СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологические карты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока:

Открытие новых знаний

 

Цель:

Организация деятельности обучающихся по изучению умений анализировать лирические произведения в стихотворной форме и

первичное закрепление у учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина

 

Задачи урока:

Дидактические

  1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. С. Пушкина
  2. Изучить пейзажную лирику Пушкина
  3. Развить навыки анализа художественного текста
  4. Умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

 

Развивающие

1.Учиться формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

2.Учиться распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);

3.Учиться проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

4. Учиться строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

5.Учиться планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

6.Учиться выстраивать последовательность выбранных действий;

7.Учиться устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Воспитательные

 

 

 

 

  1. Проявлять в себе проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
  2. Проявлять в себе познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

 

Планируемые результаты

Предметные

Знать:

 Основные факты из биографии А. С. Пушкина. Знать названия и содержание нескольких известных стихотворений Пушкина, посвящённых природе. Знать основные термины, связанные с поэзией: рифма, ритм, пейзажная лирика.

Понимать:

 Понимать значение пейзажной лирики в творчестве Пушкина и её роль в передаче эмоций. Понимать, как рифма и ритм влияют на восприятие стихотворения. Понимать связь между жизнью поэта и его творчеством.

Применять:

 Применять знания о рифме и ритме при чтении и анализе стихотворений Пушкина. Применять навыки выразительного чтения для передачи настроения стихотворений.

Анализировать:

 Стихотворения Пушкина, выделяя образы природы и чувства, которые они вызывают. Анализировать структуру стихотворений, обращая внимание на рифму и ритм. Анализировать влияние природы на настроение и эмоции персонажей в произведениях Пушкина.

Синтезировать:

 Знания о разных поэтах, сравнивая их подходы к описанию природы.

Оценивать:

 Оценивать художественные качества стихотворений Пушкина, основываясь на личных впечатлениях и анализе. Оценивать влияние рифмы и ритма на восприятие текста. Оценивать значимость творчества Пушкина в контексте русской литературы и его влияние на других поэтов.

 

Метапредметные:

Регулятивные:

1.Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата;

2.Выстраивает последовательность выбранных действий.

3.Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности.

Познавательные:

1.Формулирует выводы и подкрепляет их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

2.Распознаёт достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику).

Коммуникативные:

1.Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

2. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Личностные

  1. Проявляет в себе проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
  2. Проявляет в себе познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

 

Межпредметные связи:

 

Основные понятия:

Рифма, ритм, стихотворная форма, прозаическая форма

Методы, технологии:

Рассказ, беседа, иллюстрация, упражнения, практическая работа,, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя,  проблемная ситуация, взаимооценка, прием «Закончи предложения», прием «Физ. минутка»

Ресурсы урока для учителя:

Проектор, компьютер, проекционная поверхность, презентация, меловая доска, магниты, картинка

Ресурсы урока для учащихся:

Учебник, письменные принадлежности, тетрадь.

 

План урока с распределением времени

Организационный момент - 1 мин. (Учитель: приветствует учащихся, проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой; Учащиеся: приветствуют учителя, готовятся к уроку)

Мотивационный – 1 мин. (Учитель: Сообщает о путешествии в прошлое; Учащиеся: отвечают на вопросы учителя)

Целеполагание – 4 мин. (Учитель: с помощью организации проблемной ситуации выводит учащихся на тему урока, проводит совместное целеполагание и совместное планирование деятельности; Учащиеся: формулируют тему, цель урока, планируют свою деятельность, отвечая на вопросы учителя)

Открытие нового знания – 15 мин. (Учитель: Дает задания для открытия новых знаний, организует практическую работу учащихся, дает упражнения по теме, проводит диалоговую деятельность; Учащиеся: Выполняют задания учителя. Работают самостоятельно, делают выводы, работают с учебником)

Закрепление – 15 мин. (Учитель: Дает задания на закрепление материала, организует самостоятельную работу учащихся, организует дифференцированный подход; Учащиеся: Выполняют задания, работают самостоятельно, проводят взаимооценку)

Подведение итогов – 3 минуты (Учитель: проверят достижение цели, возвращаясь к ней, задает вопросы по уроку; Учащиеся: отвечая на вопросы учителя, подводят итоги урока)

Рефлексия – 2 минуты (Учитель: используя прием незаконченных предложений, проводит рефлексию деятельности учеников; Учащиеся: выполняют задания на рефлексию собственной деятельности)

Объявление и запись домашнего задания – 1 минута (Учитель: Объявляет и объясняет домашнее задание; Учащиеся: записывают домашнее задание)

 

 

 

 

Оформление доски

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока

 

Этап

урока

 

Образовательная

задача этапа

урока

Методы и приемы

работы  

Деятельность

учителя

 

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности учащихся

(Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная,

Г – групповая)

Дидактические

средства. Интерактивное

оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и

самоконтроля

 

Орг. момент

Настроить учащихся на урок

Методы: ситуация занимательности

Приветствует учащихся, проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой

Приветствуют учителя, готовятся к уроку

Фронтальная

 

Отсутствуют

Устный опрос

Речевая разминка

Готовность перед чтением

Беседа

Готовит речевой аппарат учащихся с помощью чистоговорки

Читают чистоговорку в обычном, быстром темпе

Фронтальная

Презентация

Устный опрос

Мотивационный

Мотивирует учащихся на урок

Методы: беседа, ситуация занимательности, иллюстрация

Сообщает о путешествии в прошлое

Отвечают на вопросы учителя

Фронтальная

-

Устный опрос

Целеполагание

Совместный выход на тему, совместная постановка цели и планирование деятельности

Методы: беседа,  проблемная ситуация

С помощью организации проблемной ситуации выводит учащихся на тему урока, проводит совместное целеполагание и совместное планирование деятельности

Формулируют тему, цель урока, планируют свою деятельность, отвечая на вопросы учителя

Фронтальная

Индивидуальная

Дидактические средства: презентация

Оборудование:

компьютер, проектор, проекционная поверхность

Устный опрос

Открытие нового знания

Получение новых знаний и умений

Методы: рассказ, беседа, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя, практическая работа, иллюстрация, работа с учебником

Рассказывает об авторе и его творчестве, предлагает чтение и анализ стихотворений

Выполняют задания учителя. Работают самостоятельно, делают выводы, работают с учебником

Фронтальная

Индивидуальная

Парная

Дидактические средства: презентация,

Учебник

Раздаточный материал

Оборудование:

компьютер, проектор, проекционная поверхность,

колонки

Устный опрос

Письменный опрос

Взаимоконтроль

Самоконтроль

 Первичное закрепление

Отработка полученных знаний и умений

Методы: беседа, иллюстрация, самостоятельная работа учащихся под контролем учителя, упражнения

Дает задания на закрепление материала, организует самостоятельную работу учащихся, организует дифференцированный подход

Выполняют задания, работают самостоятельно, проводят взаимооценку

Индивидуальная

 

Дидактические средства: презентация

Оборудование:

компьютер, проектор, проекционная поверхность

Устный опрос

Взаимопроверка по эталону

Подведение итогов

Проверка достижения цели, контроль того, что усвоено

Метод: беседа

Проверяет достижение цели, возвращаясь к ней, задает вопросы по уроку

Отвечая на вопросы учителя, подводят итоги урока

Фронтальная

Отсутствуют

Устный опрос

Рефлексия

Самоанализ деятельности учащихся

Метод: беседа

Прием: Дополни предложения

Используя прием незаконченных предложений, проводит рефлексию деятельности учеников

Выполняют задания на рефлексию собственной деятельности

Фронтальная

Дидактические средства: презентация

Оборудование:

компьютер, проектор, проекционная поверхность,

Устный опрос

Объявление и запись домашнего задания

Объявление домашнего задания

Метод: объяснение

Объявляет и объясняет домашнее задание;

Записывают домашнее задание

Фронтальная

Отсутствует

Отсутствует

 

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание

Орг. Момент

Цель: настроить учащихся на получение знаний

(1 мин)

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ксения Владиславна и урок литературного чтения проведу у вас я.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.

Я желаю вам продуктивной работы до конца нашего урока.

-Садитесь.

Приветствуют учителя

Настраиваются на урок

 

 

Речевая разминка

Для того, чтобы на уроке мы хорошо читали, проведем речевую разминку.

Прочитайте про себя чистоговорку,  которая изображена на слайде. СЛАЙД

Ку-ку-ку – поёт птица на суку.

Ак-ак-ак – цветёт на поле мак.

Ки-ки-ки – красивые цветки.

Ла-ла-ла – быстро крутится юла.

Итак, теперь давайте прочитаем эту чистоговорку в обычном темпе; быстро; громко; тихо, радостно.

 

 

Читают

 

 

 

Мотивационный

Прослушайте строки из стихотворения и подумайте, с какой интонацией оно звучит.

Уж небо осенью дышало, 

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень …

А как звучит данной стихотворение? В стихотворной или прозаической форме?

 

 

Слушают

 

 

 

Целеполагание

Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой; т.е. бывает стихотворной и прозаической.

Чем на ваш взгляд, стихотворная форма отличается от прозаической?

В стихотворной есть рифма, а прозаическая записывается, как обычный текст.

Кто-нибудь знает, кто написал данное стихотворение?

Кто-нибудь догадался, чему будет посвящен урок?

Тема нашего урока: СЛАЙД

Восприятие пейзажной лирики в стихотворения А.С. Пушкина.

Определим цели урока: СЛАЙД

Что мы будем закреплять?

С чем мы будем знакомиться?

 

Спокойная, лирическая

Ответы учащихся

 

Ответы учащихся

 

А.С. Пушкин

 

Ответы учащихся

Закрепить знания об жизни и творчестве А.С. Пушкина.

Познакомиться с понятиями рифма, ритм;

 

 

 

Наблюдение с целью выделения существенных признаков ЛП

Сейчас я вам расскажу про самого известного русского поэта А.С. Пушкина, слушайте внимательно.

Александр Сергеевич Пушкин —

 самый известный русский поэт и писатель.  СЛАЙД

Двести лет назад он создал литературный русский язык, которым мы пользуемся до сих пор. Он  родился 6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье. У него была большая семья, но с детства самым близким и самым преданным человеком была его няня — Арина Родионовна.  СЛАЙД

Именно от неё он впервые услышал замечательные русские сказки. Поэт посвятил ей несколько своих произведений: «Зимний вечер» и «Няне». СЛАЙД

Юный Александр Пушкин в 12 лет поступил в Царскосельский лицей на учёбу. Именно там он начал создавать свои первые стихи.

 Произведения Пушкина соединяют в себе внешнюю простоту и богатое внутреннее содержание.

Кто-нибудь знает, что такое рифма?  СЛАЙД

Ритм — это повторение и чередование в стихотворении каких-либо элементов. Чаще всего ритм создаёт повторение ударных и безударных звуков, а также повторение похожих слов и даже рифм. 

Рифма — это совпадение окончаний строк стихотворения. Рифма может объединять соседние строки, или строки, которые находятся далеко друг от друга.

Читают устаревшие слова

 

 

Приложение 1

Обобщение признаков, совместное формулирование определения ЛП

А сейчас, мы с вами будем учиться находить рифму в стихотворения Пушкина. Открываем страницу 85, я читаю, потом кто-то из учащихся.

Какое настроение передает автор?

Можно ли назвать это стихотворение лирическим? Почему?

Найдите рифму в этом стихотворении

Молодцы, прочитаем следующее стихотворение на странице 86, также с другим стихотворением. Какое настроение передает автор?

Можно ли назвать это стихотворение лирическим? Почему?

Найдите рифму в этом стихотворении.

 

 

 

 

Наступление осени

 

Да, оно передает печальное настроение, наступление осени

 

 

 

 

 

 

Куртины

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Приложение 3

Осознание формулировки понятия

Какие сложные слова вам встретились при прочтении стихотворения? СЛАЙД

Куртина — это часть крепостного вала или стены между бастионами.

Молодцы, читаем следующее стихотворение

Какое настроение передает автор?

Можно ли назвать это стихотворение лирическим? Почему?

Найдите рифму в этом стихотворении.

Какие сложные слова вам встретились при прочтении стихотворения?  СЛАЙД

Опрятный - чистый, аккуратный.

Лону - недра поверхности воды

Молодцы.

 

 

 

 

Читают

 

 

 

 

 

 

Находят и читают

 

 

Опрятный, лону

 

 

 

 

 

Физ.минутка

Ребята, сейчас мы немного отдохнем. Встаем на физминутку (включаю аудиозапись)

Повторяют движения

 

Закрепление

Выполним задания на странице 87, №1,2,3

Работаем в парах, ответы записываем на листочках. Но перед выполнением, вспомним правила работы в парах.

На работу вам даётся 5 минут.

Проверяем.

 

 

Попробуйте придумать свою стихотворную рифму.

 

  1. Речка, покрытая льдом, в стихотворении А. С. Пушкина сравнивается с модным паркетом: «Опрятней модного паркета.»

Это сравнение помогает представить реку глазами поэта — идеально ровную, сверкающую под лучами зимнего солнца, скользкую.

  1. Мальчишки изображаются весёлыми, игривыми, они радуются зимней поре и возможности покататься на коньках. 

Передать звук скользящих коньков помогает словосочетание «звучно режет»

  1. Первый снег в стихотворении А. С. Пушкина «Опрятней модного паркета…» описывается как мимолетный, лёгкий и весёлый. Он кружится в виде снежинок и ложится на берег.

 

Приложение 5

Подведение итогов

Как звучала тема урока?

 

 

 

Чем отличается рифма от ритма?

 

 

 

Восприятие пейзажной лирики в стихотворения А.С. Пушкина.

Ритм — повторение каких-либо элементов текста через определённые промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения.

Рифма — созвучие концов стихов (или полустиший).

 

 

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке. Покажите палец вверх, если вы усвоили материал легко, и вам было всё понятно. Или же покажите палец вниз, если были какие-то трудности и какие? Спасибо за урок!

 

 

Объявление и запись домашнего задания

- Ваше домашнее задание: прочесть стихотворение «Зимнее утро»

 

Приложение 6

 

 

 

 

 

 

Приложение 1          

                      

 

 

 

 

 

Приложение 2                                                                                                                          Приложение 3

                                                     

 

 

 

 

 

 

Приложение 4                                                                                         Приложение 5