«Технология сотрудничества как средство формирования коммуникативной компетентности младших школьников».
Обучение в сотрудничестве основывается на гуманистическом подходе к пониманию личности и позволяет перейти от пассивного принятия знаний к активному и во многом самостоятельному обучению, которое реализуется в его рамках.
Обучение в сотрудничестве создано для того, чтобы учащиеся могли проверить и закрепить свои знания, и в случае, если они недостаточны – чтобы научиться. Причем обучение становится не только функцией учителя, но и заданием для всей группы и целью для самого ученика.
В этом случае роль учителя в классе становится в большей степени организационной. Он организует самостоятельную познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся. Его функция – помочь учащимся найти нужную им информацию, научить их анализировать, обобщать, делать выводы, уметь аргументировать свою точку зрения.
Основные принципы обучения в сотрудничестве – общность целей и задач, индивидуальная ответственность, равные возможности достижения успеха для всех членов группы. Общность целей подразумевает, что все участники разделяют общее стремление как можно лучше выполнить предложенное задание и для этого они готовы помогать друг другу и сотрудничать. Индивидуальная ответственность предполагает, что каждый ученик получает собственное задание и оценку за его выполнение. Равные возможности заключаются в том, что ученики стремятся превзойти не достижения друг друга, а свои собственные достижения.
Важно, что оценивается в большей степени не результат деятельности, а затраченные на ее выполнение усилия, то есть и хорошо успевающий, и отстающий ученики могут получить одинаковую отметку, если они в равной степени стремились выполнить задание.
На практике в начальных классах очень трудно удержаться только в зоне сотрудничества, необходимо школьникам показать направление, то, к чему он и должен прийти в своей совместной учебной деятельности. Сотрудничество и сотворчество приводят к боле эффективному и качественному процессу познания, так как в коллективной учебно¬познавательной деятельности доминирует активная позиция школьников. Более того, сотрудничество и сотворчество приводят к формированию новых мотивов, приносящих пользу каждому ребенку, находящемуся в данном социуме.
Технология сотрудничества является средством формирования коммуникативной компетентности младших школьников, развивая самооценку и способствуя определение своего места в окружающем мире. Для того, чтобы достичь высоких результатов в данном направлении, необходимо:
1. Развивать личностные качества ребенка.
2. Формировать чувство гражданской идентичности, ценностного отношения к языку и культуре всех народов, проживающих на территории Казахстана через развитие толерантности.
3. Формировать навыки коллективного взаимодействия в урочной и внеурочной деятельности, в процессе которого обогащать личность новым социальным опытом.
Развитие коммуникативных способностей максимально реализуется через технологию сотрудничества.
Становление коммуникативной компетентности младших школьников – один из ключевых моментов развития личности.
Коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность.
От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.
Коммуникативная компетентность учащихся рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.
Я использую следующие приёмы работы над формированием коммуникативных навыков.
Построение рассуждений по схеме.
Составление текстов с включением оценочных высказываний.
Какая красота!
Как он красив!
Какое счастье!
Какая радость!
Продолжите ряд:
Вода (в реке): чистая, прозрачная, мутная, …, …;
шумит, бурлит, плещется, …, ….
Дождь: сильный, проливной, крупный, …., …;
Небо: синее, голубое, прозрачное, хмурое, …, …;
розовеет, хмурится, покрыто облаками, …, ….
Языковые игры. «Кто больше?»
Играющие делятся на две команды. Ведущий предлагает слово. Например, мягкий. Участники игры должны составить устно как можно больше коротких предложений, высказываний с этим словом.
Как вариант этой игры является составление предложений на определенную тему, например, «Лето».
В ходе работы с детьми использовались и коррекционные речевые упражнения.
Упражнение № 1. «Ролевое общение».
Участники разбиваются на две группы, первая группа – журналисты, которые берут интервью, во второй группе каждый выбирает, кто он будет (спортсмен, бизнесмен, президент и т.п.) и, исходя из своей роли, должен отвечать на вопросы журналистов в течение 3-5 минут. В заключении обсуждают: Легко ли было общаться исходя из определенной роли? Какие переживания, мысли возникали во время выполнения упражнения? Что помогало оно понять?
Упражнение № 2. «Передача чувств».
Все встают в шеренгу, в затылок друг другу, первый человек поворачивается ко второму и передать ему мимикой какое-либо чувство (радость, гнев, печаль, удивление), второй человек должен передать следующему это же чувство и т.д. у последнего спрашивают какое чувство он получил и сравнивают с тем, какое чувство было послано вначале, и как каждый участник понимал полученное им чувство.
Упражнение № 3. «Сильные стороны».
Цель упражнения: помочь участникам группы понять, что любую ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны.
Инструкция: участники делятся на пары: первый член пары в течение минуты рассказывает партнеру о своем затруднении или проблеме. Второй, выслушав, должен проанализировать ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать об этом. Потом роли меняются. После выполнения упражнения группа обсуждает: все ли смогли найти сильные стороны в поведении партнера? Кому было трудно это сделать, почему?
Упражнение № 4. «Эмпатия».
Инструкция: все члены в кругу слушают одного из участников, который говорит эмоционально окрашенную фразу. Каждый, по очереди, называет то чувство, которое по его мнению испытывает говорящий.
Упражнение №5. «Через стекло».
Назначение упражнения: формирование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне. Один из участников передает текст как бы через стекло, т.е. мимикой и жестами: другие называют понятое. Степень совпадения переданного и понятого текста свидетельствует об умении устанавливать невербальные контакты.
Ролевая игра «Трудное решение».
Детям предлагается для обсуждения та или иная ситуация. Например: «У тебя есть очень близкий друг. Ты познакомился еще с одним мальчиком (девочкой), который не понравился твоему другу, но очень понравился тебе. Что же делать в такой ситуации. Как объяснить своему другу, что твой новый товарищ совсем не плохой человек?»
Ролевая игра «Карусель».
Назначение:
- формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакты;
- развитие эмпатии и рефлексии в процессе обучения.
В игре осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный
Примеры ситуаций:
- Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
- Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
- После длительной разлуки вы встречаете друга (подругу), вы очень рады встрече...
Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
Применяя данные упражнения, можно формировать коммуникативные умения. Одно из главных условий организации диалога в творческих группах - это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между детьми партнерских отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.
Будем помнить, что школьный возраст – это самый ценный период в жизни ребёнка, наиболее благоприятный в речевом развитии и нравственном становлении личности. Именно в это время ребёнок осознаёт отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик, приятный собеседник. Он начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Энергия и любознательность детства неисчерпаема, нужно лишь умело направить её, раскрыть двери в такой привлекательный для детей окружающий мир.