1. Класс: _____5в_____ Дата: ___22.04.16_____Предмет_русский язык___
2. Тема урока: Прошедшее время глагола________________________________________________________________________________
3. Место и роль урока в изучаемой теме:__Тема «Глагол», 12 урок в теме________________________________________________________________________
Этапы урока | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формы организации взаимодействия | УУД |
1.Организационный момент | Открыть тетради, записать дату, классная работа | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Учитель формирует интерес к предмету, получению знаний. Настройка на плодотворную работу. Мотивирует учащихся на работу. | Готовятся к уроку, настраиваются на плодотворную работу. | фронтальная | Л: положительное отношение к учению. |
П: |
К: |
Р: планирование необходимых действий, операций. |
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. | На интерактивной доске составить кластер «Глагол как часть речи» из уже имеющихся составляющих: лицо, род, вид, время, падеж, спряжение, полная краткая форма. Нужно убрать лишнее. В итоге сказать, что такое глагол. | Выявляет уровень знаний в блиц – опросе. Помогает детям составить кластер «Глагол как часть речи». | Слушают учителя, выполняют задание, перерабатывают информацию. | Индивидуальная, фронтальная | Л: Формирования границ собственного знания и «незнания»(Л11). |
П: использование знаково-символических средств (П2). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме(П3). Структурирование знания (П5). Осуществление синтеза как составления целого из частей (П9). |
К: Формулирование собственного Мнения (К5). Построение монологического высказывания(К12). |
Р: Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок(Р8). |
3. Определение темы урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | На следующем листе (интер.доска) записаны слова: Читает, читаю, читал. Нужно сказать, что общего и чем различаются эти слова? (Все слова – формы одного глагола. Два глагола в форме настоящего времени. А один глагол – в форме прошедшего времени.) -Какое лишнее слово? | Проводит игру «Третий лишний» на подведение к теме урока и постановке цели. Тему сегодняшнего урока нам подскажет игра «Третий лишний». | Читают и определяют лишнее слово в данном ряду, доказывают, по каким признакам исключают слово. Формулируют (уточняют) тему урока. | фронтальная | Л: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов(Л8,9) |
П: Поиск разнообразных способов решения задач (П4). Доказательство (П15). Выдвижение гипотез и их обоснование (П16,17). |
К: Построение монологического высказывания(К12). |
Р: Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме (Р9). |
4. Постановка цели урока. | Сформулировать цель урока. Составить план урока. На интерактивной доске записать план урока, к которому нужно возвращаться после каждого этапа. | Совместно с учениками составляет вопросный план урока, помогает ученикам сформулировать цель урока. План: Изменение глаголов п.в. Правописание глаголов п.в. Ударение в глаголах п.в. | Ставят цель урока. Совместно с учителем составляют план урока. | групповая | Л: Формирования границ собственного знания и «незнания»(Л11). |
П: Структурирование знания (П5). Осуществление синтеза как составления целого из частей (П9). Формулирование проблемы(П18). |
К: Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной(К1). |
Р: Принятие и сохранение учебной задачи(Р1). Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане(Р2). |
5. Актуализация знаний и пробное учебное действие | Записать слова с доски (презентация), выделить корень, определить с какой гласной в корне мы работаем: с проверяемой, с непроверяемой, чередующейся: Блестел, собирал, замирал, расстелил, разжигал, блистал, | Организовывает работу учеников. Формулирует задание. Напоминает правило написания гласной в корнях с чередованием. Какая морфемная особенность почти у всех глаголов в прошедшем времени? (Суффикс) | Записывают слова, вставляют пропущенные буквы, вспоминают правила правописания гласных в корнях с чередованием, делают вывод о суффиксе –л- в глаголах прошедшего времени. | индивидуальная | Л: Формирования границ собственного знания и «незнания»(Л11). |
П: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме(П3). Установление причинно-следственных связей(П13). |
К: Использование речи для регуляции своего действия (К10). |
Р: Учёт правила в планировании и контроле способа решения(Р13). Внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок(Р8). |
| Ответить на устные вопросы учителя. | Задает вопросы: Можно ли определить род, лицо, число у данных глаголов? Как можно изменить эти глаголы? Сделайте вывод. Обращает внимание учеников к плану, составленному в начале урока. Отмечает + отработанные пункты плана. | Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод об изменении глагола по числам и родам в единственном числе. | фронтальная | Л: Формирования границ собственного знания и «незнания»(Л11). |
П: Структурирование знания (П5). Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях(П14). |
К: Построение монологического высказывания(К12). |
Р: Принятие и сохранение учебной задачи(Р1). Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане (Р2). Осуществление итогового и пошагового контроля по результату(Р4). |
4.Открытие нового знания | Записать глаголы, образовать форму прошедшего времени нести – нёс везти – вёз Измените данные глаголы по родам и числам – Сделайте вывод. | Предлагает ученикам выполнить задание и сделать самостоятельно вывод об образовании глаголов прошедшего времени. | Выполняют задание, делают В ы в о д: у глаголов иногда в прошедшем времени в мужском роде отсутствует суффикс -л-. | индивидуальная | Л: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов(Л8,9). |
П: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме(П3). Структурирование знания (П5). |
К: Построение монологического высказывания(К12). |
Р: Принятие и сохранение учебной задачи(Р1). |
5. Физкультминутка | Сделать физкультминутку: Буратино потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся, Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. | Показывает детям упражнения | Делают упражнения. | | |
6.Открытие нового знания | Запишите глаголы, вставьте пропущенные буквы. Найдите в учебнике ответ на этот вопрос. Обид..л, вид..л, провер..л. | Предлагает ученикам обратиться к плану урока. Остались 2 пункта. Правописание и произношение. Предлагает ученикам открыть учебник и найти правило (стр.117). Отчего зависит написание гласной перед суффиксом –л- в глаголах? | Ученики выполняют задание с помощью учебника, делают вывод о том, что в прошедшем времени перед суффиксом -Л- пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола обидел – обидеть. | фронтальная индивидуальная | Л: Формирования границ собственного знания и «незнания»(Л11). |
П: Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы(П1). |
К: - |
Р: Принятие и сохранение учебной задачи(Р1). Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане (Р2). Осуществление итогового и пошагового контроля по результату(Р4). |
5.Первичное усвоение нового знания | Выполнить упражнение из учебника в парах. После выполнения еще раз возвращаются к правилу и закрепляют его. | Предлагает ученикам выполнить упражнение 655 в парах. Для чего мы выполняем это упражнение? | Ученики выполняют упражнение. Отвечают на вопросы учителя. | парная | Л: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов(Л8,9). Освоение основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь)(Л12). |
П: Сравнение, сериация и классификация по заданным критериям(П10,11,12). |
К: Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов(К6). Ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии(К2). |
Р: Учёт правила в планировании и контроле способа решения(Р13). |
6. Первичное закрепление. | Прочитайте слова и выявите закономерность. Слова записаны на слайде. Начать – начал – начали – начала; занять – занял – заняли – заняла; принять – принял – приняли – приняла; понять – понял – поняли – поняла. | Предлагает ученикам обратиться к плану урока. Остался последний пункт, как правильно ставить ударение в глаголах в прошедшем времени. Прочитайте слова на слайде и выявите закономерность. Для чего нужно знать это правило? | Ученики выявляют закономерность. Делают вывод: в глаголах прошедшего времени в женском роде ударение падает на последний слог. Отвечают на вопрос учителя. | фронтальная | Л: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов(Л8,9). Осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России(Л2,3). |
П: Анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков(П8). |
К: Формулирование собственного мнения (позиции)(К5). |
Р: Принятие и сохранение учебной задачи(Р1). Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане (Р2). Осуществление итогового и пошагового контроля по результату(Р4). |
| Выполните упражнение 656, 1, 2 устно. | Предлагает ученикам выполнить упражнение из учебника устно. Вернуться к плану урока. | Ученики выполняют упражнение и ещё раз делают вывод о правильном ударении в глаголах прошедшего времени. | Индивидуальная, фронтальная | Л: - |
П: Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях(П14). |
К: Использование речи для регуляции своего действия (К10). |
Р: : Учёт правила в планировании и контроле способа решения(Р13). Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и, в том числе во внутреннем плане (Р2). Осуществление итогового и пошагового контроля по результату(Р4). |
8. Д/з, инструктаж по его выполнению | Записать в дневник упр. 656, 3, 4 (письменно), дополнительное задание для желающих на листочках. | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. | Записывают домашнее задание. | | Л: |
П: |
К: |
Р: |
9. Рефлексия | На слайде записаны фразеологизмы, охарактеризуйте с помощью них свою работу на уроке: Душа ушла в пятки Зарубить на носу Клевал носом Бьет баклуши Ломать голову Набираться ума Закончите предложение: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось.. Меня удивило… Мне захотелось… | Предлагает ученикам охарактеризовать свою работу на уроке с помощью предложенных фразеологизмов. Закончить предложения. Подводит итоги урока | Выполняют устно задания, подводят итоги урока. | фронтальная | Л: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов формирования мотивов достижения и социального признания(Л8,9,10). развитие «Я-концепции» и самооценки личности |
П: Построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях(П14). Структурирование знания(П5). |
К: Построение монологического высказывания(К12). |
Р: Осуществление итогового и пошагового контроля по результату(Р4). |
10. Контроль и оценка | | И закончить наш урок мне хочется словами С. Шевцова: ... В плену возвышенных идей Не игнорируй пользу школы, Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы. Озвучивает и комментирует оценки за урок | | | адекватное восприятие оценки преподавателя(Р5). |