Технология развития критического мышления
на уроках физики
МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №3» г. Улан-Удэ.
Учитель физики Митыпов Л.С.
Не останавливаясь на теории технологии развития критического мышления, хотелось бы рассказать о некоторых аспектах применения данной технологии на уроках физики своей школы.
В своей работе стараюсь использовать технологии развития критического мышления. Учитывая возраст обучающихся (от 18 лет), а также их жизненный и трудовой опыт легко опираться на актуализацию уже имеющихся знаний. Например, при изучении темы «Давление» многие знают, что высоко в горах дышать сложнее, с трудом поддерживается огонь от спички, давление в колесах автомобиля с наступлением морозов падает и т.д. На этапе вызова можно сформулировать вопрос: «Почему зимой давление упало в автомобильной камере?», «Где давление воздуха больше: в горах или у подножия горы?» и т.д. Зачастую можно услышать неправильные ответы. Обучающиеся вспоминают, что им известно по исследуемому вопросу, делают предположения. Таким образом, у них пробуждается интерес к получению новой информации. Они начинают задавать вопросы, на которые желают получить больше информации.
Иногда обучающиеся задают вопросы, связанные со своей трудовой деятельностью: при распутывании мешковины на отдельные нити они начинают путаться, слипаться. Как этого избежать? Таким образом, все учащиеся начинают выдвигать гипотезы данного явления и искать методы их устранения на основании имеющихся и полученных новых знаний.
На стадии осмысления в своей работе практикую написание учениками эссе. Темы могут быть следующими: «Сила трения: плюсы и минусы», «Зачем изучать механику?».
При самостоятельной работе с учебником обучающиеся конспектируют текст, перерабатывают его: делают заголовки к абзацам, ставят вопросы к ним, ищут ответ на поставленный вопрос и т.д. Данный метод оправдан возрастом учащихся.
При изучении колебательного движения предлагаем учащимся заполнить таблицу сходства и различия колебаний пружинного и математического маятников. Так способствуем развитию сравнения.
Задания для систематизации и классификации изученного материала: из перечисленного списка веществ выбрать проводники, диэлектрики, электролиты.
При изучении физики часто прослеживаются межпредметные связи с другими науками, не только естественно-математического цикла. Физические законы имеют отношение к процессам, которые происходят в природе в связи с производственной деятельностью человека. Поэтому очень тесно материал физики связан с таким предметом как ОБЖ. При изучении молекулярно-кинетической теории мы рассматриваем тепловое движение молекул, следствием которого является диффузия. Из своего опыта учащиеся должны объяснить: почему нельзя вместе хранить чай и перец, молоко и колбасу, кофе и другие приправы. При изучении свойств паров, относительной влажности воздуха с учащимися разбираются вопросы о правильном хранении хлеба, сыров, овощей и фруктов, и других продуктов.
При рассмотрении вопросов об измерении температуры, теплопроводности было замечено обучающимися, которые сами шьют зимнюю верхнюю одежду: плотно набитая ватой, куртка не становится теплее. В сильные морозы очень опасно долго стоять, лучше двигаться. Такие примеры необходимы, они обращают внимание обучающихся на бережное отношение к себе, к своему здоровью.
Некоторые обучающиеся умеют выполнять соединения проводников с применением новых материалов, установить розетку или выключатель. Но не все из них понимают сущность электрического тока. Изучение закона Ома позволяет объяснить суть короткого замыкания, при котором сопротивление нагрузки уменьшается, а ток в цепи возрастает, это приводит к перегреву изоляции проводов и возникновению пожаров.
При изучении темы «Сложение сил» уместно вспомнить басню И.Крылова «Лебедь, рак и щука» и т.д.
На стадии рефлексии используется метод синквейнов, который позволяет в одном пятистишии лаконично определить свое отношение к рассматриваемой проблеме. Кроме того, применяется заполнение кластеров, таблиц. В тетрадях отвечают на вопросы: «что знал», «что узнал», «где пригодится». На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации.