СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология программированного обучения

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активно распространяется в США и Великобритании в 50-е гг ХХ в. Значительную роль в этом сыграл Б.Ф. Скиннер (представитель необихевиоризма), который призвал педагогическую общественность повысить эффективность преподавания за счет управления процессом обучения, построения его в соответствии с психологическими знаниями о нем.

Просмотр содержимого документа
«Технология программированного обучения»

Технология программированного обучения

Активно распространяется в США и Великобритании в 50-е гг ХХ в. Значительную роль в этом сыграл Б.Ф. Скиннер (представитель необихевиоризма), который призвал педагогическую общественность повысить эффективность преподавания за счет управления процессом обучения, построения его в соответствии с психологическими знаниями о нем.

Основной постулат теории Скиннера – результат предшествующего действия влияет на последующее поведение, следовательно, поведением можно управлять путем подбора нужных стимулов (вознаграждения верных действий и наказания неверных действий). При этом прочность связей зависит от сопутствующего состояния удовлетворения (положительных эмоций), а также постоянного повторения этих связей, т.е. упражнения. Следовательно, в обучении необходимо положительное подкрепление верных действий и многократное их повторение.

Основное требование к обучению (Скиннер): переход от контроля к самоконтролю, от обучения к самообучению

Программированное обучение – это обучение по заранее разработанной программе. Обучающая программа может быть реализована с помощью ЭВМ, либо по типу «перепутанные страницы» (программированный учебник).


Программы делятся на линейные и разветвленные.


Линейные программы рассчитаны на безошибочность ответов (иначе учащийся не перейдет к следующей порции материала). Все учащиеся получают одну и ту же последовательность заданий и делают одни и те же шаги. Такие программы предусматривают даже самых слабых.

Во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах в нескольких порциях.


Разветвленные программы включают основную ветвь (для всех учащихся) и боковые ветви-подсказки (для слабых).

Описание: каждая порция материала подкрепляется проверочным заданием из 3-х вариантов ответа, где только один – правильный; если ученик отвечает верно, он идет дальше по основной линии, если неверно, идет на боковую страницу, где получает подсказку и предложение вернуться к исходной странице и подумать, и так далее до правильного выбора. Количество подсказок может быть большим.

Преимущество разветвленной программы состоит в том, что она требует умственного усилия понять, в чем причина неправильного ответа.

Принципы программированного обучения:

  1. Принцип малых шагов (учебный материал подается малыми дозами)

  2. Проверочное задание (для контроля и оценки усвоения одной порции)

  3. Немедленное предъявление ответа для самоконтроля (ответ учащегося тут же сравнивается с правильным)

  4. Дача указаний в зависимости от правильности ответа.

Основная особенность программированного обучения - наличие обратной связи (ученик не может сделать следующий шаг, если он не усвоил предыдущий материал).


Достоинства:

- индивидуализация обучения

- активизация самостоятельности

- развитие внимания, наблюдательности

- обратная связь

- развитие логического мышления (работа по алгоритму)


Недостатки:

- внешняя ответственность

- пониженное внимание к внутренней умственной работе по даче ответа

-низкий уровень творческого мышления



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!