Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических задач, проблем в специально создаваемых для этого проблемных ситуациях.
Технология проблемного обучения имеет психологическую основу. Ее фазы соотносятся с 3-мя фазами мыслительного акта (осознание проблемы, ее решение и конечное умозаключение). «Мышление берет свое начало в проблемной ситуации, которая означает, что в своей деятельности человек начинает испытывать какие-то непонятные трудности, препятствия успешному выполнению…Так проблемная ситуация переходит в осознаваемую задачу» (А.В. Брушлинский).
Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения.»
Технология проблемного обучения.
Проблемное обучение основано на получении учащимися новых знаний посредством решения теоретических и практических задач, проблем в специально создаваемых для этого проблемных ситуациях.
Технология проблемного обучения имеет психологическую основу. Ее фазы соотносятся с 3-мя фазами мыслительного акта (осознание проблемы, ее решение и конечное умозаключение). «Мышление берет свое начало в проблемной ситуации, которая означает, что в своей деятельности человек начинает испытывать какие-то непонятные трудности, препятствия успешному выполнению…Так проблемная ситуация переходит в осознаваемую задачу» (А.В. Брушлинский).
Этапы проблемного обучения:
Осознание общей проблемной ситуации
Анализ общей проблемной ситуации, формулировка конкретной проблемы
Решение проблемы (выдвижение и проверка гипотез)
Проверка правильности решения проблемы.
Основной компонент в проблемном обучении – проблемная ситуация. Проблемная ситуация содержит проблему – противоречие. Создавать необходимо такую проблемную ситуацию, чтобы для ее решения учащиеся актуализировали прежний опыт и одновременно находили новые, неизвестные звенья, позволяющие решить проблему.
Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудную задачу, но ему не хватает данных, и он сам должен их искать.
Способы создания проблемной ситуации (М.И. Махмутов):
Постановка задания на объяснение явления или поиск путей его практического применения.
Побуждения учащихся к анализу явлений, несущих противоречия между житейскими и научными представлениями о нем.
Организация межпредметных связей.
Демонстрация противоречия между теоретически возможным способом решения и его практической целесообразностью.
Уровни (формы) проблемного обучения.
Проблемное изложение. Учитель ставит проблему и сам ее решает при активном обсуждении (рассказывает о том, как наука шла к истине, об опытах, гипотезах и т.д.).
Частично-поисковая деятельность. Учитель ставит проблему, разрабатывает проблемные вопросы, выполняет функции координатора. Используются проблемно-эвристические методы:
- мозговой штурм
- метод дневников (используется в тех случаях, если задача сложна, что требует высокого напряжения и времени. Может быть индивидуальная или коллективная формы работы. Каждый участник записывает в блокнот свои наблюдения и выводы по поводу решения задачи (в течение 1-2 недель). Далее результаты обсуждаются на совместной дискуссии. Учитель может предварительно взять дневники для обобщения и формулирования темы предстоящей дискуссии).
- метод голосования «за» и «против» (чаще всего используется после метода дневников. Формируется группа из 15-20 человек. Каждый участник предъявляет возможные варианты решения. Выбирается несколько вариантов, которые оцениваются по балльной системе жюри. К каждому варианту решения прикрепляются 2 представителя «за» и 2 «против». Каждая пара высказывается, аргументирует свои предположения, что фиксируется на доске. Время – 10-15 мин. Затем пары «за» и «против» меняются местами и теперь защищают новые позиции. Далее все доводы обсуждаются жюри и, если это необходимо, дополняются новыми. Происходит групповая дискуссия.
3. Самостоятельная исследовательская деятельность. Учащийся сам обнаруживает, осознает, формулирует и решает проблему (например, работа над дипломом). Учитель выполняет роль координатора.
Достоинства:
Развитие наблюдательности, качеств мышления (самостоятельности, критичности, нестандартности, логичности), личностных качеств (ответственности).
Формирование мотивации к учению.
Повышение качества, прочности усвоенных знаний (за счет самостоятельного их открытия, преодоления определенных трудностей, осознания их значимости).
Проблемное обучение отвечает требованиям современности: обучать исследуя, исследовать обучая.
Недостатки:
Трудоемкость.
Повышенные требования к уровню педагогического профессионализма.
Повышенные требования к уровню сформированности у учащихся навыков самостоятельной работы
Условия успешности проблемного обученяи:
Необходимость доброжелательной атмосферы, атмосферы принятия.
Обеспечение достаточной мотивации к решению проблемы.
Обеспечение посильности работы (соотношение известного и неизвестного)
Значимость информации, получаемой при решении проблемы для решающего.