Просмотр содержимого документа
«Текст для работы по подготовке к ОГЭ по обществознанию.»
Прочитайте текст и выполните задания 21-24. Для записи ответов на задания используйте бланк ответов №2. Запишите сначала номер задания, а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Все перспективы социального и экономического, научного и культурного развития прямо зависят от того, насколько здоровы наши дети, каков уровень их физической и интеллектуальной работоспособности. На сегодняшний день мы можем констатировать факт социально-психологической и экономической девиации подрастающего поколения. Показатели официальной статистики дают основание полагать, что подростки с большим трудом адаптируются к новым социально-экономическим условиям. Преступность несовершеннолетних связана как с общесоциальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер. Основные причины преступлений несовершеннолетних связаны, прежде всего, с теми экономическими, политическими и культурными преобразованиями, которые происходят в нашей стране и оказывают далеко не самое благоприятное воздействие на подростков.
Существуют две точки зрения определения понятия правонарушения. По мнению С. А. Беличевой, «правонарушение — это так называемый докриминогенный уровень асоциального поведения, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мягких поступков, правил поведения в общественных местах, уклонений от учебы, в употреблении алкоголя, наркотических, токсических средств, разрушающих психику и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности» [2, с.32]. Несколько по-иному трактует понятие «правонарушение» В. И. Курбатов. Он рассматривает правонарушение как «виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность» [3, с.248].
Выделяются следующие виды делинквентного поведения: агресивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные против личности человека; корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта, и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением нарушить материальную выгоду; распространение и продажа наркотиков.
Чаще всего подростки совершают правонарушения в свободное от учебы время, большинство правонарушений совершается подростками в вечернее время, примерно в 20.00–21.00 час. В течение года пик преступных проявлений приходится на каникулы, что связано с ослаблением социального контроля за подростками. Изучение динамики подростковых правонарушений показывает, что наблюдается значительный рост девиантного поведения несовершеннолетних женского пола. Женская преступность является показателем нравственного здоровья общества, его духовности, отношения к базовым общечеловеческим ценностям.
Н. А. Джанибекова, Ш. А. Зарипов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 357-359. —
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
22. Какие две точки зрения определения понятия правонарушения приводятся в тексте. В чем сходство и в чем различие данных определений? Какие виды делинквентного поведения выделяет автор?
23. Существует определенная связь между возможностями формирования противоправного поведения детей и образовательным уровнем родителей. На основании обществоведческих, исторических знаний, фактов общественной жизни приведите другие причины противоправного поведения подростков. (Каждый пример должен быть сформулирован развернуто)
24. Автор считает, что «женская преступность является показателем нравственного здоровья общества, его духовности, отношения к базовым общечеловеческим ценностям». Приведите два аргумента (объяснения) в защиту авторской позиции.