СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Восстание Спартака"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Восстание Спартака", используется в 5 классе и соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Восстание Спартака"»

Технологическая карта урока: «Восстание Спартака».



Педагогические цели

Способствовать ознакомлению с самым крупным в Древнем мире восстанием рабов под предводительством Спартака, значением его образа в мировой культуре; содействовать формированию умений характеризовать личность Спартака, работать с картой; создать условия для развития интереса к чтению художественной литературы исторической тематики

Тип и вид урока

Комбинированный

Планируемые результаты (предметные)

Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества

Личностные результаты

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Метапредметные связи

Готовность к сотрудничеству с учениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и другое. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Основное содержание темы, понятия и термины

Положение рабов. Восстание Спартака (73-71 гг. до н.э.): причины, основные события, походы восставших, причины поражения восставших. Гладиаторы. Спартак, Помпей, Лукулл, Красс.

Образовательные ресурсы

Учебник, карта



Организационная структура урока


Этапы урока

Формы, методы, методические приемы


Деятельность учителя

Деятельность учащихся



Форма контроля

характеристика основных видов деятельности


формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

I.Организационный момент

Фронтальная. Словесный.

Слово учителя

Приветствует учащихся.

Проверяет готовность обучающихся к уроку


Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм


II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний


1. Ребята, где находится Рим?

2. Кто там жил? Какие категории населения Вы можете перечислить?

3. Кто такие рабы?

4. Какое было к ним отношение?

5. Где применялся их труд?

6. Какая была особая категория рабов? Кто такие гладиаторы?







Проблемный вопрос:

1. Почему римляне предпочитали гладиаторские бои?

2. Могло ли быть такое увлечение в Греции? О чем это говорит?

3. Почему именно в Риме оказалось большое количество рабов?

4. Какие источники рабства Вам известны?

5. Чего хотели рабы? О чем мечтали?

6. Какие они могли использовать формы протеста?

Проблемный вопрос. Подумайте, к чему могло привести такое положение рабов? Что такое восстание? Восстание – один из видов массовых выступлений, борьба за освобождение. Об одном восстании гладиаторов, мы сегодня на уроке и узнаем. Имя его – Спартак.

Проблемный вопрос: закономерно ли что восстание рабов произошло в Италии?

1.Рим расположен на Апеннинском полуострове.

2. В Риме жили патриции, плебеи, вольноотпущенники и рабы.

3. Раб – несвободный человек, зависел от своего хозяина, который мог поступить с ним, как считал нужным.

4. Рабовладельцы унижали, истязали их, отправляли в школы гладиаторов.

5. Использовали труд рабов в сельском хозяйстве, на рудниках, в домах, при строительстве общественных дорог.

6. Гладиаторы – рабы, убивающие друг друга перед зрителями.


1. Образец храбрости видели в гладиаторах.

2. Популярность боев свидетельствует о невысоком культурном уровне, нежели в Греции.

3. После завоевательных войн многие рабы попали в плен.

4. Война, рождение в семье раба, пиратство, долговое рабство,.

5. О свободе, возвращении на родину.

6. Неповиновение хозяину, плохо работать, ломали орудия труда, совершали побег и восстания.. Да, положение рабов в Риме было очень тяжелым. Записывают тему урока «Восстание Спартака» и дату 73-71 гг. до н. э.



III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, проблемный. Сообщение учителя, проблемный вопрос

Подводит обучающихся к формулированию цели урока.

Что нам необходимо узнать сегодня?

Принимают участие в постановке цели. Высказывают предположения. Составляют план изучения новой темы: 1. Причины восстания

2. Цели рабов

3. Ход восстания

4. Итоги восстания

5. Значение восстания

Регулятивные: принимают учебную задачу; планируют учебные действия



IV.Усвоение новых знаний и способов действий

  1. Первая победа над римскими войсками.


Фронтальная, словесный, рассказ учителя

Вспомните, каким было положение рабов в Риме и попытайтесь предположить, почему началось это восстание?

1)  Скопление большой массы рабов

2)   жестокое обращение с рабами;

- Источники по истории восстания скудны. Только греческие и римские авторы упоминают о восстании. Совсем немного известно о биографии Спартака.

О Спартаке: Родился Спартак около 120 года до н.э. во Фракии, на земле племени медов. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он поступил на военную службу в состав вспомогательных фракийских войск в римской провинции Македония и проявил такую храбрость, что его сделали начальником отряда в десять человек. Он мог бы постепенно добиться высокого положения в римской армии, но римляне снова начали войну с фракийцами. Спартак не захотел сражаться против своих соотечественников, бежал от римлян и встал на защиту своей родины. В одном из сражений его, раненного, взяли в плен и продали одному из содержателей гладиаторских школ в Капуе. В гладиаторской школе Лентула Батиата Спартака обучали искусству гладиаторского боя, умению метко наносить смертельные удары. За шесть лет подготовки в гладиаторской школе Спартак со своим хозяином объехал почти все города Италии, где принял участие более чем в ста сражениях, ни разу не получив серьезной раны. Своей силой и храбростью он настолько превосходил своих противников, что слава о непобедимом фракийце гремела по всем циркам Италии. В 76 году до н.э. Спартак получил свободу и отставку. Как гладиатора высшего класса его переводят в число преподавателей школы. Хозяин школы гордился своим выдающимся учеником, считался с его мнением и во всем ему доверял.


  • Работа с учебником

- Что же предпринял Спартак? ( стр. 262 –263)

Слушают учителя, отвечаю на вопросы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи

Беседа по вопросам

2.Походы восставших

Групповая. Словесный, наглядный.

Работа с текстом, рассказ

Чтение пункта №1-3 параграфа 54 по цепочке

Вопросы:

-— Где первоначально устроили свой лагерь восставшие в Капуе рабы? (На вершине вулкана Везувий.)

  • Куда направил восставших Спартак после того, как они выдержали
    бой у подножия Везувия? (На север страны.)

  • Почему Спартак повел свое войско к Альпам? (Он понимал, что рим­ляне сильны, что их будет трудно разбить, он хотел перейти горы и дать свободу своим воинам.)

  • Дойдя до Альп, куда повернул свое войско Спартак? (На юг Италии,
    на о. Сицилия.)

На основе учебного текста отвечают на вопросы. Анализируют текст.

Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, стоят логическую цепь рассуждений

Коммуникативные: рассказывают и описывают объекты и явления

Работа с текстом

  1. Рабы в ловушке

Коллективная, словесный.

- Давайте назовём причины поражения восстания

1) Плохое вооружение восставших

2)  У Спартака не было четкого плана действий

3) Восставших обманули пираты

4) Рим имел большое превосходство над восставшими


Слушают учителя. Делают выводы

Познавательные: осуществляют анализ, проводят доказательства, строят логическую цепь рассуждений

Формулируют выводы

IV.Закрепление знаний и способов действий


Коллективная. фронтальный

Итак, ответим на вопрос, поставленный вначале урока

А сейчас в форме игры “Да – нет”, закрепим полученные знания. Инструктаж.

  1. Восстание Спартака началось в 73 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя? (Да – нет.)

  2. Спартак был родом из Греции? (Да – нет.)

  3. По мнению историков Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью? (Да – нет.)

  4. Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии? (Да – нет.)

  5. Последний бой Спартака произошел в 71г. до н.э.? (Да – нет.)

Отвечают на вопросы

Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка


Рассказ, ответы на вопросы

V. Рефлексия

Фронтальная, словесный, беседа

- Закончите предложения:

* Своей работой на уроке я …

* Урок для меня показался…

* За урок я…

*Мое настроение…

* Материал урока мне был …

* Домашнее задание мне кажется …

Заканчивают предложения: активно/пассивно, доволен/недоволен, коротким/длинным, не устал/устал, понятен/ не понятен, интересен/скучен

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества.

Беседа по вопросам


VI. Информация о домашнем задании

Фронтальная.

Словесный.

Сообщение учителя

Комментирует задание. § 54



Воспринимают задание, уточняют

Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее выполнение

Параграф учебника, задание в тетради








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!