Технология программированного обучения
Активно распространяется в США и Великобритании в 50-е гг ХХ в. Значительную роль в этом сыграл Б.Ф. Скиннер (представитель необихевиоризма), который призвал педагогическую общественность повысить эффективность преподавания за счет управления процессом обучения, построения его в соответствии с психологическими знаниями о нем.
Основной постулат теории Скиннера – результат предшествующего действия влияет на последующее поведение, следовательно, поведением можно управлять путем подбора нужных стимулов (вознаграждения верных действий и наказания неверных действий). При этом прочность связей зависит от сопутствующего состояния удовлетворения (положительных эмоций), а также постоянного повторения этих связей, т.е. упражнения. Следовательно, в обучении необходимо положительное подкрепление верных действий и многократное их повторение.
Основное требование к обучению (Скиннер): переход от контроля к самоконтролю, от обучения к самообучению
Программированное обучение – это обучение по заранее разработанной программе. Обучающая программа может быть реализована с помощью ЭВМ, либо по типу «перепутанные страницы» (программированный учебник).
Программы делятся на линейные и разветвленные.
Линейные программы рассчитаны на безошибочность ответов (иначе учащийся не перейдет к следующей порции материала). Все учащиеся получают одну и ту же последовательность заданий и делают одни и те же шаги. Такие программы предусматривают даже самых слабых.
Во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах в нескольких порциях.
Разветвленные программы включают основную ветвь (для всех учащихся) и боковые ветви-подсказки (для слабых).
Описание: каждая порция материала подкрепляется проверочным заданием из 3-х вариантов ответа, где только один – правильный; если ученик отвечает верно, он идет дальше по основной линии, если неверно, идет на боковую страницу, где получает подсказку и предложение вернуться к исходной странице и подумать, и так далее до правильного выбора. Количество подсказок может быть большим.
Преимущество разветвленной программы состоит в том, что она требует умственного усилия понять, в чем причина неправильного ответа.
Принципы программированного обучения:
Принцип малых шагов (учебный материал подается малыми дозами)
Проверочное задание (для контроля и оценки усвоения одной порции)
Немедленное предъявление ответа для самоконтроля (ответ учащегося тут же сравнивается с правильным)
Дача указаний в зависимости от правильности ответа.
Основная особенность программированного обучения - наличие обратной связи (ученик не может сделать следующий шаг, если он не усвоил предыдущий материал).
Достоинства:
- индивидуализация обучения
- активизация самостоятельности
- развитие внимания, наблюдательности
- обратная связь
- развитие логического мышления (работа по алгоритму)
Недостатки:
- внешняя ответственность
- пониженное внимание к внутренней умственной работе по даче ответа
-низкий уровень творческого мышления