СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии воспитания

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные технологии воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Технологии воспитания»

ФГУВУ для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище № 1 закрытого типа г.Орлова Кировской области

Технологии воспитания

Проблемы и условия использования

Работу выполнила

заведующая методкабинетом

Колупаева Л.А, высшая

квалификационная категория,

с педстаж- 26 лет

г.Орлов

2010



Технологии воспитания

«Новое время рождает новые песни»

Современное педагогическое мышление направляет свое обостренное внимание на прикладную педагогику- ту часть педагогической науки, которая отвечает на вопрос КАК?,обеспечивает непосредственную реализацию педагогических положений в практической жизнедеятельности ребенка.

Вдруг оказалось, что мы нуждаемся в искусстве тонкого прикосновения к личности, в педагогической технологии, которая предназначена обеспечить научно Обоснованное воздействие на ребенка в контексте его взаимодействия с окружающим миром.

А что же это- педагогическая технология?

  • Педагогическая технология-это не фокусы и не набор убивающих приемов.

  • Педагогическая технология как наука открывает принципы и закономерности педагогического общения.

  • Технологии воспитания- это не жесткая рецептура и не инструкции по манипулированию ребенком.

Обратимся к истории. Изучение проблемы свидетельствует, что корни вопроса уходят глубоко в историю, к деятельности великого греческого ученого Сократа, который, благодаря продуманности и логике воздействия на своих учеников, пробуждал в них интеллектуальную активность, заставляя их увидеть за внешней легкостью вопроса глубинную суть обсуждаемой проблемы.

Педагогическая технология- это естественный выбор различных приемов педагогического воздействия как естественного и гармоничного поведения педагога в контексте современной культуры на уровне его высокой духовности и психолого- педагогического понимания разворачивающейся ситуации. Это операционное обеспечение гуманных, психологически оправданных функций взрослого по отношению к ребенку, входящему в мир.

Педагогическая технология воспитательного процесса. Что это?

Данная проблема начала широко обсуждаться, исследоваться только последние шесть лет, да и то эпизодически. Приоритеты у Сластенина В.А. и Щурковой Н.Е., которые разработали программу учебного курса «Педагогическая технология», начали ее освоение , апробирование и преподавание (обучение студентов основам педагогического воздействия и взаимодействия в воспитательном процессе»

На практике теория осуществляется с помощью технологии. Слово “технология” образовано от латинского слова "техне"- мастерство, "логос"- наука.

  • Педагогическая технология- это сумма и система научно- обоснованных приемов и методов педагогического воспитательного воздействия на человека или группу людей (по Щурковой Н.Е.)

Практическая реализация педагогического воздействия или Слагаемые педтехнологии

*Педагогическое общение

*Педагогическая техника

*Педагогическая оценка

*Требование

*Разрешение и создание педагогического конфликта

*Реализация информационного воздействия

*Творческое решение педагогических ситуаций

*Творческий успех педагога

Любая деятельность может быть либо технологией, либо мастерством.

С мастерства всё начинается, технологией заканчивается. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место "коллективному мастерству", т.е. технологии.

Сравним деятельность, основанную на индивидуальном мастерстве, с деятельностью, основанной на технологии:

Индивидуальное мастерство:


Технология:


1.Учитель всё делает сам;


1.Внедряются "готовые" разработки;



2.В основе лежит опыт, интуиция;


2.В основе лежат научные знания;


3.Используется только самим учителем.


3.Используется всеми.


Индивидуальное мастерство опирается на технологию, т.е. предоставляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления на научной основе решения какой-либо проблемы.



Педагогическое мастерство - сплав знаний профессиональных умений, личностных качеств и опыта.

Вывод:

Достаточно конкретно могли увидеть отличия мастерства учителя от технологии.

Опыт, педагогическая и методическая работа обеспечивает рост знаний, умений, развивают личностные свойства учителя. Для практической работы имеет большое значение формирование комплекса умений, в которых концентрируются знания.

Выделяются следующие группы педагогических умений :

1. Гностические (познавательные, диагностические)

умение работать с разными видами информации;

получать, обрабатывать и использовать информацию;

умение работать с новыми информационными технологиями, словом;

умение анализировать пед.реальность, состояние процесса воспитания, диагностировать, т.е. изучать учащихся, выявлять проблемы их развития и воспитания и формировать пед.задачи.

2 Конструктивные

умение проектировать , планировать воспитательную и учебную работу;

определять состав и порядок действий для достижения целей, т.е. определять цели, средства, методы, формы работы с учениками.

3 Коммуникативные

умение воспринимать и понимать учащихся;

проявлять способность к эмпатии, обмениваться информацией и осуществлять взаимодействие;

строить отношения с учащимися, правильно разрешать конфликты в педагогической работе.

4. Прикладные

умения в области искусства, ремесел, спорта, досуга.



Составной частью педагогического мастерства является педагогическая технология, под которой понимают комплекс умений учителя владеть, управлять собой и воздействовать на учащихся психофизическими средствами: голосом, жестом, взглядом.

Как соотносятся педагогическое мастерство и педагогическая технология?

Между ними нет противоречий. Чем выше уровень педагогических умений, тем шире и богаче его опыт, чем основательнее его профессиональная компетентность, научная подготовленность, тем более он свободен в освоении новых технологий, тем более свободен пользоваться системно-технологическим подходом к организации воспитательной работы с учениками.

Основу педагогического мастерства составляет воспитательный процесс с элементами технологизации, что предполагает профессионально - компетентного учителя, владеющего комплексом профессиональных умений, педагогической техникой и технологией



Воспитательная технология – это одно из средств воспитания , деятельность людей. Методы, способы, техники, приемы, средства, формы – соседи и родственники технологии. Технология направлена на решение конкретных педагогических задач и состоит их последовательности, из системы педагогических приемов и техник. Технология всегда имеет результат. Например: незапланированные изменения отношения школьников к учителю в процессе осуществления педдействия; изменения в отношениях ребят друг к другу, факты вежливости, организованности, дисциплинированности, т.е. меняются качества поведения и черты личности воспитанников. Существует своеобразный алгоритм способов действия воспитателя, задающий определенные качества деятельности школьников (например, творческий характер, соревновательность) , а также определенные качества общения (доброжелательность, открытость, проблемность). Из сказанного можно выстроить цепочку:

воспитательные технологии = цели – методы – результаты.

По каким же критериям мы определяем, технология ли это?

- это массовые, т.е. известные формы и способы работы;

- в способе должна быть некая устойчивость, типичность;

- должна быть заложена потенциальная возможность конкретного результата.

Педагогическая технология- совокупность необходимых профессиональных умений, определяющих воспитательный успех педагогического воздействия.

Таким критериям соответствуют следующие технологии:

  • -Технология педагогической поддержки

  • -Технология разрешения конфликта

  • -Технология создания ситуации успеха

  • -Технология предъявления педагогического требования

  • -Технология педагогического общения

  • -Технология социального воспитания

  • Игровые технологии

  • Технология КТД

  • Шоу-технология

  • Технология групповой проблемной работы

  • Проектная технология

И др.

Все технологии исходят из познавательной активности учащихся и ставят целью её формирование. Особенно эффективно развивают активность:



1. Технологии проблемного обучения, поисковые, проектные, творческие, продуктивные.

Такие технологии выводят ученика в состояние неопределенности, требующее от него самостоятельного поиска.

2. Технология самоопределения личности, которая развивает активность выбора благодаря высокому уровню преподавания предметов, введению некоторых новых спецкурсов, индивидуальных планов учащихся.

3. Технология самоуправления в коллективе.

4. .Технология семейного воспитания

5. Технология дошкольного воспитания.

6. Технология социального воспитания.

Тенденции технологии:

от ученика к его личности;

от воспитания к самовоспитанию;

от педагогики требований к педагогике сотрудничества и партнёрства;

от единообразия к вариативности.

7. Технология воспитания

За технологией в области воспитания фактически остаются общие для всех воспитательные этапы, которые необходимо преодолеть на пути формирования всесторонне развитой личности.

Воспитательные этапы:

1. Планирование предполагаемого результата и способов его достижения.

2. Моделирование способов.

3. Разработка планов и моделей.

4. Осуществление управления.

При технологическом решении проблем воспитания каждый педагог обязан пройти путь достижения цели, контролируя и корректируя результаты в заранее определенных этапах деятельности. Между этими этапами каждый действует творчески, в зависимости от конкретных условий и имеющихся возможностей. Нынешняя практика воспитания находится в переходной стадии- педагоги еще не работают по хорошо отлаженной научной технологии, но уже постепенно отходят от замкнутого на индивидуальность интуитивного решения воспитательных задач. В воспитательную работу внедряются апробированные, приносящие пользу технологические находки: разработка спецкурсов, элективных курсов и др. В практической технологии воспитательный процесс осуществляется через комплексный подход.

Это означает единство целей, задач, содержания, методов, форм, средств воспитательного взаимодействия и воздействия.

Требования к комплексному подходу:

воздействие на воспитанников по трем направлениям- на сознание, чувства, поведение.

положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания и самовоспитания личности.

единство и координация усилий в воспитании учащихся семьи, школы, учреждений дополнительного образования, литературы и другие.

одновременное осуществление задач умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

системный подход к управлению. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними.

Факторы:

1. Сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или противодействовать ему;

2. Условия жизни, которые содействуют становлению образа жизни в рамках города.

3. Средства массовой информации и пропаганды;

4. Уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность школьника (ВС, нравственные нормы, психологический климат).

5. Нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений;

6. Индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

























Список литературы.

1.Освоение педагогической технологии./ж-л «Завуч»,№1,2005, стр.73-122.

2.Образовательные технологии. Характерные черты образовательных технологий разных поколений./Ж-л «Завуч»,№6, 2004, стр.37-44.

3.Технологии социального проектирования./Ответственное поведение- ресурс безопасности здоровья Учебно- методические материалы.-М.:АППК и ПРО,2007, стр.92-103.

4.Эффективные технорлогии работы педагогов и специалистов с детьми и молодежью. /Ответственное поведение- ресурс безопасности здоровья Учебно- методические материалы.-М.:АППК и ПРО,2007, стр 164-184.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!