СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология обучения анализу поэтического текста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологию можно использовать и на уроках литературы в среднем звене

Просмотр содержимого документа
«Технология обучения анализу поэтического текста»

Технология обучения анализу поэтического текста Урок литературного чтеия в 4 классе М.Ю. Лермонтов «Утёс»

Технология обучения анализу поэтического текста

Урок литературного чтеия в 4 классе

М.Ю. Лермонтов «Утёс»

М.Ю.Лермонтов «Утёс» Ночевала тучка золотая На груди утёса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя; Но остался влажный след в морщине Старого утёса. Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

М.Ю.Лермонтов «Утёс»

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утёса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа) Утёс  Тучка

Находим в стихотворении два эмоциональных полюса (ключевых образа)

  • Утёс

Тучка

Заполняя таблицу, находим в тексте лексичекие цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов) Тучка Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в утёс Тучка (уменьш.суф.) Золотая (эпитет) Утром умчалась (олицетв.) По лазури весело (эпитет) Играя (олицетв.) Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в Утёс-великан (эпитет) Влажный след (эпитет) Старый, одиноко (эпитет) Задумался, плачет (олицетв.)

Заполняя таблицу, находим в тексте лексичекие цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов)

Тучка

Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в

утёс

Тучка (уменьш.суф.)

Золотая (эпитет)

Утром умчалась (олицетв.)

По лазури весело (эпитет)

Играя (олицетв.)

Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в

Утёс-великан (эпитет)

Влажный след (эпитет)

Старый, одиноко (эпитет)

Задумался, плачет (олицетв.)

Придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов (ассоциативный анализ)
  • Придумываем ассоциации к каждому из ключевых образов

(ассоциативный анализ)

Молодость, радость бытия легкая светлая Легкомыс- ленная тучка Подви- жная Беззабот- ная

Молодость, радость бытия

легкая

светлая

Легкомыс-

ленная

тучка

Подви-

жная

Беззабот-

ная

Старость, одиночество темный Несчаст- ный  тяжелый  утес  Страдаю- щий  плачущий

Старость, одиночество

темный

Несчаст-

ный

тяжелый

утес

Страдаю-

щий

плачущий

Заполняя таблицу, находим в тексте лексичекие цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов) Тучка Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в ассоциации Утёс Тучка (уменьш.суф.) Золотая (эпитет) Утром умчалась (олицетв.) По лазури весело (эпитет) Играя (олицетв.) Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в Лёгкая Подвижная Легкомысленная Светлая Молодость  Беззаботность Солнце Чистое небо Радость бытия (и т.д.) ассоциации Утёс-великан (эпитет) Влажный след (эпитет) Старый, одиноко (эпитет) Задумался, плачет (олицетв.) Тяжёлый Тёмный Неподвижный Несчастный Старость Разлука Одиночество Слёзы (и т.д.)

Заполняя таблицу, находим в тексте лексичекие цепочки, связанные с каждым из ключевых образов (полюсов)

Тучка

Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в

ассоциации

Утёс

Тучка (уменьш.суф.)

Золотая (эпитет)

Утром умчалась (олицетв.)

По лазури весело (эпитет)

Играя (олицетв.)

Лексическая цепочка с указанием изобразит.ср-в

Лёгкая

Подвижная

Легкомысленная

Светлая

Молодость

Беззаботность

Солнце

Чистое небо

Радость бытия

(и т.д.)

ассоциации

Утёс-великан (эпитет)

Влажный след (эпитет)

Старый, одиноко (эпитет)

Задумался, плачет (олицетв.)

Тяжёлый

Тёмный

Неподвижный

Несчастный

Старость

Разлука

Одиночество

Слёзы (и т.д.)

Ищем художественные средства, проясняющие, уточняющие мысль поэта, и определяем их функцию в стихотворении : Тропы Синтаксические фигуры и приёмы Особенности строфики, звукописи и т.д.

Ищем художественные средства, проясняющие, уточняющие мысль поэта, и определяем их функцию в стихотворении :

  • Тропы
  • Синтаксические фигуры и приёмы
  • Особенности строфики, звукописи и т.д.
Антитеза  (основа всей художественной системы) тучКа (уменьш.) – утёс-великан Умчалась – стоит Весело – одиноко Играя – плачет Союз «НО» между 1-й и 2-й строфой

Антитеза (основа всей художественной системы)

  • тучКа (уменьш.) – утёс-великан
  • Умчалась – стоит
  • Весело – одиноко
  • Играя – плачет
  • Союз «НО» между 1-й и 2-й строфой
Эпитеты  (делают образы более яркими) Тучка золотая Весело Утёс-великан Влажный след Старый одиноко

Эпитеты (делают образы более яркими)

  • Тучка золотая
  • Весело
  • Утёс-великан
  • Влажный след
  • Старый
  • одиноко
Олицетворения  (переводят действие в символический план) Ночевала тучка … на груди утёса Умчалась … весело играя … в морщине старого утёса Одиноко он стоит … плачет

Олицетворения (переводят действие в символический план)

  • Ночевала тучка … на груди утёса
  • Умчалась … весело играя
  • … в морщине старого утёса
  • Одиноко он стоит … плачет
Синтаксический приём переноса во второй строфе  (выделяет особо значимые слова) Но остался влажный след в морщине // Старого утёса. Одиноко // Он стоит…

Синтаксический приём переноса во второй строфе (выделяет особо значимые слова)

Но остался влажный след в морщине //

Старого утёса. Одиноко //

Он стоит…

О чём стихи?  (интерпретация) Об одиночестве. О весне и осени человеческой жизни

О чём стихи? (интерпретация)

Об одиночестве.

О весне и осени человеческой жизни

Алгоритм анализа   1. Семантический анализ Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию , взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать своё восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.  Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов и тем самым –  Выявить сопутствующие образы , позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.  Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.  Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа

Алгоритм анализа 1. Семантический анализ

  • Выявить ключевые образы (обычно их два), противоположные по эмоциональному звучанию , взаимодействие и «борьба» которых в произведении создают его динамику, энергию, эмоциональное напряжение. Иногда они прямо названы, иногда подразумеваются, возникают в ассоциациях, в подтексте. Попытаться сформулировать своё восприятие содержания стихотворения на уровне первого впечатления.
  • Выписать лексические цепочки, соотносимые с каждым из этих ключевых образов и тем самым –
  • Выявить сопутствующие образы , позволяющие расширить, углубить или конкретизировать значение основных.
  • Выстроить все возможные ассоциативные ряды, уводящие в глубину содержания, позволяющие охватить разные уровни и оттенки смысла.
  • Дать интерпретацию произведения, вытекающую из первого этапа анализа

2. Анализ изобразительных средств Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов : эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.  Выявить «вспомогательные» художественные средства и приёмы , определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации ( в свою очередь зависящие от размера – ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки – мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, её влияние на смысл и художественное оформление образа.  Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и своё к ней отношение.

2. Анализ изобразительных средств

Выявить, какие изобразительные средства способствуют созданию и расширению значения ключевых образов : эпитеты, сравнения, метафоры, гиперболы, контрастные сопоставления и т.д.

Выявить «вспомогательные» художественные средства и приёмы , определяющие именно такое звучание стиха: строфика, рифмовка, особенности ритма и интонации ( в свою очередь зависящие от размера – ямб, хорей и др., длины строк, рифмовки – мужской или женской, особенностей синтаксиса, наличия инверсий, повторов, переносов и т.п.). Обратить внимание на звукопись, её влияние на смысл и художественное оформление образа.

Уточнить интерпретацию текста, сформулировать авторскую позицию и своё к ней отношение.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!