Технология обучения – это законосообразная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающая значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения (В.В.Сериков).
Педагогическая технология — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (В.А.Сластенин).
В.В. Юдин говорит о том, что «технология – последовательность шагов рекомендуемой учебной деятельности, выделенных на основе научных представлений» [54]. Он же дает другое определение: «Педагогическая технология – совокупность методов, приемов обучения, гарантировано приводящих к заданному результату» [55].
Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения (Т.В. Машарова).
« Педагогическая технология – это продуманная модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным созданием условий для учащихся и учителя».
В. М. Монахов.
Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение – это: 1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учётом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа); 2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении)-это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учёта особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Виды дифференциации:
Внутренняя (внутриклассная)– различное обучение детей в классе, с учётом индивидуальных способностей и особенностей учащихся.
Внешняя (все другие виды дифференциации)–создание относительно стабильных групп, в которых различается содержание образования и предъявляемые к школьникам учебные требования.
Группы создаются с учётом: интересов, склонностей;
способностей;
достигнутых результатов;
проектируемой профессии.
Целевые ориентации дифференцированного обучения:
Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей.
Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.
Дифференциация по уровню активности:
Нулевой уровень активности
Продуктивность:
1) повышение индивидуальных учебных достижений учащихся;
2) успешность учебной деятельности;
3) эмоциональное благополучие ребенка в классе;
4) формирование у школьников оптимистического восприятия жизни, учебного труда.
технология уровневой дифференциации
«Возьми столько, сколько ты можешь и хочешь, но не меньше обязательного!»
Учащиеся, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня базовых требований!
Принципы технологии разноуровневого обучения
Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.
Взаимное превосходство – если что-то у кого-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получаться лучше, это что-то надо искать.
Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. ..
Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка
Распределение класса на уровневые группы
Использование разноуровневых заданий на уроке
Проведение разноуровневых тематических зачетов
Дифференциация домашнего задания
ровневые группы в 5 «б» классе 2011/2012г .
I группа («группа поддержки»)
II группа («средние»)
III группа («сильные»)
Система работы с учащимися разноуровневых групп
Использование разноуровневых заданий на уроке. ..
Проведение тематических зачетов.
Дифференцированный подход к домашнему заданию.
Использование разноуровневых заданий
I уровень сложности (А) – базовый стандарт по предмету.
II уровень сложности (В) – углубленный, творческий.
III уровень сложности (С) – максимальный, исследовательский.
Виды дифференцированной помощи учащимся на уроке:
постоянная работа над ошибками, включение ее в домашнюю работу;
использование памятки или плана устного ответа;
предоставление времени для работы у доски;
оказание помощи в ходе самостоятельной работы на уроке;
указание правила, на которое опирается задание, алгоритма выполнения задания и т.д.
Задание I уровня .
Выпишите из текста слова с приставкой на з- и с-. Объясните графически выбор букв.
В лес я приходил к рассвету, ложился на опушке леса и ждал, когда придёт день. Сквозь сероватую мглу чуть видны под горою сероватые луга. Они разрезаны Волгой, перекинулись через неё и расплылись, растаяли в туманах. Но вот восходит солнце, на чёрных гривах лесов беззаботно вспыхивают огни.
Алгоритм проверки правильности выбора букв -з и -с на конце приставок
Выделите в слове корень.
Обратите внимание, на какой согласный звук начинается корень.
Если корень начинается со звонкого согласного (б, в, г, д, з, ж), тогда на конце приставки пиши звонкий –з.
Если корень начинается с глухого согласного (п, ф, к, т, с, ш), тогда на конце приставки пиши глухой –с.
Запиши слово правильно, запомни его написание.
Задание II уровня.
От данных существительных с предлогом образуйте однокоренные прилагательные с приставкой на з- или с- ; подберите к этим прилагательным подходящие по
смыслу существительные.
Образец : без плана – бесплановая работа
Без заботы –
Без крыльев –
Без дома –
Без конца –
Без руки –
Без хозяйства –
Без цели –
Без работы –
Без толка -
Задание III уровня.
Найдите слова с ошибками и исправьте их. Письменно объясните лексическое значение выделенных слов.
Исследователь , беспричинный, зделать, расделить,
развилка , расгром, рассол, безвкусный, бесжалостный,
избавиться, бесподобный.
Этап контроля и коррекции знаний
Схема проведения зачета
I уровень – карточки желтого цвета – содержат задания базового уровня.
II уровень – карточки зеленого цвета – задания повышенной сложности.
III уровень – карточки красного цвета – задания более высокого уровня сложности. .
Зачет по теме «Словообразование»
I уровень
№ 1. Укажите слово, состоящее из приставки, корня, суффикса и окончания.
полянка;
перелистать;
задумались;
преграда.
№ 2. От какого слова образовано слово МОЛОДОСТЬ?
молодеть;
молодежь;
смолоду;
молодой.
Зачет по теме «Словообразование»
II уровень
№ 1. В какой словообразовательной цепочке нарушена последовательность образования слов?
Душа – душевный – задушевный – задушевность.
Томить – утомить – утомительный – утомительно.
Цена – ценить – оценить – переоценка.
№ 2. Найдите ошибку в определении способа образования слова:
1) болтун – суффиксальный;
2) пылесос – сложение основ;
3) ванная – переход из одной части речи в другую;
4) переходник – приставочный.
Зачет по теме «Словообразование»
III уровень
Дан ряд слов: виноградник, осинник, ежевичник. Можно ли в
этот ряд включить слово подсолнечник ?
Напишите небольшое сочинение-объяснение.
При использовании разноуровневых заданий учащиеся самостоятельно регулируют свой индивидуальный темп работы. Выполнение заданий начинается с ученического уровня абсолютно всеми учащимися, независимо от их способностей. Обучение идёт снизу вверх. Применение этой технологии требует ведения дополнительного журнала или ведомости, где учитель делает отметки о выполнении уровневых заданий каждого ученика.
Принципы уровневой дифференциации:
Овладение обязательным уровнем подготовки.
Выделение и открытое предъявление всем участникам учебного процесса уровня обязательной подготовки.
Добровольность в выборе уровня усвоения и отчётности.
Соответствие содержания, контроля и оценивания знаний по уровневому подходу, в соответствии с которым контроль должен предусматривать проверку у всех учащихся достижения уровня обязательной подготовки. Это дополняется проверкой усвоения материала на более высоких уровнях.
Оценку «3» получают учащиеся, которые выполнили задания первого и 1 задание 2-ого уровня. Оценку «4» получают учащиеся, которые выполняют задания первого, второго и 1 задание 3-его уровня. Оценку «5» получают учащиеся, выполнившие все задания 1 – 3 уровней. За выполнение 4-ого творческого уровня оценка ставится дополнительно.
Применение разноуровневой дифференциации по системе Ж.А.Караева приводит к обучению посредством активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Разноуровневые задания, рассчитанные на 25 – 35 минут, желательно выполнять на уроках закрепления, повторения и обобщения знаний. Целью данной работы является проверка усвоения материала по отдельным темам и разделам, а затем составляется мониторинг для того, чтоб ученик видел результаты своей работы и ликвидировал пробелы в знаниях.
Технология уровневой дифференциации способствует решению задач современного урока:
гарантирует стопроцентное достижение цели обучения по всем темам, хотя бы на обязательном ученическом уровне;
обеспечивает развивающий принцип обучения учащихся за счёт выполнения заданий более высокого уровня усвоения.
Уровни.
1 уровень - ученический. Задания ученического уровня формируют репродуктивные умения в стандартной ситуации.
2 уровень – алгоритмический. Задания формируют репродуктивные умения в изменённой ситуации.
3 уровень – эвристический. Задания формируют исследовательские умения в нестандартной ситуации.
4 уровень – творческий. Задания рассчитаны на формирование творческих умений.
Уровневые задания позволяют комплексно выявлять результаты обучения и развития школьников.
Положительные и отрицательные аспекты уровневой дифференциации:

Карточки с дифференцированными заданиями по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» 9 класс
Задание 1-й группе (уровень А)
1. Подберите из текста комедии А.С. Грибоедова высказывания Чацкого об уме.
2. Прочитайте высказывания А.С.Пушкина и П.А.Катенина. Можете ли вы согласиться с высказываниями классиков?
А. С. Пушкин: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен... В комедии «Горе от ума» кто умное действующее лицо? Ответ: Грибоедов. А знаешь ли, что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Все, что говорит он, очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека — с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми...»
П. А. Катенин: «...в Чацком все достоинства и нет порока, но, по мнению моему, он говорит много, бранит все и проповедует некстати».
Задание 2-й группе (уровень В)
1. Сравните образ Чацкого и образ Стародума (комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль»). Можно ли согласиться с высказыванием П.А.Вяземского? Обоснуйте свою точку зрения с помощью цитат из произведения А.С.Грибоедова
П. А. Вяземский: «Сам герой комедии, молодой Чацкий, похож на Стародума. Благородство правил его почтенно; но способность, с которою он ex — abrupto проповедует на каждый попавшийся ему текст, нередко утомительна. Слушающие его речи точно могут применить к себе название его комедии, говоря: «Горе от ума »! Ум, каков у Чацкого, не есть завидный ни для себя, ни для других. В этом главный порок автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного умного человека, да и то бешеного и скучного».
Задание 3-й группе (уровень С)
1. Соотнесите образ Чацкого с современниками А.С.Грибоедова. Докажите справедливость высказываний с помощью текста комедии
А. П. Григорьев: «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы... честная и деятельная натура, при том еще натура борца».
А. М. Скабичевский: «Чацкий — это яркое олицетворение современников Грибоедова... Чацкий был именно из тех безрассудных проповедников, которые являлись первыми провозвестниками новых идей, готовы бывают проповедовать даже и тогда, когда их никто не слушает, как это и вышло с Чацким на балу у Фамусова».
Приложение 3.
Входная диагностика. 7 класс.
№ | Вид диагностики | Содержание задания | Кол-во баллов | Уровень сложности |
1. | Начитанность, читательский интерес и литературный кругозор | 1. Узнай героя по описанию. Назови автора и название произведения. Какие ещё произведения этого автора читал? Напиши названия. А) «Правда, он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Зато по щегольской одежде сразу было видно, что это человек благовоспитанный и со вкусом. На нем был очень красивый блестящий фиолетовый гусарский доломан весь в пуговичках и позументах, такие же рейтузы и столь щегольские сапожки, что едва ли доводилось носить подобные и офицерам, а тем паче студентам; они сидели на тоненьких ножках так ловко, будто были на них нарисованы. Конечно, нелепо было, что при таком костюме он прицепил на спину узкий неуклюжий плащ, словно выкроенный из дерева, а на голову нахлобучил шапчонку рудокопа, но Мари подумала: «Ведь крестный Дроссельмейер тоже ходит в прескверном сюртуке и в смешной шляпе, но это не мешает ему быть милым, дорогим крестным». Б) «Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник …, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых - дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж...» В) «Итак, все кончено, - сказал он сам себе, - еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты». И глаза его неподвижно остановились на портрете его матери. Живописец представил ее облокоченною на перила, в белом утреннем платье, с алой розою в волосах. «И портрет этот достанется 2врагу моего семейства, - подумал …, - он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его псарей, а в ее спальной, в комнате, где умер отец, поселится его приказчик или поместится его гарем. Нет! нет! пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». | 1 2 3 | А В С |
2. | Уровень читательского восприятия | 2. Найди четвёртое лишнее. Объясни своё решение. «Щелкунчик и Мышиный король», «Белая цапля», «Муму», «Русалочка» | 1 2 | А В |
3. | Умение актуализировать социально-нравственную проблематику | 3. Какое произведение, изученное в 6 классе, произвело на тебя самое сильное впечатление? Что тебя поразило, удивило, восхитило или вызвало другие эмоции? | 1 2 | А В |
4. | Навыки анализа произведения, его понимания и интерпретации | 4. Что высмеивает И.А.Крылов в своих баснях? Приведите примеры. Какие ещё сатирические произведения вы изучали? Напишите автора и название. | 1 2 3 | А В С |
5. | Объём теоретико-литературных знаний и умения применять их в анализе | 5. Составь предложения со словами эпос, лирика, драма. Включи в предложения названия прочитанных в 6 классе произведений. К какому литературному роду ты отнесёшь жанр баллады? ( В.А. Жуковский «Светлана», И.-В. Гёте «Лесной царь»)Почему? | 2 3 | В С |
6. | Уровень развития речи и литературно-творческих способностей | 6. Выбери одно задание, которое тебе интересно и выполни его. 1. Вспомни жанровые признаки сказки, отличия литературной и народной сказок. Подумай, о чём могли бы вести диалог литературная и народная сказки, составь диалог и грамотно запиши. 2. Ты, конечно, помнишь, что на родине Андерсена установлен памятник Русалочке. Кому из литературных героев ты бы поставил памятник и почему? Опиши словами свой проект памятника. 3. Как ты считаешь, для чего в 21 веке нужно изучать произведения далёкого прошлого: мифы, легенды, былины? | 2 3 3 | В С С |
Введение
Школа является образовательным учреждением, поэтому ведущей и системообразующей деятельностью школы является образовательная деятельность. Одной из основных задач обучения является воспитание образованного человека гуманными методами, в гуманных формах. Ключевыми проблемами являются: как обеспечить успешность каждого ученика в обучении; как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся?
Наверное, одно из основных противоречий в современной школе заключается в том, что, с одной стороны, процесс знаний носит индивидуальный характер, с другой – обучение организуется в массовом масштабе. В этой связи одна из задач заключается в гармоничном сочетании форм массового обучения и индивидуального усвоения знаний.
Один из возможных путей разрешения данного противоречия – дифференциация обучения, который следует рассматривать как одно из направлений гуманнизации современного процесса обучения, как часть дидактического и развивающего комплекса педагогики сотрудничества и технологии личностно ориентированного обучения.
Глава 1. Роль дифференциации в современном процессе обучения литературе
1.1. Дифференциация учебных заданий
Главная проблема школьного литературного образования в современной России — потеря интереса к чтению. В 21 веке при обучении литературе (а также и остальным учебным предметам) мы должны руководствоваться принципами, суть которых«идти в системе образования не от учебного предмета к ребёнку, а от ребёнка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, учить его с учётом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать»[1].
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированное обучение - это:
«1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых»[2].
Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) - это: 1) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; 2) комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
Принцип дифференциации обучения - положение, согласно которому педагогический процесс строится как дифференцированный. Одним из основных видов дифференциации (разделения) является индивидуальное обучение.
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
Реализация дифференцированного подхода предполагает формирование гомогенных типологических групп школьников. В дидактике и предметных методиках предлагается более 20 критериев деления учащихся на группы. Одни ученые предлагают объединять учащихся по успеваемости, устойчивости интереса и уровню познавательной самостоятельности, другие исходят из устойчивости восприятия, уровня развития памяти, типа мышления, соотношения наглядно-образного и словесно-логического компонентов мышления, уровня выполнения мыслительных операций, акцентуации характера, темпераменту и др.);, третьи называют следующие признаки: успеваемость по предмету, темп работы, информированность по предмету; способности, взаимоотношения учащихся и т.д.
Процесс дифференциации обучения должен учитывать особенности индивида, его психологические и личностные характеристики. В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации. Внешняя дифференциация - учащиеся специально объединяются в учебные группы. Внутренняя дифференциация – это организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке. Остановимся на внутренней дифференциации. Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении. Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности.
Внутренняя дифференциация предполагает условное деление класса:
- по уровню умственного развития (уровню достижений);
- по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и т.д.).
1.2. Разноуровневая дифференциация
Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
По результатам диагностирования класс делится по уровням:
1-ая группа – ученики с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач), возможностями, показателями успеваемости по определенным предметам, умеющие хорошо работать. Ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения. Они обладают устойчивым вниманием, при наблюдении вычленяют признаки предмета; в результате наблюдения у них формируется первоначальное понятие. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом.
2-ая группа – учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам), показателями обучаемости, интеллектуальной работоспособностью, учебной мотивацией, интересом. Ученики с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. Не могут самостоятельно выделять признаки предмета, их представления бедны и отрывочны. Чтобы запомнить материал, им необходимы многократные повторения. Внешне их психические особенности проявляются в торопливости, эмоциональности, невнимательности и несообразительности. Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.
3-я группа – учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), сформированности познавательного интереса, мотивации учения, показателями успеваемости, быстрой утомляемостью, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд "слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии особого подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.
Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда.
Выделение трех групп учеников в классе в значительной мере помогает учителям в подборе разноуровневых заданий для них. Каждое задание предполагает определенные цели и требования. Задания в группах выполняются самостоятельно.
На уроках литературы возможно использование заданий по степени углубления в текст и контекст с дифференциацией на слабых, средних и сильных учеников. Это могут быть такие задания, как:
1. Беседа внутри малой группы (работа в группе создаёт особо благоприятные условия для проявления личностных качеств).
2. Письменный ответ на вопрос (еще М. А. Рыбникова говорила о том, что «письменная работа во всех ее видах – метод усвоения пройденного, материал для работы мысли, для роста сознания ученика». Не может же ученик механически подытоживать достижения, сделанные в ряде предыдущих уроков, - нет, именно здесь-то он и растет, работая с пером в руках. Письменные ответы помогают ученику чувствовать себя уверенным при ответе (т. к. на первых уроках им разрешается даже читать ответы).
3. Индивидуальная самостоятельная работа (Под индивидуальной самостоятельной работой следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество с учащимися. Однако она открывает огромные возможности для сотрудничества ученика с учителем. Обязанности учителя при этом не менее сложны и ответственны, чем ученика. Необходим тщательный анализ содержания учебного материала, на основе которого учитель умеет выделить те же вопросы, которые доступны отдельным учащимся для самостоятельной проработки и важны для развития познавательного интереса. Например, работа с карточками. Кроме того, задания написание реферата по истории создания произведения, сопоставление различных режиссерских постановок произведения и т.д.; также сюда можно отнести задания, учитывающие различные таланты учащихся: кто умеет рисовать – нарисовать главные эпизоды из произведения и придумать к ним обложку; кто хорошо владеет компьютером – сделать презентацию о биографии писателя или поэта, презентацию-рекламу к изучаемому произведению; усидчивым учащимся – составить кроссворд по изучаемому произведению);
4. Задания различного уровня сложности (усложнение может происходить за счет привлечения пройденного материала, за счет усложнения видов работы, усиления уровня творческой деятельности необходимой при выполнении задания. Например, пересказ фрагмента – анализ фрагмента, ответить на вопросы к произведению по плану – самостоятельно составить вопросы и ответить на них).
Эффективность занятий по литературе во многом зависит от тех требований, которые мы предъявляем ученику. Можно отметить следующие разноуровневые задания по степени углубления в текст и контекст:
Уровень «3»
1). Задания репродуктивного характера.
- подготовить выразительное чтение;
- выучить поэтическое произведение;
- выписать определения литературоведческих терминов;
- пересказать наиболее интересные эпизоды;
2). Эмоции читателя выполняют роль «разведчика», прокладывающего пути к сложным интеллектуальным действиям.
- определить и обосновать собственное отношение к произведению и его героям;
- объяснить заголовок и придумать свой (а это уже творческое задание).
Уровень «4» - задания этого уровня направлены на развитие умений:
- выявить проблемы, поставленные в произведениях;
- сопоставлять образы персонажей и анализировать их поведение;
- определять авторскую позицию, позицию героев и собственные позиции;
- связывать изображенную эпоху со временем создания произведения;
- давать развернутую характеристику литературному персонажу;
- кратко и точно излагать нужную точку зрения.
Уровень «5» - наиболее сложный:
Учащиеся вместе с учителем пытаются найти в тексте художественные средства.
- понять художественную форму произведения;
- сопоставить произведения нескольких писателей и их образов (и персонажей этих произведений);
- сопоставить произведения разных видов искусств;
- сопоставить разные точки зрения на одно произведение;
- написать сочинение на заданные темы, творческую работу.
1.3. Дифференциация по личностно-психологическим типам (темперамент, характер, тип мышления)
Темперамент – это устойчивое объединение индивидуальных особенностей личности, связанных с динамическими особенностями его психической деятельности, то есть темпа, ритма, интенсивности отдельных психических процессов и состояний. Темперамент составляет основу развития характера.
Учет этих особенностей позволяет создавать благоприятные условия для школьников на уроках литературы. Учитель средней школы может определить названные особенности, опираясь на анкетирование, беседы с учениками, их родителями, школьным психологом.
Известно четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.
Холерик обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью, сильно подвижной выразительной мимикой, жесты его порывисты, он вспыльчив, суетлив, нетерпелив. Если ярко выраженный холерик сидит за партой, он всегда готов вскочить; если выполняет интересную или важную для него работу, он – весь внимание, все его мысли, эмоции, движения сконцентрированы на ней. Но потом ребенок испытывает упадок сил и, пока не восстановит их, организовать его очень трудно.
В связи с вышесказанным необходимо отметить, что задания на уроках литературы для холериков должны быть интересными и привлекающими для них, создающими «ситуацию успеха».
Сангвиник говорит громко, быстро, отчетливо, сопровождает речь выразительными жестами и мимикой, он весел, энергичен, деловит. Сидит за партой обычно непринужденно. Необходимо постоянно поддерживать интерес сангвиников. Если им скучно, они начинают играть с ручками, карандашами и т.д. или заниматься посторонними делами.
Поскольку сангвиники уверенны в себе, их речь громкая и сопровождается выразительной мимикой, то целесообразно задавать им выразительное чтение отрывка художественного произведения или целого стихотворения, либо выразительное чтения наизусть.
Речь флегматика спокойна, равномерна, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции, мимики; флегматик спокоен, рассудителен, молчалив, медлителен. За партой сидит спокойно, непринужденно, не вертится, даже когда прозвенит звонок встает как бы нехотя, не сразу.
Флегматики несколько неуверенно чувствуют себя в новых, необычных ситуациях, поэтому предпочитают, чтобы необходимый речевой материал был заранее подготовлен. Кроме того, им больше нравится работать письменно с книгой.
Меланхолик обладает слабой неритмичной речью, иногда снижающейся до шепота, стеснителен, застенчив, малоактивен, робок, необщителен. Голова часто опущена, подбородок втянут. Внешне ребенок спокоен, его можно принять за флегматика. Однако беседы с родителями, близкими помогут узнать, что он сильно переживает из-за неудач: впадает в уныние, плачет, плохо спит и т.д.
Работая в группе, их самочувствие при выполнении заданий, зависит от того, кто подобран им в партеры.
Кроме того, по типологическим особенностям и самооценки учащихся можно разделить на два типа: экстраверты и интроверты. Экстраверты – обычно холерики и сангвиники; интроверты – флегматики и меланхолики.
Экстраверты, особенно холерики, не любят письменных видов работ, избегают их, часто не доделывают, не пользуются черновиками. В связи с этим, будет правильнее задавать таким детям устные задания: различные инсценировки, устные пересказы, чтение наизусть.
Интроверты же больше любят работать с книгой, выполнять письменную работу. Стремятся не только набросать план устного высказывания, но и полностью его записать. Целесообразными заданиями для интровертов становятся: письменные ответы на вопросы, самостоятельное написание вопросов к тексту произведения, сочинения, рефераты.
При изучении образов литературных героев, при написании сочинений и составлении портретных характеристик каждому типу личности интереснее рассмотреть и понять поступки и характер героев, аналогичных учащемуся по темпераменту и характеру: сангвиникам – веселые и жизнерадостные типы героев (Стива Облонский – герой романа Л.Н.Толстого "Анна Каренина"; Ольга Ларина ("Евгений Онегин"), холерикам – эмоциональные, энергичные, вспыльчивые типы героев (старый князь Болконский – из романа Л.Н.Толстого "Война и мир"; Ноздрев – герой "Мертвых душ" Н.В.Гоголя; Григорий Мелехов – герой романа М.Шолохова "Тихий Дон"), флегматикам - уравновешенные, спокойные, статичные типы героев (Илья Обломов – герой романа И.А.Гончарова "Обломов"; герой "Мертвых душ" – Собакевич; герой романа Л.Н.Толстого "Война и мир" Пьер Безухов), меланхоликам – необщительные, неэнергичные, слабые типы герое (княжна Марья Болконская – героиня романа Л.Н.Толстого "Война и мир"; Татьяна – героиня романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин" - в литературе). Однако, ввиду компенсации отрицательных проявлений своего характера, необходимо постепенно предлагать учащимся анализировать противоположных им по темпераменту героев.
1.4. Определение уровня литературного развития учащихся
Выпускник основной и средней школы должен не только прочитать программные произведения, но и уметь их адекватно воспринимать и грамотно анализировать в контексте родо-жанровой природы и авторской концепции, применяя знания по истории и теории литературы и владея основными видами речевой деятельности. Добиться этих важных умений и углубить их у учащихся, склонных к гуманитарному знанию, можно только с помощью личностно-ориентированного образования и дифференцированного подхода в обучении.
В методике преподавания литературы доказано, что учителю необходимо регулярно определять уровень развития тех или иных читательских качеств учащихся. При проведении диагностики важно учитывать такие сферы литературного развития учащихся, как:
1. Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор.
2. Уровень читательского восприятия.
3. Способность к актуализации социально-нравственной проблематики произведения.
4. Навыки анализа произведения, связанные с его пониманием
и интерпретацией.
5. Объём теоретико-литературных знаний и умение применять
их в анализе текста.
6. Уровень развития речи и литературно-творческие способности.
В результате диагностики выделяются три группы учащихся с разным уровнем развития: базовым, продвинутым и углубленным.
Вследствие выявления таких групп мы можем строить уроки по изучению художественных произведений на основе дифференциации учебных заданий по уровню развития школьников. Благодаря системности продуманных действий дифференциация обучения последовательно осуществляется на всех этапах изучения произведения, на всех типах уроков: и на вступительных занятиях, и на уроках анализа текста, где идет обучение восприятию, пониманию и интерпретации, и на заключительных уроках.
Глава 2. Дифференциация учебных заданий в средней школе на уроках литературы разных типов
2.1. Построение разнотипных уроков литературы с дифференциацией по уровню литературного развития учащихся
В качестве примера рассмотрим разные типы уроков в 6 классе по изучению сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» и на их примере покажем, как работают учебные задания с дифференциацией по уровням литературного развития (базовым, продвинутым и углубленным).
Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения
Класс 6
Литературная тема М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
Тема урока Краткие сведения о М.М. Пришвине.
Тип урока вступительный
Триединая задача (образовательные, воспитательные, развивающие задачи урока)
образовательные: познакомить с фактами жизни и творчества М.М. Пришвина; подготовить к восприятию сказки-были «Кладовая солнца»; расширить читательский кругозор учащихся; формировать умения выделять главное в ходе прослушивания сообщений учителя и учащихся.
воспитательные: воспитывать интерес к жизни и творчеству М.М. Пришвина.
развивающие: развивать монологическую речь, коммуникативные умения.
№ | Аспекты учебной деятельности | Уровень литературного развития учащихся |
низкий | средний | высокий |
1 | Методы обучения | Репродуктивная деятельность | Частично-поисковый | Исследовательский |
2 | Вопросы | 1 группа Что рассказывает о своём детстве сам Пришвин в одном из своих писем? | 2 группа Почему мама Пришвина прозвала его «соловьем»? | 3 группа Что особенно близки и дорого К.Г. Паустовскому в творчестве М.М. Пришвина? Как эпиграф перекликается с мыслями К.Г. Паустовского? |
3 | Повторяемый материал | Понятие «эпиграф» | Понятие «эпиграф» | Понятие «эпиграф» |
4 | Самостоятельная работа | Найдите в словаре определения понятий «сказка», «быль». | Среди данных портретов найдите портреты Пришвина разных лет. | Заполните правую часть таблицы (в левой части – даты из жизни Пришвина). |
5 | Контроль и обратная связь | Устный опрос | Устный опрос | Устный опрос |
8 | Планируемые результаты | развитие речи, мотивация познавательной активности | побуждение учащихся к чтению и осмыслению сказки-были «Кладовая солнца» | развитие мотивации к изучению сказки-были |
9 | Формы организации учебной деятельности | Лекция, групповая работа, фронтальный опрос | Лекция, групповая работа, фронтальный опрос | Лекция, групповая работа, фронтальный опрос |
10 | Домашнее задание | Как началась писательская деятельность Пришвина? | Составить устный портрет писателя М.М. Пришвина. | Подготовить сообщение об истории создания произведения. |
Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения
Класс 6
Литературная тема М.М. Пришвин «Кладовая солнца»
Тема урока «Настя и Митраша»
Тип урока комбинированный
Триединая задача (образовательные, воспитательные, развивающие задачи урока)
образовательные: формировать навык составления художественного пересказа, выразительного чтения по ролям, анализа эпического произведения в единстве формы и содержания; выявлять свойства характеров героев; уметь определять авторскую позиции, роли сказочных мотивов в произведении.
воспитательные: воспитывать культуру речевого общения, любовь к родному слову, родной природе.
развивающие: развивать нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе лексической работы.
№ | Аспекты учебной деятельности | Уровень литературного развития учащихся |
низкий | средний | высокий |
1 | Методы обучения | Репродуктивная деятельность | Частично-поисковый | Исследовательский |
2 | Вопросы | 1 группа Назовите героев произведения «Кладовая солнца». Какие эпизоды повести показались нам наиболее захватывающими? (пересказ) Выразительное чтение эпизода от слов «Точно так же, как и покойная мать…» до слов «…и, наверное, что-то смекает». Скажите, зачем отправились дети в лес? Припомните, а что ищут обычно сказочные герои? За какими сокровищами и чудесами охотятся? В сказке-были все события вымышленные? Чтение по ролям от слов «Кислая и очень полезная для здоровья ягода клюква растет в болотах...» до слов «И терпеливо повторил ей уже на ходу все, что слышал от отца о не известной никому палестинке, где растет сладкая клюква». | 2 группа На какие группы можно условно разделить героев произведения? Вспомните сказки, где героями тоже являются брат и сестра. Найдите в тексте слова, передающие авторское отношение к героям. Почему можно утверждать, что осиротев, дети не остались беззащитными? Какую роль в их жизни играют односельчане? Кто виноват в ссоре между братом и сестрой? Можно ли клюкву сравнить с сокровищем? К какому сокровищу она ближе всего? В какой момент сказочные мотивы начинают звучать более отчетливо? Почему стон и вой несчастных деревьев не дают покоя обитателям леса (лисичке, одичавшей собаке на болоте)? | 3 группа Вспомните сказки, где героями тоже являются брат и сестра. Какой смысл вкладывает автор в слова золотая курочка, мужичок в мешочке? Где произошла ссора брата и сестры? Какой сказочный мотив можно узнать здесь? На какую деталь обращает наше внимание автор в эпизоде «Ель и сосна»? Почему рассказ о приключениях Насти и Митраши на болоте начинается с описания жизни несчастных деревьев? |
3 | Повторяемый материал | Сказочные мотивы (волшебные предметы, герои-помощники) | Сказочные мотивы (волшебные предметы, герои-помощники) | Сказочные мотивы (волшебные предметы, герои-помощники) |
4 | Самостоятельная работа | Подготовить выразительное чтение отрывка от слов «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время...» до слов «Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала». | Прочитать отрывок от слов «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время...» до слов «Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала». Выписать из этого текста слова, передающие красоту окружающей природы. Какова природа в сказке-были? | Прочитать отрывок от слов «Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время...» до слов «Ветер рванул еще раз, и тогда нажала сосна, и ель зарычала». Назвать сказочные образы в указанном отрывке, объяснить их значение. Найти в тексте ответ на вопрос: «Как природа пытается предотвратить несчастье?» |
5 | Контроль и обратная связь | На чьей стороне ваши симпатии? | На чьей стороне симпатии автора? | Как пейзажи помогают в понимании человеческих характеров? Какие свойства характера М.М. Пришвина присущи Митраше? |
8 | Планируемые результаты | развитие речи, умение составлять художественный пересказ, выразительно читать эпизод, определять собственную позицию | умение анализировать произведение, выявлять черты характеров героев | умения анализировать произведение, выявлять черты характеров героев, выявлять авторскую позицию, роль сказочных мотивов в произведении |
9 | Формы организации учебной деятельности | Фронтальный опрос, групповая работа, работа с иллюстрациями | Фронтальный опрос, групповая работа, работа с иллюстрациями | Фронтальный опрос, групповая работа, работа с иллюстрациями |
10 | Домашнее задание | Карточки для письменных ответов. 1.Что заставило Митрашу пойти по неизведанной тропе? 2.Расскажите о поведении Насти, когда она оказалась одна? 3.Чем были удивлены жители деревни, когда дети вернулись домой? | Карточки для письменных ответов. 1. Почему Митраша попал в беду? 2. Почему Настя забыла о брате? 3. Как вы думаете, почему Травка пришла на помощь человеку? 4. Найдите одно, два описания природы в «Кладовой солнца». Какую роль они играют в раскрытии переживаний героев? | Карточки для письменных ответов. 1. Какой смысл вкладывает автор в слова «кладовая солнца»? 2. Как автор относится к Митраше и Насте? 3. Докажите, что в произведении ребята «проходят проверку на мужество, выносливость»? 4. Приведите примеры олицетворения в повести. |
Заключительный урок по произведению
«Кладовая солнца» М.М. Пришвина
Задания для учащихся с низким уровнем литературного развития Сочинение. Мой любимый герой в произведении «Кладовая солнца» М.М. Пришвина»
Творческая работа. Нарисовать иллюстрацию к произведению.
Задания для учащихся со средним уровнем литературного развития Сочинение «Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши».
Творческая работа. Подготовить цитатный план по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»
Задания для учащихся с высоким уровнем литературного развития
Сочинение «Сказка и быль в произведении Пришвина» (исследуя текст, выявить элементы сказки и были)
Творческая работа. Слайдовая презентация «Кладовая солнца» М.М. Пришвина в иллюстрациях Е.М. Рачева».
Заключение
Таким образом, мы показали на практике как возможно применять задания с дифференциацией по уровню литературного развития на разных типах уроков. Такие задания способствуют развитию познавательного интереса, развитию способностей; создают для учащихся с низкими способностями ситуацию комфортности, придают уверенность в своих силах; для учащихся со средними способностями дают возможность видеть образец лучших ответов и пытаться создавать свои; увеличивают объем изучаемого материала, высвобождают время для закрепления ранее изученного.
Применение данной формы организации учебного процесса на уроках литературы вызывает положительные эмоции, благотворно влияет на учебную мотивацию и отношение к учебной работе; содействует формированию и сохранению неповторимой индивидуальной личности каждого обучающегося, ведь для достижения цели у каждого есть возможность выбора.
Индивидуальные и групповые задания дифференцируют виды деятельности учащихся на всех этапах урока, углубляют знания и закрепляют учебный материал на практике.
Таким образом, благодаря технологии дифференцированного обучения учитель может эффективно проверить знания своих учеников и сберечь при этом время.