СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Воздушная оболочка земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Воздушная оболочка земли"»











Технологическая карта

на тему: «Воздушная оболочка земли»



















УМК «Начальная школа XXІ века»

Тип урока: урок исследования.

Тема: «Воздушная оболочка земли».

Цель урока: познакомить обучающихся с составом, свойствами воздуха, значением для существования жизни на планете; рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны.

Задачи урока:

1.Формировать умения выделять главное, применять полученные знания на практике, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

2.Развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать, познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;

3.Воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), бережное отношение к природе.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, в парах.

Оборудование: учебник Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой «Окружающий мир.Часть первая», «Рабочая тетрадь №1»,пластиковые стаканчики, трубочки, вода, ноутбук, видеопроектор, презентация, видеофильм «Атмосфера Земли», наглядные пособия, индивидуальные пособия «Светофорчики» для самоанализа деятельности обучающихся на уроке.





Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

І. Актуализация знаний.

1.1.Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.





1.2.Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.

Учитель начинает урок словами:

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

- Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.


Ребята, отгадайте загадку:

Он такой большой,

Что занимает весь мир,

Он такой маленький,

Что в любую щель пролезет.

–Молодцы!


Приветствуют учителя и друг друга.










- Воздух.








Личностные: самоопределение, смыслообразование.

Регулятивные: мотивировать обучающихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

ІІ.Операционно- исполнительский этап.

2.1.Постановка проблемы:



2.2. Определение темы исследования.



2.3.Формулирование цели исследования.


2.4. Выдвижение гипотезы.


2.5. Выбор метода решения проблемной ситуации.








2.6. Состовление плана исследования.








2.7. «Открытие» детьми нового знания.








Определите тему исследования, чем мы сегодня займёмся?


- Правильно, тема сегодняшнего урока: «Воздух – условие жизни на Земле»


- Какой будет цель нашего исследования?



- Что вы можете предложить для достижения нашей цели?




- Какой вид (метод) работы подойдет?










- Ребята, давайте, составим план нашей работы. С чего мы ее начнем?

можете ли вы сейчас ответить мне на вопросы:


- Сегодня вы будете исследователями и найдёте ответы на эти вопросы.



- Ребята, сейчас я проведу опыт, а вы внимательно следите.

Опыт №1

Пустой стакан переворачивается вверх дном  и опускается в сосуд с водой. При наклоне появляются пузырьки.

- Что мы наблюдаем?

- Что это за пузырьки?


-

- О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом- воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств: зрения, слуха, осязания.

Опыт №2

Ребята, а следующий опыт проведете вы, при помощи трубочки вы будете дуть в стакан с водой.

- Что наблюдаем?

- С помощью каких органов чувств вы это обнаружили?

- Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?

- Ребята, посмотрите на доску и выберите одно слово, которое подходит к нашему открытию.

- Давайте запишем это в таблицу, которые лежат у вас на столах, в графу «Узнал».


Опыт № 3

- Ребята, помашите друг на друга тетрадями.


- Что вы наблюдаете?

- Как это сказать, одним словом?

- Выберете подходящее слово на доске.

- Что вы выбрали?

- Запишите это в таблицу, в графу «Узнал».

- Скажите, вам приходилось слышать,  как пронзительно свистит свисток?

Это происходит потому, что воздух выталкивается (выдувается) через узкую щель и мы слышим свист.

Закончите вывод в таблице: Воздух можно ……

- Теперь мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.

- Ребята, поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?

- Через стену мы видим соседний класс?

- А предметы, которые находятся в классе, вы видите?

- О каком свойстве воздуха это говорит?

- Выберете подходящее слово на доске и запишите его в таблицу.


- Посмотрите на доску. Какого она цвета?

- А какого цвета воздух?

- Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.

- Запишите это в таблицу.

- Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?
- В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи.

- А чистый воздух пахнет?

- Давайте запишем это в таблицу.


- Ребята, следующий пункт нашего плана значение воздуха для существования жизни на Земле.

- Поиск ответа на этот вопрос вы найдете в учебнике на с. 27 . Прочитайте статью в учебнике, и каждая группа готовит ответ на свой вопрос.

- Итак, давайте проверим как вы подготовили ответы?

- Молодцы, ребята! Давайте запишем наши открытия в таблицу.

- Как называется воздушная оболочка Земли? Записываем ответы в графу «Узнал».

- Какую функцию выполняет атмосфера для Земли?

- От чего она защищает?

- А сейчас мы немного отдохнем, смотрите на экран и повторяйте.




Видео-физкультминутка.


- Атмосфера есть и других планет, например у Венеры, Марса. А вот жизни на них нет. Как вы думаете, почему?

Оказывается, чтобы жизнь стала возможной нужна не любая, а пригодная для жизни атмосфера. Дышат все живые существа и человек. Для дыхания им нужен особый газ, который есть в земной атмосфере.


- А сейчас давайте прочтем на с.27 учебника «Воздушная оболочка Земли».

- Скажите какие газы входят в состав воздуха?


Просмотр слайда 6 с комментариями учителя:

Воздух - это смесь газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей. Для дыхания всему живому нужен кислород.

- Давайте запишем в таблицу наши познания.

- Из чего состоит воздух? Какой газ нужен для дыхания?





- А сейчас откройте рабочую тетрадь на с. 12 и выполните задание №28.

- Молодцы ребята!

- Я предлагаю группам исследовать атмосферу. Запомните новую информацию, которую покажет фильм. После просмотра обсудите её в группе (1 мин), выберите товарища для ответа. В помощь вам даны карточки с опорными словами и предложениями, заполните пропуски в них. Просмотрите их и будьте внимательны при просмотре фильма:

Образец карточки

1. Атмосфера состоит из ………..

2. ….. отличаются (масса, название, высота)

3. Больше воздуха содержит ……. слой атмосферы, а меньше всего воздуха в …… слое атмосферы.

- А сейчас мы проверим, насколько внимательно вы смотрели фильм. Что же вы вставили на место пропусков?

- Ребята откройте учебник на с. 28 и давайте прочтем, зачем нам чистый воздух?

- Рассмотрите иллюстрации на с. 29 и перечислите основные источники загрязнения воздуха.



- Вы уже знаете, что для дыхания нам нужен кислород.  При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Чтобы очистить воздух, мы сажаем в городе деревья, кустарники: липы, клены, сирень.

Тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Как показали исследования на оживлённых магистралях, вдоль которых были высажены тополя  и простирались поля подсолнечника, воздух оставался чистым.

Более активно «спасает» нас от вредных веществ  трава, поэтому газоны в школьном дворе не надо затаптывать, обязательно ухаживать за ними, не бросать на них бумажки и другой мусор - всё это мешает траве делать свою важную для нас работу!



















- Мы будем изучать воздух.




- Узнать больше о воздухе.


- Узнать из чего состоит воздух.


- Практическая работа.


- 1. Мы узнаем как обнаружить воздух.

2. Какие свойства есть у воздуха.

3. Значение воздуха для жизни на Земле.

4. Из чего воздух состоит.

5. Отношение человека к воздуху.



- Дети в группах обсуждают и обобщают увиденное: видим пузырьки, это воздух

- Мы его увидели.


- Дети записывают.












- Пузырики с воздухом.

- С помощью зрения.

- Мы можем увидеть воздух.


- Дети записывают.




- Машут друг на друга тетрадями.

- Воздух можно осязать, когда он движется.

- Осязать.


- Да.




- Услышать.




- Нет.

- Нет.

- Да.


- Воздух прозрачен, мы видим через него все окружающие предметы.

- Зеленая.

- Он бесцветен.



- Да.




- Чистый воздух не пахнет.

- Не имеет запаха.






- Дети готовят ответы на вопросы.




- Атмосфера.


- Защитную.

- от метеоритов.

- от перегрева и от холода

- от губительных солнечных лучей.














- Азот, кислород, углекислый газ.







- Воздух - это смесь газов: Азот

Кислород (нужен для дыхания)

Углекислый газ.

- заполнение схемы состава воздуха.











- Слоев.

- Слои атмосферы.


- Нижний, верхний.


- Дети отвечают.





- Выхлопные газы автомобилей, пыль, ядовитые газы из заводских труб, загрязнение земли непереработанным мусором.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения общих признаков.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

ІІІ. Оценочно-рефлексивный этап.

3.1.Интерпритация полученных знаний.













3.2. Вывод по результатам исследования.




3.3. Итоги урока. Самооценка детьми собственно деятельности.



- Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.

- Ребята, скажите где можно применить знания, полученные вами на уроке?

Работа в группах.

- Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений?

- Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?


- Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз?

- Какой способ охраны воздуха указан в задачах?

- Сделайте вывод. Как нужно относиться к воздуху?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Ребята, назовите тему урока одним словом.

- Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле?


- Оцените свою работу с помощью светофорчиков.

- Чьи ответы вам понравились больше всего?

- Интересно ли вам было на уроке?

- Что понравилось больше всего?










- 10 тонн.


- Установка очистных сооружений.

- 14 кг.


- Озеленение окружающей среды.

- Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

-Воздух.

- Жизнь.




Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное формирование познавательной цели, проблемы.


ІV. Домашнее задание.

- с. 12 печатной тетради.

- Вот и кончился урок, он пошел, надеюсь впрок.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!