СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Технологические карты по художественной литературе для средней группе в колличестве 5 шт.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Средняя группа
Область: «Коммуникация»
Подобласть: «Художественная литература»
Тема:Чтение украинской народной сказки «Колосок»
Цель: Познакомить детей с литературным жанром - сказкой. Развивать умение эмоционально воспринимать содержание сказки, помочь детям оценить поступки сказочных персонажей, видеть их положительные и отрицательные качества.
Этапы
| Действия воспитателя | Действия детей |
1 этап | Появление совы с конвертом. Она спрашивает, умеют ли дети дружить. Предлагает задания, чтобы узнать дружные ли дети. | Проявляют интерес. Отвечают. Предлагают справиться со схемами. |
2 этап | 1Читаю пословицы о труде. задаю вопросы Предлагаю послушать сказку «Колосок». Рассказываю сказку. Провожу работу по вопросам. - О чем говорится в сказке? - Кто вам понравился из героев сказки? - Как вели себя Круть и Верть ? - Расскажите кто, что делал? Зачитываю слова героев сказки. Предлагаю детям повторить слова какого-нибудь героя сказки. Беседа по сказке.
Предлагаю подвести итог. «Чему учит сказка? Будут ли дети дружно трудится и помогать друг другу?» | Слушают пословицы, рассуждают о чем они. Слушают сказку.
Отвечают на вопросы. Анализируют поведение героев сказки. слушают Передают интонацией голоса и характер персонажей
Вспоминают сказку
Отвечают на вопросы. Подводят итог. |
3 этап | Спрашиваю, чем занимались. С какой сказкой познакомились. Что было сложным. Сова хвалит детей за дружбу и сплоченность. Предлагаю проститься с гостьей
| Отвечают, чем занимались, что понравилось. Радуются. Прощаются на государственном языке.
|
Воспринимает:содержание сказки «Колосок»
Понимает:последовательность пересказа
Применяет:передают интонацией голоса и характер персонажей, пересказывают сказку
2.Технологическая карта организованной учебной деятельности
Средняя группа
Область: «Коммуникация»
Подобласть: «Художественная литература»
Тема: Чтение рассказа Б. Житкова «Очень большое яблоко»из серии рассказов «Что я видел».
Цель:Познакомить детей с новым литературным жанром - рассказом. Формировать представление о творчестве писателя. Расширять кругозор детей посредством ознакомления со знаменитым сортом яблок - «апортом». Развивать речь детей, используя методы и приемы обогащения и активизации словаря. Закрепить знакомые слова на казахском языке.
Билингвальный компонент: яблоки - алма, корзина – кәрзеңке
Этапы
| Действия воспитателя | Действия детей |
1 этап | Сюрпризный момент: звенит «Веселый колокольчик». Демонстрирует портрет «Умного муравья», побуждает назвать особенности произведений, которые дарит муравей. Знакомит с названием рассказа и называет фамилию автора.
| Проявляют заинтересованность. Рассуждают, какие произведения может предложить муравей. Запоминают название рассказа, фамилию писателя.
|
2 этап | Читает рассказ, выдерживает паузу для восприятия детьми текста произведения, задает вопросы по содержанию рассказа: Понравился ли рассказ? Кто принес яблоки? Какие они были? Как называются большие яблоки? Где их выращивают? Физминутка: вот так яблоко. Закрепляет знакомые слова на казахском языке по тексту рассказа. Сообщает, что веселый колокольчик приготовил еще гостью «Золотую пчелку». Что она может приготовить для детей? Я — сладкий, рос на юге как солнышко в листве. Оранжевый и круглый, я нравлюсь детворе. (апельсин, мандарин)
Все о ней боксеры знают
Круглое, румянное, я расту на ветке, Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко) Д/и «Магазин овощей и фруктов» Цель: закрепить умение различать овощи и фрукты | Слушают.
Отвечают на вопросы, выражают свое мнение о содержании рассказа, принимают участие в беседе. Выполняют физминутку. Слушают, запоминают.
Слушают, отвечают – загадку.
Отгадывают загадки.
Рассматривают карточки, раскладывают на овощи и фрукты. |
3 этап | Уточняет: как называется рассказ? Кто автор? Хвалит активных детей. | Отвечают на вопросы.Слушают. |
Воспроизводит: название произведения, фамилию, имя и отчество автора, его содержание, знакомые слова на казахском языке.
Понимает: представление о литературном жанре - рассказ, загадка, о фруктах и овощах.
Применяет: общаться по теме разговора, отвечать на вопросы, выражать собственное мнение, навык в отгадывании загадок.
Б.Житков
Очень большое яблоко
Матвей Иванович раскрыл чемоданчик и вынул оттуда яблоко.
Оно было такое большое, что больше бабушкиной чашки. И очень красивое. Оно очень красное.
Бабушка сказала:
- Кладите на блюдечко.
А оно - как раз во всё блюдечко. Такое большое. И потом Матвей Иванович ещё вынул, и ещё, и ещё. И весь стол заставил яблоками.
И всё говорит:
- Ось, ось, ось…
А это не ось, а значит "вот".
И сказал:
- Ось какие у нас!
Бабушка говорит:
- Это что же, апорт?
Матвей Иванович говорит:
- Да, да. Это апорт.
Это такие яблоки называются "апорт".
А потом мы стали их есть, и они очень вкусные.
3.Технологическая карта организованной учебной деятельности
Средняя группа
Область: «Коммуникация»
Подобласть: «Художественная литература»
Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи».
Цель: Познакомить детей с новым литературным жанром - стихотворением. Формировать представление о творчестве поэтов. Закрепить знания детей о разных овощах, об их пользе для здоровья человека. Развивать память, речь. Закрепить знакомые слова на казахском языке
.
Этапы
| Действия воспитателя | Действия детей |
1 этап | - Давайте пойдем с вами на «огород». Речевая разминка. «Мы пришли на огород» с движениями: - Мы пришли на огород. Что же здесь у нас растёт? Рассматривание иллюстраций «Овощи»: - Вот растет густо зелёная…капуста. Выскочила из земли ловко сладкая…морковка. Отлежал бочок…кабачок. Просится в ложку любимая…картошка. Соберём в пучок зелёный…лучок. - Про что же мы с вами будем сегодня читать? | Проявляют интерес. Отвечают. Предлагают справиться со схемами.
Отгадывают овощи.
Отвечают |
2 этап | Сообщение названия произведения и имени автора: - Прочитаем стихотворение «Овощи». Написал поэт Юрий Тувим. Работа с текстом во время чтения. Педагог, раскрашивая корзину, читает текст стихотворения. Начиная со второй части, прежде чем назвать овощ, делает паузу и даёт возможность сначала сказать детям. Беседа: - Про что мы с вами читали? - Кто принёс овощи с базара? - Овощи в корзинке дружили или спорили, кто из них вкуснее? - Что сварила из овощей хозяйка? - В супе все они подружились. Давайте скажем вместе: «И суп овощной оказался неплох». Работа после чтения. Первое задание – «Чтение рисунка»: - Рассмотрите овощи на рисунке. Назовите овощи. - Рассмотрите стручок гороха. Найдите у него «нос», «глаза» и другие части «лица». Рассмотрите «лицо» картофелины. Второе задание. Начните раскрашивать овощ, который вам очень понравился. Итог: Вот какие весёлый у нас овощи. Они подружились! |
(Про овощи). (Хозяйка). (Спорили кто вкуснее). (Суп).
Выполняют задания |
3 этап | Что понравилось , узнали интересного Предлагает разместить иллюстрации и игры по теме «Овощи» в игровых зона. | Слушают стихотворение, осознают то чему научились , что узнали нового. |
Воспроизводит: Знать и называть что растет на огороде.
Понимает: Представления о том что продают овощи в магазинах.
Применяет: Закрепить овощи по названию, воспитывать дружеское отношение.
Стихотворение Ю.Тувима «Овощи».
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!...
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свекла?
Ох!...
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!...
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свекла
Ох!...
И суп овощной оказался неплох!
4.Технологическая карта организованной учебной деятельности
Средняя группа
Область: «Коммуникация»
Подобласть: «Художественная литература»
Чтение стихотворения М. Алимбаева «Кто что любит».
Цель:
Закрепить знания детей о литературном жанре - стихотворении. Знакомить с творчеством казахского поэта М. Алимбаева. Познакомить детей с новым видом малого фольклорного жанра - загадками. Закрепить знакомые слова на казахском языке. Формировать чувство заботливого отношения к животным. Развивать речь, память, мышление.
Этапы
| Действия воспитателя | Действия детей |
1 этап | Воспитатель достает из плоской коробочки, украшенной под книгу, картинки-схемы .Спрашивает что это | Проявляют интерес. Отвечают. Предлагают справиться со схемами. |
2 этап | Воспитатель. Ой, а я догадалась, к какому стихотворению эти картинки. Это стихотворение написал Музафар Алимбаев и называется оно «Кто что любит?». Хотите, я вам его прочитаю Воспитатель читает стихотворение и показывает картинки-схемы. КТО ЧТО ЛЮБИТ Орлу Всего милей Вершины гор, А соловью — Листвой шумящий бор. Любой рыбёшке Всех милей река, Как ни была бы Та река мелка. Воспитатель. А теперь давайте поиграем в игру «Кто что любит?» (С картинками схемами). Воспитатель задает вопросы словами из стихотворения. | Слушают стихотворение
Проявляют интерес
Слушают запоминают схемы
Отвечают на вопросы.
дети поднимают нужную картинку.
|
3 этап | Воспитатель. Хорошо поиграли и узнали, кто, что любит кушать. А во что любят играть животные? Маленькие щенки (показ на прикрепленную картинку) любят играть с мячами. Давайте мы с вами сделаем много мячиков, но не простых, а из цветной бумаги и подарим их нашим гостям. | Отвечают, чем занимались, что понравилось. Радуются.
Лепка из фактурной бумаги.
|
Воспринимает: литературный жанр - стихотворение
Понимает: знакомые слова на казахском языке
Применяет: чувство заботливого отношения к животным
5.Технологическая карта организованной учебной деятельности
Средняя группа
Область: «Коммуникация»
Подобласть: «Художественная литература»
Заучивание наизусть стихотворения Н. Жанаева «Шубат».
Цель: Закрепить знания детей о литературном жанре - стихотворении. Познакомить с творчеством казахского поэта Н. Жанаева. Помочь детям заучить наизусть стихотворение. Закрепить знания детей о разновидностях казахских национальных напитков. Закрепить знакомые слова на казахском языке. Развивать речь, память, мышление.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей
|
Мотивационно- побудительный | Дети и воспитатель стоят в кругу. д/и «Назови детеныша животного» | Дети отгадывают и отвечают на вопросы воспитателя |
Организационно –поисковый
| Предлагает рассмотреть верблюжонка. Рассказ об этом животном. Рассказывает где живет ,какую пользу приносит человеку. Рассказывает о творчестве казахского поэта Нурхана .Жанаева. Предлагает послушать стихотворение поэта «Шубат» Словарная работа:шубат –верблюжье молоко Физминутка "Улыбнитесь" Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите. Поднимите, опустите. Влево, вправо повернулись, Руками коленей коснулись. Сели - встали, сели - встали И на месте побежали. Предлагает заучить стихотворение по мнемо- таблице | Рассматривают , Слушают рассказ.
Проявляют интерес.
Слушают стихотворение
Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:
Заучиваем, одновременно выполняя действия руками – Индивидуальное чтение стихотворения с опорой на схему
|
Рефлексивно – корригирующий
| Итог занятия. Вот какие мы молодцы. Столько много успели на занятии. Так о чем мы сегодня говорили на занятии? Что помогло нам запомнить стихотворение? | Отвечают на вопросы «Шубат» (схема) |
| 10 | 15 |
Воспроизводит :стихи без наглядного сопровождения,
Понимает :читать их с интонационной выразительностью.
Применяет :соотносить содержание стихотворения с личным опытом детей, с их окружением
НУРХАН ЖАНАЕВ
ШУБАТ
Что за вкус и аромат —
В пиалы разлит шубат.
Хочешь пить — попей шубат,
Хочешь есть — поешь шубат.
Слаще меда наш шубат —
Так в народе говорят.
Как волшебный эликсир,
Он тебе прибавит сил.
© 2018, Волкова Любовь Сергеевна 5219 42