СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологические карты уроков математики на тему: "СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выработать навык сложения и вычитания смешанных чисел

Просмотр содержимого документа
«Технологические карты уроков математики на тему: "СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ"»

Уроки 39 – 44. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ


Цели деятельности

учителя

Главная дидактическая цель: ввести правило сложения (вычитания) смешанных чисел, показать применение переместитель­ного и сочетательного свойств сложения при сложении смешанных чисел; создать условия для применения правил сложения (вычитания) смешанных чисел при нахождении значений выражений, решении задач и уравнений; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения.

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность дей­ствий на уроке; работать по коллективно составленному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную; оце­нивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соот­ветствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе, следовать им; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точно­стью в соответствии с задачами коммуникации; формулировать и аргументировать свое мнение.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); выполнять действия по алгоритму, устанавливать причинно-следственные связи; анализировать факты и явления

Планируемые

образовательные

результаты

Предметные: знать правила сложения и вычитания смешанных чисел, переместительное и сочетательное свойства сложения; уметь применять правила сложения (вычитания) смешанных чисел при нахождении значений выражений, решении задач и урав­нений.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать по­следовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе, следовать им; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с зада­чами коммуникации; формулировать и аргументировать свое мнение; познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); выполнять действия по алгоритму, устанавливать при­чинно-следственные связи; анализировать факты и явления

Основные понятия

Смешанное число, целая и дробная части числа, правила сложения и вычитания смешанных чисел, переместительное и сочета­тельное свойства сложения

Ресурсы

Учебник. Мультимедийный проектор, экран или интерактивная доска.

Чесноков А. С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике: 6 класс: практикум. 6-е изд. М.: Академкнига/Учебник, 2014. 160 с.

Организация

пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа


Урок 39. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ


Тип урока: открытие новых знаний.


Технология проведения

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

универсальные учебные действия (УУД)

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать условия для формирования внут­ренней потребности уче­ников во включении в учебную деятельность

Создает условия для формирова­ния внутренней потребности учеников во включении в учебную дея­тельность

– Мне бы хотелось начать урок

с башкирской пословицы: «И ма­ленькое дело делай как большое». Как вы понимаете эти слова?

– Давайте и мы сегодня будем вни­мательными, аккуратными, актив­ными


Объясняют свое понима­ние посло­вицы


Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и об­щения, следовать им; уметь оформлять свои мысли в уст­ной форме.

Личностные: ориентация на успех в учебной деятель­ности

II. Актуализация зна­ний и фиксирование индивидуального за­труднения в пробном учебном действии; вы­явление места и причи­ны затруднения.

Цели:

– создать условия для выполнения учениками пробного учебного дей­ствия;

– организовать фиксирование учащимися инди­видуального затрудне­ния;

– выявить место (шаг, операцию) затруднения;

– зафиксировать во внеш­ней речи причину затруд­нения

Создает условия для выполнения учениками пробного учеб­ного действия.

Организует фик­сирование уча­щимися инди­видуального за­труднения, вы­явление места и причины за­труднения

– Что такое смешанное число? (Это число, состоящее из целой и дробной частей.)

– Какой знак пропущен между целой и дробной частью смешанного чис­ла? (Знак сложения)

– В 5 классе мы складывали и вычи­тали смешанные числа, у которых дробные части имели одинаковый знаменатель. Вспомните правило сложения и вычитания смешанных чисел, у которых одинаковый зна­менатель дробных частей.

Вычислите устно:

.

– Вычислите:

.

(Затруднение учеников.)

– Предложите свои способы вычис­ления.

– Сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел с раз­ными знаменателями в дробной части

Отвечают на вопросы учителя. Фор­мулируют правило сло­жения и вычи­тания сме­шанных чисел с одинаковы­ми знаменате­лями в дроб­ной части.

Выполняют устные вы­числения.

Предлагают свои способы вычисления значения вы­ражения

Умеют склады­вать и вычитать дробные числа с одинаковым знаменателем, смешанные чис­ла с одинаковы­ми знаменателя­ми дробных частей

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с доста­точной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации. Познавательные: уметь строить логические цепочки рассуждений.

Регулятивные: саморегуля­ция в ситуации затруднения

III. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: организовать по­становку цели учебной деятельности, выбор спо­соба и средств ее реали­зации

Организует по­строение проек­та будущих учебных дейст­вий, направлен­ных на реализа­цию поставлен­ной цели

– Что мы будем изучать сегодня на уроке? (Как складывать и вычи­тать смешанные числа с разными знаменателями в дробной части.)

– Тема нашего урока – «Сложение и вычитание смешанных чисел».

– Что нам поможет освоить эту тему и достичь цели, которую мы перед собой поставили? (Учебник.)

Определяют цель урока, планируют учебные дей­ствия


Познавательные: уметь са­мостоятельно формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь состав­лять план действий для до­стижения учебной цели

IV. Реализация постро­енного проекта.

Цели:

– организовать постро­ение и фиксацию нового знания;

– зафиксировать преодо­ление возникшего за­труднения

Организует по­строение и фик­сацию нового знания

– Вернемся к нашим примерам. Приведем дробные части чисел

к наименьшему общему знаменате­лю 8.

.

– Рассмотрим следующий пример. Чему равен наименьший общий знаменатель дробных частей? (18.)

.

– Прочитайте правила сложения и вычитания смешанных чисел (учебник, с. 60 – 61). Рассмотрим пример 4. В чем его особенность по сравнению с примером 3? (Дроб­ная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого.)

– Что необходимо сделать? (Пре­вратить дробную часть уменьша­емого в неправильную дробь, умень­шив на единицу целую часть.)

Слушают учи­теля, работа­ют с учебни­ком, делают записи в тет­радях

Могут сформу­лировать прави­ла сложения и вычитания смешанных чисел

Познавательные: уметь из­влекать необходимую инфор­мацию из текста, анализиро­вать факты и явления. Коммуникативные: уметь формулировать и аргументи­ровать свое мнение. Регулятивные: уметь прого­варивать последовательность действий на уроке, учитывать выделенные учителем ориен­тиры действия в новом учебном материале в сотрудниче­стве с учителем

V. Первичное закрепле­ние с комментировани­ем во внешней речи.

Цель: закрепление нового знания в речи и знаках

Организует за­крепление ново­го знания в речи и знаках

Работа с учебником: с. 61, № 376, 377 (у доски и в тетрадях, с проговариванием во внешней речи) (реша­ют по цепочке, то есть по два чело­века начиная с той парты, которую назвал учитель)

Выполняют задания у дос­ки и в тетра­дях, с проговариванием во внешней речи

Умеют склады­вать и вычитать смешанные числа

Познавательные: уметь осо­знано и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с доста­точной полнотой и точностью в соответствии с задачами коммуникации

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: организовать ре­флексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует фик­сирование нового знания, рефлек­сию, самооценку учебной деятель­ности

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением.

• Я научился...

• Было трудно...

• Сегодня я узнал...

• У меня получилось...

• Теперь я могу...

Домашнее задание: п. 12, выучить правила, № 414, 415

Осуществля­ют самооцен­ку. Записыва­ют домашнее задание


Регулятивные: уметь оцени­вать правильность выполне­ния действия на уроке на уров­не адекватной ретроспектив­ной оценки.

Личностные: уметь осущест­влять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности



Урок 40. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ


Тип урока: закрепление новых знаний и способов действий.


Технология проведения

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

универсальные учебные действия (УУД)

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

– актуализировать требо­вания к ученику с пози­ции учебной деятель­ности;

– создать условия для формирования внутрен­ней потребности учени­ков во включении в учеб­ную деятельность

Создает условия для формирова­ния внутренней потребности учеников во включении в учебную дея­тельность

– Выполните самопроверку домаш­ней работы. (Домашнее задание на доске или экране.)

– Сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел.

– Найдите натуральные значения m, при которых верно неравенство:

(Таких m нет)

Отвечают на вопросы учителя, осу­ществляют самопроверку домашней работы

Знают правило сложения и вы­читания сме­шанных чисел, умеют сравни­вать дроби

Коммуникативные: ^меть совместно договариваться о правилах поведения и об­щения, следовать им; уметь оформлять свои мысли в уст­ной форме.

Регулятивные: уметь разли­чать способ и результат дей­ствия

II. Закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение учениками но­вого способа действий с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение учени­ками нового спо­соба действий с проговарива­нием во внешней речи

Работа с учебником: с. 61 – 62,

№ 378 (в тетрадях самостоятельно, с последующей самопроверкой и самооценкой), № 379, 380 (у доски и в тетрадях, с проговариванием во внешней речи)

Выполняют задания у дос­ки и в тетрадях

Умеют приме­нять правила сложения и вы­читания сме­шанных чисел при решении уравнений

Познавательные: уметь осу­ществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные: уметь использовать речь для регу­ляции своего действия

III. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: организовать ре­флексию и самооценку

учениками собственной учебной деятельности

Организует фик­сирование нового знания, рефлек­сию, самооценку учебной деятель­ности

– Расскажите, чему вы научились на уроке.

– Оцените свою деятельность на уро­ке, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый.

Домашнее задание: № 416, 417, 422

Осуществляют

самооценку.

Записывают

домашнее

задание


Регулятивные: уметь оцени­вать правильность выполне­ния действия на уроке на уров­не адекватной ретроспектив­ной оценки.

Личностные: уметь осущест­влять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности





У р о к 41. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ


Тип урока: комбинированный.


Технология проведения

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

универсальные учебные действия (УУД)

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

– актуализировать требо­вания к ученику с пози­ции учебной деятель­ности;

– создать условия для формирования внутрен­ней потребности учени­ков во включении в учеб­ную деятельность

Создает условия для формирова­ния внутренней потребности учеников во включении в учебную дея­тельность

– Выполните самопроверку домаш­ней работы. (Домашнее задание на доске или экране.)

– Сформулируйте правило сложения и вычитания смешанных чисел.

– Угадайте корень уравнения:

(x = 7)

– Упростите выражение:

Отвечают на вопросы учителя, осу­ществляют самопроверку домашней работы

Знают правило сложения и вы­читания сме­шанных чисел, умеют сравни­вать дроби

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и об­щения, следовать им; уметь оформлять свои мысли в уст­ной форме.

Регулятивные: уметь разли­чать способ и результат дей­ствия

II. Самостоятельная работа.

Цель: создать условия для выполнения учащи­мися самостоятельной работы

Организует вы­полнение уча­щимися само­стоятельной работы

Самостоятельная работа «Сложе­ние и вычитание смешанных чи­сел».

Вариант I: с. 9, № 85 – 87, 94.

Вариант II: с. 36, № 85 – 87, 94.

Вариант III: с. 64, № 85 – 87, 94.

Вариант IV: с. 92, № 85 – 87, 94*

Выполняют задания само­стоятельной работы

Умеют склады­вать и вычитать смешанные числа

Регулятивные: уметь осу­ществлять констатирующий и предвосхищающий кон­троль по результату и способу действия, актуальный кон­троль на уровне произвольно­го внимания

III. Повторение изучен­ного материала.

Цель: повторить реше­ние комбинаторных задач

Организовать повторение ком­бинаторных задач

Работа с учебником: с. 66, № 410

(письменно в тетрадях, с комменти­рованием).

– Придумайте свою задачу с анало­гичным решением

Решают зада­чу в тетрадях. Придумывают свою задачу

Умеют решать

комбинаторные

задачи

Познавательные: уметь строить логические цепочки рассуждений.

Регулятивные: уметь прини­мать и сохранять учебную задачу

IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: организовать ре­флексию и самооценку' учениками собственной учебной деятельности

Организует фик­сирование ново-

го знания, ре­флексию, само­оценку учебной деятельности

– Расскажите, чему вы научились на уроке.

– Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружоч­ков: зеленый, красный, желтый.

Домашнее задание: № 381, 389, 400

Осуществляют

самооценку.

Записывают домашнее за­дание


Регулятивные: уметь оцени­вать правильность выполне-

ния действия на уроке на уров­не адекватной ретроспектив­ной оценки.

Личностные: уметь осущест­влять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности


Урок 42. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ


Тип урока: комплексное применение знаний, умений, навыков.


Технология проведения

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

универсальные учебные действия (УУД)

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

– актуализировать требо­вания к ученику с пози­ции учебной деятель­ности;

– создать условия для формирования внутрен­ней потребности учени­ков во включении в учеб­ную деятельность

Создает условия для формирова­ния внутренней потребности учеников во включении в учебную дея­тельность

Устная работа.

1. Выполните действия:

а) .

.

2. Длина классной комнаты 10 м, а ширина 6 м. Сколько кв. метров площади класса приходится на каж­дого ученика, если в классе 30 уче­ников? (2 м2.)

3. Какое из чисел кратно 3: 1993 или 1992? (1992.)

4. Найдите сумму чисел от 1 до 40. (Сумма первого и последнего чисел равна 41, таких пар 20, 41· 20 = 820.)

5. Зайцы пилили бревно. Они сделали 10650 распилов. Сколько полу­чилось чурбачков? (10651.)

6. Угадайте корень уравнения:

(x = 9)

(x = 10)

Выполняют задания уст­ной работы

Умеют склады­вать и вычитать смешанные чис­ла. Знают фор­мулу нахожде­ния площади прямоугольника

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и об­щения, следовать им; уметь оформлять свои мысли в уст­ной форме.

Регулятивные: уметь разли­чать способ и результат дей­ствия, принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: уметь осо­знанно и произвольно строить речевое высказывание в уст­ной форме

II. Закрепление полу­ченных знаний при ре­шении задач с прогова- риванием во внешней речи.

Цели:

– способствовать форми­рованию умения склады­вать и вычитать смешан­ные числа;

– способствовать разви­тию умений решать зада­чи и уравнения

Способствует формированию умения склады­вать и вычитать смешанные чис­ла, развитию умений решать задачи и урав­нения

Работа с учебником: с. 63, № 391, № 392 – решение задач на смешан­ные числа (двое учеников решают у доски, остальные в тетрадях).

Задача 1. Длина прямоугольника

225 см, что составляет его периметра. Найдите площадь прямо­угольника.

Задача 2. Найдите разность числа 240 и числа 196.

Задача 3. За три часа путник прошел км. За первые два часа он прошел км, а за последние два часа – км. Сколько км проходил путник в каждый час?

Задача 4. В трех пакетах 5 кг муки. В первом – кг, во втором на кг больше, чем в первом. Сколько кг муки в третьем пакете?

Работают с учебником, решают за­дачи.

Решают зада­чи 1-3 с при­менением дей­ствий со сме­шанными чис­лами (письмен­но в тетрадях, с фронталь­ным обсужде­нием).







Решают зада­чу 4 в тетра­дях самосто­ятельно

Умеют анализи­ровать задачу, устанавливать зависимость между величи­нами и взаимо­связь между условием и во­просом задачи, определять по­рядок и количе­ство действий, необходимых для решения за­дачи, выбирать и объяснять по­рядок действий

Познавательные: уметь ис- пользовать знаково-символи­ческие средства, в том числе модели и схемы для решения задач, строить речевое выска­зывание в письменной форме. Регулятивные: уметь само­стоятельно адекватно оцени­вать правильность выполне­ния действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные: допус­кать возможность существо­вания у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; уметь ориентиро­ваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

III. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: организовать ре­флексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует фик­сирование нового знания, рефлек­сию, самооценку учебной деятель­ности

Рефлексия «Комплимент».

Домашнее задание: № 393, 394, 395, 405

Проводят ре­флексию «Ком­плимент». За­писывают домашнее за­дание


Регулятивные: уметь оцени- вать правильность выполне­ния действия на уроке на уров­не адекватной ретроспектив­ной оценки.

Личностные: уметь осущест­влять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности





















У р о к 43. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ


Тип урока: комплексное применение знаний, умений, навыков.


Технология проведения

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

универсальные учебные действия (УУД)

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

– актуализировать требо­вания к ученику с позиции учебной деятельности;

– создать условия для формирования внутрен­ней потребности учени­ков во включении в учеб­ную деятельность

Актуализирует требования к ученику с по­зиции учебной деятельности. Создает условия для формирова­ния внутренней потребности учеников во включении в учебную дея­тельность

Устный счет.

а) Найдите значение выражения:

.

б) Продолжите закономерность:

10, 9, 8, 7, ... (6, 5)

7, 17, 27, 37, ... (47, 57)

9, 12, 15, 18,21, ... (24, 27)

9, 1, 7, 1, 5, 1, ... (3, 1)

4, 5, 8, 9, 12, 13, ... (16, 17)

в) Стороны прямоугольника равны 12 см и 16 см. Найдите сторону квадрата, имеющего тот же пери­метр. (14 см.)

г) Кирпич весит 2 кг и еще полкир­пича. Сколько весит кирпич? (4 кг.)

д) Колесо имеет 10 спиц. Сколько промежутков между спицами? (9.)

Выполняют задания уст­ного счета

Умеют склады­вать и вычитать смешанные чис­ла. Знают фор­мулы нахожде­ния периметра прямоугольника и квадрата

Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и об­щения, следовать им, форму­лировать собственное мнение и позицию.

Регулятивные: уметь разли­чать способ и результат дей­ствия, принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: уметь осо­знанно и произвольно строить речевое высказывание в уст­ной форме

II. Применение знаний и умений.

Цель:

– создать условия для при­менения знаний и умений в стандартных и нестан­дартных условиях;

– повторить решение за­дач на части целого

Организует ра­боту с учебни­ком, объясняет решение задачи

Работа с учебником: с. 66, № 412(1) (решение задачи на части целого с объяснением).

– Что будем брать за х? (Одну часть отвара.)

– Определим массу каждого компо­нента отвара, составим соотноше­ния, данные в условии задачи.

1) Пусть х кг – одна часть отвара, тогда серы – 6х кг, негашеной изве­сти – 3х кг, а воды – 50х кг.

Составим уравнение:

50х – 6х = 8,8

44х = 8,8

х = 0,2 (кг)

2) 6х + 3х + 50х = 59х (кг) – масса отвара.

59 · 0,2= 11,8 (кг)

№ 424 (самостоятельно в тетрадях).

Игра «Угадаю задуманное вами число» (см. Ресурсный материал к уроку, Приложение 1, с. 115).

В процессе игры ученики выполняют действия со смешанными числами

Слушают объ­яснения учи­теля, решают задачу.

Самостоя­тельно реша­ют задачу. Играют в ма­тематическую игру

Умеют анализи­ровать задачу, устанавливать зависимость между величи­нами и взаимо­связь между условием и во­просом задачи, определять по­рядок и количе­ство действий, необходимых для решения за­дачи. Умеют складывать и вычитать сме­шанные числа

Познавательные: уметь ис­пользовать знаково-символи­ческие средства, в том числе модели и схемы, для решения задач, строить речевое выска­зывание в письменной форме. Регулятивные: уметь само­стоятельно и адекватно оце­нивать правильность выпол­нения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Коммуникативные: допус­кать возможность существо­вания у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его соб­ственной; уметь ориентиро­ваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

III. Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Цель: проверить уме­ние решать задачи со смешанными числами

Организует про­верку умения решать задачи со смешанными числами

Самостоятельная работа «Реше­ние задач со смешанными числа­ми» (см. Ресурсный материал к уро­ку, Приложение 2, с. 115).

Проверяется индивидуально самим учеником

Выполняют самостоятель­ную работу

Умеют решать задачи со сме­шанными чис­лами

Познавательные: уметь ис­пользовать знаково-символи­ческие средства. Регулятивные: уметь крити­чески оценивать полученный ответ

IV. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: организовать ре­флексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует фик­сирование нового знания, рефлек­сию, самооценку учебной деятель­ности

Рефлексия «Ладошка».

Домашнее задание: № 412(2), 419, 420, 421

Проводят ре­флексию «Ла­дошка». За­писывают домашнее за­дание


Регулятивные: уметь оцени­вать правильность выпол­нения действия на уроке на уровне адекватной ретро­спективной оценки.

Личностные: уметь осу­ществлять самооценку на ос­нове критерия успешности учебной деятельности

















Ресурсный материал

Приложение 1

Игра «Угадаю задуманное вами число»


Задания для учащихся

Запись действий

1. Задумайте смешанное число больше 2, но меньше 10 так, чтобы в дробной части знаменатель был равен 8

1. x

2. Увеличьте свое число на

2.

3. Уменьшите полученную сумму на

3.

4. К результату прибавьте свое задуманное число

4.

5. Вычтите из полученного числа и назовите ответ. Я отгадаю задуманное вами число

5. (достаточно поделить ответ учеников на 2, и мы

узнаем загаданное число)


Приложение 2

Самостоятельная работа «Решение задач со смешанными числами»


1. Чтобы получить сплав для пайки металлов, сплавили кг олова, кг свинца и кг висмута. Определите вес полученного сплава.

2. На токарном станке деталь обрабатывали ч, на фрезерном – ч и ч на строгальном станке. Сколько часов обрабатывали деталь?

3. Велосипедисты за три дня проехали 114 км. В первый день они проехали всего пути. Во второй день – часть оставшегося пути. Сколько километров проехали велосипедисты за третий день?

















Урок 44. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ СМЕШАННЫХ ЧИСЕЛ


Тип урока: обобщение и систематизация знаний.


Технология проведения

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

предметные

универсальные учебные действия (УУД)

I. Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

– актуализировать требо­вания к ученику с позиции учебной деятельности;

– создать условия для формирования внутрен­ней потребности учени­ков во включении в учеб­ную деятельность

Создает благо­приятный психо­логический на­строй на работу. Определяет со­держательные рамки урока. Проводит ин­структаж о рабо­те в группах

– Сегодня мы с вами поиграем

в увлекательную игру «Тайна про­павших попугаев»*.

Класс делится на две команды.

– Перенесемся в американский го­родок Роки-Бич на берегу Тихого океана. Здесь живут три мальчика, три сыщика, которые раскрывают самые загадочные и запутанные де­тективные истории. Зовут этих сы­щиков Боб, Пит и Юп (Юпитер).

Юп и Пит ведут расследования,

а Боб делает научные записи.

(В каждой команде выбирается ка­питан. Он выступает в ролы Боба и ведет записи, а также следит за правильным ходом расследования.)

Вот и сейчас сыщики бьются над разгадкой тайны десяти говорящих попугаев. Наша задача – помочь им разгадать эту тайну и спасти попу­гаев

Слушают учи­теля. Распре­деляются под руководством учителя на две команды и в каждой команде вы­бирают капи­тана


Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и об­щения, следовать им. Познавательные: уметь осо­знанно и произвольно строить речевое высказывание в уст­ной форме.

Личностные: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Регулятивные: уметь опреде­лять цель учебной деятельно­сти с помощью учителя и са­мостоятельно

II. Творческое приме­нение и добывание зна­ний в новой ситуации. Цель: организовать по­иск и выделение необхо­димой информации, си­стематизацию изученного материала

Объясняет клас­су задачу. Орга­низует поиск и выделение необходимой информации, систематизацию изученного с по­мощью игрового материала

Постановка задачи.

– Посмотрите: на интерактивной доске (экране) – запутанные задания в виде лестницы, на вершине лест­ницы – флажок. Наша задача – вы­полнить эти задания в порядке оче­редности. Тот, кто первым выполнит очередное задание, имеет право вы­ступить в роли Пита или Юпа, то есть идет к доске и показывает решение. Перед решением необходи­мо сформулировать правило выпол­нения данного задания. Выполнив задание, сыщик по своим ответам определяет шифр по таблице шиф­ров и называет имя спасенного по­пугая. Если попугай спасен, то команда сможет увидеть его на экра­не, а затем имеет право перейти к следующему заданию. Если же шифр найден неверно, то на помощь может прийти любой член команды или сам капитан. Победившим считается тот, кто первым дойдет до флажка.

– Итак, начинаем... (см. Ресурсный материал к уроку, с. 118)

Слушают за­дачу данного этапа урока. Взаимодей­ствуют в ма­лых группах, осуществляют контроль и взаимный контроль.

Выполняют задания в командах

Умеют решать вычислительные примеры и урав­нения, текстовые задачи, исполь­зуя правила сло­жения и вычита­ния смешанных чисел

Познавательные: уметь строить речевое высказыва­ние в устной и письменной форме, осуществлять выбор наиболее эффективных спо­собов решения задач в за­висимости от конкретных условий.

Регулятивные: уметь прини­мать и сохранять учебную задачу, осуществлять пошаго­вый и итоговый контроль по результату.

Коммуникативные: уметь задавать вопросы, необходи­мые для организации соб­ственной деятельности и со­трудничества с партнером. Личностные: осознание от­ветственности за общее дело

III. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: организовать ре­флексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Организует фик­сирование ново­го содержания, рефлексию, са­мооценку учеб­ной деятельности

Подведение итогов игры.

По окончании игры определяется победитель – команда, первой до­шедшая до флажка.

Выставление оценок.

Игроки победившей команды полу­чают оценки. Наиболее отличившиеся игроки другой команды получают баллы, которые учитываются при выставлении оценок на последующих уроках.

Домашнее задание: подготовиться к контрольной работе, взяв вариант игры команды соперников; № 423, 426

Слушают учи­теля. Осу­ществляют самооценку. Записывают домашнее задание


Регулятивные: уметь оцени­вать правильность выполне­ния действия на уроке на уров­не адекватной ретроспектив­ной оценки.

Личностные: уметь осущест­влять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
















Ресурсный материал


Содержание игры «Тайны пропавших попугаев»


З а д а н и я для «лестницы»: кто быстрее достигнет флажка?

1-я команда





  1. Туристический поход состоялся из двух этапов. На первом этапе туристы должны были пройти км, а на втором – км. Однако они прошли на км больше. Сколько всего километров прошли туристы?



  1. В первый день бригада выполнила планируемой работы, во второй день – , а в третий день – оставшуюся часть всей работы. Какую часть работы выполнила бригада в третий день?


2-я команда





  1. На складе предполагалось, что первая машина привезет тонны картофеля, а вторая – тонны. Однако обе машины привезли на тонны меньше, чем предполагалось. Сколько тонн картофеля привезли на склад обе машины вместе?



  1. В первый день туристы прошли всего пути, во второй день – , а в третий день – оставшуюся часть пути. Какую часть всего пути прошли туристы в третий день?



На доске – таблица с именами и соответствующими шифрами каждого попугая. Команды приступают к решению задач в установленном порядке.








ШИФРЫ ДЛЯ СПАСЕННЫХ ПОПУГАЕВ

Ответы

Шифр

Имя попугая

7119

Доктор Ватсон

24613

Билл Шекспир

13

Малютка Бо-Пип

105

Робин Гуд

114

Шерлок Холмс

1026

Пират Флинт

138

Алиса

12

Одноглазый

128

Капитан Кидд

35791

Чернобород


ОТВЕТЫ

  1. – Доктор Ватсон 1) – Доктор Ватсон

  2. – Билл Шекспир 2) – Билл Шекспир

  3. – Малютка Бо-Пип 3) – Малютка Бо-Пип

  4. – Робин Гуд 4) – Робин Гуд

  5. – Одноглазый 5) – Чернобород

  6. – Алиса 6) – Алиса

  7. – Шерлок Холмс 7) – Пират Флинт

  8. – Капитан Кидд 8) – Капитан Кидд




Урок 45. Контрольная работа 3 «Сложение и вычитание смешанных чисел»*.

Тип урока: контроль знаний, умений и навыков по теме «Сложение и вычитание смешанных чисел»

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Ознакомление с текстом контрольной работы

  3. Самостоятельная работа учащихся



  1. Домашнее задание (по желанию)

В учебнике на с. 68 прочитать историческую справку.