План урока
Занятие № | 21-22 | Дата | |
УД/МДК: | Экология |
Группа | 211 |
Тема(Раздел) программы: | Концепция устойчивого развития |
Тема урока: | Устойчивость и развитие |
Форма занятия: | Лекция с элементами беседы |
Цель занятия: | Изучить глобальные проблемы экологии и способы их решение. Установить экологический след в жизни каждого человека? |
1. Образовательная: | Сформировать представление о способах решения экологических проблем |
2. Развивающая: | Развить у студентов внимательность, память, заинтересованность |
3. Воспитательная: | Воспитывать интерес к предмету к экологии |
Формируемые компетенции: Методы: | личностных: умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека; готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации; умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии; метапредметных: применение основных методов познания описания, наблюдения, эксперимента для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач; • предметных: сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»; сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде; проблемный, объяснительно – иллюстративный, |
Оборудование | Компьютер, интерактивная доска https://www.youtube.com/watch?v=Qikv6vWh6co |
| | |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
При изучении темы обратить внимание на понятия: «Экологическая проблема», «Экологический след», «Устойчивое развитие», «Пандемия»
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
План:
Цели в области устойчивого развития.
Способы решения экологических проблем.
Экологический след.
17 целей устойчивого развития:
Цель 1: покончить с бедностью во всех ее формах
Цель 2: нулевой голод
Цель 3: здоровье
Цель 4: образование
Цель 5: гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин
Цель 6: вода и санитария
Цель 7: Энергия
Цель 8: экономический рост
Цель 9: Инфраструктура, индустриализация
Цель 10: Неравенство
Цель 11: Города
Цель 12: устойчивое потребление и производство
Цель 13: изменение климата
Цель 14: океаны
Цель 15: Биоразнообразие, леса, опустынивание
Цель 16: Мир, справедливость и сильные институты
Цель 17: Партнерство
Записать в тетрадь. Определение.
Экологические проблемы. Экологической проблемой называют ту проблему, которая приводит к уничтожению окружающей среды, и даже способна привести к уничтожению человечества.
Перенаселение. Перенаселение является важнейшей проблемой современности. Перед ней меркнут все остальные проблемы, по той простой причине, что перенаселение как раз и является причиной множества других экологических проблем. Наша планета просто не предназначена для такого огромного количества людей. Допустимые нормы уже превышены в разы! Из-за перенаселения людей погибает природа, и расплачиваться за это рано или поздно придётся.
Каждый человек должен всерьёз задуматься об этой проблеме, ведь именно от решения каждого зависит будущее нашего мира.
Пандемии С каждым годом появляется всё больше различных эпидемий, забирающих жизни людей. И по мере того, как развивается медицина, вирусы также становятся сильнее. К чему это приведёт в будущем?
Глобальное потепление Глобальное потепление является отнюдь не мифом, о чём свидетельствует таяние арктических льдов (на фото выше). И происходит это из-за парникового эффекта, что возникает в результате загрязнения атмосферы нашей планеты.
Загрязнение воды. Сколько люди существуют на Земле, столько они и загрязняют воду. Во все времена те же реки использовались как сточные канавы. Это ведь так удобно, когда река уносит отходы подальше от твоего места жительства. В наше время, с развитием промышленности и серьёзным увеличением количества людей, эта проблема приобрела совершенно другой масштаб. Нельзя утверждать, что мы находимся на грани, но всё же с каждым годом становится всё меньше и меньше чистой пресной воды. А ведь она жизненно необходима для существования практически всех живых существ.
Загрязнение почвы и опустынивание Загрязнение почвы и деградация земельных ресурсов приводят к опустыниванию почвы. Это современная экологическая проблема, охватывающая всё большие территории. Некогда плодородные земли превращаются в пустыни, без растительного покрова и влаги. Происходит это по всему миру, и является отнюдь не естественным процессом. В большинстве случаев причиной опустынивания земель является человеческая деятельность.
Загрязнение атмосферы Загрязнение атмосферы нашей планеты является серьёзной экологический проблемой, поскольку воздух необходим живым существам для дыхания. Многие живые организмы уже сейчас не выдерживают загрязнения атмосферы, в результате чего вымирают целые виды. Но человек - существо живучее, поэтому пока что мы всего лишь расплачиваемся за грязный воздух своим здоровьем.
Кислотные дожди Кислотные осадки являются серьёзной экологической проблемой. Они приводят к ухудшению состояния почвы, загрязнению водоёмов (из-за чего даже гибнут водные организмы и животные), а также наносят большой вред растительности. И пусть явление это не слишком частое, ущерб природе оно успевает нанести весомый.
Вырубка лесов Сокращение лесных массивов является серьёзной экологической проблемой, ведь леса занимаются очисткой воздуха, которым мы с вами дышим. А помимо этого, вырубка лесов также приводит к уничтожению целых экосистем, что наносит непоправимый вред природе.
Проблемы Мирового океана Мировой океан занимает 2/3 поверхности нашей планеты, благодаря чему имеет очень важное значение для всего живого на планете. Именно поэтому проблемы Мирового океана могут привести к очень серьёзным последствиям. А проблем этих существует немало.
Истощение природных ресурсов Истощение природных ресурсов является реальной экологической проблемой. Увеличение потребительского спроса в результате перенаселения планеты, а также наносимый природе вред стали причиной истощения природных ресурсов. И речь идёт не только о полезных ископаемых, а вообще обо всех природных компонентах, которые люди используют в своих интересах. Другими словами, природа не успевает восстанавливать то, что уничтожают люди. И если ничего не изменить, то в скором времени это перерастёт в глобальную проблему катастрофических масштабов.
Уничтожение живых организмов Сокращение видового разнообразия живых организмов - серьёзная проблема человечества. И проблема даже не в том, что зверушек жалко, а в том, что это может привести к самым серьёзным последствиям, ведь все живые организмы выполняют свою роль в природе. Нарушение баланса может привести к краху всей системы.
Экологический след.
Посмотрите фильм. «Экологический след». https://www.youtube.com/watch?v=Qikv6vWh6co
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ: Запись в тетради
Способы решения экологических проблем:
Привлечение к природоохранной деятельности широких слоев населения
Эффективная переработка мусора и отходов
Переход на экологически безопасное топливо
Формирование современного экологического законодательства
Контроль за состоянием окружающей среды.
Экономическое регулирование охраны окружающей среды
Формирование нового эколого-правового мировоззрения
Озеленение населенных пунктов и планеты в целом
ДАТА и ВРЕМЯ ПРОВЕРКИ: следующие аудиторное занятие
Д/З: После просмотра фильма ответьте на вопросы:
1. Как уменьшить свой экологический след
2. Что можно сделать, чтобы уменьшить свой экологический след на Земле?