ІІ.Операционно- исполнительский этап. 2.1.Постановка проблемы: 2.2. Определение темы исследования. 2.3.Формулирование цели исследования. 2.4. Выдвижение гипотезы. 2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации. 2.6. Состовление плана исследования. 2.7. «Открытие» детьми нового знания. | Определите тему исследования, чем мы сегодня займёмся? - Правильно, тема сегодняшнего урока: «Воздух – условие жизни на Земле» - Какой будет цель нашего исследования? - Что вы можете предложить для достижения нашей цели? - Какой вид (метод) работы подойдет? - Ребята, давайте, составим план нашей работы. С чего мы ее начнем? можете ли вы сейчас ответить мне на вопросы: - Сегодня вы будете исследователями и найдёте ответы на эти вопросы. - Ребята, сейчас я проведу опыт, а вы внимательно следите. Опыт №1 Пустой стакан переворачивается вверх дном и опускается в сосуд с водой. При наклоне появляются пузырьки. - Что мы наблюдаем? - Что это за пузырьки? - - О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты». Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом- воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств: зрения, слуха, осязания. Опыт №2 Ребята, а следующий опыт проведете вы, при помощи трубочки вы будете дуть в стакан с водой. - Что наблюдаем? - С помощью каких органов чувств вы это обнаружили? - Какой вывод мы можем сделать из этого опыта? - Ребята, посмотрите на доску и выберите одно слово, которое подходит к нашему открытию. - Давайте запишем это в таблицу, которые лежат у вас на столах, в графу «Узнал». Опыт № 3 - Ребята, помашите друг на друга тетрадями. - Что вы наблюдаете? - Как это сказать, одним словом? - Выберете подходящее слово на доске. - Что вы выбрали? - Запишите это в таблицу, в графу «Узнал». - Скажите, вам приходилось слышать, как пронзительно свистит свисток? Это происходит потому, что воздух выталкивается (выдувается) через узкую щель и мы слышим свист. Закончите вывод в таблице: Воздух можно …… - Теперь мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. - Ребята, поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы? - Через стену мы видим соседний класс? - А предметы, которые находятся в классе, вы видите? - О каком свойстве воздуха это говорит? - Выберете подходящее слово на доске и запишите его в таблицу. - Посмотрите на доску. Какого она цвета? - А какого цвета воздух? - Верно, это еще одно физическое свойство воздуха. - Запишите это в таблицу. - Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному? - В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. - А чистый воздух пахнет? - Давайте запишем это в таблицу. - Ребята, следующий пункт нашего плана значение воздуха для существования жизни на Земле. - Поиск ответа на этот вопрос вы найдете в учебнике на с. 27 . Прочитайте статью в учебнике, и каждая группа готовит ответ на свой вопрос. - Итак, давайте проверим как вы подготовили ответы? - Молодцы, ребята! Давайте запишем наши открытия в таблицу. - Как называется воздушная оболочка Земли? Записываем ответы в графу «Узнал». - Какую функцию выполняет атмосфера для Земли? - От чего она защищает? - А сейчас мы немного отдохнем, смотрите на экран и повторяйте. Видео-физкультминутка. - Атмосфера есть и других планет, например у Венеры, Марса. А вот жизни на них нет. Как вы думаете, почему? Оказывается, чтобы жизнь стала возможной нужна не любая, а пригодная для жизни атмосфера. Дышат все живые существа и человек. Для дыхания им нужен особый газ, который есть в земной атмосфере. - А сейчас давайте прочтем на с.27 учебника «Воздушная оболочка Земли». - Скажите какие газы входят в состав воздуха? Просмотр слайда 6 с комментариями учителя: Воздух - это смесь газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей. Для дыхания всему живому нужен кислород. - Давайте запишем в таблицу наши познания. - Из чего состоит воздух? Какой газ нужен для дыхания? - А сейчас откройте рабочую тетрадь на с. 12 и выполните задание №28. - Молодцы ребята! - Я предлагаю группам исследовать атмосферу. Запомните новую информацию, которую покажет фильм. После просмотра обсудите её в группе (1 мин), выберите товарища для ответа. В помощь вам даны карточки с опорными словами и предложениями, заполните пропуски в них. Просмотрите их и будьте внимательны при просмотре фильма: Образец карточки 1. Атмосфера состоит из ……….. 2. ….. отличаются (масса, название, высота) 3. Больше воздуха содержит ……. слой атмосферы, а меньше всего воздуха в …… слое атмосферы. - А сейчас мы проверим, насколько внимательно вы смотрели фильм. Что же вы вставили на место пропусков? - Ребята откройте учебник на с. 28 и давайте прочтем, зачем нам чистый воздух? - Рассмотрите иллюстрации на с. 29 и перечислите основные источники загрязнения воздуха. - Вы уже знаете, что для дыхания нам нужен кислород. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Чтобы очистить воздух, мы сажаем в городе деревья, кустарники: липы, клены, сирень. Тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Как показали исследования на оживлённых магистралях, вдоль которых были высажены тополя и простирались поля подсолнечника, воздух оставался чистым. Более активно «спасает» нас от вредных веществ трава, поэтому газоны в школьном дворе не надо затаптывать, обязательно ухаживать за ними, не бросать на них бумажки и другой мусор - всё это мешает траве делать свою важную для нас работу! | - Мы будем изучать воздух. - Узнать больше о воздухе. - Узнать из чего состоит воздух. - Практическая работа. - 1. Мы узнаем как обнаружить воздух. 2. Какие свойства есть у воздуха. 3. Значение воздуха для жизни на Земле. 4. Из чего воздух состоит. 5. Отношение человека к воздуху. - Дети в группах обсуждают и обобщают увиденное: видим пузырьки, это воздух - Мы его увидели. - Дети записывают. - Пузырики с воздухом. - С помощью зрения. - Мы можем увидеть воздух. - Дети записывают. - Машут друг на друга тетрадями. - Воздух можно осязать, когда он движется. - Осязать. - Да. - Услышать. - Нет. - Нет. - Да. - Воздух прозрачен, мы видим через него все окружающие предметы. - Зеленая. - Он бесцветен. - Да. - Чистый воздух не пахнет. - Не имеет запаха. - Дети готовят ответы на вопросы. - Атмосфера. - Защитную. - от метеоритов. - от перегрева и от холода - от губительных солнечных лучей. - Азот, кислород, углекислый газ. - Воздух - это смесь газов: Азот Кислород (нужен для дыхания) Углекислый газ. - заполнение схемы состава воздуха. - Слоев. - Слои атмосферы. - Нижний, верхний. - Дети отвечают. - Выхлопные газы автомобилей, пыль, ядовитые газы из заводских труб, загрязнение земли непереработанным мусором. | Познавательные: анализ объектов с целью выделения общих признаков. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
ІІІ. Оценочно-рефлексивный этап. 3.1.Интерпритация полученных знаний. 3.2. Вывод по результатам исследования. 3.3. Итоги урока. Самооценка детьми собственно деятельности. | - Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи. - Ребята, скажите где можно применить знания, полученные вами на уроке? Работа в группах. - Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? - Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи? - Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? - Какой способ охраны воздуха указан в задачах? - Сделайте вывод. Как нужно относиться к воздуху? - Что нового вы сегодня узнали? - Ребята, назовите тему урока одним словом. - Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? - Оцените свою работу с помощью светофорчиков. - Чьи ответы вам понравились больше всего? - Интересно ли вам было на уроке? - Что понравилось больше всего? | - 10 тонн. - Установка очистных сооружений. - 14 кг. - Озеленение окружающей среды. - Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте. -Воздух. - Жизнь. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное формирование познавательной цели, проблемы. |