СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта внеурочного занятия в коллективе дополнительного образования детей изостудии «Акварель»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта внеурочного занятия в коллективе дополнительного образования детей изостудии «Акварель» 3 год обучения «Мир снаружи и внутри» Тема урока №17: «Живопись. Этюд сидящей фигуры с натуры в старинной одежде.           Композиция. Цветовое решение. Колорит.»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта внеурочного занятия в коллективе дополнительного образования детей изостудии «Акварель»»

Технологическая карта

внеурочного занятия в коллективе дополнительного образования детей изостудии «Акварель»

3 год обучения «Мир снаружи и внутри»

Тема урока №17: «Живопись. Этюд сидящей фигуры с натуры в старинной одежде.

Композиция. Цветовое решение. Колорит. Начало.»


Автор

Осадчук Елена Николаевна, педагог дополнительного образования ГБОУ школа №588 Колпинского района Санкт-Петербурга

Название коллектива ОДОД

Коллектив Изостудия «Акварель»

Возраст детей

8-9 лет, учащиеся 2-3 классов

Тип занятия

Получение новых теоретических знаний и практических навыков. Вид: рисование с натуры.

Технология занятия

Групповая, индивидуальная

Тема

«Живопись. Этюд сидящей фигуры с натуры в старинной одежде.

Композиция. Цветовое решение. Колорит. Начало.»

Цель занятия

Изучить композиционные принципы рисования фигуры в старинной одежде с натуры, используя законы тональных отношений.



Организационная структура урока.



Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УДД (универсальные учебные действия)


1.


Организационный


Проверяет уровень готовности к занятию, проводит перекличку


Настраиваются на работу, проверяют свою готовность к занятию.

Личностные: умение соблюдать дисциплину в группе, уважительно относиться к педагогу и участникам творческого коллектива.




2.




Мотивирующее введение в тему занятия



Подводит к оглашению темы, цели и задач занятия.
Задает вопросы:

  1. Что такое костюм, старинная одежда?

  2. Что такое русский народный костюм?

  3. Какие бывают типы русского народного костюма по регионам?

  4. Какие есть элементы русского народного костюма?

  5. Что такое этюд?

  • Слушают педагога,

  • думают над поставленными вопросами,

  • имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности,

  • выдвигают свои ответы и предположения.




Личностные: сформировать художественно-эстетические потребности
Регулятивные
: развить образное мышление, пространственные представления и художественно-изобразительную способность.


Коммуникативные: умение воспринимать информацию от педагога на слух и отвечать на вопросы.



3.

Изучение нового
материала

Словесно-наглядный рассказ о русском национальном костюме: рубаха; сарафан; головной убор, узор. Понятия: натурщик, модель, актёр.

Предлагает рассмотреть детали костюма: сарафан, рубаха, головной убор. Демострирует мультимедийную презентацию с различными видами костюма.


Русский народный костюм

Какой из предложенных костюмов можно назвать русским народным?

1 2 3

Термины и понятия:

Душегрея - короткая кофта на лямках. Спереди застегивалась на крючки, сзади собиралась складками.

Епанечка - короткая клешёная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.

Зипун - (полукафтан) — верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.

Понёва - элемент русского народного костюма, женская шерстяная юбка замужних женщин из нескольких кусков ткани (как правило, темно-синей клетчатой или чёрной, реже красной) с богато украшенным подолом.

Рубаха - основа женского народного костюма.

Рубаха-косоворотка - рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек.

Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе.


Слушают учителя, рассматривают костюм, примеряют головной убор, смотрят иллюстрации, выбирают верный вариант ответа (1,2,3);

отвечают на вопросы педагога.

Учатся отличать ткани по цвету и фактуре, изучают детали костюма, вышитые узоры.


Смотрят мультимедийную презентацию с различными видами костюма.



  • Кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.

  • Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Русская красавица в кокошнике»


Личностные: умение соблюдать дисциплину в группе уважительно относиться к педагогу и участникам творческого коллектива.
Познавательные научить видеть и определять художественно-эстетические ценности и понятие, сравнивать и анализировать, обобщать и классифицировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, логически рассуждать и делать выводы;



4.

Творческая
практическая
деятельность

Проверяет организацию рабочего места каждого обучающегося. Демонстрирует поэтапные приемы работы:

  • Композиция. Набросок. Расположение сидящей фигуры на формате листа.

  • Уточнение пропорций сидящей фигуры, формы головы, точность пропорций, характер (узнаваемость) лица, головного убора, деталей костюма, узора и складок одежды.

  • Освещенные поверхности. Цветовые оттенки на свету и в тени. Колорит.

  • Детализация. Цветовые акценты. Начало работы.

Выполняет мелом на доске:

  1. Наброски с разных точек зрения. Показывает лучшие варианты компоновки на листе.

  2. Основные пропорции фигуры и лица.

  3. Наблюдает, советует правильно подбирать цвета, оттенки, светотеневые отношения, колорит .

  4. Руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает испытывающим затруднения в работе.

Смотрят и выполняют практическое выполнение работы поэтапно, под руководством учителя:

  • Учатся правильно находить компоновку на листе.

  • Ведут поиски. Выполняют наброски, выбирают удачный вариант для композиции.

  • Проверяют пропорции фигуры и лица.

  • Выбирают правильные основные цвета, оттенки.

  • Передают светотень, колорит, развивая свою фантазию, создавая свой оригинальный вариант исполнения.

Соблюдают правила техники безопасности.

Личностные: понимание значимости правильной организации рабочего места и соблюдения правил безопасной работы с инструментами и материалами на занятии.


Познавательные: изучение национальных традиций своего народа, знакомство с предметами быта, декоративно-прикладным творчеством, организация личного рабочего пространства, изучение разных техник исполнения: роспись, орнамент.


Регулятивные: следование предложенному плану работы, внесение своих коррективов в ходе выполнения.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности выполнения работы.





5.

Итог занятия.
Рефлексия

Обсуждение части выполненных работ, сравнительный анализ. Фотографирование и размещение в группе VK Изостудии Акварель для родителей и детей.

Рефлексия:
Проводит беседу по вопросам:
1. Какие детали народного-костюма помогли создать образ?
2. Какие еще можно было бы добавить предметы или вещи для этюда?
3. Понравилось ли занятие, какие чувства вы испытывали во время творческой деятельности?

Рассматривают работы, оценивают, обсуждают.

Находят ошибки и недочеты, исправляют их.

Оценивают работы друг друга, находят интересные и удачные моменты.

Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на занятии.


Личностные: отзывчивы к красоте в искусстве, понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают работу, сравнивая с образцом, воспринимают информацию педагога или обучающегося в творческом коллективе, содержащую оценочный характер.

Коммуникативные: излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.



Предметные результаты:
Создание творческой работы с натуры по собственному эскизу с применением новых знаний о пропорциях человеческой фигуры и лица, грамотной композиции.

Метапредметные результаты: понимание, как с помощью пропорций человеческого лица и его разных выражений художники воссоздают яркие женские образы.



Познавательные УУД:
- умение ориентироваться в собственной системе знаний (отличать новое от уже известного);

- определение художественно-эстетических ценностей и понятий, сравнение и анализирование, устанавление причинно- следственныых связей.


Коммуникативные УУД:
- умение оформить свои мысли в устной форме; логически рассуждать и делать выводы
- умение слушать и понимать речь педагога и обучающегося в коллективе детей

Регулятивные УУД:
- умение определять и формулировать цель занятия;
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Личностные УУД:
- способность к самооценке полученных знаний, навыков, достижений и обобщению собственного представления о предмете изучения;
- установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, между пробуждением к деятельности и результатами обучения, умение высказывать собственное мнение в ходе выполнения работы, как педагогу, так и обучающемуся .


Методы обучения: наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный.

Формы обучения: коллективная

Основные понятия и термины: композиция, набросок, эскиз, компоновка, тень, формообразование, колорит, цвет, свет, полутон, рефлекс, фактура.


Образовательные ресурсы: https://www.youtube.com/watch?v=hCkRSsTKJBQ





Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5005/start/284403/



Наглядно-демонстрационный материал: костюм. иллюстрации, мультимедийная презентация.

Материалы, инструменты, оборудование: Бумага для акварели А3 формат, бумага для набросков, простой карандаш, ластик, кисти для акварели, акварельные краски, гуашь, белила гуашь, тряпочка, баночка.