СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технология сотрудничества как средство формирования коммуникативной компетентности младших школьников».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Технология сотрудничества как средство формирования коммуникативной компетентности младших школьников».»

«Технология сотрудничества как средство формирования коммуникативной компетентности младших школьников».

Обучение в сотрудничестве основывается на гуманистическом подходе к пониманию личности и позволяет перейти от пассивного принятия знаний к активному и во многом самостоятельному обучению, которое реализуется в его рамках.

Обучение в сотрудничестве создано для того, чтобы учащиеся могли проверить и закрепить свои знания, и в случае, если они недостаточны – чтобы научиться. Причем обучение становится не только функцией учителя, но и заданием для всей группы и целью для самого ученика.

В этом случае роль учителя в классе становится в большей степени организационной. Он организует самостоятельную познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся. Его функция – помочь учащимся найти нужную им информацию, научить их анализировать, обобщать, делать выводы, уметь аргументировать свою точку зрения.

Основные принципы обучения в сотрудничестве – общность целей и задач, индивидуальная ответственность, равные возможности достижения успеха для всех членов группы. Общность целей подразумевает, что все участники разделяют общее стремление как можно лучше выполнить предложенное задание и для этого они готовы помогать друг другу и сотрудничать. Индивидуальная ответственность предполагает, что каждый ученик получает собственное задание и оценку за его выполнение. Равные возможности заключаются в том, что ученики стремятся превзойти не достижения друг друга, а свои собственные достижения.

Важно, что оценивается в большей степени не результат деятельности, а затраченные на ее выполнение усилия, то есть и хорошо успевающий, и отстающий ученики могут получить одинаковую отметку, если они в равной степени стремились выполнить задание.

На практике в начальных классах очень трудно удержаться только в зоне сотрудничества, необходимо школьникам показать направление, то, к чему он и должен прийти в своей совместной учебной деятельности. Сотрудничество и сотворчество приводят к боле эффективному и качественному процессу познания, так как в коллективной учебно¬познавательной деятельности доминирует активная позиция школьников. Более того, сотрудничество и сотворчество приводят к формированию новых мотивов, приносящих пользу каждому ребенку, находящемуся в данном социуме.

Технология сотрудничества является средством формирования коммуникативной компетентности младших школьников, развивая самооценку и способствуя определение своего места в окружающем мире. Для того, чтобы достичь высоких результатов в данном направлении, необходимо:

1. Развивать личностные качества ребенка.

2. Формировать чувство гражданской идентичности, ценностного отношения к языку и культуре всех народов, проживающих на территории Казахстана через развитие толерантности.

3. Формировать навыки коллективного взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности, в процессе которого обогащать личность новым социальным опытом.

Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества.

Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности.

Коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность.

От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.

Коммуникативная компетентность учащихся рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.

Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Я использую следующие приёмы работы над формированием коммуникативных навыков.

  1. Построение рассуждений по схеме.

  2. Составление текстов с включением оценочных высказываний.
    Какая красота!
    Как он красив!
    Какое счастье!
    Какая радость!

  3. Продолжите ряд:
    Вода (в реке): чистая, прозрачная, мутная, …, …;
    шумит, бурлит, плещется, …, ….
    Дождь: сильный, проливной, крупный, …., …;
    Небо: синее, голубое, прозрачное, хмурое, …, …;
    розовеет, хмурится, покрыто облаками, …, ….

  4. Языковые игры. «Кто больше?»
    Играющие делятся на две команды. Ведущий предлагает слово. Например, мягкий. Участники игры должны составить устно как можно больше коротких предложений, высказываний с этим словом.
    Как вариант этой игры является составление предложений на определенную тему, например, «Лето».
    В ходе работы с детьми использовались и коррекционные речевые упражнения.
    Упражнение № 1. «Ролевое общение».
    Участники разбиваются на две группы, первая группа – журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает, кто он будет (спортсмен, бизнесмен, президент и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключении обсуждают: Легко ли было общаться исходя из определенной роли? Какие переживания, мысли возникали во время выполнения упражнения? Что помогало оно понять?
    Упражнение № 2. «Передача чувств».
    Все встают в шеренгу, в затылок друг другу, первый человек поворачивается ко второму и передать ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление), второй человек должен передать следующему это же чувство и т.д. у последнего спрашивают какое чувство он получил и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.
    Упражнение № 3. «Сильные стороны».
    Цель упражнения: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.
    Инструкция: участники делятся на пары: первый член пары в течение минуты рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать об этом. Потом роли меняются. После выполнения упражнения группа обсуждает: все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера? Кому было трудно это сделать, почему?
    Упражнение № 4. «Эмпатия».
    Инструкция: все члены в кругу слушают одного из участников, который говорит эмоционально окрашенную фразу. Каждый, по очереди, называет то чувство, которое по его мнению испытывает говорящий.
    Упражнение №5. «Через стекло».
    Назначение упражнения: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне. Один из участников передает текст как бы через стекло, т.е. мимикой и жестами: другие называют понятое. Степень совпадения переданного и понятого текста свидетельствует об умении устанавливать невербальные контакты.
    Ролевая игра «Трудное решение».
    Детям предлагается для обсуждения та или иная ситуация. Например: «У тебя есть очень близкий друг. Ты познакомился еще с одним мальчиком (девочкой), который не понравился твоему другу, но очень понравился тебе. Что же делать в такой ситуации. Как объяснить своему другу, что твой новый товарищ совсем не плохой человек?»
    Ролевая игра «Карусель».
    Назначение:
    - формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
    - развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
    В игре осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
    Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
    Примеры ситуаций:
    - Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
    - Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
    - Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
    - После длительной разлуки вы встречаете друга (подругу), вы очень рады встрече...
    Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
    Применяя данные упражнения, можно формировать коммуникативные умения. Одно из главных условий организации диалога в творческих группах - это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми партнерских отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Будем помнить, что школьный возраст – это самый ценный период в жизни ребёнка, наиболее благоприятный в речевом развитии и нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик, приятный собеседник. Он начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Энергия и любознательность детства неисчерпаема, нужно лишь умело направить её, раскрыть двери в такой привлекательный для детей окружающий мир.