ФГУВУ для детей и подростков с девиантным поведением «Специальное профессиональное училище № 1 закрытого типа г.Орлова Кировской области
Технологии воспитания
Проблемы и условия использования
Работу выполнила
заведующая методкабинетом
Колупаева Л.А, высшая
квалификационная категория,
с педстаж- 26 лет
г.Орлов
2010
Технологии воспитания
«Новое время рождает новые песни»
Современное педагогическое мышление направляет свое обостренное внимание на прикладную педагогику- ту часть педагогической науки, которая отвечает на вопрос КАК?,обеспечивает непосредственную реализацию педагогических положений в практической жизнедеятельности ребенка.
Вдруг оказалось, что мы нуждаемся в искусстве тонкого прикосновения к личности, в педагогической технологии, которая предназначена обеспечить научно Обоснованное воздействие на ребенка в контексте его взаимодействия с окружающим миром.
А что же это- педагогическая технология?
Педагогическая технология-это не фокусы и не набор убивающих приемов.
Педагогическая технология как наука открывает принципы и закономерности педагогического общения.
Технологии воспитания- это не жесткая рецептура и не инструкции по манипулированию ребенком.
Обратимся к истории. Изучение проблемы свидетельствует, что корни вопроса уходят глубоко в историю, к деятельности великого греческого ученого Сократа, который, благодаря продуманности и логике воздействия на своих учеников, пробуждал в них интеллектуальную активность, заставляя их увидеть за внешней легкостью вопроса глубинную суть обсуждаемой проблемы.
Педагогическая технология- это естественный выбор различных приемов педагогического воздействия как естественного и гармоничного поведения педагога в контексте современной культуры на уровне его высокой духовности и психолого- педагогического понимания разворачивающейся ситуации. Это операционное обеспечение гуманных, психологически оправданных функций взрослого по отношению к ребенку, входящему в мир.
Педагогическая технология воспитательного процесса. Что это?
Данная проблема начала широко обсуждаться, исследоваться только последние шесть лет, да и то эпизодически. Приоритеты у Сластенина В.А. и Щурковой Н.Е., которые разработали программу учебного курса «Педагогическая технология», начали ее освоение , апробирование и преподавание (обучение студентов основам педагогического воздействия и взаимодействия в воспитательном процессе»
На практике теория осуществляется с помощью технологии. Слово “технология” образовано от латинского слова "техне"- мастерство, "логос"- наука.
Педагогическая технология- это сумма и система научно- обоснованных приемов и методов педагогического воспитательного воздействия на человека или группу людей (по Щурковой Н.Е.)
Практическая реализация педагогического воздействия или Слагаемые педтехнологии
*Педагогическое общение
*Педагогическая техника
*Педагогическая оценка
*Требование
*Разрешение и создание педагогического конфликта
*Реализация информационного воздействия
*Творческое решение педагогических ситуаций
*Творческий успех педагога
Любая деятельность может быть либо технологией, либо мастерством.
С мастерства всё начинается, технологией заканчивается. Пока технология не создана, господствует индивидуальное мастерство. Но рано или поздно оно уступает место "коллективному мастерству", т.е. технологии.
Сравним деятельность, основанную на индивидуальном мастерстве, с деятельностью, основанной на технологии:
Индивидуальное мастерство: | Технология: |
1.Учитель всё делает сам; | 1.Внедряются "готовые" разработки; |
2.В основе лежит опыт, интуиция; | 2.В основе лежат научные знания; |
3.Используется только самим учителем. | 3.Используется всеми. |
Индивидуальное мастерство опирается на технологию, т.е. предоставляет собой процесс последовательного, пошагового осуществления на научной основе решения какой-либо проблемы.
Педагогическое мастерство - сплав знаний профессиональных умений, личностных качеств и опыта.
Вывод:
Достаточно конкретно могли увидеть отличия мастерства учителя от технологии.
Опыт, педагогическая и методическая работа обеспечивает рост знаний, умений, развивают личностные свойства учителя. Для практической работы имеет большое значение формирование комплекса умений, в которых концентрируются знания.
Выделяются следующие группы педагогических умений :
1. Гностические (познавательные, диагностические)
умение работать с разными видами информации;
получать, обрабатывать и использовать информацию;
умение работать с новыми информационными технологиями, словом;
умение анализировать пед.реальность, состояние процесса воспитания, диагностировать, т.е. изучать учащихся, выявлять проблемы их развития и воспитания и формировать пед.задачи.
2 Конструктивные
умение проектировать , планировать воспитательную и учебную работу;
определять состав и порядок действий для достижения целей, т.е. определять цели, средства, методы, формы работы с учениками.
3 Коммуникативные
умение воспринимать и понимать учащихся;
проявлять способность к эмпатии, обмениваться информацией и осуществлять взаимодействие;
строить отношения с учащимися, правильно разрешать конфликты в педагогической работе.
4. Прикладные
умения в области искусства, ремесел, спорта, досуга.
Составной частью педагогического мастерства является педагогическая технология, под которой понимают комплекс умений учителя владеть, управлять собой и воздействовать на учащихся психофизическими средствами: голосом, жестом, взглядом.
Как соотносятся педагогическое мастерство и педагогическая технология?
Между ними нет противоречий. Чем выше уровень педагогических умений, тем шире и богаче его опыт, чем основательнее его профессиональная компетентность, научная подготовленность, тем более он свободен в освоении новых технологий, тем более свободен пользоваться системно-технологическим подходом к организации воспитательной работы с учениками.
Основу педагогического мастерства составляет воспитательный процесс с элементами технологизации, что предполагает профессионально - компетентного учителя, владеющего комплексом профессиональных умений, педагогической техникой и технологией
Воспитательная технология – это одно из средств воспитания , деятельность людей. Методы, способы, техники, приемы, средства, формы – соседи и родственники технологии. Технология направлена на решение конкретных педагогических задач и состоит их последовательности, из системы педагогических приемов и техник. Технология всегда имеет результат. Например: незапланированные изменения отношения школьников к учителю в процессе осуществления педдействия; изменения в отношениях ребят друг к другу, факты вежливости, организованности, дисциплинированности, т.е. меняются качества поведения и черты личности воспитанников. Существует своеобразный алгоритм способов действия воспитателя, задающий определенные качества деятельности школьников (например, творческий характер, соревновательность) , а также определенные качества общения (доброжелательность, открытость, проблемность). Из сказанного можно выстроить цепочку:
воспитательные технологии = цели – методы – результаты.
По каким же критериям мы определяем, технология ли это?
- это массовые, т.е. известные формы и способы работы;
- в способе должна быть некая устойчивость, типичность;
- должна быть заложена потенциальная возможность конкретного результата.
Педагогическая технология- совокупность необходимых профессиональных умений, определяющих воспитательный успех педагогического воздействия.
Таким критериям соответствуют следующие технологии:
-Технология педагогической поддержки
-Технология разрешения конфликта
-Технология создания ситуации успеха
-Технология предъявления педагогического требования
-Технология педагогического общения
-Технология социального воспитания
Игровые технологии
Технология КТД
Шоу-технология
Технология групповой проблемной работы
Проектная технология
И др.
Все технологии исходят из познавательной активности учащихся и ставят целью её формирование. Особенно эффективно развивают активность:
1. Технологии проблемного обучения, поисковые, проектные, творческие, продуктивные.
Такие технологии выводят ученика в состояние неопределенности, требующее от него самостоятельного поиска.
2. Технология самоопределения личности, которая развивает активность выбора благодаря высокому уровню преподавания предметов, введению некоторых новых спецкурсов, индивидуальных планов учащихся.
3. Технология самоуправления в коллективе.
4. .Технология семейного воспитания
5. Технология дошкольного воспитания.
6. Технология социального воспитания.
Тенденции технологии:
от ученика к его личности;
от воспитания к самовоспитанию;
от педагогики требований к педагогике сотрудничества и партнёрства;
от единообразия к вариативности.
7. Технология воспитания
За технологией в области воспитания фактически остаются общие для всех воспитательные этапы, которые необходимо преодолеть на пути формирования всесторонне развитой личности.
Воспитательные этапы:
1. Планирование предполагаемого результата и способов его достижения.
2. Моделирование способов.
3. Разработка планов и моделей.
4. Осуществление управления.
При технологическом решении проблем воспитания каждый педагог обязан пройти путь достижения цели, контролируя и корректируя результаты в заранее определенных этапах деятельности. Между этими этапами каждый действует творчески, в зависимости от конкретных условий и имеющихся возможностей. Нынешняя практика воспитания находится в переходной стадии- педагоги еще не работают по хорошо отлаженной научной технологии, но уже постепенно отходят от замкнутого на индивидуальность интуитивного решения воспитательных задач. В воспитательную работу внедряются апробированные, приносящие пользу технологические находки: разработка спецкурсов, элективных курсов и др. В практической технологии воспитательный процесс осуществляется через комплексный подход.
Это означает единство целей, задач, содержания, методов, форм, средств воспитательного взаимодействия и воздействия.
Требования к комплексному подходу:
воздействие на воспитанников по трем направлениям- на сознание, чувства, поведение.
положительный результат достигается при органичном слиянии воспитания и самовоспитания личности.
единство и координация усилий в воспитании учащихся семьи, школы, учреждений дополнительного образования, литературы и другие.
одновременное осуществление задач умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового воспитания.
системный подход к управлению. Управление может быть успешным лишь тогда, когда будут учтены действующие в воспитании внешние и внутренние факторы и взаимосвязи между ними.
Факторы:
1. Сложившийся образ жизни школьника, который может содействовать развитию заданных качеств или противодействовать ему;
2. Условия жизни, которые содействуют становлению образа жизни в рамках города.
3. Средства массовой информации и пропаганды;
4. Уровень развития и условия жизни коллектива, непосредственно влияющие на личность школьника (ВС, нравственные нормы, психологический климат).
5. Нормы взаимоотношений, сложившиеся в первичных коллективах, положение школьника в системе коллективных отношений;
6. Индивидуальные и личностные особенности воспитанника.
Список литературы.
1.Освоение педагогической технологии./ж-л «Завуч»,№1,2005, стр.73-122.
2.Образовательные технологии. Характерные черты образовательных технологий разных поколений./Ж-л «Завуч»,№6, 2004, стр.37-44.
3.Технологии социального проектирования./Ответственное поведение- ресурс безопасности здоровья Учебно- методические материалы.-М.:АППК и ПРО,2007, стр.92-103.
4.Эффективные технорлогии работы педагогов и специалистов с детьми и молодежью. /Ответственное поведение- ресурс безопасности здоровья Учебно- методические материалы.-М.:АППК и ПРО,2007, стр 164-184.