Технология развития критического мышления
Григорьева Светлана Владимировна, учитель начальных классов
МБОУ Мало-Вяземской СОШ
Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить.
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это особый вид деятельности, позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной ему точке зрения или модели поведения
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Виды интеллектуальной деятельности,
которые нельзя назвать критическими
Запоминание
Понимание простых и сложный идей
Творческое, интуитивное мышление
спортсмена, художника, музыканта
Определение критического мышления состоит из 6 компонентов.
Критический мыслитель:
- Формирует собственное мнение.
- Совершает обдуманный выбор между различными мнениями.
- Решает проблемы.
- Аргументировано спорит.
- Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение
- Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Основные контуры ТРКМ
- Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Основа ТРКМ –
трехфазная структура урока:
вызов
осмысление
рефлексия
Роль учителя в ТРКМ:
- направляет усилия учеников в определенное русло
- сталкивает различные суждения
- создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
- дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
- подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Основные приемы ТРКМ Приемы по развитию навыков составления вопросов
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
?
?
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думает6е…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…? Было ли…?
Согласны ли Вы…?
Верно ли…?
Простой вопрос
Уточняющий вопрос
Оценочный вопрос
Творческий вопрос
Вопрос интерпретация
Практический вопрос
?
Ромашка Блума
Ромашка Блума
- Простые вопросы (фактические вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу памяти
- Уточняющие вопросы – «насколько я понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
- Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений (почему?)
- Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
- Творческие вопросы (прогноз) – «Как вы думаете , что произойдет дальше…?»
- Практические вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
- ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ
- СХЕМЫ
- ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫЕ МОДЕЛИ
«ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ»
- Сама ТЕМА - это «ствол дерева»
- «Веточки» - это АРГУМЕНТЫ , обоснования прогнозов
Прием «ФИШБОУН»
Причина
Причина
Проблема
Вывод
Факты
Факты
«Оценочное окно»
Сразу могу применить
Совсем непонятно Хорошо понятно
Никогда не смогу применить
ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно
- «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
- «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
- «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей
«Что в этом интересного?»
«Бортовые журналы»
Что мне известно
по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
«Двухчастный дневник»
Вопросительные
слова
Основные понятия темы
Что?
Какой?
Чем отличается?
Почему?
и др.
Сюжетные таблицы
Кто?
Что?
Когда?
Где?
Почему?
Инсерт (условные значки)
V
(осознать новые знания)
+
(исправить неверные предположения)
Я это знал
Это для меня абсолютно новое
-
(исправить неверные предположения
?
(побудить дальнейший интерес к теме)
Это противоречит тому, что я знал
Я хочу знать об этом больше
Приемы по развитию навыков прогнозирования
- Верные и неверные утверждения
- В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения
- На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности
Стратегия «Отсюда – сюда»
Группа получает
общее задание по теме
1
Каждый член
группы получает
«свой» объект исследования
2
Сбор информации
об объекте
3
Обмен информацией в группе
4
Выделение общего
для запоминания
основной части таблицы
5
Заполнение таблицы
6
Написание совместного
исследования по теме
7
Презентация исследования
8
Приемы по развитию навыков ведения дискуссии
- Ролевая игра
- Перекрестная дискуссия
- Спор-диалог
- Метод углов ( учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе)
- 6 шляп (чтобы мыслить – в соответствии с цветом шляпы, ученик доказывает ту или иную точку зрения)
- Аквариум
СИНКВЕЙН
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)
- Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
- Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами
- Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
- Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы .
Прием «перекрестная дискуссия»
Я готов применить технологию развития критического мышления на своих уроках
ДА
НЕТ
Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.
Критическое мышление