Технологии организации волонтерской деятельности в школе
Сегодня в условиях повышенной прагматизации общества, которая вызвана навязанными извне ориентирами на сверхзначимость для человека финансового благополучия, конкурентоспособности и карьерного успеха, обострилась проблема взращивания «человеческого в человеке» (В.И.Слободчиков).
Одной из форм социальной активности, где человек может реализовать себя как личность, является волонтерская деятельность. Она осуществляется в различных сферах (социальная, экологическая, культурная, спортивная и т.д.) и может иметь различные мотивы.
И.Н.Григорьев подчеркивает, что волонтерская деятельность — один из наиболее распространенных видов общественной активности; она опирается в своем развитии не только на мировой опыт, но и на отечественные традиции добровольчества и милосердия [3].
Чаще всего волонтерство рассматривается как призвание человека, его желание приносить пользу обществу. Но с другой точки зрения - волонтерство дает человеку определенные знания и навыки, которые им могут быть использованы в деятельности.
В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова выделены два значения слова «доброволец»:
1. Человек, добровольно вступивший в действующую армию.
2. Тот, кто добровольно взял на себя какую-нибудь работу. [1, 94].
Согласно ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам добровольчества (волонтерства)», который вступил в силу 1 мая 2018 года, под добровольческой (волонтерской) деятельностью понимается «добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в целях, указанных в пункте 1 статьи2 настоящего Федерального закона (социальная поддержка и защита граждан, оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами и т.д. по списку)». Благодаря закону определен не только статус добровольцев (волонтеров), добровольческих (волонтерских) организаций и организаторов такой деятельности, но и перечень прав и обязанностей добровольцев.
Волонтерство для школьника – это возможность быть вовлеченными в общество и влиять на это общество соразмерно своим силам [2, 21].
Участвуя в волонтерской (добровольческой) деятельности, которая рассматривается как безвозмездная (индивидуальная или коллективная) общественно-полезная деятельность, осуществляемая кем-либо на основе своей доброй воли и свободного выбора в пользу индивидам, социальным группам, находящимся в сложных жизненных условиях или общества в целом, волонтеры изменяют к лучшему социальную действительность [4, с. 42].
Это нужно знать 8 ключевых принципов волонтерской деятельности:
принцип безвозмездности, добровольности, равноправия и законности деятельности добровольцев (волонтеров);
принцип свободы в определении целей, форм, видов и методов в выборе добровольческой (волонтерской) деятельности;
принцип гласности и общедоступности информации о добровольческой (волонтерской) деятельности;
принцип гуманности, соблюдения прав и свобод человека при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;
принцип равенства всех независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности;
принцип солидарности, добросовестности и сотрудничества участников добровольческой (волонтерской) деятельности;
принцип безопасности для своей жизни и жизни окружающих;
принцип равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в этой сфере.
Несмотря на всё многообразие содержания волонтёрской деятельности, существуют общие характеристики данного явления:
В первую очередь, волонтёрская деятельность должна быть добровольной, без стороннего принуждения.
Волонтёрство может быть, как организованным, так и неорганизованным, исполняться в группе либо индивидуально, в общественных или частных объединениях.
Организованное волонтёрство более регулярно и систематично.
Неорганизованное волонтёрство представляет собой спонтанную и эпизодическую помощь родным и близким, друзьям и т.д.
Волонтёрство осуществляется с разной степенью участия – от эпизодического участия до полной включённости в волонтёрскую деятельность.
Основные формы волонтерской деятельности в школе:
1) направленные на сбор информации: классные часы, конференции, консультации, мастер-классы, тематические акции;
2) направленные на оказание практической помощи: социально-значимые акции, творческие программы, концерты, устные журналы, фестивали, тематические дни, конкурсы, выставки, спортивные программы, театрализованные представления, игровые программы.
Анализ различных источников позволяет в реализации волонтерских форм организации досуга детей выделить четыре группы:
1) направлены на организацию отдыха и досуга (КВН, викторины, игровые программы, "Что? Где? Когда?", Ток-шоу, праздники и т.д.);
2) направлены на развитие познавательного интереса (конкурсы, игры-путешествия, викторины, классные часы, экскурсии);
3) направлены на развитие физического состояния (соревнования, площадки подвижных игр, олимпиады);
4) направлены на развитие талантов (клубы, кружки по интересам, вокальные конкурсы, танцевальные шоу, фестивали талантов, выставки, ярмарки.
Методами реализации вышеназванных форм выступают следующие:
-словесные (рассказ, разъяснение, беседа);
- наглядные (иллюстрация, демонстрация, наблюдение);
- практические (игра, упражнение, анализ конкретной ситуации, акция);
- информационные и аудио-, видео - методы (общение на страницах в соцсетях, просмотр радиопередач, теле шоу, мультфильмов, сказок прослушивания аудиозаписей);
- педагогические (беседа, лекция, воспитательный час, классный час, пример, поручения, социальное обучение и закрепление положительного опыта, побуждения, требование, благодарность, поощрения, соревнования, самоанализ, осуждение, самооценка, самоконтроль, одобрение своих поступков, наказание,
- психологические (тестирование, социально психологический тренинг, психотерапия (игровая, арт-терапия, сказкотерапия);
- социологические (опрос, анкетирование);
- интерактивные (методы игры и игрового тренинга, методы театрализации, метод соревнования, метод равноправного духовного контакта, импровизация).
В настоящее время существует множество классификаций волонтерской деятельности. С точки зрения целевой группы, которой будет оказываться помощь добровольцами, можно выделить следующие виды волонтерской деятельности:
Социальное волонтерство.
Экологическое волонтерство.
Волонтерство в области культуры (арт-волонтерство).
Творческая добровольческая деятельность.
Событийное волонтерство (event-волонтерство).
Социальное волонтерство – добровольческая деятельность, направленная на помощь следующим категориям граждан: дети, нуждающиеся в особом внимании, пожилые люди, ветераны, люди с ограниченными возможностями и др.
Экологическое волонтерство – добровольческая деятельность, направленная на сохранение природы. Данная деятельность включает в себя: уборку мусора, посадку деревьев, просвещение горожан в области охраны окружающей среды и др.
Культурное волонтерство (арт-волонтерство) – этот вид добровольчества еще мало распространен в нашей стране, однако у направления очень широкие перспективы. В культурное волонтерство входят и помощь при реставрации архитектурных памятников, и работа по пополнению экспозиционного фонда музеев, и организация экскурсий, и работа с туристическими группами (последнее, к слову, особенно востребовано в дни проведения крупных спортивных и культурных праздников).
Творческая добровольческая деятельность — проведение благотворительных концертов, спектаклей, выступлений разного рода.
Событийное волонтерство (event-волонтерство) – добровольческие инициативы, направленные на помощь в организации мероприятий разного уровня.
Лайфхаки для успешной деятельности волонтерской организации /команды:
Регулярные встречи и обсуждения дальнейших планов (именно в этом случае волонтеры понимают, что они действительно принадлежат к данной организации/команде и решают важные вопросы).
Проведение совместного досуга (например, поздравления с днем рождения членов волонтерской организации/команды).
Отличительная атрибутика (значок, футболка и др.).
Подведение итогов и поощрения лучших волонтеров (стремление в большей степени включаться в работу организации).
Размещение на сайте или в школьной газете истории волонтеров (как интересно быть волонтером, как важно быть волонтером).
Объяснения волонтерам их перспектив и возможностей в будущем (например, дополнительные баллы при поступлении, получение компетенций, поиск знакомств, друзей и др.).
И самое главное – выполнение важных и добрых дел!
Библиографический список
Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2003.
Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / И.А. Левдер // Социальная работа. – 2015. – №2. – С. 36
Григорьев И.Н. Волонтерская деятельность как основа формирования гражданской активности молодежи: моногр. — Тамбов: Бизнес — Наука — Общество, 2011.
НигматуллинаТ.А. Развитие волонтерского движения как часть молодежной политики России: социокультурный анализ // Вестн. Каз. технол. ун-та. — 2013. — №17. — Т. 16. — С. 289–292.
Буякова К. И., Журавлева А. В., Горшкова Е. Г., Попов Д. В. Технологии организации волонтерской деятельности молодежи-Томск, 2018.