СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок истории в 6 классе по теме: «В рыцарском замке».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занимательный урок с применением технологии проектного обучения. Для активизации обучающихся применялись игровые технологии.

Просмотр содержимого документа
«Урок истории в 6 классе по теме: «В рыцарском замке».»

Урок истории в 6 классе по теме: «В рыцарском замке».

Учитель МАОУ СОШ № 7 имени Г.К. Жукова Иваничкина Олеся Александровна.


Цель урока: 

  - познакомить обучающихся с понятием “рыцарь”; дать представление о жизни и быте средневековых феодалов, создать условия для формирования образного представления о замке феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях и воспитании;

   - познакомить с моральными ценностями, нормами и установками феодалов.

Задачи:

Обучающие:

     - научить каждого ученика самостоятельно добывать знания – получение информации при работе с текстом учебника, иллюстрациями;

- формировать умения – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности – навыки индивидуальной и групповой деятельности.

Развивающие: 

     - способствовать продолжению формирование умений работать с текстами, находить в тексте определения, высказывать собственные суждения на проблемные вопросы.

Воспитательные: 

     - способствовать воспитанию культуры делового общения;

     - формирование этических норм и ценностей через усвоение понятий: «честь», «слава», «благородство»;

- на основе Кодекса рыцарской чести доказать, что рыцарские идеалы – доблесть, честь, защита слабого, щедрость, борьба со злом и защита добра – вечны во все времена.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, учебник “История средних веков” (Агибалова Е. В., Донской Г.М. -М.: Просвещение), презентация, составленная учителем; макеты рыцарских замков, сделанные командами, ЦОР по теме.

Тип урока: комбинированный урок с использованием ЦОР.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивационно-целевой этап (переход от игровой деятельности к учебной).

Задача учителя: активизировать обучающихся, мотивировать их для дальнейшей работы.

Работа с кроссвордами. Класс делится на две группы, каждая получает задание: решить кроссворд по теме прошлого занятия «Арабы в VI – XI веках» и найти ключевое слово.

1 ГРУППА:


7




1


Р




2




Ы



3



Ц







4



А




5



Р




6





Ь







По горизонтали: 1. Священная книга мусульман (Коран) 2. Собрание рассказов об изречениях и поступках Мухаммеда (Сунны) 3. Как называли в Европе великого ученого из Средней Азии Ибн Сина (Авиценна) 4. Религия арабских племен (Ислам) 5. Высшие мусульманские школы (Медресе) 6. «Покорные Богу» (Мусульмане)


По вертикали: 7. КОННЫЙ ВОИН (Рыцарь)



2 ГРУППА: 6



1


З




2



А




3




М





4


О








5 К





По горизонтали: 1. Советник халифа (Везир) 2. Высокая башня, с которой пять раз в день верующих созывали на молитву специальные служители (Минарет) 3. Как в Европе называли основателя ислама Мухаммеда (Магомет) 4. «Посланник Бога» (Пророк) 5. Духовные судьи у мусульман (Кади)

По вертикали: 6. Жилище феодала, его крепость.

Таким образом, на уроке ребятам даются два новых термина: рыцарь и замок; определения записываются в тетрадь. Учитель обращает внимание на два слайда с изображением рыцаря и замка и ставит вопрос о теме урока. Обучающиеся сами формулируют её: «В рыцарском замке».

Учитель задает учащимся вопрос: «Что бы они хотели узнать на уроке?» (таким образом, происходит целеполагание, ребята сами формулируют цели своей работы) Ответы: занятия рыцарей, условия жизни, их жилище и т.д.

Учитель: - Так давайте вместе совершим путешествие в эпоху Средневековья и отыщем ответы на наши вопросы.


III. Работа по теме урока. Введение в новый материал.

1. Мой дом – моя крепость.

На прошлом занятии каждая группа получила задание: сделать макет замка. Вы сами, без моей помощи, отыскали сведения о жилищах рыцарей и изобразили их такими, какими они могли быть. На защиту вашего проекта вам дается по пять минут. В ходе защиты команда - соперников записывает в тетрадь все представленные термины. После защиты вам на обсуждение предоставляются проблемные вопросы:

  1. Зачем феодалам так необходимы были замки?

  2. Что означает поговорка “Мой дом – моя крепость”?

Защита проектов.

Термины, необходимые для изучения данного вопроса: донжон, сторожевая вышка, бойница, надвратная башня.

Учитель: - А теперь мы проверим, какая команда наиболее точно изобразила рыцарский замок.

Работа с модулем «Рыцарский замок» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/df4a3f28-c173-4fc7-893e-bcf97b45201e/156.swf). Обсуждение проблемных вопросов.

2. Воспитание рыцаря. Кодекс рыцарской чести.

- Итак, замок, мы построили, теперь надо воспитать рыцаря.

- Какими качествами должен был обладать настоящий рыцарь? Наверно, рыцаря окружали заботой, ведь из него должен был вырасти настоящий защитник. Спал рыцарь на пуховых перинах, все жители замка потакали его желаниям, берегли его. Вы согласны со мной? Нет, тогда давайте узнаем, как воспитывали настоящего рыцаря. Как можно было стать рыцарем? И к чему обязывал «Кодекс рыцарской чести»?

Итак, 1 группа: стр. 93 учебника, вопрос «Как можно было стать рыцарем?»

2 группа: стр. 96, вопрос «К чему обязывал «Кодекс (законы) рыцарской чести»?»

После ваших ответов обсудим следующие проблемные вопросы:

1. Как вы думаете, легко ли было стать рыцарем?

2. Насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?

Ответы команд. 1 группа при ответе использует модуль «Церемония посвящения в рыцари» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f70a7c66-68fb-4212-9be1-b6d02ddb623d/%5BIS6SV_4-4%5D_%5BPD_07%5D.html)

2 группа – «Кодекс рыцарской чести»

Термины: кодекс.

Обсуждение проблемных вопросов. Делается вывод, что правила рыцарской чести применялись в отношениях между феодалами. Всех, кого считали «неблагородными», рыцари презирали, вели себя с ними высокомерно и жестоко.

- А кто знает, какие правила поведения рыцарей дошли до наших дней?

1. И ныне мужчина сопровождает даму справа от себя - так поступали рыцари, чтобы не задевать спутницу висящим слева мечом или шпагой.

2. При встрече мужчины пожимают друг другу руки, сняв перчатку, - так рыцари демонстрировали, что в правой руке нет оружия.

3. Отдание чести у военных не что иное, как повторение жеста рыцаря, поднимавшего забрало. При встрече другу показывали лицо, чтобы он убедился, что перед ним свой, а противнику - чтобы знал, с кем имеет дело.


IV. Динамическая пауза.

В детстве к будущим рыцарям приглашали учителей. Давайте воспроизведем, чему учился будущий рыцарь.

  1. Пение.

  2. Танцы (попытайтесь воспроизвести, как танцевал рыцарь).

  3. Поведению в обществе (девочки делают реверанс, мальчики здороваются за руку с соседом).

3. Снаряжение рыцаря.

Итак, рыцари редко занимались хозяйственными делами. Мы помним, что постоянные нападения норманнов и венгров заставляли феодалов укреплять свои замки. Поэтому основным занятием у них были войны. Но не пойдешь же на поле боя в одной рубахе и штанах. Для участия в сражениях рыцарям было необходимо снаряжение. Все мы читали с вами рыцарские романы, смотрели фильмы или же играли в детстве в рыцарей. Вот на основе своих детских воспоминаний и имеющихся знаний давайте снарядим рыцаря на войну. По ходу моего рассказа я прошу вас заполнить бортовой журнал.


Что мне известно по данной теме?

Что нового я узнал из рассказа учителя?




Также в ходе этой работы выпишите в тетрадь новые термины.

Проблемный вопрос: Почему рыцарем мог быть только богатый человек?

Работа с модулем «Рыцари» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c3c55a39-e67a-4e06-8bf9-c7cbd6a5e67a/%5BIS6SV_4-4%5D_%5BPD_01%5D.html).

Рассказ учителя: - Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе доспехи и боевого коня (что по тем временам составляло стоимость 45 коров), но позднее это звание передавалось по наследству.

Давайте рассмотрим снаряжение рыцаря. Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; меч освещался священником у алтаря. Нередко он пользовался боевым топором и палицей – тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом.

Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног.

Тело рыцаря защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из колец и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы – доспехи из стальных пластин.

На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало – металлическую пластинку с прорезями для глаз.

Вес снаряжения доходил до 50-60 кг.

Рыцарь имел 2–3 коня: обычного и боевого, в доспехах. Такого коня можно было поразить только в брюхо. Голову лошади закрывали металлическим или кожаным наглавником, грудь – железными бляхами, бока – кожей. Кроме того, коня накрывали попоной или чепраком из бархата или другой дорогой материи с вышитыми гербами рыцарей. Лошади, “вооруженные” таким образом, назывались “латными”. Рыцаря сопровождали оруженосец и несколько вооруженных воинов, конных и пеших, - целая «боевая единица».

Термины: палица, кольчуга, латы, забрало, оруженосец.

Проверка бортовых журналов (выборочно), обсуждение проблемного вопроса.

4. Развлечение рыцарей.

Проблемный вопрос: - Какое значение имели для феодалов турниры и охота?

Задание для класса: заполнение бортового журнала.

Рассказ учителя: - Войны проходили, конечно, часто, но, когда наступало мирное время, рыцари стремились заполнить досуг занятиями максимально похожими на войну. Что же это были за занятия? (охота и турниры)

Охота. Здесь можно было проявить свою удаль и отвагу. Чаще всего в Западной Европе охотились на кабана или оленя. Также популярна была соколиная охота. Для проведения охоты каждый феодал имел свои заповѐдные леса.  Умение охотиться было одним из качеств настоящего рыцаря. Поэтому большинство феодалов были страстными охотниками. В охоте принимали участие вассалы и гости феодала.

Во время травли зверя участники охоты выскакивали на земли крестьян, соседей и наносили им огромный ущерб, вытаптывая посевы. Охота была опасным занятием – нередко её участники погибали.

Турнѝры – военные состязания рыцарей средневековой Западной Европы в силе и ловкости.

Турниры обычно устраивались королями или влиятельными феодалами. Поводом были значимые события: коронации, династические браки, рождение наследников, заключение мира. Турниры собирали рыцарей со всей Европы. Они проходили публично. При большом скоплении феодалов и простолюдинов.

Арена состязаний ограждалась деревянной оградой. С одной её стороны строились трибуны для знатных зрителей. Отдельно строились ложи для наиболее знатных феодалов и организаторов турнира. Чем же отличался один рыцарь от другого? Работа с модулем «Рыцарские гербы» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6f936a50-b6a1-4eb1-bae8-eb92757878c0/157.jpg) Каждый рыцарь имел свой герб – отличительный знак рода и девиз – краткое изречение, объясняющее смысл герба. Герб изображался яркими цветами на щитах. Работа с модулем «Рыцарские гербы на щитах» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3140a1b6-ecc4-6b44-3e1d-61527774bdf8/%5BIS6SV_4-4%5D_%5BPD_08%5D.jpg).

Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили геро̀льды – специальные глашатаи. Они же объявляли титулы и девизы участников. Турнир обычно состоял из двух частей. Первая – индивидуальные бои рыцарей. Участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По сигналу судьи они мчались на конях навстречу друг другу. Рыцари старались выбить противника из седла тупым турнирным копьём, либо преломить своё копье о щит противника. Во второй части проходили групповые сражения. Иногда состязание заканчивалось серьезными травмами или даже гибелью участников. По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнира имел право выбрать королеву турнира, также ему доставались трофеи: доспехи и лошадь противника.

Пиры также были важным атрибутом жизни рыцарей. Их устраивали по случаю приёма гостей, в честь успешной охоты, на различные праздники либо ввиду других важных событий.

Они часто служили платой феодала за службу своим вассалам. Рыцарские пиры были местом выступления средневековых артистов.

На таких пирах часто решали важные вопросы, заключали споры, находили союзников.

Термины: герб, девиз, турниры, герольды, заповедные леса.

Обсуждение проблемного вопроса.


V. Подведение итогов. Закрепление изученного материала.

Тест.

  1. Расположите в правильной последовательности (от входа в замок) следующие строения замка.

А) Донжон.

Б) Нижний двор.

В) Надвратная башня.

Г) Подъемный мост.

Д) Верхний двор.

Ответ: г,в,б,д,а.

  1. Первые замки в средневековой Европе были:

А) Деревянными.

Б) Каменными.

В) Не имели донжона.

Ответ: а.

  1. Основу и ударную силу средневекового европейского войска составляли:

А) Крестоносцы.

Б) Рыцари.

В) Участники ополчения.

Ответ: б.

  1. Какие качества необходимы, чтобы стать рыцарем? Назовите два верных положения.

А) Хорошее образование.

Б) Выслуга лет, успешное продвижение по служебной лестнице.

В) Военная выучка.

Г) Благородное происхождение, принадлежность к сословию землевладельцев.

Ответ: в,г.

  1. Установите соответствие между термином и его значением.

ТЕРМИН: ЗНАЧЕНИЕ:

А) Замок. 1. Конный воин.

Б) Рыцарь. 2. Доспехи из стальных пластин.

В) Донжон. 3. Специальные глашатаи.

Г) Латы. 4. Жилище феодала.

Д) Герольд. 5. Законы.

Е) Кодекс. 6. Главная башня.

Ответ: 1Б, 2Г, 3Д, 4А, 5Е, 6В.


VI. Рефлексия.

Что понравилось на уроке? Что было трудным? Хотели бы вы узнать о рыцарях больше?


VII. Выставление оценок, домашнее задание.


Актуализация домашнего задания:

Мы с вами выяснили, что каждый рыцарь имел свой отличительный знак - герб. НО! И цвета и форма герба, и каждый завиток на гербе были символичны. Я раздаю вам, ребята, эти символы. А вам задание следующее. Посоветовавшись с родителями, составьте ваш семейный герб и придумаете девиз вашей семьи. А на следующем уроке озвучите все это нам.

Символика цветов на гербах:

Красный – «мужество», «страсть»; серебро – «чистота и скромность», «благородство»; голубой  – «величие, красота, ясность»; золото – «богатство, сила, верность», «знатность»; зелёный – «изобилие, свобода, надежда»; пурпурный  – «власть»; чёрный  – «печаль, скромность», «постоянство». 

Изображений на щите было тем больше, чем богаче владелец и  древнее  его род.

Символика изображений на щитах:

 Лев – отвага, сила, гнев, великодушие; журавль – бдительность и осторожность;
 лилия – расцвет и успех; единорог – непобедимость; гриф – неустрашимость и свирепость; кошка – независимость; волк – злость, жадность; кабан – бесстрашие;
 петух – воинственность; павлин – хвастовство; розы – чистота, святость; ключи – открытость.

Параграф 11, нарисовать герб своей семьи или составить небольшой рассказ о рыцарском турнире от лица участника или зрителя.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!