Технология проектного обучения на уроках истории
Перспективной для современной школы представляется проектная деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями в процессе социализации. В двадцать первом веке объемы учебного материала, высокие требования к современному ученику и учителю подталкивают нас, учителей, к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и применению проектов. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем другие.
Преимущества проектной технологии. Они, прежде всего, в том, что ограниченный узкими рамками урок «выплёскивается» во внеурочную деятельность. А известная логика от простого к сложному предполагает следующие формы самостоятельной работы учащихся: творческую работу ( подбор примеров, оформление иллюстраций, написание мини-сочинений и т.д.), сообщение, доклад, реферат, исследование, проект. Для подростков проекты – средство самореализации, самоопределения. Именно при выполнении творческого проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен применить свои знания? При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности и требования: к сильным – сложные, к слабым – по их реальным возможностям. Овладение проектным методом развивает социальный аспект личности и за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно-необходимые знания и умения.
Проектный метод – это та педагогическая технология, которая ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Под проектом подразумевается специально организованный учителем комплекс учебных действий, завершающийся созданием продукта труда, презентации .Эффективность поектной технологии в преподавании истории представляет собой реально существующую проблемную ситуацию, выбранную учащимся.
Цель проектной деятельности состоит в том, чтобы создать условия , при которых обучающиеся:
1). Самостоятельно и охотно пробовали себя в различных сферах на основе самостоятельной цели проекта.
2). Приобретают коммуникативные умения, работая в группах или парах.
3). Развивают у себя исследовательские умения ( выделение проблем, сбор информации, наблюдение, эксперимент, обобщение).
4). Развивают логическое мышление, разрабатывают программу действий по реализации проекта, осуществляют рефлексию).
Проектная деятельность дает обучающемуся возможность реализовать свой познавательный мотив непосредственно в учебной работе. Работая над проектом, можно приобрести новые знания и опыт в интересующей сфере, которые можно применить на практике, в повседневной жизни подроста. В этой ситуации обучение превращается в процесс осознанного активного поиска, присвоения и применения новых знаний, что вообще характерно для деятельностных технологий обучения. Это и есть те приращения в знаниях и умениях, ради которых организуется проектная деятельность, и которые в дальнейшем будут легко переноситься учащимися на другие виды учебной и профессиональной деятельности.
Работа над проектом поможет развить недостающие навыки и умения. Причем промахи и ошибки на пути к результату будут заметны только самому автору и его руководителю. Это повысит самооценку, а возможно, и статус в классе или группе, поможет совладеть с тревогой, даст опыт успеха. Взаимодействие в проектной деятельности рождает совершенно новый тип отношений учителя и ученика – они становятся соратниками, занятыми общим делом, то есть они взаимодействуют и взаимообучаются.
Уроки, проведенные с использованием метода проектов, вызывают большой интерес у учащихся, которые проявляют активность, инициативу. Нравятся ребятам и уроки-защиты работ, в результате, которого - оценка у каждого учащегося (некоторые получают по 2 оценки). Однако главный результат - это осознание, что подготовленные презентации и публикации могут быть использованы на других уроках в других классах. Мои учащиеся становятся активными участниками ежегодно проводимой школьной научно- практической конференции «Умники и Умницы», участвуют в конкурсах социально-гуманитарных проектов, где становятся победителями и занимают призовые места.
Проектные технологии – хорошая возможность для взаимодействия учителя и ученика. Мы, как это ни странно звучит, через данную технологию готовим ребят к будущей жизни, чтобы современный молодой человек мог чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях. Ведь работодатели заинтересованы в таком работнике, который: умеет думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применять полученные знания для их решения); обладает критическим и творческим мышлением; владеет богатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарных знаний.
В результате Проектной работы у учащихся формируются личностные универсальные учебные действия: выбор интересной для школьника темы; распределение ролей в группе; определение своего вклада в коллективную работу; умение высказывать свое мнение и защищать проектную работу.
Познавательные универсальные учебные действия формируются как: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы; мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация; умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации; умения и навыки, связанные с письменной речью; самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели; формируется навык планомерной, технологичной деятельности и способность к самоорганизации, самоконтролю и само коррекции.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий, через проектную деятельность предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме.
Проектное обучение способствует развитию творческого мышления и навыков самостоятельной работы. Выполняя проекты, ученики развивают навыки мышления, учатся искать информацию, анализировать, экспериментировать, принимать решения, работать самостоятельно и в группах. Они занимаются моделированием, приобретают навыки изготовления изделий, получают более глубокие знания по использованию материалов, знакомятся с производственными процессами и новыми профессиями. Ученики способны применить и углубить знания, полученные в области науки. Благодаря этому методу развиваются творческие, активные, всесторонне развитые личности, способные обучаться самостоятельно.