- формировать прочные знания у младших школьников;
- научить учащихся работать с различными моделями;
- разработать и использовать опорные схемы на уроках русского
языка по ключевым темам;
- рассмотреть возможности использования различных моделей в
решении задачи формирования навыка грамотного письма младших школьников.
- моделирование на этапе введения в тему;
- моделирование на этапе повторения изученного материала;
- опорные схемы и алгоритмы, используемые для отработки
грамотного письма.
- младшие школьники, зная правила не всегда могут их применить и
объяснить написание изученной орфограммы;
- недостаточно внимания уделяется методике работы с алгоритмами,
схемами, таблицами по основным разделам русского языка;
- в методике русского языка представлена система работы учителя,
способствующая успешному овладению учебным материалом
младшими школьниками.
План:
- Моделирование на этапе изучения новых
знаний.
Таблицы-блоки к разделу «Части речи».
1. Имя существительное как часть речи.
2. Имя прилагательное как часть речи.
3. Глагол как часть речи.
4. Местоимение как часть речи.
- Моделирование на этапе повторения и
закрепления знаний.
ИМЯ СУЩЕСВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.
СПРАВКА
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОДУШЕВЛЕННЫЕ И НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ.
ОБОЗНАЧАЕТ
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
- Словарная работа «Лишнее слово».
- Игра «Вставь слово».
- Творческое упражнение.
- Графические диктанты.
- Буквенные диктанты.
- Упражнения с различными заданиями.(Составь тематические группы имен существительных и т.д.).
ЗАКРЕПЛЯЕМ !
Разбей слова на тематические группы:
КТО? ЧТО?
Люди:…,…; Растения:…,…; Овощи:…,;
Животные:…,…; Одежда:…,…; Обувь:…
Явления природы:..;
РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ БЫВАЮТ
ЧИСЛО ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ЧИСЛАМ
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Замени имена существительные в скобках однокоренными именами прилагательными. Укажи род, число. Выдели окончание.
Глагол
ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
ГЛАГОЛ
- Настоящее время (что делает? что делают?)
- Прошедшее время (что делал? что сделал? что делали?)
- Будущее время (что буду делать? что будут делать? что сделают?)
ГЛАГОЛЫ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ВРЕМЕНАМ
- … время (что делает? что делают?)
- время (…? что …? что делали?)
- … время (что буду делать? что будут делать? что сделают?)
Н.вр.
П.вр.
Б.вр.
нарисует
Несоверш.вид
рисует
будет рисовать
рисовал
Соверш.вид
нарисовал срисует дорисовал дорисует
МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
Наблюдение .
Кто герой этого текста?
О чем мечтает герой? Можно ли это определить? Какие слова нужно заменить в этом тексте, чтоб стало понятно, кто его герой и о чем он мечтает? Какой вывод ты можешь сделать?
- Подчеркни слова которые заняли место имени существительного. Чем интересны эти слова? Какое название вы бы дали этим словам? (предположения детей.)
- СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.
( Знакомство с новой частью речи).
-Позвольте представиться: Афанасий, младший домовой.
живу в книге «Маленькая дверь в большой мир».
Работа с текстом вывод. Вывод учащихся.
Вывод учащихся сравнивается с выводом в учебнике (стр. 55.)
…
МЕСТО ИМЕНИ Е
РЕЧИ
часть
КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ МЕСТО ИМЕНИ я .
Я МЫ
ТЫ
ВЫ
ОН
ОНА
ОНО ОНИ
МЕСТО ИМЕНИ Я
Наталья
Александровна
Женя
Настя
Слава
Лера
Дима
Лера
ОПРЕДЕЛИ ЛИЦО И ЧИСЛО
ОНИ
ОНО
ВЫ
Я
ОНА
ТЫ
МЫ
ОН
ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО ПАДЕЖАМ
ОН
МЫ
Я
ТЫ
ОНА
ОНИ
НАС
ЕЕ
ЕГО
ТЕБЯ
ИХ
МЕНЯ
ЕЙ
ТЕБЕ
ЕМУ
МНЕ
ИМ
НАМ
ТЕБЯ
МЕНЯ
ЕГО
ЕЕ
ИХ
НАС
ТОБОЙ
МНОЙ
ИМ
ЕЙ
ИМИ
НАМИ
О ТЕБЕ
О НАС
О НИХ
О НЕЙ
О НЕМ
ОБО МНЕ
ИХ
ЕЙ
К НАМ
Я
ОПРЕДЕЛИ ПАДЕЖ
К ТЕБЕ
ЕМУ
О НАС
ОБО МНЕ
ЕГО
ТЫ
О НИХ
МЫ
- Какую часть речи изучаем?
- Что такое местоимение?
- Почему их называют личными?
- У каких местоимений можно определить род? А число?
У нас шубы хороши!
У нас – н.ф. мы, мест., личное, 1-е лицо, мн.ч.