Технология интерактивного обучения иностранному языку
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1.пассивная — обучающийся выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит);
2.активная — обучающийся выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания);
3.интерактивная — inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех обучающихся. Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых обучающийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. В ходе диалогового обучения (а именно это и предполагает интерактивное обучение) обучающиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися;
решает информационную задачу, поскольку обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
развивает общеучебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих и развивающих задач;
обеспечивает решение воспитательных задач, поскольку приучает и научает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д. В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способна оптимизировать сущность, содержание и структуру педагогических взаимодействий.
В чём состоит технология интерактивного обучения?
Под технологией интерактивного обучения (ТИО) мы понимаем систему способов организации взаимодействия педагога и обучающихся в форме учебных игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания обучающимися ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.
Целевые ориентации
Технология интерактивных методов обучения призвана:
-активизировать индивидуальные умственные процессы обучающихся;
-пробуждать внутренний диалог обучающегося;
-обеспечить понимание той информации, которая послужила предметом обмена; - осуществить индивидуализацию педагогического взаимодействия;
-вывести учащегося на позицию, где он станет субъектом обучения;
-обеспечить двухстороннюю связь в процессе обмена информацией между обучаемыми.
Педагогические технологии интерактивного обучения ставят перед преподавателем задачу по облегчению и поддержке процесса получения знаний. При этом важно:
-выявить многообразие точек зрения;
-обращаться к личному опыту участников диалога;
-поддерживать активность обучаемых;
-соединять практику с теорией;
-способствовать взаимообогащению опыта участников;
-облегчить восприятие и усвоение поставленной задачи;
-поощрять творчество участников.
Для эффективной подачи знаний на уроках по инновационному методу преподаватель использует:
-работу в малых группах, разбивая обучающихся на пары, тройки и т. д.;
-методику карусели;
-эвристические беседы;
-лекции, изложение которых является проблемным;
-методику мозговых штурмов;
-деловые игры;
-конференции;
-семинары в форме дебатов или дискуссий;
-средства мультимедиа
Использование интерактивной модели обучения в преподавании иностранного языка предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать обучающегося активным участником урока иностранного языка, формировать и развивать его познавательную активность. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, позволяет снизить психологическое напряжение преподавателя и обучаемого. Как результат-достижение следующих возможностей:
-простота диалогового общения, доступ к гигантским объёмам информации;
-возможность визуализации;
-сочетание высокой экономической эффективности и гибкости учебного процесса;
-увеличение скорости передачи информации обучаемому, повышения уровня его понимания;
-развитие интуиции, логического и образного мышления.
Если в совокупности применять современные интерактивные технологии, то можно добиться больших результатов в обучении иностранному языку.