Тема урока: «Технология приготовления сладких блюд, десертов и напитков»
Предмет: технология
Тип урока: комбинированный
Тема | «Технология приготовления сладких блюд, десертов и напитков» |
Цель | Создание условий для ознакомления обучающихся со сладкими блюдами и десертами, их подачей к столу и приготовлением. |
Задачи | Обучающая: - сформировать представление о классификации сладких блюд и десертов их роли в питании человека - научить различать десерты по способу приготовления и по своему составу; -сформировать представление о десертах, подачей десертов к столу и способах определения качества десертов; Развивающая: - развивать логическое мышление, развивать такие приемы умственной деятельности, как сравнение, классификация, анализ -развивать умения получать информацию из различных источников. Воспитывающая: - способствовать созданию внутреннего комфорта. |
УУД | Познавательные: умение получать новые знания, перерабатывать и применять полученную информацию, определять цель деятельности на уроке. Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность; прогнозирование результата и усвоение уровня знаний. Личностные: владение основами самоконтроля и самооценки; создание условий для обеспечения успешной деятельности на уроке, эмоционального комфорта. |
Планируемые результаты | Предметные: Знать: классификацию сладких блюд и десертов их роль в питании человека; Уметь: формировать целостный взгляд на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность; формировать умение при работе по опорной таблице, самостоятельно добывать дополнительную информацию развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя) Личностные: Оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников; планировать и выполнять поставленные задачи, умение донести свое мнение до других; готовность к сотрудничеству. Метапредметные: Определение способов решения учебной и практической задачи; оценивание своей познавательно - трудовой деятельности, соблюдение норм и правил культуры труда, согласование и координация совместной деятельности на уроке. |
Основные понятия | Физиология питания, десерт, фрукты, креманка, сервировка стола. |
Межпредметные связи | История, геометрия, биология |
Ресурсы: | Тетрадь, интерактивная доска, презентация, технологические карты (задания) |
Форма урока | Ф - фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая |
Технология | Личностно - ориентированная, технология сотрудничества, здоровьесберегающая |
| | | | | |
| | | | | |
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
| | предметные | УУД |
Организационный момент Время: 2 мин | Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. Постановка цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном уроке | Воспринимают на слух, визуально контролирует свою готовность к уроку. | | Знать: правила поведения в кабинете "Технология". Уметь: организовать себя к деятельности на уроке | Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
Повторение пройденного материала Время: 5 мин | Проводит опрос учеников по теме Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», формирование бережного отношения к своему здоровью и окружающей среде. | Отвечают на вопросы. | Осознание необходимости закрепления новых знаний для последующего продвижения в освоении предмета. Выявить уровень усвоения учащимися материала предыдущего урока. Выявление пробелов в знаниях учащихся. Методы работы: индивидуальный опрос. Сочетание контроля и самоконтроля. Коррекция в знаниях учащихся. | Знать: какие бывают фрукты; - чем они полезны; -способы их хранения. Уметь: классифицировать фрукты. | Личностные: возникновение у обучающихся положительной мотивации, осознание своих возможностей. Регулятивные: умение формулировать цель деятельности Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. |
Изучение нового материала Время: 15 мин Физминутка: 3 мин | Знакомит с историческими сведениями о десертах, подачей их к столу и приготовлением десертов. Демонстрирует презентацию о сладких блюдах и десертов. | Знакомятся с десертами, составляют технологическую последовательность приготовления напитков (Учащиеся вместе с учителем называют технологические операции, учитель постепенно на доске составляет схему) | Презентация «Сладкие блюда, десерт» | Знать: классификацию сладких блюд и десертов их роль в питании человека Уметь: формировать умение при работе со схемой, -самостоятельно добывать дополнительную информацию -развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ | Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий при решении проблем. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы |
Закрепление нового материала Время: 10 мин | Стимулирует самостоятельную учебную деятельность, развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся Организует работу групп, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия обучающихся. | Работу выполняют по технологической схеме, которая лежит у них на столах. Распределяют в группах обязанности между собой по операциям (совместно с учителем). Уборка рабочих мест | Практическая работа: Инструктаж, распределение в группах обязанностей между учащимися по операциям -Из каких продуктов будете готовить компот(кисель)? Какие требования к готовому продукту? – Распределение учащимися (вместе с учителем) технологических операции приготовления компота (киселя). | Знать: В результате работы учащиеся расширяют свои представления о сладких блюдах и десертах через сопоставления и сравнения, узнают и запоминают новые понятия. Уметь: Приготовить десерт | Личностные: развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение планировать свою деятельность; умение обосновывать результаты своей работы. Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение целей, способов взаимодействия |
Контроль Время:5 мин | Проверяет и корректирует знания обучающихся. Дает объективную оценку результатов труда обучающихся на занятии, выставляет и анализирует оценки. | Сравнивают работы, оценивают свою работу и работу членов группы, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод | | | Регулятивные: Соотношение результатов своей деятельности с успешным усвоением материала. Личностные: самооценка, самоанализ. Коммуникативные: уметь слушать, доносить свою позицию. |
Рефлексия Время: 3 мин Домашнее задание: 2 мин | Осуществляет рефлексивный контроль. Записать рецепт и последовательность приготовления сладкого блюда, которое мы будем готовить на следующем уроке. | Аргументируют ответ. | Отвечают на вопрос. | | Познавательная: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка результатов деятельности. Регулятивные: выбирать наиболее рациональную последовательность действий. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УУД. Коммуникативные: уметь слушать |
Вопросы для устного опроса учащихся (повторение пройденного материала):
Учитель (далее У): - Какие продукты называют кисломолочными?
Дети (далее Д): - Кисломолочными называют молочные продукты, которые получают с помощью брожения (сыр, творог, простокваша, кефир).
У: - Назовите сроки, и условия хранения сметаны и кефира?
Д: - Сметану хранят при температуре от 0º до 1ºС, 24 часа, кефир хранят при температуре 8ºС не более 36 часов.
У: - Расшифруйте сокращенные метки на кухонных разделочных досках: ОС, Х, ОМ?
Д: - ОС – это доска для нарезки свежих овощей, Х – хлеба, ОМ – отварного мяса.
У: - Какое тесто называют пресным?
Д: - Пресным называют тесто, приготовленное без дрожжей: бисквитное, слоеное, заварное, песочное.
У: - Что нужно сделать перед началом работы на кухне?
Д: - Мы должны вымыть руки, надеть чистый фартук и косынку.
У: - Хорошо. Молодцы.
Какой же праздник без десерта?!Десерт – вершина торжества.
Такое мнение эксперта,а впрочем, как и большинства.
Каким бы вкусным ни был ужин, десерт, подобен волшебству.
С мечтою сладкою он дружен, ну, что ж, пожалуйте в мечту…
У: - Как вы уже поняли из нашего эпиграфа, сегодня мы поговорим о сладких блюдах. Я познакомлю вас с ассортиментом, способами приготовления и подачи сладких блюд, условиями и сроками их хранения. Вы овладеете навыками самостоятельной работы по приготовлению сладких блюд.
Тема нашего урока: «Технология приготовления сладких блюд, десертов и напитков»
Открываем тетради и записываем дату и тему.
- Скажите, пожалуйста, что такое десерт?
Десерт — сладкое блюдо, подаваемое после основного, в конце трапезы. Их можно использовать во время завтрака, ужина, полдника.
Сообщение. Десерт бывает сладким (например, пирожное или мороженое), но бывают и несладкие десерты из фруктов и/или орехов без добавления сахара/мёда. Десерты подаются обычно в специальных десертных тарелках, едят десертной ложкой — промежуточной по размеру между суповой ложкой и чайной. Десертный стол также сервируется десертным ножом и десертной вилкой. Смысл десерта – не добавить сытости, а, наоборот, снять ощущение послеобеденной тяжести, не вызывать у человека желания заснуть. Вот почему десерт в его точном французском кулинарном понимании – это не просто сладкое блюдо на заедку или в конце всего обеда, а обязательно легкое, освежающее блюдо. Из горячих напитков к десерту по-прежнему относятся чай и кофе, не только «проталкивающие» пищу, но и тонизирующие общее состояние, ускоряющие процесс пищеварения и снимающие тяжести после обеда.
Кроме того, не все сладкие блюда являются десертами, например в китайской кухне имеются сладкие мясные блюда (пример — свинина с ананасами), не являющиеся десертами. В Китае также встречаются конфеты с перцем и имбирём вместо сахара. Коренные американцы до прихода европейцев делали шоколад с перцем и пряностями вместо сахара. Десерт может состоять из сыров, пирожков и т. п. Даже в русской кухне встречаются несладкие десерты — например, чёрная икра. Классическим французским десертом считается сыр.
У. - В магазинах мы приобретаем продовольственные товары – продукты для личного потребления. Скажите, какие виды продовольственных товаров относятся к десертам?
Д.- Десертом является выпечка: торты, печенья, вафли, кексы, пироги; различные виды конфет, пастила, блюда из взбитых сливок; сладкие фруктово-ягодные смеси (так называемые фруктовые салаты); соки, содовые воды, компоты, кисели; сладкие молочные, шоколадные и фруктово-ягодные муссы, кремы, желе; мороженое и десерты из мороженого;
Сообщение 1. Значение сладких блюд.
Сладкие блюда приятны на вкус, питательны, вызывают чувство насыщения, усиливают деятельность пищеварительных желез и способствуют улучшению пищеварения.
Сладкие блюда являются источником легкоусвояемых углеводов – сахаров.
??? (вопросы)
У - К чему может привести чрезмерное употребление сладких блюд?
Д- (излишняя полнота, нарушение обмена веществ, сахарный диабет).
У- Чем полезны сладкие блюда?
Д- (содержание витаминов, т.к. готовят из фруктов и ягод (витамин С),
вкусовыми качествами.
У: - Как вы думаете, что добавляют в сладкие блюда, чтобы улучшить их вкус?
Д: - Ванилин…
У: - И не только. Улучшить вкусовые качества сладких блюд и придать им аромат помогают входящие в их состав изюм, орехи, какао, ванилин, лимонная кислота, желирующие продукты и др.
Слайд №
По температуре подачи сладкие блюда делят на холодные (10–14 °C) и горячие (65–70 °C) (записываем в тетради)
Холодные сладкие блюда: Слайд №
1. Свежие фрукты и ягоды;
2. Компоты;
3. Желированные блюда (кисель, желе, мусс, самбук, крем);
4. Замороженные (t=-4-6°C) (мороженое).
Для подачи суфле стол сервируют глубокой десертной тарелкой. В тарелку сначала наливают молоко или сливки, затем кладут кусочек суфле.
Температура подачи этих блюд не менее минус 4–6 °C.
Горячие сладкие блюда: Слайд №
1. Пудинги;
2. Яблоки в тесте;
3. Печеные яблоки;
4. Гурьевская каша;
5. Сладкие омлеты.
Горячие сладкие блюда подают при температуре 50–65 °C.
Требования к качеству готовых блюд:
- вкус, цвет, запах соответствуют приготовленному блюду;
- консистенция однообразная без комочков;
- прозрачность: компот, желе;
- мелкопористая, слегка упругая консистенция мусса. Недопустим слой желе в нижней части (самбук);
- пудинги имеют румяную корочку.
У: - Молодцы. Мне ничего не надо объяснять. Во всем мире существует огромное количество рецептов приготовления шарлотки – пирога с фруктами и ягодами. Пирожные, торты лучше подавать на тортнице или плоском блюде, покрытом резной бумажной салфеткой. Для раскладывания пирожных используют щипцы или лопатку.
Слайд №
У: - Существует блюдо, сравнительно недавно вошедшее в наш рацион – это изысканный дуэт холодных и горячих сладких блюд – фондю. Сочетание горячего шоколада и свежих ягод, растопленного сыра и гренок. Это блюдо – фантазия. Можно придумывать все новые и новые сочетания. Слайд №
Свежие фрукты и ягоды сами по себе являются прекрасным десертом. Задача при обработке – сохранить привлекательный внешний вид, вкус и максимальное количество витаминов.
У - Как вы думаете, какие фрукты и ягоды можно использовать для приготовления сладких блюд?
Д.- Используют фрукты и ягоды в свежем, сухом и консервированном виде, фруктово-ягодные сиропы, соки, экстракты, содержащие различные минеральные вещества, витамины и пищевые кислоты.
Натуральные свежие фрукты и ягоды:полезны благодаря содержанию витаминов, органических кислот, минеральных солей.
У - Назовите этапы первичной обработки овощей и фруктов? (повторение 5кл.)
Д - Первичная обработка фруктов: перебирают, удаляют остатки стебельков и плодоножки (кроме вишни, черешни);
Промывают, обсушивают, нарезают (арбуз, дыня)
У: - Вспомните, какую еще пользу для нашего организма приносят фрукты и ягоды?
Д: - Некоторые плоды имеют лечебное значение. Например, в яблоках содержатся дубильные вещества, дезинфицирующие слизистую оболочку кишечника и оказывающие противовоспалительное действие.
У: - Молодцы. Вы, конечно, помните, что ягоды можно посыпать сахарным песком или сахарной пудрой. Виноград выкладывают целой гроздью и отпускают без сахара. Землянику, клубнику, малину подают со сметаной, молоком, сливками.
Приготовление компотов (см. схему)
Компоты из свежих, сушеных или консервированных фруктов и ягод.
Технологический процесс состоит из подготовки фруктов, ягод, варки сиропа, их соединения.
У - Что происходит с ягодами в процессе варки?
Д - развариваются.
Следовательно, не все плоды подвергаются варке. Компоты из «нежных» ягод и фруктов (малина, клубника, черешня и т.п.) не варят. Подготовленные фрукты кладут в посуду и заливают кипящим сиропом. Настаивают в течение 3-4 часов.
Приготовление киселей
Кисели готовят из свежих фруктов и ягод, отваров, компотов, соков с добавлением желирующего вещества (крахмала) Слайд №
По консистенции: - густые;
- средней густоты;
- полужидкие.
Правила подачи: в креманках с добавлением сливок, сметаны, меда.
Молочный кисель – добавка кукурузного крахмала. Подают с фруктово-ягодным сиропом, вареньем, на десертной тарелке.
Некоторые десерты — кисели, компоты, мороженое, желе — подают в креманках, которые ставят на десертную или пирожковую тарелку.
Физминутка
Самостоятельная работа учащихся:
У: - Итак, сегодня вы узнали для себя много нового, восстановили в памяти ранее усвоенный материал и, я уверена, готовы творить. Готовы выполнить практическую работу?
Д: - Готовы!
У: - Тогда приступим.
Составить технологическую схему приготовления напитков иописать требование к качеству.
Закрепление изученного материала.
Вот и закончился наш урок.
Что нового и интересного вы узнали для себя?
Как вы оцениваете свой творческий настрой?
Что получилось сегодня на занятии, а что не очень удалось реализовать?
СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:
Мне было интересно …
Я приобрела …
Я поняла, что …
Я смогла …
Мне захотелось …
Я попробовала выполнить …
Меня удивило …
У меня получилось …
Урок дал мне для жизни …
Сообщение домашнего задания:
Записать рецепт и последовательность приготовления сладкого блюда, которое мы будем готовить на следующем уроке.
У: - Всем спасибо за урок. Давайте поблагодарим наших гостей. До свидания. Подведение итогов.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
Конспект урока
по технологии:
«Технология приготовления сладких блюд,
десертов и напитков»
Провела: учитель технологии
первой квалификационной категории
Агалаева Р.Р.
Класс: 7 класс
Избербаш 2017 г.