Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов
Подготовила
учитель начальных классов Нехай Л.С.
ФГОС содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов . В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности :
А) ориентировать на достижение результата
- Духовно-нравственного развития и воспитания ( личностные результаты ),
- Формирования универсальных учебных действий ( метапредметные результаты ),
- Освоения содержания учебных предметов ( предметные результаты );
- Б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
- В) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Оценки и отметки нужны не для того, чтобы:
ученик боялся получить плохие отметки
старшие контролировали ученика
ученик любой ценой старался получить хорошие оценки
Новые цели оценивания в школе нужны для того,
определять, что получается хорошо
преодолевать неудачи
чтобы каждый ученик научился самостоятельно:
радоваться достижениям
определять, что еще пока плохо
Оценка и отметка
Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)
Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)
Какие УУД развивает технология оценивания?
Организационные (умение определять достигнут ли результат)
Оценочные (толерантное отношение к иным решениям)
Коммуникативные (аргументированно отстаивать свою точку зрения)
Интеллектуальные (логически обосновывать свои выводы)
Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) представляет собой семь правил , определяющих порядок действий в разных ситуациях контроля и оценивания.
Эти правила дают ответы на все вопросы оценивания результатов ФГОС.
Правило 1. Что оцениваем? Оцениваем результаты – предметные, метапредметные и личностные.
Правило 2. Кто оценивает?
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку .
Правило 3. Сколько ставить отметок? По числу решённых задач.
Правило 4. Где накапливать оценки и отметки? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных , личностных) и в «Портфеле достижений» («Портфолио»)
Правило 5. Когда ставить оценки? Текущие – по желанию , за тематические проверочные работы – обязательно.
Правило 6. По каким критериям оценивать?
По признакам уровневой успешности: 1 ) необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи (умение действовать в привычной ситуации); 2) повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи (умение действовать в нестандартной ситуации, требующей применения имеющихся знаний); 3) максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи» (умение действовать совершенно самостоятельно в незнакомой ситуации, требующей новых, неизучавшихся знаний).
Правило 7. Как определять итоговые оценки/отметки?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов)
Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своём портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
Алгоритм самооценки
- В чем заключалось задание ?
2. Удалось ли получить результат ?
3. Полностью ли правильно , или с ошибкой?
4. Полностью самостоятельно , или с помощью?
5. По каким признакам различаем отметки?
6. Какую сам себе выставляешь отметку ?
Спасибо за внимание!