организма человека, закрепить знания о строении клеток. |
Задачи урока | Образовательные: Изучить особенности тканей, расширить представления учеников о строении разных органов человека Развивающие: Развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; кратко и четко формулировать свои мысли. Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее графически. Развивать, внимание, память. Воспитательные: Формировать культуру умственного труда, вырабатывать коммуникативные качества. |
Планируемые результаты обучения | Предметные: Учащиеся знакомятся с особенностями строения клеток разных тканей человека, разнообразием их разновидностей и их функциями; учатся выделять существенные признаки тканей, находить сходство и отличие в строении различных тканей, различать ткани на рисунках и таблицах; овладевают умением объяснять роль различных тканей в органах. Метапредметные: Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения изучать строение различных видов тканей, определяя принадлежность разных типов клеток к тем или иным тканям; учатся работать с разными источниками информации, находить информацию в учебнике, составлять таблицы, схемы на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы. Личностные: Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению внутреннего строения различных видов тканей, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к самим себе, происходит осознание необходимости бережного отношения к своему здоровью, , развивают умения слушать и слышать |
УУД | Личностные УУД: смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, смысловое чтение, умение осознанно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем , постановка вопросов, оценка и коррекция своей работы, оценка работы в парах. |
Основные понятия | Ткань, эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная и их разновидности. |
Межпредметные связи | Биология: Растения, Животные |
Ресурсы | УМК: Биология. Человек 8 класс А.Г.Драгомилов,Р.Д.Маш; интернет ресурсы, мультимедийный проектор, Презентация учителя. |
Формы урока | Фронтальная работа, самостоятельная работа в тетрадях, индивидуальная работа с учебником |
Методы | Проблемного обучения, частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный. |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент. |
2. Актуализация (мобилизация) знаний, УУД в начале урока и в процессе его по мере необходимости |
Проверка настроения 1) Фронтальная беседа по вопросам: А) Что такое «Клетка» как понятие в биологии? Б) Из каких структурных единиц построены клетки? В) Как вы думаете, есть ли сходство и различия в строении клеток кожи и мышц человека? | Вспоминают, проговаривают определение. Называют органоиды клетки, изученные на предыдущем уроке. Высказывают предположения | Личностные УУД Познавательные УДД Целеполагание Использование знаково-символических средств Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Учет разных мнений |
2. Проверка выполнения домашнего задания |
Проверка Д/З – Индивидуальные задания: А) Проверка знаний по терминологии Б) Фронтальная проверка знаний | Учащиеся отвечают на задания, помещенные на карточках: Кратко охарактеризуйте следующие процессы: а) обмен веществ; б) рост; в) развитие; г) раздражение; Учащиеся класса комментируют ответы, дополняют. Игра «ДА-НЕТ» 1.органоиды клетки расположены в ядре (нет) 2.функция клеточной мембраны – объединение всех органов (нет) 3.эндоплазматическая сеть-распределяет потоки веществ внутри клетки (да) 4.органоиды – это клеточные структуры, которые в клетки выполняют особые функции (да)) 5.митохондрии отвечают за уничтожение и переработку сложных органических веществ (нет) 6.рибосомы отвечают за синтез белков (да) 7. ферменты - - это биологические катализаторы (да) | Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Учет разных мнений Познавательные УДД Построение речевого высказывания Подведение под понятие Аналогия, обобщение Установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Аргументация своего мнения и позиции Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
3. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала |
Активизация познавательной деятельности. Вопросы к классу: А) Что общего в строении клеток различных органов? Б) А чем они отличаются и отличаются ли? Вспоминаем понятие «Ткани», которое встречали при изучении ботаники и зоологии | Эмоциональный настрой на тему Имеют общий план строения, состоят из одних и тех же химических веществ. Высказывают различные предположения: -отличаются по внешнему виду -по выполняемой функции -по цвету Вспоминают ранее изученный материал, высказывают предположения, что у человека как и у животных несколько типов тканей | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Структуирование знаний Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные УДД Коррекция |
Выделяют 4 основных типов тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Просмотр презентации «Ткани организма человека» | Просмотр презентации file:///D:/Ткани организма человека.pptx | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Структуирование знаний Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные УДД Коррекция |
1) Задание № 1 Самостоятельная работа с учебником по рис. 7,8,9,10(стр. 22-24) Ответив на вопрос «В чем сходство и различие клеток различных тканей?», учащиеся самостоятельно составляют определение понятия «ткань». | Примерный рассказ: клетки разных органов человека состоят из клеток, различающихся по форме, размерам, выполняемой функции. Между клетками находится межклеточное вещество, в одних органах его много, в других почти нет. Межклеточное вещество выделяется клетками и от его свойств во многом зависит свойство ткани. | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело |
4. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач |
Задание № 2 Заполнить таблицу «Строение и функции различных видов тканей », работая с § 4 | Заполнение таблицы «Строение различных видов тканей » по следующим критериям: вид ткани, строение ткани, местонахождение, функции. Самопроверка выполненного задания. | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение Структуирование знаний Построение логической цепи рассуждений, доказательств Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные УУД Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Регулятивные УДД Контроль Коррекция Личностные УДД Волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
5. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД |
8) Работа в паре, фронтальная беседа, самопроверка | Учащиеся проверяют друг у друга правильность заполнения таблицы. Делают вывод, что клетки сложного организма специализированы. В зависимости от выполняемой функции они имеют различную форму и особенности строения (вывод записывают в тетрадь) | Познавательные УДД Анализ, синтез, сравнение, обобщение второстепенной информации Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело |
6. Домашнее задание. |
Домашнее задание (комментирование учителем) | Параграф 4, выполнить задание 1-7 на странице 26 .Личностные УДД | |
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке |
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников | Учащиеся отмечают новое содержание, изученное на уроке, производят оценку личного вклада в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. -Все ли вам было понятно в течение урока? -Какая часть урока показалась самой интересной? -Какая часть урока вызвала затруднение? -Какое у вас настроение после урока? | Познавательные УДД Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Определение основной и второстепенной информации Коммуникативные УУД Аргументация своего мнения Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций Личностные УДД Осознание ответственности за общее дело |