СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развития критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

 

это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. это разумный, взвешенный подход к принятию  сложных решений, как следует поступать и во что верить. это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения . это особый вид деятельности,  позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения. отправная точка для развития творческого мышления.

Просмотр содержимого документа
«Технология развития критического мышления»

ТЕХНОЛОГИЯ  РАЗВИТИЯ  КРИТИЧЕСКОГО  МЫШЛЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ

РАЗВИТИЯ

КРИТИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –  это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить. это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения . это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения. отправная точка для развития творческого мышления.

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –

  • это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
  • это разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать и во что верить.
  • это особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения .
  • это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения.
  • отправная точка для развития творческого мышления.
Виды интеллектуальной деятельности,  которые нельзя назвать критическими Запоминание Понимание простых и сложный идей Творческое, интуитивное мышление спортсмена, художника, музыканта

Виды интеллектуальной деятельности, которые нельзя назвать критическими

Запоминание

Понимание простых и сложный идей

Творческое, интуитивное мышление

спортсмена, художника, музыканта

Критическое мышление имеет  5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное. Во-вторых – это мышление обобщенное. В-третьих – это мышление проблемное и оценочное. В четвертых – это мышление аргументированное. В пятых – критическое мышление есть мышление социальное.

Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)

  • Во-первых – это мышление самостоятельное.
  • Во-вторых – это мышление обобщенное.
  • В-третьих – это мышление проблемное и оценочное.
  • В четвертых – это мышление аргументированное.
  • В пятых – критическое мышление есть мышление социальное.
В программе РКМЧП  определение критического мышления  состоит из 6 компонентов. Критический мыслитель: Формирует собственное мнение. Совершает обдуманный выбор между различными мнениями. Решает проблемы. Аргументировано спорит. Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение. Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

В программе РКМЧП определение критического мышления состоит из 6 компонентов.

Критический мыслитель:

  • Формирует собственное мнение.
  • Совершает обдуманный выбор между различными мнениями.
  • Решает проблемы.
  • Аргументировано спорит.
  • Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение.
  • Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Основные контуры ТРКМ

  • Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Основа ТРКМ – трехфазная структура урока:  вызов осмысление рефлексия

Основа ТРКМ

трехфазная структура урока:

вызов

осмысление

рефлексия

Задачи фазы вызова   ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом. Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу. Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету)

  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
  • Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Приёмы, которые можно использовать  на стадии вызова «Ключевые слова»         «Белые пятна» «Паучок» (кластер) «Таблица» «Корзина» идей, понятий, имен…» «Знаю. Хочу узнать. Узнал» Таблица

Приёмы, которые можно использовать

на стадии вызова

  • «Ключевые слова»

  • «Белые пятна»
  • «Паучок» (кластер)
  • «Таблица»
  • «Корзина» идей, понятий, имен…»
  • «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
  • Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов
  • "Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы, что…"
Задачи фазы реализации смысла –  (осмысление материала во времени работы над ним) Помочь активно воспринимать изучаемый материал. Помочь соотнести старые знания с новыми.

Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним)

  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
  • Помочь соотнести старые знания с новыми.
Приёмы, которые можно использовать  на стадии осмысления «Взаимоопрос» «Взаимообучение»  Приём «Сводная таблица» «Пометки на полях» «Двухчастный дневник »

Приёмы, которые можно использовать

на стадии осмысления

  • «Взаимоопрос»
  • «Взаимообучение»
  • Приём «Сводная таблица»
  • «Пометки на полях»
  • «Двухчастный дневник »
Задачи фазы рефлексии –  (обобщение материала, подведение итогов) Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал. Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов)

  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
  • Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Приёмы, которые можно использовать  на стадии рефлексии «Кластер» «Синквейн» «Эссе» «Шесть шляп критического мышления» Прием “Пресс-конференция”

Приёмы, которые можно использовать

на стадии рефлексии

  • «Кластер»
  • «Синквейн»
  • «Эссе»
  • «Шесть шляп критического мышления»
  • Прием “Пресс-конференция”
Роль учителя в ТРКМ: направляет усилия учеников в определенное русло; сталкивает различные суждения; создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений; дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы; подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

Роль учителя в ТРКМ:

  • направляет усилия учеников в определенное русло;
  • сталкивает различные суждения;
  • создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;
  • дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;
  • подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Формирование целей урока Традиционная технология Характерные Технология критического мышления формулировки Используемые В ходе урока необходимо довести до понимания обучающихся, что... Учитель  должен: объяснить, доказать, научить, раскрыть, создать условия, поставить проблему, предъявить, организовать, подготовить... глаголы Характерные  В процессе объяснения нового материала раскрываются характерные черты... В ходе урока учащиеся должны определить... Используемые формулировки глаголы В процессе усвоения нового материала учащиеся должны научиться классифицировать явления по... Учащийся должен : обнаружить, отличить, упорядочить, создать, провести, изобрести, предсказать, диагностировать ... В ходе повторительно-обобщающего урока школьники должны продемонстрировать следующие умения: идентифицировать, описывать, давать определения...

Формирование целей урока

Традиционная технология

Характерные

Технология критического мышления

формулировки

Используемые

В ходе урока необходимо довести до понимания обучающихся, что...

Учитель должен: объяснить, доказать, научить, раскрыть, создать условия, поставить проблему, предъявить, организовать, подготовить...

глаголы

Характерные

В процессе объяснения нового материала раскрываются характерные черты...

В ходе урока учащиеся должны определить...

Используемые

формулировки

глаголы

В процессе усвоения нового материала учащиеся должны научиться классифицировать явления по...

Учащийся должен : обнаружить, отличить, упорядочить, создать, провести, изобрести, предсказать, диагностировать ...

В ходе повторительно-обобщающего урока школьники должны продемонстрировать следующие умения: идентифицировать, описывать, давать определения...

ПМИ (Плюс –Минус –Интересно)  автор Эдвард де Боно «Плюс»  (+)  записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»

ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно

  • «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
  • «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
  • «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»
«Чтение с остановками».  Схема реализации приема «Чтение с остановками» :  1. Вызов . Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием? - прогноз его содержания и проблематики;  рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этим произведением (не более 3-4 минут); 2. Осмысление . Учитель заранее выделяет в тексте 2-3 остановки – в зависимости от размера текста. Во время этих остановок задаются вопросы, которые помогают пробудить интерес к дальнейшему чтению, вовлечь в работу различные стороны мышления, проанализировать средства художественного произведения. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос:

«Чтение с остановками».

Схема реализации приема «Чтение с остановками» :

  • 1. Вызов . Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение названия произведения. Почему именно так называется произведение? Что может произойти в рассказе с таким названием? - прогноз его содержания и проблематики;  рассказ учителя о своем личном опыте знакомства с этим произведением (не более 3-4 минут);
  • 2. Осмысление . Учитель заранее выделяет в тексте 2-3 остановки – в зависимости от размера текста. Во время этих остановок задаются вопросы, которые помогают пробудить интерес к дальнейшему чтению, вовлечь в работу различные стороны мышления, проанализировать средства художественного произведения. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
  • 3. Рефлексия. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Важно осмыслить этот текст. Формы работы могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск.

"Дерево предсказаний"   

Прием "Дерево предсказаний" заимствован авторами у американского коллеги Дж. Белланса, работающего с художественным текстом

  • Этот приём подходит для развития умения аргументировать, обосновывать свои прогнозы.
  • Правила работы с данным приемом таковы:
  • " ствол дерева " - тема, должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасется ли главный герой?», «Почему мальчик Петя все падает и падает?» и другие.
  • " ветви " - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" (количество "ветвей" не ограничено).
  • "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Все версии должны быть аргументированы, основываясь на предложенном тексте, а не на своих домыслах, фантазиях; после прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят какие из них сбылись, а какие нет и почему.
  • не стоит использовать прием больше одного раза на уроке;
аргументы аргументы аргументы аргументы предположения предположения аргументы Т  Е  М  А

аргументы

аргументы

аргументы

аргументы

предположения

предположения

аргументы

Т

Е

М

А

"Таблицы"    Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Существуют разные табличные формы: это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.

Таблица Донны Огл  «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)  З – что мы  знаем Х – что мы  хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ А Д Источники, из которых мы намерены получить информацию Б 1 В Е Г Ж 2 З 5 4

Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)

З – что мы

знаем

Х – что мы

хотим узнать

У – что мы узнали и что нам осталось узнать

Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/

А

Д

Источники, из которых мы намерены получить информацию

Б

1

В

Е

Г

Ж

2

З

5

4

«Бортовые журналы» Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?

«Бортовые журналы»

Что мне известно

по данной теме?

Что нового я узнал из текста?

Инсерт  (условные значки) V (осознать новые знания) + Я это знал (исправить неверные предположения) Это для меня абсолютно новое - (исправить неверные предположения ? Это противоречит тому, что я знал (побудить дальнейший интерес к теме) Я хочу знать об этом больше

Инсерт (условные значки)

V

(осознать новые знания)

+

Я это знал

(исправить неверные предположения)

Это для меня абсолютно новое

-

(исправить неверные предположения

?

Это противоречит тому, что я знал

(побудить дальнейший интерес к теме)

Я хочу знать об этом больше

"Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"

  •   Этот прием может быть началом урока. Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил). Например, по теме «Глаз", 3 класс могут быть предложены следующие высказывания:
  • Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

высказывание

до ч-я

после ч-я

Сюжетные таблицы Кто? Что? Когда? Где? Почему?

Сюжетные таблицы

Кто?

Что?

Когда?

Где?

Почему?

Инсерт   (условные значки) V (осознать новые знания) + Я это знал (исправить неверные предположения) Это для меня абсолютно новое - (исправить неверные предположения ? Это противоречит тому, что я знал (побудить дальнейший интерес к теме) Я хочу знать об этом больше

Инсерт (условные значки)

V

(осознать новые знания)

+

Я это знал

(исправить неверные предположения)

Это для меня абсолютно новое

-

(исправить неверные предположения

?

Это противоречит тому, что я знал

(побудить дальнейший интерес к теме)

Я хочу знать об этом больше

Стратегия  «Отсюда – сюда» Группа получает общее задание по теме  1 Каждый член группы получает  «свой» объект исследования 2 Сбор информации об объекте 3 Обмен информацией в группе 4 Выделение общего  для запоминания основной части таблицы 5 Заполнение таблицы 6 Написание совместного  исследования по теме 7 Презентация исследования 8

Стратегия «Отсюда – сюда»

Группа получает

общее задание по теме

1

Каждый член

группы получает

«свой» объект исследования

2

Сбор информации

об объекте

3

Обмен информацией в группе

4

Выделение общего

для запоминания

основной части таблицы

5

Заполнение таблицы

6

Написание совместного

исследования по теме

7

Презентация исследования

8

СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка  – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка  – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка  – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка  – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .

СИНКВЕЙН

  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
  • Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
  • Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
  • Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
  • Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .
Домашнее задание Домашнее задание одновременно дается в двух или трех уровнях: на оценку «3» - обязательный минимум; на оценку «4» - задания на понимание процессов и явлений, требующих объяснить их причины или взаимосвязи; на оценку «5» - два задания на применение знаний в новой ситуации, анализ явлений и процессов, выдвижение гипотез и др.

Домашнее задание

Домашнее задание одновременно дается в двух или трех уровнях:

на оценку «3» - обязательный минимум;

на оценку «4» - задания на понимание процессов и явлений, требующих объяснить их причины или взаимосвязи;

на оценку «5» - два задания на применение знаний в новой ситуации, анализ явлений и процессов, выдвижение гипотез и др.

Удачи в Ваших начинаниях !

Удачи

в Ваших начинаниях !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!