Урок 31
Задачи на нахождение четвЁртого пропорционального
(учебник, с. 46; рабочая тетрадь, с. 27)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений решать задачи на нахождение четвертого пропорционального, использовать знание таблиц умножения и деления с числами 2, 3, 4, 5, 6 при нахождении значений числовых выражений |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать задачи изученного вида, составлять задачи по программам, по заданным числовым выражениям, решать уравнения, использовать знание таблиц умножения и деления с числами от 2 до 6 при нахождении значений числовых выражений. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником. Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, предложенных в учебнике или учителем |
методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://pesochnizza.ru/igroteka/matematicheskie-rebusy |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Задачи на нахождение четвёртого пропорционального |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация (само-опреде-ление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная под- готовка к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнем урок, друзья | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверст-никами. Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- чего места |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию, сериацию, извлечение необходимой информации из текстов; строят модели, отражающие различные отношения | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
2. Целеполагание. | Сообщает тему, цель урока. | Внимательно слушают. |
3. Устный счет. | – Решите примеры на закрепление. 7 · 6 – 8 90 – 48 : 6 45 : (18 – 13) 8 · 4 – 15 100 – 4 · 4 52 – 3 · 9 | Выполняют задания. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | – Какое выражение «лишнее»? 48 : 6 12 : 6 24 : 6 6 : 6 54 : 6 42 : 7 7 · 6 | | | между объектами; проводят несложные обобщения и исполь-зуют математические знания в расширенной области приме- нения. Р – ориентируются в учебнике; замечают допущенные ошибки. К – применяют изу-ченные правила общения; осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности; умеют задавать вопросы с целью по-лучения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в уче- | |
| – Сравните: 15 см … 1 дм 5 см 7 дм … 69 см 70 см … 7 дм 1 см 50 см … 5 дм 45 дм … 5 дм 4 см 3 м 6 дм … 83 дм | |
4. Решение задач. | № 1. – Можно сразу ответить на вопрос задачи? Почему? 1) 10 : 5 = 2 (кг) – в 1-й день. 2) 2 · 3 = 6 (кг) – за 3 дня. Ответ: 6 килограммов израсходовали за 3 дня. | Читают задачу, рас-сматривают краткую запись, рассказывают, что известно и что надо узнать, составляют план решения и записы- вают его. |
| № 2. Учитель оказывает помощь индивидуально. Цена | Количество | Стоимость | Одинаковая | 6 м | 18 р. | 9 м | ? | | Записывают кратко и решают самостоя- тельно: 1) 18 : 6 = 3 (р.) – 1 метр. 2) 3 · 9 = 27 (р.) – 9 метров. Ответ: 9 метров стоят 27 рублей. |
5. Самостоя-тельная работа. | – Самостоятельно выполните задания № 3–5. | Выполняют задания. |
| 6. Матема-тические ребусы. | | – Линейка. – Уравнение. | | нии; способны адек-ватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | |
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя |
III. Итоги урока. Рефлек-сия деятель- ности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что понравилось на уроке? – Что показалось непонятным? – Для чего нам нужны эти знания? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
IV. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Рабочая тетрадь, с. 27, № 57–58 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
Урок 32
Задачи на нахождение четвЁртого пропорционального
(учебник, с. 47; рабочая тетрадь, с. 28–29)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений решать задачи на нахождение четвертого пропорционального, использовать знание таблиц умножения и деления с числами от 2 до 6 при нахождении значений числовых выражений |
Тип урока | Комплексное применение новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать задачи изученного вида, составлять задачи по программам, по заданным числовым выражениям, решать уравнения, использовать знание таблиц умножения и деления с числами от 2 до 6 при нахождении значений числовых выражений. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником. Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, предложенных в учебнике или учителем |
методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Задачи на нахождение четвёртого пропорционального |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация (само-опреде-ление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная под- готовка к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Звучит запись «Звуки весны». – Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. – Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. Дети делают вдох и выдох три раза | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверст-никами. Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- чего места |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, инди- | П – осуществляют анализ, синтез, срав-нение, обобщение; строят модели, отра- | Устные ответы, наблюдения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 47, определите тему, цель урока. | Формулируют тему, цель урока. | видуальная | жающие различные отношения между объектами; проводят несложные обобщения и используют математические знания в расширенной области применения. Р – ориентируются в учебнике; планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других | учителя, выполненные задания |
3. Устный счет | 1) Арифметический диктант. 36 : 6 12 : 2 3 · 6 24 : 4 7 · 6 6 · 9 48 : 8 6 · 5 | Выполняют задания |
| 2) «Цепочки» примеров. | |
| 3) Веселые вопросы. – Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? А 4 курицы за 9 дней? – Чему равно произведение последовательных целых чисел, начинающихся числом 5 и оканчивающихся числом 5? – Как можно истолковать равенства: а) 19 + 23 = 18; в) 12 + 12 = 0; б) 9 + 8 = 5; г) 7 · 3 = 9? – Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут нужно варить 5 яиц? – Четыре яблока, не разрезая, нужно разделить между тремя прияте-лями так, чтобы никто из них не получил больше, чем остальные. Как это сделать? – Половина – треть числа. Какое это число? | |
| | – Сколько будет трижды сорок и пять? | | | участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адек-ватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | |
III. Закрепление изученного мате- риала | 1. Решение задач. | – Выполните задания № 1 (1, 2), № 2 (1, 2) (устно). | Решают самостоятельно, делают вывод, что в первой задаче первым действием выполнялось деление, а во второй задаче первым действием – вычитание. Вторые действия одинаковые – сложение. | | | |
| № 3. 2 + 2 · 6 = 14 (кг) – вместе. Ответ: масса кабачка и тыквы вместе 14 килограмм. | По выражениям составляют задачи, потом сравнивают и находят сходства и отличия. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 2. Самостоятельная работа. | № 7. Учитель разбирает вместе с детьми. Это задание подготавливает учащихся к введению понятия «площадь». – Посчитайте количество клеточек в каждой фигуре. Самый простой способ – это когда дети просто пересчитывают количество клеток и выясняют, что в красной фигуре их больше, чем в синей. | Выполняют самостоятельно с последующей проверкой. | | | |
| – Как еще можно посчитать количество клеток? 9 · 2 + 3 = 21 7 · 2 + 5 = 19 | – Посчитаем сначала количество клеток в одном длинном ряду у красной фигуры. Их там 9, а таких рядов 2, значит, 9 · 2, да еще потом прибавим 3 клетки. У синей фигуры 2 ряда по 7 клеток, да еще 5. |
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя |
IV. Итоги урока. Рефлексия дея- | Обобщение полученных на уроке сведений. | – Что сегодня вспомнили, повторили? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? – Как оцениваете деятельность класса? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, инди- | П – ориентируются в своей системе знаний. | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
тель- ности | Заключительная беседа. Выставление оценок | | | видуальная | Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | |
V. До-машнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 47, № 8. Рабочая тетрадь, с. 29, № 65, 67 | Задают уточняющие вопросы | | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
Ресурсный материал
Урок 33
Таблица умножения и деления с числом 7
(учебник, с. 48; рабочая тетрадь, с. 30–31; диск)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений составлять таблицу умножения и деления с числом 7, решать уравнения способом подбора, изменять длины отрезков в соответствии с условием задания, решать составные задачи, включающие увеличение (уменьшение) числа в несколько раз и на несколько единиц |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять таблицу умножения и деления с числом 7, решать уравнения способом подбора. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником. Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета математика |
методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Таблица умножения и деления с числом 7 |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация (само-опреде-ление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная под- готовка к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке – Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Тут затеи и задачи, Игры, шутки – все для вас! Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час! | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверст-никами. Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- чего места |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, инди- | П – осуществляют сравнение, обобщение, классификацию, сериацию, извлече- | Устные ответы, наблюдения |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 48, определите тему, цель урока. | Формулируют тему, цель урока. | видуальная | ние необходимой информации из текстов; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Л – способны адекватно рассуждать о при-чинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи | учителя, выполненные задания |
3. Устный счет | – Вычислите устно, записывая только результаты (запись на доске). 36 + 54 : 9 32 : 8 (36 + 54) : 9 48 : 6 6 · 7 + 8 35 : 5 8 + 6 · 7 36 : 6 | Выполняют задания |
| – Вставьте пропущенные числа. 6 · … = 18 4 · … = 20 7 · … = 14 … · 2 = 10 6 · … = 12 … · 3 = 15 … · 5 = 15 … · 3 = 9 4 · … = 12 | |
| – Назовите четные числа: 20, 21, 22, 23, 24, 25. – Составьте и вычислите различные суммы, слагаемые которых состоят из 2-х четных данных чисел. – Составьте и вычислите различные суммы, слагаемые которых состоят из 2-х нечетных указанных чисел. – Выполните задание № 7 | |
III. Изучение нового материала | 1. Составление таблицы умножения и деле- | При составлении надо уделить внимание как способу получения результатов, так и их запоминанию. | Записав таблицу умно-жения шести, начиная со случая 7 · 7, находят результаты сложением. |
| ния с числом 7. | 7 · 7 = 49 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 49 7 · 8 = 56 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + + 7 = 56 7 · 9 = 63 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + + 7 + 7 = 63 – Почему начали составлять таблицу умножения со случая 7 · 7? | При этом повторяют ранее введенные приемы: результат каждого следующего произведения можно получить, прибавив к данному произведению 7. Сверяют полученную таблицу с таблицей в учебнике. | | с усилиями, трудо- любием | |
2. Работа в группах. | 1-я группа: самостоятельно составить таблицу умножения на 7, переставив множители в первой таблице. 2-я группа: составить таблицу деления на 7. 3-я группа: составить таблицу деления, когда в частном получается число 7. | Выполняют задания. |
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя |
IV. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 2. Оказывает помощь некоторым детям индивидуально. | Под руководством учи-теля записывают задачу кратко, решают ее самостоятельно. | Фронтальная, ин-дивиду-альная | П – осуществляют анализ, синтез, поиск необходимой инфор-мации; используют знаково-символи- | Устные ответы, записи в тет- ради |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | | Решение: 1) 15 + 25 = 40 (м.) – легковых. 2) 40 : 5 = 8 (м.) – на стоянке. Ответ: 8 мотоциклов было на стоянке. | | ческие средства; устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений, доказательства. Р – осуществляют контроль, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К – формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации. Л – осуществляют смыслообразование, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания | |
| № 4. Оказывает помощь в решении задачи: 1) 8 + 40 = 48 (л) – было. 2) 48 – 25 = 23 (л) – осталось. Ответ: 23 литра бензина осталось. | Ставят вопрос к задаче: – Сколько литров бензина осталось? Решают задачу с после-дующей проверкой у доски. |
2. Самостоятельная работа. | – Самостоятельно выполните задание № 3. | Выполняют задание. |
3. Подготовка к введению новой величины «площадь фигуры». | № 5. – Сравните количество клеток в фигурах (на полях страницы). | Выполняют вместе с учителем. |
4. Работа в тетради на печатной основе. | – В рабочей тетради выполните задания № 68–70 на с. 30 | Выполняют задания |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 5*. Задания из электронного при- ложения к учебнику | | | | | |
V. Итоги урока. Рефлексия деятель- ности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Ребята, что нового узнали сегодня на уроке? – Какую же связь мы установили? – Что еще повторяли на уроке? – Где могут пригодиться эти знания в жизни? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 48, № 6. Рабочая тетрадь, с. 31, № 71, 73 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
Уроки 34–35
Повторение пройденного:
«Что узнали? Чему научились?»*
(учебник, с. 52–55; рабочая тетрадь, с. 32–33)
Цель деятельности учителя: способствовать развитию умений решать составные задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз и на несколько единиц, числовые выражения, содержащие сложение, вычитание, умножение и деление со скобками и без скобок.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать составные задачи на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз и на несколько единиц, определять структуру задач, составлять план решения и записывать решение, соблюдать порядок действий в выражениях со скобками и без скобок.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения
на уроке, вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: понимают смысл выполнения самоконтроля и оценки результатов своей учебной деятельности.
Оборудование: интерактивная доска (экран), компьютер
* Уроки строятся по усмотрению учителя. Задания, представленные в учебнике на с. 52–55, могут быть использованы для устной работы, а также для организации самостоятельной работы детей с последующей проверкой в классе. Некоторые задания можно разобрать совместно с учащимися. Материал надо использовать с учетом подготовленности класса.
Урок 36
Контроль и учет знаний по теме
«Табличное умножение и деление»
Цели деятельности учителя: создать условия для обобщения полученных знаний (табличные случаи умножения и деления, порядок выполнения действий в выражениях, решение задачи, вычисление периметра и площади фигуры); организовать проверку знаний учащихся.
Тип урока: проверка знаний и способов действий.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся работать самостоятельно, выполнять письменные умножение и деление, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях, решать текстовые задачи, вычислять периметр и площадь фигуры, осуществлять самопроверку и рефлексию деятельности.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, использовать математические знания в расширенной области применения, выполнять самоконтроль и оценку результатов учебной деятельности на уроке.
Личностные: осуществляют самоконтроль и оценку результатов своей учебной деятельности.
Примерная контрольная работа
Вариант I
1. В саду росло 4 гладиолуса, а лилий – на 8 больше. Во сколько раз меньше росло в саду гладиолусов, чем лилий?
2. Найдите значения выражений:
47 + 5 · 3 – 18 (36 : 6 + 3) · 2
3. Найдите площадь и периметр прямоугольника со сторонами 7 см и 5 см.
4. Решите уравнения:
х · 4 = 36 х : 6 = 9
5. Сравните:
3 дм 4 см … 4 дм 3 см 63 см … 7 дм
40 см … 4 дм 2 см … 9 мм
6. Каждые понедельник, среду и четверг папа покупает по одной газете. Сколько газет папа купит за 8 недель?
Вариант II
1. Хозяйка купила 3 кг яблок, а груш – на 6 кг больше. Во сколько раз больше купила хозяйка груш, чем яблок?
2. Найдите значения выражений:
(3 · 8 – 20) · 6 38 + 3 · 4 – 17
3. Длина прямоугольника 8 дм, а ширина 6 дм. Найдите его площадь и периметр.
4. Сравните:
7 · х = 28 48 : х = 6
5. Сравните:
6 мм … 4 см 8 дм 2 см … 2 дм 8 см
70 см … 7 дм 34 см … 4 дм
6. Каждые вторник, четверг и субботу Алеша смотрит по одному новому мультфильму. Сколько новых мультфильмов Алеша посмотрит за 6 недель?
Урок 37
Площадь. Способы сравнения фигур по площади
(учебник, с. 56–57; рабочая тетрадь, с. 34–35; диск)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений определять площади разных фигур с помощью наложения, сравнивать фигуры по площади, решать уравнения, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся определять площади разных фигур с помощью наложения, сравнивать фигуры по площади, решать уравнения, соблюдать порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником. Личностные: понимают значение математических знаний в собственной жизни |
методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://pesochnizza.ru/igroteka/matematicheskie-rebusy |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Площадь, сравнение площадей разных фигур способом «наложение» |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация (само-опреде-ление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная под- готовка к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Отдых наш кончается, Работа начинается. Усердно будем мы трудиться, Чтобы чему-то научиться | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверст-никами. Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- чего места |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – понимают базовые межпредметные и предметные понятия (геометрическая фигура); делают выводы по аналогии и проверяют эти выводы; извлекают необходимую информацию из текстов; использу- | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
2. Целеполагание. | – Определите тему, цель урока, разгадав ребус. | Определяют тему, цель урока. |
| 3. Устный счет | – Назовите числа от 7 до 63, которые делятся на 7 без остатка. | Выполняют задания | | ют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Р – контролируют учебные действия; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Л – способны адекватно рассуждать о при-чинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи | |
| – Назовите числа от 24 до 54, которые делятся на 6 без остатка. | |
| – Вычислите и найдите «лишнее» выражение: 49 : 7 = 70 : 10 = 28 : 4 = 56 : 8 = 42 : 6 = 63 : 9 = 35 : 5 = 54 : 6 = | |
| – Заполните пропуски: 19 = … · 3 + … 28 = … · 6 + … … · 4 – … = 20 8 · … – … = 37 | |
III. Изучение нового материала | 1. Озна- комление со способами сравнения фигур. | – Посмотрите на фигуры, прикрепленные к доске: | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | – Скажите, какая из них занимает больше всех места на доске? | – Квадрат АМKD занимает места больше, чем другие фигуры. | | с усилиями, трудо- любием | |
| – В этом случае говорят, что площадь квадрата больше, чем площадь каждого треугольника и квадрата СDМВ. Сравните площадь треугольника АВС и квадрата АМKD. | – Площадь треугольника меньше, чем площадь квадрата. |
| – Можно сравнить эти фигуры наложением: треугольник занимает только часть квадрата, значит, действительно, площадь его меньше площади квадрата. Сравните на глаз площадь треугольника АВС и площадь треугольника DОЕ. | – Площади одинаковые, они занимают одинаковое место на доске, хотя расположены по-разному. |
| – Проверьте наложением. Аналогично сравниваются по площади другие фигуры, а также предметы окружающей обстановки. | Пытаются сравнить эти фигуры на глаз, а также путем наложения. Однако оба способа не помогают детям ответить на вопрос убедительно. |
| – Однако не всегда так легко установить, какая из двух фигур имеет бо́льшую (ме́ньшую) площадь или они одинаковы по площади. | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | – Сравните вырезанные из бумаги прямоугольник и квадрат (незначительно отличающиеся по площади, размер квадрата 4 4 дм, прямоугольника 5 3 дм, фигуры с обратной стороны разбиты на квадратные дециметры). | Дети устанавливают, площадь какой фигуры больше, а какой – меньше. | | | |
| Выслушав различные предположения, учитель поворачивает фигуры той стороной, на которой сделана разбивка на квадраты. – Сосчитайте, сколько одинаковых квадратов содержит каждая фигура. Аналогичные упражнения на сравнение площадей фигур, составленных из одинаковых квадратов, выполняются по учебнику, а также по чертежам, данным на доске. | Дети убеждаются в том, что если фигуры состоят из одинаковых квадратов, то площадь той фигуры больше (меньше), которая содержит больше (меньше) квадратов. |
2. Работа с вводной статьей учебника | – Откройте вводную статью учебника на с. 56, прочитайте | Читают статью. Доказывают, что площади фигур равны |
IV. Закрепление изученного | Решение задач. | № 1. – Каким образом можно доказать, что площади фигур равны? | Выполняют задание. – Нужно подсчитать квадраты с одинаковой площадью, на которые разбита каждая фигура, | | | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
мате- риала | | | и сравнить полученные числа. | | | |
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя |
V. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 4. Вместе с учащимися записывает кратко условие задачи. | | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, срав-нение, обобщение, сериацию, классифи-кацию; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразуют модели разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевые высказы- вания. Р – осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. | Устные ответы, записи в тет- ради |
| – Можно сразу ответить на вопрос задачи? Почему? – Можно это найти? Каким действием? – Как узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого? | – Нет. Неизвестно, сколько метров осталось. – Вычитанием. – Надо из большего числа вычесть меньшее. Учащиеся записывают решение и ответ само-стоятельно: 1) 8 – 2 = 6 (м) – осталось. 2) 6 : 2 = 3 (раза). Ответ: в 3 раза больше оставшаяся часть доски, чем отпиленная. |
2. Самостоятельная | – Самостоятельно выполните задание № 5. | Решают уравнения. |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| работа. | | | | К – формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения; координируют в сотрудничестве разные позиции. Л – осуществляют смыслообразование | |
3. Работа в тетради на печатной основе. | – В рабочей тетради выполните задания № 80, 83 на с. 34 | Выполняют задания |
4*. Задания из электронного при- ложения к учебнику | | |
VI. Итоги урока. Рефлексия деятель- ности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке? – А как можно сравнить площади фигур? – Что мы повторяли сегодня на уроке? – Какое задание на уроке понравилось вам больше всего? Какое – меньше? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VII. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 57, № 2. Рабочая тетрадь, с. 35, № 86 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
Урок 38
Единица площади – квадратный сантиметр
(учебник, с. 58–59; рабочая тетрадь, с. 36–37; диск)
Цель деятельности учителя | Способствовать ознакомлению с единицей площади (см2); содействовать развитию умений находить площадь фигуры при помощи мерки (см2), решать составные задачи |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с единицей площади – квадратный сантиметр, условным обозначением; научатся записывать единицы площади, находить площадь фигуры при помощи мерки, решать задачи на нахождение четвертого пропорционального. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником. Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира |
методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Единица площади – квадратный сантиметр (см2) |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация (само-опреде-ление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная под- готовка к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда – Вниманье ваших умных глаз. Я знаю: каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений, Мы вместе сочиним урок! Мои соавторы и судьи, Оценкой вас я награжу. За странный стих не обессудьте. А дальше прозой я скажу… | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверст-никами. Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- чего места |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, | П – осмысленно читают тексты математического содержания | Устные ответы, наблю- |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 2. Целеполагание. | Сообщает тему, цель урока. | Внимательно слушают. | индивидуальная | в соответствии с поставленными целями и задачами; понимают базовые понятия (величина); осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Р – осуществляют поиск средств для решения учебной задачи; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – понимают различные подходы к решению учебной задачи; задают вопросы для их уточнения; четко и аргументированно высказывают свои оценки и предложения; могут работать в коллективе; уважа- | дения учителя, выпол- ненные задания |
3. Устный счет | – Каждое из чисел 72, 56, 48, 64 уменьшите на 40, а результат уменьшите в 4 раза. – Каждое из чисел 12, 16, 20, 24 уменьшите в 4 раза, а результат увеличьте в 7 раз. – Найдите значения выражений. 100 – 6 · 9 = 6 · 4 : 3 + 24 = 6 · 7 + 28 = 48 : (16 : 2) · 5 = 4 · 8 – 27 : 3 = 90 – (3 · 6 + 30) = – Посчитайте, сколько треугольников на чертеже. | Выполняют задания |
III. Изучение нового материала | | Показывает прямоугольник, разбитый с одной стороны на клеточки. – Найдите площадь фигуры. | – 12 клеток. |
| Учитель переворачивает этот прямоугольник другой стороной, где он тоже разбит на клетки, но более крупные. | |
| | – Еще раз найдите площадь этой же фигуры. – Мы измеряли площадь одной и той же фигуры, а ответы получили разные. Почему? | – 6. – Потому что в первом случае клетка была мелкая, а во втором – крупнее. | | ют мнение других участников образовательного процесса | |
| – Чтобы не получать разные ответы при измерении площади одной фигуры, есть специальная единица измерения площади – квадратный сантиметр. | |
| Квадратный сантиметр – это площадь квадрата со стороной 1 см. | |
| Показывает учащимся модель квад-ратного сантиметра. – Слова «квадратный сантиметр» при числах сокращенно записывают так: 1 см2. | Дети вычерчивают в тетрадях квадратный сантиметр. Учащиеся еще раз читают вводную статью в учебнике на с. 58. |
| № 1. Учитель может также предложить аналогичное задание по заранее изготовленным фигурам. | Выполняют задание. |
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
IV. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 4. Расход овса за один день | Кол-во дней | Общий расход овса | Одинаковый | 4 | 32 кг | 6 | ? | | Учащиеся записывают в виде таблицы и решают самостоятельно с последующей про- веркой: 1) 32 : 4 = 8 (кг) – на 1 день. 2) 8 · 6 = 48 (кг) – на 6 дней. Ответ: 48 килограммов овса необходимо лошади на 6 дней. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, срав-нение, обобщение, моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепочки рассуждений, доказательства. Р – осуществляют контроль, коррекцию, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К – адекватно используют речевые средства для решения коммуникативных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в ком-муникации; учитывают разные мнения; координируют в со- | Устные ответы, записи в тет- ради |
| № 5. Расход свежей малины на 1 кг сухой | Кол-во сухой малины | Общий расход свежей малины | Одинаковый | 3 кг | 21 кг | 5 кг | ? | 1) 21 : 3 = 7 (кг) – свежей малины на 1 кг сухой. 2) 7 · 5 = 35 (кг) – на 5 кг сухой. Ответ: 35 килограммов свежей малины взяли. | Выполняют задание с комментированием. |
| | № 7 (с комментированием у доски). Даны выражения, надо составить и решить по ним задачи: 3 · 8 + 6 5 · 4 – 15 | | | трудничестве разные позиции. Л – осуществляют смыслообразование | |
| 1) Таня пришила к 8 платьям по 3 пуговицы, и у нее еще осталось 6 пуговиц. Сколько всего пуговиц было у Тани? 2) В 4 вазах стояло по 5 цветов. 15 цветов взяли. Сколько цветов осталось в вазах? | Дети могут предложить разного вида задачи. |
2. Самостоятельная работа. | – Самостоятельно выполните задание № 8 | Решают примеры |
3*. Задания из электронного при- ложения к учебнику | | |
V. Итоги урока. Рефлексия деятель- ности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. | – Что сегодня изучили, вспомнили, повторили? – Где можно применить полученные знания? – Какое значение они имеют для вас? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Выставление оценок | – Что по этой теме вам кажется непонятным? | | | Л – проявляют интерес к предмету | |
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 59, № 6, 9. Рабочая тетрадь, с. 36, № 88 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
Урок 39
Площадь прямоугольника
(учебник, с. 60–61; рабочая тетрадь, с. 38–39; диск)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений находить площадь прямоугольника в практической деятельности, выполнять чертеж квадрата заданных размеров, делить квадрат на квадратные сантиметры, вычислять площадь фигуры, составлять равенства |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся находить площадь прямоуголь- ника (на практической основе), выполнять чертеж фигуры заданных размеров, делить квадрат на квадратные сантиметры, вычислять площадь фигуры, составлять равенства, решать задачи на нахождение четвертого пропорционального. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником. Личностные: научатся представлять значение математических знаний в жизни человека, при изучении других школьных дисциплин |
методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Правило вычисления площади прямоугольника; длина, ширина фигуры |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация (само-опреде-ление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная под- готовка к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. На уроке будь старательным, Будь спокойным и внимательным. Все пиши, не отставая, Слушай, не перебивая. Говори все четко, внятно, Чтобы было все понятно | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверст-никами. Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- чего места |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осмысленно читают тексты математического содержания в соответствии с поставленными целями и задачами; извлекают необходимую информацию из текстов; используют зна-ково-символические | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 60, определите тему и цель урока. | Формулируют тему, цель урока. |
3. Устный счет | – Вычислите. Найдите «лишнее» выражение. 48 : 8 = 42 : 7 = 60 : 10 = 30 : 5 = | Выполняют задания |
| | 36 : 6 = 56 : 7 = 54 : 9 = 12 : 2 = | | | средства, математи-ческие термины, символы и знаки. Р – находят способ решения учебной задачи и выполняют учебные действия в устной и письменной форме. К – принимают участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адек-ватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая | |
| «Цепочка». | |
| Игра «Молчанка». | |
III. Изучение нового материала | Практическая работа. | Просит учащихся начертить в тетради прямоугольник со сторонами 7 см и 3 см и разбить его на квадратные сантиметры. | |
| – Все квадратные сантиметры состав-ляют несколько рядов. Сколько этих рядов? | – 3 ряда. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | – А сколько в каждом ряду квадратных сантиметров? – Верно. Их столько, сколько сантиметров в длине прямоугольника. А рядов получилось столько, сколько сантиметров в ширине прямоугольника. | – 7 квадратных санти- метров. | | успехи с усилиями, трудолюбием | |
| – Кто из вас догадался, как найти площадь прямоугольника? Учитель также знакомит со знаком обозначения площади – S. | – Надо 7 умножить на 3. |
| 7 · 3 = 21 (см2). Ответ: S = 21 см2. | Учащиеся записывают на доске и в тетради решение и ответ. |
| – Площадь того же прямоугольника можно вычислить и иначе. Все квадратные сантиметры составляют несколько вертикальных столбцов. В каждом столбце по 3 квадратных сантиметра (столько, сколько сантиметров в ширине прямоугольника). Столбцов получилось столько, сколько сантиметров в длине прямоугольника. | |
| – Как же можно найти площадь этого прямоугольника? | – Нужно 3 умножить на 7. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | 3 · 7 = 21 (см2). Ответ: S = 21 см2. | Записывают решение и ответ. | | | |
| – Ребята, посмотрите еще раз внимательно на решение задачи и сделайте общий вывод: как найти площадь прямоугольника? – Площадь прямоугольника будет выражена в квадратных сантиметрах. | – Для нахождения площади прямоугольника достаточно измерить его длину и ширину в сантиметрах и полученные числа перемножить. Учащиеся читают еще раз вводную статью на с. 60 и правило. |
| № 1–3 (под руководством учителя). | Выполняют задания. |
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя |
IV. Практическая деятельность | 1. Работа с геометрическим мате-риалом. | № 4. – Начертите два квадрата, разбейте каждый на квадратные сантиметры и найдите площадь каждого. | Приходят к выводу, что площадь квадрата находится так же, как и площадь прямоугольника, достаточно знать только длину его стороны. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, срав-нение, обобщение, моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.); осознанно и произвольно строят речевые высказывания. | Устные ответы, записи в тет- ради |
| 2 · 2 = 4 (см2). 3 · 3 = 9 (см2). | |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 2. Решение примеров. | № 5. I вариант – 1-й, 3-й столбики; II вариант – 2-й, 4-й столбики. | Решают примеры. | | Р – осуществляют контроль, оценку, волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения ком- муникативных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; осуществляют учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; используют критерии для обоснования своего суждения. Л – осуществляют смыслообразование | |
3. Решение задач. | № 7. Расход ткани на один халат | Коли-чество халатов | Расход ткани на все халаты | Одинаковый | 8 | 24 м | ? | 15 м | | Записывают в виде таблицы и решают самостоятельно с последующей проверкой: 1) 24 : 8 = 3 (м) – на 1 халат. 2) 15 : 3 = 5 (х.) – из 15 метров. Ответ: 5 халатов можно сшить из 15 метров ситца. |
4. Работа в тетради на печатной основе. | – В рабочей тетради выполните задания № 98–99 на с. 39 | Выполняют задания |
5*. Задания из электронного при- ложения к учебнику | | |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
V. Итоги урока. Рефлексия деятель- ности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке? – Как же можно найти площадь прямо-угольника? – Как оцениваете свою деятельность на уроке? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 61, № 6, 8 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – применяют и сохраняют учебные задачи | |
Урок 40
Таблица умножения и деления с числом 8
(учебник, с. 62; рабочая тетрадь, с. 40–41; диск)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений составлять таблицу умножения и деления с число 8, решать задачи на нахождение площади прямоугольника, пользуясь правилом, решать уравнения, составлять числовые выражения, подставляя числа вместо геометрических фигур |
Тип урока | Изучение новых знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять таблицу умножения с числом 8, решать задачи на нахождение площади прямоугольника, пользуясь правилом, решать уравнения, составлять числовые выражения, подставляя числа вместо геометрических фигур, вычислять значения выра- жений. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником. Личностные: понимают необходимость бережного отношения к своему здоровью и здоровью других людей |
методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Таблица умножения и деления с числом 8 |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация (само-опреде-ление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная под- готовка к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Долгожданный дан звонок – Начинается урок! Тут затеи и задачи, Игры, шутки – все для вас! Пожелаем всем удачи – За работу, в добрый час! | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверст-никами. Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- чего места |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – фиксируют мате-матические отношения между объектами и группами объектов в знаково-символи- ческой форме (на мо-делях); осознанно и произвольно строят речевое высказыва- | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
2. Целеполагание. | – Откройте учебник на с. 62, определите тему, цель урока. | Формулируют тему, цель урока. |
3. Устный счет | «Лабиринты». | Выполняют задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | | | | ние; подводят под понятие. Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно исполь-зуют его в решении учебной задачи. К – обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга; строят понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; задают вопросы с целью получения необходимой для ре-шения проблемы информации. Л – осознают свои возможности в учении; адекватно рассуждают о причинах своего успеха или неуспе- | |
| – Проверьте, верны ли неравенства. Исправьте ошибки. 15 : 3 2 · 5 7 + 7 + 7 + 7 4 · 3 8 : 2 6 : 3 (15 + 5) · 2 (78 – 8) : 2 10 4 м 4 дм 5 см 44 см | |
III. Изучение нового материала | 1. Подготовка к составлению таблицы умножения числа 8. | Повторить уже известные детям случаи умножения на 8: 2 · 8 5 · 8 3 · 8 6 · 8 4 · 8 7 · 8 | Записывают ответы. |
| | – Как можно вычислить результат, если он забыт? | Могут при этом предложить разнообразные способы. – Например: 2 · 8 = 16, так как 8 + 8 = 16, 4 · 8 = = 32, так как если взять 5 раз по 4, получится 20, да еще 3 раза по 4, получится 12, а 20 + 12 = 32 и т. п. | | ха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | |
| Все эти случаи умножения на 8 дети уже учили, они запоминаются труднее, чем другие. Вместе с тем они основа для составления таблицы умножения числа 8. 8 · 8 = 64 64 : 8 = 8 8 · 9 = 72 9 · 8 = 72 72 : 8 = 9 72 : 9 = 8 | |
| – При решении знакомых примеров можно опираться на использование приема перестановки множителей, при вычислении произведения 8 · 8 можно воспользоваться приемом на- бора слагаемых группами (например: 8 · 4 = 32 и еще 8 · 4 = 32, 32 + 32 = 64 или 8 · 5 = 40, да еще 8 · 3 = 24, 40 + 24 = 64). | Составляют таблицу на доске и записывают в тетрадь. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | Можно так же, как это уже неоднократно делалось, найти результат, опираясь на ответ предыдущего примера в таблице (8 · 7 = 56, 56 + 8 = 64). Этим приемом можно воспользоваться также при вычислении произведения 8 · 9. | | | | |
2. Работа по рисунку. | Учитель задает примеры из таблицы подряд. | Дети рассматривают рисунок, воспроизводят по нему только что составленную таблицу. |
3. Закреп- ление таблицы. | – Выполните задание № 2. | Ученики один за другим называют ответы. |
Физкультминутка | Организует проведение физкультминутки | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя |
IV. Практическая деятельность | 1. Решение задач. | № 4 (под руководством учителя). | Повторяют условие и вопрос, записывают краткую запись на доске. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, срав-нение, обобщение, сериацию, классифи-кацию; моделируют и преобразовывают модели разных типов (схемы, знаки и т. д.); строят логические | Устные ответы, записи в тет- ради |
| Если учитель не уверен, что все дети справятся после этого с решением самостоятельно, можно задать уточняющий контрольный вопрос. | Намечают кратко план решения. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | – Каким действием вы будете узнавать, сколько собрали чеснока? Почему? | Самостоятельно пишут решение с последующей проверкой: 1) 24 : 4 = 6 (кг) – чеснока. 2) 6 · 5 = 30 (кг) – мор- кови. Ответ: 30 килограмм моркови собрали. | | цепочки рассуждений, доказательства. Р – осуществляют волевую саморегуляцию при возникновении затруднений. К – выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения; коор- динируют в сотруд- ничестве разные позиции. Л – осуществляют смыслообразование | |
| Учитель предлагает детям составить задачу, похожую на только что решенную, по выражению: (15 : 3) · 2. | Учащимися озвучиваются составленные задачи, и каждый решает придуманную им задачу, записывая ответ. |
2. Самостоятельная работа. | – Самостоятельно выполните задание № 5. – Выполните задание № 6. | Чертят прямоугольник, находят его площадь и периметр. Решают уравнения. |
3. Работа в тетради на печатной основе. | – В рабочей тетради выполните задания № 100, 102 на с. 40, № 104 на с. 41 | Выполняют задания |
4*. Задания из электронного при- ложения к учебнику | | |
V. Итоги урока. Рефлексия деятель- ности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Что нового мы сегодня узнали на уроке? – Какие знания вам понадобились на этом уроке? – Определите, какой момент на уроке для вас был самым удачным? – Где испытали трудности? – Какие задания вам необходимо еще раз выполнить? | Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 62, № 3. Рабочая тетрадь, с. 41, № 105 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
Урок 41
Закрепление по теме «Таблица умножения и деления»
(учебник, с. 63; рабочая тетрадь, с. 42–43)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений воспроизводить по памяти таблицу умножения и деления с числом 8, решать задачи на нахождение площади прямоугольника, пользуясь чертежом и правилом, составлять геометрические фигуры |
Тип урока | Закрепление знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника с использованием чертежа и правила, наблюдать за изменением делителя и частного в числовых выражениях, составлять геометрические фигуры из частей. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником. Личностные: осознанно проводят самоконтроль и адекватную оценку результатов своей учебной деятельности |
методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/zadachi-po-matematike |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Таблица умножения и деления |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация (само-опреде-ление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная под- готовка к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем! | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество. Л – понимают значение знаний для чело-века; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- чего места |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | Показывают выполненную домашнюю работу. | | П – осуществляют анализ, синтез, срав-нение, обобщение; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевые высказывания. | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
2. Целеполагание. | Озвучивает тему и цель урока. | Внимательно слушают. |
3. Устный счет. | – Заполните таблицу. | Отмечают, что делимое постоянно, а делитель увеличивается. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | Делимое | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | Делитель | 1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 12 | Частное | | | | | | |
| | | Р – контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адек-ватно рассуждать о причинах своего | |
| – При увеличении делителя частное уменьшается. | |
| – Поставьте нужные знаки: 26 6 7 = 13 8 9 2 = 15 7 9 2 = 18 9 9 2 = 20 2 2 4 = 0 9 2 2 = 16 | Делятся на 2 команды. Какая команда быстрее поставит знаки, та по-бедит. |
| «Цепочка». | |
4. Решение задач. | № 1 (под руководством учителя). – Запись 10 · 5 показывает, сколько денег у Сережи. Прибавив еще 50, получим, сколько всего денег у маль- чиков. | Учащиеся читают данное условие задачи, затем рассматривают выражение. |
| – Какой вопрос задачи? | – Сколько всего денег у мальчиков? |
| Аналогично разбирается № 1 (2). | |
| | № 4 (с комментированием). – 8 наборов стоят 80 р. Что можно узнать по этим данным? 1) 80 : 8 = 10 (р.) – 1 набор. 2) 10 · 5 = 50 (р.) – 5 наборов. Ответ: 50 рублей стоят 5 наборов цветной бумаги. | Самостоятельно запи- сывают условие задачи в тетрадь. Составляют краткий план решения задачи. Записывают решение. | | успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | |
| Аналогично разбирается № 4 (2), а после этого сравниваются решения задач. | Находят сходства и отличия. |
Физкультминутка. | Организует проведение физкультминутки. | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя. |
5. Самостоя-тельная работа. | – Самостоятельно выполните задание № 2. | Решают примеры. |
6. Логические задачи. | 1) На веревке завязали пять узлов. На сколько частей эти узлы разделили веревку? | – На 6. |
| 2) Чтобы распилить доску на несколько частей, ученик сделал на ней шесть отметок. На сколько частей ученик распилит доску? | – На 7. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| | 3) По улице идут два сына и два отца. Всего три человека. Может ли так быть? | – Да. Сын, отец, дедушка. | | | |
| 4) Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра? | – Столько же. |
| 5) Алеша на дорогу в школу тратит 5 минут. Сколько минут он потратит, если пойдет вдвоем с сестрой? | – 5 минут. |
| 6) Коля ростом выше Андрея, но ниже Сережи. Кто выше – Андрей или Сережа? | – Сережа. |
| 7) В прямоугольной комнате следует расставить 8 стульев так, чтобы у каждой стены стояло по 3 стула. | – Поставить в углы и у каждой стены. |
7. Работа в тетради на печатной основе | – В рабочей тетради выполните задания № 107–109, с. 42 | Выполняют задания |
III. Итоги урока. Рефлексия деятель- ности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. | – Что сегодня вспомнили, повторили? – Где можно применить полученные знания? – Какое значение они имеют для вас? – Что по этой теме вам кажется непонятным? | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. | Устные ответы |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Выставление оценок | | | | Л – проявляют интерес к предмету | |
IV. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Учебник, с. 63, № 5–6 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – принимают и сохраняют учебные задачи | |
Урок 42
Закрепление по теме «Таблица умножения и деления»
(учебник, с. 64; рабочая тетрадь, с. 42–43)
Цель деятельности учителя | Способствовать развитию умений воспроизводить по памяти таблицу умножения и деления с числом 8, решать задачи на нахождение площади прямоугольника, пользуясь чертежом и правилом, составлять геометрические фигуры |
Тип урока | Закрепление знаний и способов действий |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся решать задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника с использованием чертежа и правила, наблюдать за изменением делителя и частного в числовых выражениях, составлять геометрические фигуры из частей. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; научатся слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, пользоваться учебником. Личностные: осознанно проводят самоконтроль и адекватную оценку результатов своей учебной деятельности |
методы и формы обучения | Методы: словесный, наглядный, практический. Формы: фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | Математика. 3–4 классы: поурочные планы по программе «Школа России». Волгоград: Учитель, 2012. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор |
Основные понятия и термины | Таблица умножения и деления |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компо-ненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы органи- зации совзаимодей- ствия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация (само-опреде-ление) к учебной деятель- ности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная под- готовка к усвоению изучаемого материала | Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Прозвенел звонок веселый! Все готовы? Все готово? Мы сейчас не отдыхаем, Мы работать начинаем | Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверст-никами. Л – понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Наблюдение учителя за организацией рабо- чего места |
II. Актуализация знаний | 1. Проверка домашнего задания. | Проверяет наличие домашней работы в тетрадях. | Показывают выполненную домашнюю работу. | Фронтальная, индивидуальная | П – осуществляют анализ, синтез, сравнение, извлечение необходимой информации из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевые высказывания. | Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания |
2. Целеполагание. | Сообщает тему, цель урока. | Внимательно слушают. |
3. Устный счет. | 1) Арифметический диктант. 5 · 6 42 : 6 8 · 5 54 : 9 56 : 7 24 : 8 28 : 4 6 · 6 7 · 2 8 · 8 32 : 8 21 : 3 | Выполняют задания. |
| | 2) Периметр и площадь прямоугольников (чертежи на доске). | | | Р – ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия; замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. К – умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе; уважают мнение других участников образовательного процесса. Л – осознают свои возможности в учении; способны адек-ватно рассуждать | |
| 3) «Цепочка». | – 9. |
4. Решение задач. | № 2. Задание содержит 2 вопроса, поэтому учащиеся решают его как две самостоятельные задачи. На 1 свитер | Кол-во свитеров | Всего мотков | Одинаковое | 3 св. | 12 мот. | 5 св. | ? | После решения второй задачи учитель проводит проверку. | Записывают условие кратко в виде таблицы. Решение и ответ записывают самостоятельно. |
| | № 4 (учитель разбирает вместе с детьми). Выполняет чертеж на доске. – Обратите внимание, что вся дорожка разбита как бы на 3 части, 2 части из них известны, надо найти третью часть. | Учащиеся у себя в тетради выполняют чертеж, заносят все данные и смотрят, что по чертежу неизвестно. Ставят вопрос: – Сколько метров дорожки расчистил папа? Составляют план решения задачи, записывают самостоятельно решение и ответ: 1) 7 + 5 = 12 (м) – расчистили Миша и Ира. 2) 35 – 12 = 23 (м) – расчистил папа. Ответ: 23 метра дорожки расчистил папа. | | о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием | |
| № 3. – Сколько дней в одной неделе? Оказывает индивидуальную помощь учащимся, которые затрудняются записать решение задачи. 1) 7 · 2 = 14 (дн.) – в доме отдыха. | Записывают условие, решение и ответ. |
| | 2) 10 + 14 = 24 (дн.) – всего. Ответ: отпуск длился 24 дня. | | | | |
Физкультминутка. | Организует проведение физкультминутки. | Выполняют упражнения согласно инструкции учителя. |
5. Самостоятельная работа | – Самостоятельно выполните задания № 1, 5 | Вырезают многоугольники, вычисляют площадь и периметр каждого |
III. Итоги урока. Рефлексия деятель- ности | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Был ли понятен материал урока? – Остались ли вы довольны своей работой? Почему? – Какие задания показались легкими? Сложными? | Отвечают на вопросы. Делают выводы и обобщения | Фронтальная, индивидуальная | П – ориентируются в своей системе знаний. Р – оценивают собственную деятельность на уроке. Л – проявляют интерес к предмету | Устные ответы |
IV. Домашнее задание | Инструктаж по выполнению домашнего задания | Рабочая тетрадь, с. 43, № 111–113 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Р – применяют и сохраняют учебные задачи | |