ТЕХНОЛОГИЯ
РАЗВИТИЯ
КРИТИЧЕСКОГО
МЫШЛЕНИЯ
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
- это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
- это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить.
- это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения .
- это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.
- отправная точка для развития творческого мышления.
Виды интеллектуальной деятельности, которые нельзя назвать критическими
Запоминание
Понимание простых и сложный идей
Творческое, интуитивное мышление
спортсмена, художника, музыканта
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)
- Во-первых – это мышление самостоятельное.
- Во-вторых – это мышление обобщенное.
- В-третьих – это мышление проблемное и оценочное.
- В четвертых – это мышление аргументированное.
- В пятых – критическое мышление есть мышление социальное.
В программе РКМЧП определение критического мышления состоит из 6 компонентов.
Критический мыслитель:
- Формирует собственное мнение.
- Совершает обдуманный выбор между различными мнениями.
- Решает проблемы.
- Аргументировано спорит.
- Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение.
- Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.
Основные контуры ТРКМ
- Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Основа ТРКМ –
трехфазная структура урока:
вызов
осмысление
рефлексия
Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету)
- Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
- Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
- Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Приёмы, которые можно использовать
на стадии вызова
- «Корзина» идей, понятий, имен…»
- «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
- Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов
- "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы, что…"
Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним)
- Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
- Помочь соотнести старые знания с новыми.
Приёмы, которые можно использовать
на стадии осмысления
Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов)
- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
- Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Приёмы, которые можно использовать
на стадии рефлексии
- «Шесть шляп критического мышления»
- Прием “Пресс-конференция”
Роль учителя в ТРКМ:
- направляет усилия учеников в определенное русло;
- сталкивает различные суждения;
- создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
- дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
- подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Формирование целей урока
Традиционная технология
Характерные
Технология критического мышления
формулировки
Используемые
В ходе урока необходимо довести до понимания обучающихся, что...
Учитель должен: объяснить, доказать, научить, раскрыть, создать условия, поставить проблему, предъявить, организовать, подготовить...
глаголы
Характерные
В процессе объяснения нового материала раскрываются характерные черты...
В ходе урока учащиеся должны определить...
Используемые
формулировки
глаголы
В процессе усвоения нового материала учащиеся должны научиться классифицировать явления по...
Учащийся должен : обнаружить, отличить, упорядочить, создать, провести, изобрести, предсказать, диагностировать ...
В ходе повторительно-обобщающего урока школьники должны продемонстрировать следующие умения: идентифицировать, описывать, давать определения...
ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно
- «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
- «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
- «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
«Чтение с остановками».
Схема реализации приема «Чтение с остановками» :
- 1. Вызов . Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием? - прогноз его содержания и проблематики; рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этим произведением (не более 3-4 минут);
- 2. Осмысление . Учитель заранее выделяет в тексте 2-3 остановки – в зависимости от размера текста. Во время этих остановок задаются вопросы, которые помогают пробудить интерес к дальнейшему чтению, вовлечь в работу различные стороны мышления, проанализировать средства художественного произведения. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
- 3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.
"Дерево предсказаний"
Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом
- Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы.
- Правила работы с данным приемом таковы:
- " ствол дерева " - тема, должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасется ли главный герой?», «Почему мальчик Петя все падает и падает?» и другие.
- " ветви " - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено).
- "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Все версии должны быть аргументированы, основываясь на предложенном тексте, а не на своих домыслах, фантазиях; после прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят какие из них сбылись, а какие нет и почему.
- не стоит использовать прием больше одного раза на уроке;
аргументы
аргументы
аргументы
аргументы
предположения
предположения
аргументы
Т
Е
М
А
"Таблицы" Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Существуют разные табличные формы: это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.
Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
З – что мы
знаем
Х – что мы
хотим узнать
У – что мы узнали и что нам осталось узнать
Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/
А
Д
Источники, из которых мы намерены получить информацию
Б
1
В
Е
Г
Ж
2
З
5
4
«Бортовые журналы»
Что мне известно
по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
Инсерт (условные значки)
V
(осознать новые знания)
+
Я это знал
(исправить неверные предположения)
Это для меня абсолютно новое
-
(исправить неверные предположения
?
Это противоречит тому, что я знал
(побудить дальнейший интерес к теме)
Я хочу знать об этом больше
"Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"
- Этот прием может быть началом урока. Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Например, по теме «Глаз", 3 класс могут быть предложены следующие высказывания:
- Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
высказывание
до ч-я
после ч-я
Сюжетные таблицы
Кто?
Что?
Когда?
Где?
Почему?
Инсерт (условные значки)
V
(осознать новые знания)
+
Я это знал
(исправить неверные предположения)
Это для меня абсолютно новое
-
(исправить неверные предположения
?
Это противоречит тому, что я знал
(побудить дальнейший интерес к теме)
Я хочу знать об этом больше
Стратегия «Отсюда – сюда»
Группа получает
общее задание по теме
1
Каждый член
группы получает
«свой» объект исследования
2
Сбор информации
об объекте
3
Обмен информацией в группе
4
Выделение общего
для запоминания
основной части таблицы
5
Заполнение таблицы
6
Написание совместного
исследования по теме
7
Презентация исследования
8
СИНКВЕЙН
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
- Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
- Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
- Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
- Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .
Домашнее задание
Домашнее задание одновременно дается в двух или трех уровнях:
на оценку «3» - обязательный минимум;
на оценку «4» - задания на понимание процессов и явлений, требующих объяснить их причины или взаимосвязи;
на оценку «5» - два задания на применение знаний в новой ситуации, анализ явлений и процессов, выдвижение гипотез и др.
Удачи
в Ваших начинаниях !