Педагогические цели | Способствовать ознакомлению с самым крупным в Древнем мире восстанием рабов под предводительством Спартака, значением его образа в мировой культуре; содействовать формированию умений характеризовать личность Спартака, работать с картой; создать условия для развития интереса к чтению художественной литературы исторической тематики |
Тип и вид урока | Комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) | Овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества |
Личностные результаты | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность |
Метапредметные связи | Готовность к сотрудничеству с учениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и другое. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Положение рабов. Восстание Спартака (73-71 гг. до н.э.): причины, основные события, походы восставших, причины поражения восставших. Гладиаторы. Спартак, Помпей, Лукулл, Красс. |
Образовательные ресурсы | Учебник, карта |
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I.Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность обучающихся к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний | | 1. Ребята, где находится Рим? 2. Кто там жил? Какие категории населения Вы можете перечислить? 3. Кто такие рабы? 4. Какое было к ним отношение? 5. Где применялся их труд? 6. Какая была особая категория рабов? Кто такие гладиаторы? Проблемный вопрос: 1. Почему римляне предпочитали гладиаторские бои? 2. Могло ли быть такое увлечение в Греции? О чем это говорит? 3. Почему именно в Риме оказалось большое количество рабов? 4. Какие источники рабства Вам известны? 5. Чего хотели рабы? О чем мечтали? 6. Какие они могли использовать формы протеста? Проблемный вопрос. Подумайте, к чему могло привести такое положение рабов? Что такое восстание? Восстание – один из видов массовых выступлений, борьба за освобождение. Об одном восстании гладиаторов, мы сегодня на уроке и узнаем. Имя его – Спартак. Проблемный вопрос: закономерно ли что восстание рабов произошло в Италии? | 1.Рим расположен на Апеннинском полуострове. 2. В Риме жили патриции, плебеи, вольноотпущенники и рабы. 3. Раб – несвободный человек, зависел от своего хозяина, который мог поступить с ним, как считал нужным. 4. Рабовладельцы унижали, истязали их, отправляли в школы гладиаторов. 5. Использовали труд рабов в сельском хозяйстве, на рудниках, в домах, при строительстве общественных дорог. 6. Гладиаторы – рабы, убивающие друг друга перед зрителями. 1. Образец храбрости видели в гладиаторах. 2. Популярность боев свидетельствует о невысоком культурном уровне, нежели в Греции. 3. После завоевательных войн многие рабы попали в плен. 4. Война, рождение в семье раба, пиратство, долговое рабство,. 5. О свободе, возвращении на родину. 6. Неповиновение хозяину, плохо работать, ломали орудия труда, совершали побег и восстания.. Да, положение рабов в Риме было очень тяжелым. Записывают тему урока «Восстание Спартака» и дату 73-71 гг. до н. э. | | |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, проблемный. Сообщение учителя, проблемный вопрос | Подводит обучающихся к формулированию цели урока. Что нам необходимо узнать сегодня? | Принимают участие в постановке цели. Высказывают предположения. Составляют план изучения новой темы: 1. Причины восстания 2. Цели рабов 3. Ход восстания 4. Итоги восстания 5. Значение восстания | Регулятивные: принимают учебную задачу; планируют учебные действия | |
IV.Усвоение новых знаний и способов действий Первая победа над римскими войсками. | Фронтальная, словесный, рассказ учителя | Вспомните, каким было положение рабов в Риме и попытайтесь предположить, почему началось это восстание? 1) Скопление большой массы рабов 2) жестокое обращение с рабами; - Источники по истории восстания скудны. Только греческие и римские авторы упоминают о восстании. Совсем немного известно о биографии Спартака. О Спартаке: Родился Спартак около 120 года до н.э. во Фракии, на земле племени медов. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он поступил на военную службу в состав вспомогательных фракийских войск в римской провинции Македония и проявил такую храбрость, что его сделали начальником отряда в десять человек. Он мог бы постепенно добиться высокого положения в римской армии, но римляне снова начали войну с фракийцами. Спартак не захотел сражаться против своих соотечественников, бежал от римлян и встал на защиту своей родины. В одном из сражений его, раненного, взяли в плен и продали одному из содержателей гладиаторских школ в Капуе. В гладиаторской школе Лентула Батиата Спартака обучали искусству гладиаторского боя, умению метко наносить смертельные удары. За шесть лет подготовки в гладиаторской школе Спартак со своим хозяином объехал почти все города Италии, где принял участие более чем в ста сражениях, ни разу не получив серьезной раны. Своей силой и храбростью он настолько превосходил своих противников, что слава о непобедимом фракийце гремела по всем циркам Италии. В 76 году до н.э. Спартак получил свободу и отставку. Как гладиатора высшего класса его переводят в число преподавателей школы. Хозяин школы гордился своим выдающимся учеником, считался с его мнением и во всем ему доверял. - Что же предпринял Спартак? ( стр. 262 –263) | Слушают учителя, отвечаю на вопросы. | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи | Беседа по вопросам |
2.Походы восставших | Групповая. Словесный, наглядный. Работа с текстом, рассказ | Чтение пункта №1-3 параграфа 54 по цепочке Вопросы: -— Где первоначально устроили свой лагерь восставшие в Капуе рабы? (На вершине вулкана Везувий.) Куда направил восставших Спартак после того, как они выдержали бой у подножия Везувия? (На север страны.) Почему Спартак повел свое войско к Альпам? (Он понимал, что римляне сильны, что их будет трудно разбить, он хотел перейти горы и дать свободу своим воинам.) Дойдя до Альп, куда повернул свое войско Спартак? (На юг Италии, на о. Сицилия.) | На основе учебного текста отвечают на вопросы. Анализируют текст. | Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, стоят логическую цепь рассуждений Коммуникативные: рассказывают и описывают объекты и явления | Работа с текстом |
Рабы в ловушке | Коллективная, словесный. | - Давайте назовём причины поражения восстания 1) Плохое вооружение восставших 2) У Спартака не было четкого плана действий 3) Восставших обманули пираты 4) Рим имел большое превосходство над восставшими | Слушают учителя. Делают выводы | Познавательные: осуществляют анализ, проводят доказательства, строят логическую цепь рассуждений | Формулируют выводы |
IV.Закрепление знаний и способов действий | Коллективная. фронтальный | Итак, ответим на вопрос, поставленный вначале урока А сейчас в форме игры “Да – нет”, закрепим полученные знания. Инструктаж. Восстание Спартака началось в 73 г. до н.э. в гладиаторской школе в г.Капуя? (Да – нет.) Спартак был родом из Греции? (Да – нет.) По мнению историков Спартак выделялся отвагой, физической силой, смелостью? (Да – нет.) Первый лагерь восставших находился на вершине вулкана Фракии? (Да – нет.) Последний бой Спартака произошел в 71г. до н.э.? (Да – нет.) | Отвечают на вопросы | Коммуникативные: описывают объект: передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка | Рассказ, ответы на вопросы |
V. Рефлексия | Фронтальная, словесный, беседа | - Закончите предложения: * Своей работой на уроке я … * Урок для меня показался… * За урок я… *Мое настроение… * Материал урока мне был … * Домашнее задание мне кажется … | Заканчивают предложения: активно/пассивно, доволен/недоволен, коротким/длинным, не устал/устал, понятен/ не понятен, интересен/скучен | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке, прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества. | Беседа по вопросам |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. § 54 | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее выполнение | Параграф учебника, задание в тетради |